Файл: Учебнометодическое пособие для бакалавров по направлению 38. 03. 02 Менеджмент Саратов Издательство Саратовского университета 2022 удк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 712
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сметная стоимость рассчитывается до начала строительства и корректи- руется на протяжении всего периода строительства. Соответственно, выделя- ют плановую и фактическую стоимость строительного объекта. Для расчета стоимости строительного объекта используются следующие методы: ресурс- ный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, модульный, сравнительной единицы
5
Прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конеч- ной продукции типового строительного объекта (1 кв. м полезной или жилой площади, одно-, двух-, трехкомнатная квартира). Устанавливается производи- телем строительных работ на основе затрат и рыночной конъюнктуры.
Сметная стоимость строительства отражает затратный подход к ценооб- разованию и является основой для установления договорной цены.
Договорная (рыночная) цена устанавливается на основе договора меж- ду заказчиками и подрядчиками на уже готовый объект и учитывает спрос и предложение на данном строительном сегменте, рыночные цены конкурен- тов, инвестиционную активность в регионе.
Цены на продукцию
сельского хозяйства
Закупочные цены – оптовые цены, по которым ре- ализуется сельскохозяйственная продукция сельскохо- зяйственными предприятиями и фермерами. Устанавли- ваются в зависимости от соотношения спроса и предложения и включают себестоимость, прибыль и НДС
6
На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены фактической продажи, в которых учитываются цены продукции, реализован- ной заготовительным и торгово-закупочным организациям, на сельскохозяй- ственном оптовом рынке (ярмарке). Закупочные цены не предназначены для реализации товаров непосредственно населению. Продукция несельскохозяй- ственного происхождения реализуется сельскохозяйственными организация- ми не по закупочным, а уже по оптовым ценам. Например, если сельскохо- зяйственная организация имеет цех консервирования, то готовая продукция консервирования будет реализовываться уже по оптовым ценам.
По закупочным ценам государство приобретает сельскохозяйственные продукты и другие виды товаров у производителей для государственных нужд и для поддержания сельскохозяйственного производства. Реализация сельскохозяйственной продукции негосударственным структурам, как пра- вило, осуществляется по договорным закупочным ценам, устанавливаемым на основе соглашения сторон в зависимости от конъюнктуры рынка.
5
См.: Ценообразование : учебник и практикум для бакалавриата / под ред. Т. Г. Касьяненко.
С. 295.
6
От понятия «закупочные цены» следует отличать понятие «цены государственных заку- пок», по которым государственные органы ведут закупки разных видов продукции (а не только сельскохозяйственной) для формирования централизованных государственных фондов.
128
На закупочные цены сильное влияние оказывает инфляция, так как результаты своего труда сельскохозяйственные работники реализуют один раз в году, а покупают необходимые материально-технические ресурсы по- стоянно на протяжении всего года в условиях непрерывного роста цен.
Поэтому сельское хозяйство нуждается в постоянной экономической и со- циальной поддержке со стороны государства (льготных кредитах, дотации,
обеспечении материально-техническими ресурсами (техникой, транспортом,
топливом, удобрениями), осуществлении закупок определенного количества сельскохозяйственной продукции по гарантированным закупочным ценам,
соблюдении паритета цен промышленной и сельскохозяйственной продук- ции, чтобы реализация последней была выгодна сельским товаропроизводи- телям). В экономически развитых зарубежных странах государство постоян- но оказывает помощь сельскому хозяйству в виде закупок по гарантирован- ным ценам урожая зерновых культур, молочных, мясных продуктов и другой сельскохозяйственной продукции, выделения фермерским хозяйствам суб- венций (финансовой поддержки).
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 21
Тарифы на услуги
транспортного комплекса
Цены, формируемые на услуги транспортного ком- плекса, включающего железнодорожный, речной,
морской, автомобильный, воздушный и трубопро- водный виды транспорта, представляют собой транспортные тарифы.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за пере- мещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов с учетом погрузо-разгрузочных работ и населения. Со- ставными элементами транспортных тарифов являются издержки, прибыль транспортных организаций и НДС. Особенностями издержек транспортных тарифов является их деление на составляющие: ставки за начально-конеч- ные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за движенческую операцию
(транспортировка грузов) – фрахт.
Спецификой рыночных структур, в рамках которых работает железно- дорожный и трубопроводный транспорт, является наличие естественно-мо- нопольного звена, что порождает необходимость государственного регули- рования тарифов. Государство устанавливает общий уровень тарифов на пе- ревозки грузов и пассажиров исходя из приближения тарифов к предельным издержкам, средним издержкам, применяя ценовую дискриминацию, регули- руя норму прибыли в тарифе.
С 1991 г. началась либерализация тарифного регулирования на всех видах транспорта, кроме железнодорожного. Постановлением Правительства
РФ № 724 от 17.09.1992 (с изм. и доп. от 04.12.2001) установлен предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозку пассажиров воздушным транспортом в размере 20% себестоимости.
129
15.12.2004 г. утверждено постановление Правительства РФ № 787
«Об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте». С 01.08.1995 г. разработана Минэкномразвития, Минфином и ПАО «РЖД» и введена система тарифов, дифференцированных по клас- сам грузов. С 2014 г. был осуществлен переход на долгосрочное тарифное регулирование грузовых железнодорожных перевозок методом доходности на инвестированный капитал. С августа 2003 г. введен в действие Прейс- курант № 10-01 «Тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспор- том и услуги инфраструктуры», представляющий собой унифицированные тарифные ставки по классам грузов, видам сообщения (внутригосударствен- ному и международному через российские порты и пограничные передаточ- ные станции РФ). Ежегодно Федеральная антимонопольная служба (ФАС)
осуществляет индексацию тарифов Прейскуранта.
ФЗ от 13.07.2015 № 248-ФЗ ввел в России платный проезд по федераль- ным трассам для грузовых автомобилей, имеющих массу больше 12 т или превышение габаритов.
Помимо прямого воздействия на ценообразование государство воздей- ствует на институциональную структуру, осуществляет инвестиции, ссу- ды, субсидии, дотации местным администрациям, предоставляет налоговые и амортизационные льготы транспортным отраслям, устанавливает налоги на топливо, дорожные сборы, финансирует научные и другие программы развития.
Уровень тарифов на перевозки морским транспортом устанавливают на базе мировых фрахтовых ставок и линейных тарифов по соответствую- щим грузам и направлениям. Тарифы линейного судоходства дифференциро- ваны в зависимости от вида груза и порта погрузки и выгрузки. В междуна- родных справочниках Shipping Statistics and Market Review, Lioyd’s Shipping
Economist (LSE) приводятся мировые и региональные индексы тарифов для танкеров, балкеров и контейнеровозов, которые разрабатываются линейной компанией и их объединением и применяются в течение длительного време- ни для всех клиентов данной линии. Также существуют справочные ставки тарифа за портовое обслуживание груза и системы портовых сборов.
Цены в сфере услуг
Сложности в ценообразовании в сфере услуг связаны с особенностями услуг как товара – их неосязаемостью,
неразрывностью процесса производства и потребления, непостоянством ка- чества, несохраняемостью. Эти особенности порождают сложности в выяв- лении экономической ценности услуги для потребителя до ее получения,
и основные методы ценообразования в сфере услуг являются затратными.
Несмотря на это, в практике используются стратегия сегментирования, стра- тегии ценовой дискриминации и общие ценовые стратегии «снятия сливок»,
«проникновения», «нейтральная».
130
Ценность услуги зависит не только от результата ее оказания, но и от процесса, который сопровождает или предшествует потреблению (время ожидания, окружение, внимательность персонала, удобство с точки зрения транспорта, психологические аспекты потребления). Соответственно, в за- висимости от данных факторов формируется целая система дифференциро- ванных цен. В силу неразрывности процесса производства и потребления в структуре цены отсутствуют оптово-снабженческая и торговая надбавки.
На большинство видов услуг применяются свободные рыночные цены,
состоящие из себестоимости, прибыли и НДС. Цены могут рассчитываться:
– на единицу потребляемой услуги (билет в кино, музей, театр);
– как интегральные или агрегатные, представляющие собой сумму цен на отдельные виды работ, необходимых для оказания данной услуги
(ремонт бытовой техники, одежды, обуви, стоматологические услуги);
– как комплексные, используемые при реализации взаимодополняющих услуг (цена на туристические услуги, цены в домах отдыха);
– по принципу абонемента, дающего право пользоваться данной услугой в течение определенного времени (проездной билет на общественный транспорт, абонемент в бассейн, фитнес-зал).
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги и услуги городского транс- порта, цены на услуги системы ОМС, организаций, оказывающих ритуаль- ные услуги, являются регулируемыми. Цены на большинство услуг в насто- ящее время являются свободными, т. е. устанавливаются производителями исходя из конъюнктуры рынка.
7.3. Классификация цен в зависимости от территории действия
(по географическому принципу)
Географический принцип – это критерий выделения цен для потре- бителей в разных частях страны. Соответственно, выделяют цены единые по стране и региональные (зональные, местные, цены на основе базиса).
Цены единые по стране или поясные – устанавливаются и регулируются
Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти на та- кие виды товаров, как газ, электро- и теплоэнергия, нефть и нефтепродукты,
перевозки пассажиров, услуги почтовой связи.
Региональные и местные цены регулируются региональными органами власти и управления и ориентируются на издержки производства и реализа- ции, складывающиеся в данном регионе. Это цены на большинство комму- нальных услуг. Зональные цены – это цены, при которых заказчики, находя- щиеся в пределах определенной зоны, платят одну цену, которая становится выше по мере удаления зоны от производителя. Выделяется несколько гео- графических зон с различными ценами.
Цены на основе базиса позволяют продавцу выбрать город, порт, стан- цию для базиса и взимать со всех заказчиков транспортные расходы до ба-
131
зисного пункта назначения товаров. Кроме того, под базисными условиями понимают отражение в цене расходов не только на транспортировку, но и на погрузку, разгрузку и страхование продукции.
В современной российской практике при национальных поставках ис- пользуют традиционные отечественные правила формирования цен по базис- ным условиям: цены-нетто – цены на месте купли-продажи, а также цены- брутто, или фактурные цены, определяемые с учетом условий купли-про- дажи (вида и размера налогов, наличия скидок, вида «франко» и условий страховки).
Данное разнообразие цен называется системой франкирования. Термин
«франко» отражает дифференциацию цен в зависимости от того, на кого –
продавца или покупателя – ложатся транспортные расходы. «Франко» пока- зывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупа- телю поставщик возмещает транспортные расходы. В основном используют- ся цены франко-отправления и франко-назначения.
Цены франко-отправления – цены, которые, помимо затрат на производ- ство и необходимой прибыли, включают транспортные расходы до пункта начала основной транспортировки груза. Например, добытый уголь от шахты доставляется до ближайшей железнодорожной станции, откуда будет транс- портироваться на большое расстояние. Цена с включением расходов до стан- ции отправления называется ценой франко-станция отправления (табл. 7.1)
7
Аналогично формируются цены франко-пристань и франко-порт отправле- ния.
Таблица 7.1
Классификация цен на основе базисных условий
Расходы
Цена продукции на складе поставщика по доставке продукции на станцию отправления по погрузке продукции в вагоны на станции отправления по транспорти- ровке продукции до станции назначения по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя
Франко- поставщика
Франко-станция
Франко-вагон станция отправления
Франко-вагон станция назначения
Франко-станция назначения
Франко-склад потребителя
Цены франко-назначения – цены, включающие, помимо себестоимости и прибыли, расходы до пункта назначения вплоть до пункта потребления.
7
Ценообразование : учебник. С. 98.
132
В современной российской практике при национальных поставках ис- пользуют традиционные отечественные правила формирования цен по базис- ным условиям: цены-нетто – цены на месте купли-продажи, а также цены- брутто, или фактурные цены, определяемые с учетом условий купли-про- дажи (вида и размера налогов, наличия скидок, вида «франко» и условий страховки).
Данное разнообразие цен называется системой франкирования. Термин
«франко» отражает дифференциацию цен в зависимости от того, на кого –
продавца или покупателя – ложатся транспортные расходы. «Франко» пока- зывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупа- телю поставщик возмещает транспортные расходы. В основном используют- ся цены франко-отправления и франко-назначения.
Цены франко-отправления – цены, которые, помимо затрат на производ- ство и необходимой прибыли, включают транспортные расходы до пункта начала основной транспортировки груза. Например, добытый уголь от шахты доставляется до ближайшей железнодорожной станции, откуда будет транс- портироваться на большое расстояние. Цена с включением расходов до стан- ции отправления называется ценой франко-станция отправления (табл. 7.1)
7
Аналогично формируются цены франко-пристань и франко-порт отправле- ния.
Таблица 7.1
Классификация цен на основе базисных условий
Расходы
Цена продукции на складе поставщика по доставке продукции на станцию отправления по погрузке продукции в вагоны на станции отправления по транспорти- ровке продукции до станции назначения по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя
Франко- поставщика
Франко-станция
Франко-вагон станция отправления
Франко-вагон станция назначения
Франко-станция назначения
Франко-склад потребителя
Цены франко-назначения – цены, включающие, помимо себестоимости и прибыли, расходы до пункта назначения вплоть до пункта потребления.
7
Ценообразование : учебник. С. 98.
132
В отличие от цен отправления эти цены содержат основную транспортную составляющую. Соответственно, при прочих равных условиях наибольшей ценой в зависимости от условий поставки является цена «франко-склад по- требителя», а наименьшей – «франко-склад изготовителя».
7.4. Классификация цен в зависимости от государственного
регулирования
В условиях рыночной экономики основной целью государственного ре- гулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной эко- номики – товаропроизводителя, покупателя и государства. Она может быть конкретизирована следующими целями:
– обеспечением экономической безопасности страны;
– защитой отечественного товаропроизводителя;
– защитой наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;
– созданием условий для нормальной конкуренции;
– ограничением власти предприятий – естественных монополистов;
– ограничением инфляционного роста цен в результате возникновения то- варного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;
– поддержанием ценовых пропорций.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации. На осно- вании этого положения Президент совместно с Правительством РФ обес- печивает реализацию ценовой политики и законодательства о ценообразо- вании. В структуре органов исполнительной власти предусматриваются ор- ганы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уров- не это Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти,
в частности Министерство экономического развития и торговли и Феде- ральная антимонопольная служба. На уровне субъектов Федерации вопроса- ми ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления.
В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализирован- ные подразделения по ценообразованию.
Основные направления государственной ценовой политики в Рос- сии определены Указом Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред.
от 22.05.2003) и соответствующим постановлением Правительства РФ от
07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулиро-
133