Файл: Хрестоматия по истории государства и права кабардинобалкарской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

142 ника Кавказского: Временными правилами для горских словесных судов
Кубанской и Терской областей, утвержденными 18 декабря 1870 года, и
Положением о сельских (аульных) обществах в горском населении
Терской области, утвержденным 30-го того же декабря. Согласно этим правительственным актам, судебная часть в горских обществах, впредь до распространения на них судебных уставов императора Александра
II, установлена на следующих основаниях.
В аулах учреждены сельские суды, состоящие из судей, изби- раемых сельским сходом в таком числе, какое он признает необходи- мым. При разборе дел присутствие суда должно состоять из нечетного числа судей, не менее трех. Сельский суд решает окончательно все споры и тяжбы между жителями того же сельского общества ценою до
30 рублей, а с разрешения начальника области и до 50 рублей, как о движимом и недвижимом имуществе в пределах сельского надела, так и по займам, покупкам, продажам и всякого рода обязательствам и сделкам, а равно и дела по вознаграждению за убытки и ущерб, причи- ненные имуществу. Окончательному же решению сельского суда под- лежат все без ограничения ценою иска споры и тяжбы между жителя- ми, которые тяжутся, по взаимному согласию представлять на реше- ние этого суда. Наряду с этим по всем делам, с которыми не соедине- ны преступления и проступки, жители как одного, так и разных об- ществ могут, вместо разбирательства в сельском суде, обращаться, по взаимному согласию, к третейскому словесному суду из избираемых сторонами посредников, на решение которых никаких жалоб не допус- кается. Из дел уголовного характера сельскому суду подсудны мало- важные проступки сельчан: порча воды в речках, канавах и колодезях, обиды на словах и действием, запашка или потрава чужого поля, порча изгородей, воровство на сумму до 10 рублей и т.д. Налагаемые при этом наказания не должны превышать ареста до 7 дней, общественных работ до 6 дней и денежного взыскания до 3 рублей.
Разбирательство в сельском суде производится словесно и пуб- лично. В случае нарушения судом своей компетенции или назначения взыскания выше предоставленного ему предела решения его отменя- ются Горским словесным судом по жалобам заинтересованных лиц или донесению чинов администрации (участковых начальников).
В Нальчике учрежден Горский словесный суд, состоящий под председательством начальника округа или его помощника из депута- тов от населения и ведающий делами в пределах компетенции миро- вых судей, но с некоторым расширением этой компетенции и за ис- ключением дел, подсудных сельским судам. Рассмотрению Горского словесного суда, кроме того, подлежат, в случае заявления одной из


143 сторон, те дела компетенции сельских судов, которые касаются не- движимой собственности или возникли между жителями разных сель- ских обществ. Решаются дела в Горском словесном суде изустно и публично, на основании местных обычаев, и только по таким делам, для решения которых обычай не сложился. На основании общих зако- нов империи дела о заключении и расторжении браков, о личных и имущественных правах, из брака вытекающих, о законности рождения и дела о наследстве, как тесно связанные с вероучением Корана, ре- шаются по постановлениям шариата, и в таких случаях в заседание суда приглашается местный кадий, который должен пояснить судьям относящиеся к рассматриваемому делу шариатские постановления и способ их применения. Приговор Горского словесного суда считается окончательным, когда им определяется денежное взыскание не свыше
30 рублей или арест на срок не более месяца и когда вознаграждение за вред или убытки не превышает 100 рублей.
Рассматривая эти постановления, нетрудно убедиться, что в ос- нову их положено полное признание местного обычного права и такие достояния современного процесса европейских народов, как гласность и публичность заседаний. Кроме того, в устранение всяких формаль- ностей допущено решение дел посредническим судом, который, как мы видели, является исконной формой суда у балкарцев.
Однако на практике горские словесные суды оказались не лишен- ными существенных недостатков, которые нередко ведут к нескончаемой волоките и сутяжничеству. Объясняется это отчасти разнообразием и многочисленностью возложенных на горские суды обязанностей (кроме дел собственно судебных, им поручены также дела нотариальные и дела бывших опекунских советов и наших дворянских опек), отчасти самой постановкой процесса и необходимостью решать огромное большинство дел при помощи присяжников и свидетелей, причем неявка одного-двух из них заставляет откладывать дело, не говоря уже об обычной склонно- сти туземных свидетелей к ложным показаниям.
Обращаясь к материальному праву балкарцев, нельзя не отме- тить и здесь существенное сходство его с осетинским. Так, подобно осетинскому, уголовное право Балкарского общества построено на принципе кровной мести и тальона (jus talionis), то есть возмездия рав- ным за равное (ветхозаветное «око за око, зуб за зуб»), и совершенно чуждо понятию публичного характера наказаний. Преступление рас- сматривается здесь как частное правонарушение и, прежде всего, как оскорбление рода того лица, против которого оно направлено. Отсюда обязанность рода мстить обидчику, если сам потерпевший (например, в случаях убийства или тяжкого увечья) лишен возможности отпла-


144 тить за себя. Институт кровной мести, совершенно чуждый нашему современному миросозерцанию, создался и поддерживался в те време- на, когда общественная власть или отсутствовала, или была слишком слаба для ограждения личности от преступных на нее посягательств, в родовом быту каждое отдельное лицо стояло под защитой рода, кото- рый и преследовал преступника, причем, согласно древнему мировоз- зрению, нашедшему себе выражение в Моисеевом законодательстве, наказание преступника должно было заключаться в причинении ему буквально того самого зла, какое он причинил своей жертве.
За убийство, поранение или увечье виновный должен был за- платить кровью. Только такая суровая мера отвечала господствовав- шему понятию о справедливости, удовлетворяла чувству мести и при отсутствии общественной власти являлась достаточной угрозой для злой воли преступника. С течением времени, когда нравы начали по- степенно смягчаться, и с разложением родового быта явилась пра- вильно организованная правительственная и судебная власть; кровная месть, являющаяся, собственно, видом самосуда, стала заменяться вы- купом, платой за кровь, причем определялся обыкновенно и размер этой платы в зависимости от сословного положения потерпевшего и имущественной состоятельности преступника. В Балкарии плата за убийство таубия назначалась обыкновенно в 1500 рублей, за лиц низ- ших сословий – значительно меньше. За тяжкие увечья полагалась по- ловина платы за кровь, за поранение, кроме того, еще и издержки на лечение. Как у всех первобытных народов, у балкарцев отсутствовало понятие о публичном характере наказания, и все преступления влекли за собой лишь денежные штрафы в пользу обиженного. Так, при кра- жах взыскание производилось в два, три, четыре и пять раз более стоимости похищенного. Влияние шариата на уголовное право бал- карцев сказалось в том, что выкупу подлежали не только оконченные преступления, но и покушения, чего осетинское право, развивавшееся вне влияния шариата, совсем не знает.
Ланге Б.А. Балкария и балкарцы // Кавказ. – Тифлис, 1903. –
25 окт. № 283; 29 окт. № 287; 30 окт. № 288; 5 ноября № 294; 12 нояб- ря № 301. Опубликовано: Антология памятников права народов Кавка- за. – Т. 11. Памятники права Балкарии. – Ростов-на-Дону: Перо, 2012. –
С. 314–332.

145
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22

РАЗДЕЛ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КБР
В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1917–1991 гг.)»
ОПЫТ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ
РЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА
Рассматривается кризис власти 1917 г., анализируется опыт
политической самоорганизации народов региона.
1. Конституция Союза объединенных горцев Северного Кав-
каза и Дагестана, принятая на I съезде
7 мая 1917 г.
Ст. 1. Союз Горцев Кавказа объединяет все горские племена
Кавказа, а также ногайцев и туркмен Ставропольской губ[ернии], яв- ляется членом Кавказского Мусульманского Союза и имеет целью, в видах обеспечения мирного сожительства всех народов Кавказа и Рос- сии, сплочение горцев для зашиты и упрочения завоеванных револю- цией свобод, проведения в жизнь демократических начал и зашиты общих дел всех горских племен политических, социальных и культур- но-национальных интересов.
Ст. 2. Органами власти Союза Горцев Северного Кавказа и Да- гестана являются: 1) Съезд Делегатов и 2) Центральный Комитет.
Ст. 3. На союзные органы возлагается: а)упрочение завоеванных революцией гражданских и полити- ческих свобод, б)обеспечение федеративного строя, в)охранение и укрепление права на самоопределение союзных народов, г)устранение междуплеменных конфликтов, д)охрана спокойствия и порядка, поскольку это не мешает быть осуществлено местнымиорганами, е)содействие организации власти у союзных народов.
Ст. 4. Каждый из союзных народов автономен в области своих внутренних народнохозяйственных интересов.
Ст. 5. Съезд Делегатов составляется из делегатов горских наро- дов, ногайцев и туркмен, по 1 представителю на 20000 душ населения, причем каждый народ имеет право, по крайней мере, на одного пред- ставителя и излишки свыше 10000 душ считаются за 20000 душ.
Ст. 6. Делегаты избираются путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, а там, где местными окружными или народны- ми комитетами это будет найдено невозможным по местным условиям

146 и при согласии Центрального Комитета, путем равного, тайного, все- общего и двустепенного голосования.
Ст. 7. Делегаты избираются на один год.
Ст. 8. Члены Съезда голосуют без инструкции.
Ст. 9. Суточные и прогон делегатам выдаются из союзного фонда.
Ст. 10. Съезд Делегатов является высшим распорядительным органом Союза, ему принадлежит высший надзор за союзным управ- лением, он определяет организацию и способ избрания союзных вла- стей; определяет меры внутренней безопасности для поддержания спокойствия и порядка; избирает членов Центр[ального] Комитета и
Духовного управления, разбирает окончательно все возникающие внутри союза вопросы; отменяет, в случае противоречия общесоюз- ным интересам, постановления народных и окружных собраний (сове- тов) устанавливает обложение для общесоюзных нужд; утверждает отчеты Центрального Комитета.
Ст. 11. Съезд Делегатов собирается каждые три месяца в срок, опре- деляемый Центральным] Комитетом; в экстренных случаях Центр[альный]
Комитет собирает Съезд Делегатов на чрезвычайную сессию.
Ст. 12. Каждая народность имеет право быть представленной в
Центр[альном] Комитете.
На настоящем съезде состав Центр [ального] Комитета опреде- ляется в числе 17 членов: 6 -от Дагестанской] области, 6 от Терской области, 2-от Кубан[ской] области и Черноморской губернии; 1 от
Закатальского округа, 1 от Абхазского народа; 1 от Ставрополь- ской] губ[ернии]. Члены Комитета избирают из своей среды председа- теля. Каждому члену Комитета полагается 1-й и 2-й кандидаты.
Ст. 13. Члены Центр[ального] Комитета и кандидаты к ним из- бираются на Съезде Делегатов, причем каждая область или губерния производит выборы отдельно, Съезд же санкционирует последние.
Ст. 14. Члены Центр[ального] Комитета ответственны перед
Съездом Делегатов.
Ст. 15. Центр[альному] Комитету предоставляется право кооп- тировать лиц с совещательным голосом.
Ст. 16. Центр[альный] Комитет управляет союзными делами, он следит за соблюдением союзной конституции и постановлений Съезда и принимает по собственной инициативе или по жалобе меры, необхо- димые, чтобы заставить соблюдать их; он заботится об обеспечении безопасности и спокойствия на территории Союза; блюдет за интере- сами Союза и предоставляет Съезду Делегатов проекты и доклады; ему принадлежит надзор за деятельностью должностных лиц.


147
Ст. 17. Центр[альный] комитет предоставляет Союз во вне. Все горские организации обязаны согласовать свою деятельность с пози- цией, занятой Центр [альным] Комитетом по отношению к негорским организациям.
Ст. 18. Все силы Союза, народная горская милиция и постоянная платная милиция находятся в распоряжении Центрального Комитета.
Ст. 19. Центр[альный] Комитет определяет порядок формирова- ния, обучения, снабжения, назначения и устранения начальников час- тей и вообще принимает все меры, необходимые для лучшей органи- зации использования сил Союза.
Ст. 20. Центральный] Комитет имеет право требовать от обла- стных, народных и окружных комитетов созыва народного или окруж- ного собрания [совета] и предлагать на обсуждение последних все во- просы, входящие в его компетенцию; если народные или окружные комитеты не выполняют этого требования, Центр [альный] Комитет имеет право непосредственно созвать народное или окружное собра- ние [совет].
Ст. 21. Если, вследствие внутренних раздоров, безвластия и других причин внутри отдельного народа создается положение, грозя- щее серьезными осложнениями, Центр[альный] Комитет имеет право по собственной инициативе или по представлению комитетов и комис- саров временно устранять и назначать лиц, отменять их постановления и принимать все необходимые меры.
Ст. 22. Все осложнения политического и общественного характера между отдельными горскими народами, возникающие внутри каждого наро- да, поскольку последние не могут быть разрешены компетентными народ- ными органами, подлежат разбирательству Центр[ального] Комитета.
Ст. 23. Все постановления Центр[ального] Комитета обязатель- ны для членов Союза; в случае неповиновения Центр[альному] Коми- тету последний может предложить Съезду Делегатов исключить из членов Союза.
Ст. 24. По вопросам, относящимся к компетенции союзных, ор- ган Дагестанский Областной Исполнительный Комитет, Терский Об- ластной Исполнительный Комитет [Горская фракция], Кубанский Об- ластной Горский Комитет, народные, окружные и городские комитеты являются местными органами Центр[ального] Комитета.
Ст. 25. При возникновении пререкания между Центр[альным]
Комитетом и местными органами относительно принадлежности из- вестного мероприятия к области общесоюзных задач, а следовательно и компетенции ЦК мнение решается в пользу Центр[ального] Комите-