Файл: Хрестоматия по истории государства и права кабардинобалкарской.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
148 та с правом для недовольной стороны обжаловать на ближайшем
Съезде Делегатов действия ЦК.
Ст. 26. Дела Центр[ального] Комитета распределяются по отде- лам, это распределение имеет своею единственною целью облегчение разбора и ведения дел; решения исходят от ЦК как единой власти.
Ст. 27. Для установления взаимной связи с местными организа- циями Центр[альный] Комитет приглашает, когда найдет это необхо- димым, представителей областных, окружных и народных комитетов с правом совещательного голоса.
Ст. 28. Центр[альный] Комитет посылает своих представителей в совет (бюро) Кавказского Мусульманского Союза.
Ст. 29. Союз имеет свой фонд, находящийся в распоряжении
Центр[ального] Комитета и свою печать.
Ст. 30. Заседания Съезда Делегатов в Центр[альном] Комитете считаются состоявшимися при наличности половины членов, причем решения выносятся простым большинством голосов.
Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН, ф. 2, оп. 1, д. 57, л. 16–18; Опубликовано: Союз объединенных горцев Северного Кавка- за и Дагестана (1917–1918 гг.) и Горская республика (1918–1920 гг.).
Документы и материалы. – Издание второе, исправленное и дополнен- ное. – Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, Алеф, 2013. – С. 30–31.
2. Протокол заседания Нальчикского окружного граждан-
ского исполнительного комитета об утверждении состава и рас-
пределении обязанностей членов исполкома
6(19) апреля 1917 г.
Председателем на это заседание избран И.М. Кармов, секрета- рем – П.Т. Коцев.
Имея в виду официальное циркулярное сообщение Временного правительства от 4 апреля 1917 г. о положении губернских (област- ных) и уездных (окружных) комиссаров, по которому окружные ко- миссары являются носителями власти Временного правительства, ок- ружной комитет постановил: считать окружного комиссара по Наль- чикскому округу X.К. Чижокова членом окружного комитета и пред- ложить ему вступить в этот комитет в качестве полноправного члена.
Ввиду того, что отсутствие президиума окружного комитета тормозит разрешение важных текущих дел и вопросов, а граждане слободы Нальчик и Нальчикский гарнизон не присылают до сих пор своих делегатов в комитет, комитет единогласно постановил избрать
149 президиум из наличного состава комитета, причем единогласно оказа- лись избранными: в председатели Г.О. Сохов, в товарищи председате- ля Ибрагим Урусбиев, в секретари Индерби Абаноков. Временно, до освобождения Абанокова от занимаемой должности, обязанности сек- ретаря возложить на Б. Карачаева.
Обсудить вопрос об учащающихся кражах, грабежах и других насилиях. В видах ограждения населения от этих явлений комитет по- становил: до общей организации окружной милиции охрану населения возложить на существующую стражу, назначить начальника как для существующих стражников, так и для будущей милиции. Кандидатами на должность начальника милиции были предложены Абубекир Анзо- ров, Инал Докшукин, Паго Докшукин, Джашу Шакманов. Закрытой баллотировкой восемью голосами против одного, при одном воздер- жавшемся, начальником милиции избран Абубекир Анзоров. Вопрос о назначении помощников начальника милиции отложить впредь до вы- яснения, за счет каких сумм отнести оклады помощников…
Ввиду прибывания вновь назначенного казначея кн. М. Атажу- кина необходимости принятия как от бывшего казначея, так и от быв- шей хозяйственной комиссии всех дел, денежных сумм и проч[его] и ввиду необходимости обследования и приведения в надлежащий поря- док всего хозяйства кабардинского народа и пяти Горских обществ комитет постановил избрать для означенной цели комиссию в составе
И.М. Кармова, П.Т. Коцева, Б.А. Шаханова и Т.К. Шакманова, коим поручить в ближайшие дни принять совместно с казначеем от бывшего казначея все кабардинское казначейство и от бывшей хозяйственной комиссии все хозяйство Кабарды и пяти Горских обществ.
Председатель заседания. Присутствовали члены комитета.
Секретарь заседания.
Партархив Кабардино-Балкарского обкома КПСС, ф. 25, оп. 1, д. 35, л. 8; Опубликовано: Документы по истории борьбы за советскую власть и образования автономии Кабардино-Балкарии (1917–1922 гг.). –
Нальчик: Эльбрус, 1983. – С. 34–36.
3. Декларация прав народов России
2(15) ноября 1917 г.
Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под об- щим знаменем раскрепощения.
Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет боль- ше собственности на землю – она упразднена. Раскрепощаются солда- ты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы от-
150 ныне будут выборными и сменяемыми. Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и фабриками. Все живое и жизнеспо- собное раскрепощается от ненавистных оков.
Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено не- медленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно.
В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов – с другой.
Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.
В период империализма, после Февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, непрекрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к наро- дам России, политике придирок и провокаций, прикрывающейся сло- весными заявлениями о «свободе» и «равенстве» народов. Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия.
Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и про- вокаций должен быть положен конец. Отныне она должна быть заме- нена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.
Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.
Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско- аннексионистской буржуазии.
Исходя из этих положений, Первый съезд Советов в июне этого го- да провозгласил право народов России на свободное самоопределение.
Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это не- отъемлемое право народов России более решительно и определенно.
Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров ре- шил положить в основу своей деятельности по вопросу о националь- ностях России следующие начала:
1. Равенство и суверенность народов России.
2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
151 3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиоз- ных привилегий и организаций.
4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографи- ческих групп, населяющих территорию России.
Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немед- ленно после конструирования комиссии по делам национальностей.
Именем Республики Российской Народный комиссар по делам национальностей Иосиф Джугашвили-Сталин.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Газ. «Правда», 3 ноября 1917 г., № 178; Опубликовано: Доку- менты по истории борьбы за советскую власть и образования автоно- мии Кабардино-Балкарии (1917–1922 гг.). – Нальчик: Эльбрус, 1983. –
С. 49–50.
4. Постановление Нальчикского окружного народного сове-
та об упразднении сельских правлений и об избрании сельских
народных советов
Не ранее 5 апреля (23 марта) 1918 г.
Первый Терский областной съезд трудовых народов постановил: все сельские правления, сельские старшины и другие органы местного правления должны быть заменены сельскими Народными Советами.
На основании этого Нальчикский окружной Народный Совет пред- лагает всем сельским обществам немедленно избрать из своего состава сельские Народные Советы на следующих основаниях: селения, имеющие жителей до 300 дворов, избирают в Совет по 9 человек, свыше 300 дворов
– по 12 человек, смотря по надобности. Избранные Советы являются высшей властью в селении и в пределах своего района действуют само- стоятельно, руководствуясь общими указаниями высших народных орга- нов, т.е. окружного, областного и всероссийского Советов.
Внутри себя сельские Советы разбиваются на отделы, из кото- рых главные и обязательные – земельный и судебный. Смотря по на- добности, могут быть образованы и другие отделы, например продо- вольственный, административный и др.
Из своего состава Совет избирает президиум: председателя, од- ного или двух товарищей ему и секретаря, на коего возлагаются также обязанности казначея, если Совет не найдет нужным для этого упол- номочить особого члена Совета.
152
Кроме того, Совет из своего состава избирает сельского комиссара, на обязанности которого лежит вся исполнительная часть по управлению селением. Комиссар в своих действиях руководствуется лишь указаниями
Совета и во всех своих действиях подотчетен Совету, который в случае надобности может сменить комиссара, никому не донося об этом.
Отделы могут работать самостоятельно в пределах, указанных об- щим собранием сельского Совета, руководствуясь его постановлениями.
Во всех более или менее важных случаях отделы заготавливают по вопро- су доклад к общему собранию Совета, который и разрешает вопрос.
Судебный отдел организует местный суд, руководствуясь инст- рукциями, преподанными окружным Народным Советом.
Все бумаги исходят за подписью председателя сельского Совета и председателя соответствующего отдела. Отделы своей особой печати не имеют. Печать Совета должна храниться у секретаря.
Все официальные сношения производятся от имени сельского
Народного Совета.
Сельский сход не только может, но и обязан переизбрать Совет, если со стороны последнего замечается недобросовестное отношение к делу или неспособность.
Для переизбрания Совета не нужно никакого разрешения и до- несения.
Земельные отделы должны работать самым энергичным обра- зом по передаче всех частновладельческих земель в руки трудового народа и следить за тем, чтобы земля не захватывалась отдельными лицами или группами самочинно, а поступала в пользование лишь по утверждении Советом.
Все постановления сельского Народного Совета обязательны для всех жителей сельского района, никаких исключений не допуска- ется. Нежелающие подчиняться постановлениям Совета являются на- рушителями народной власти и преследуются как преступники, неза- висимо от того, какое положение они до сих пор занимали.
Обо всех случаях открытого неповиновения законным поста- новлениям сельского Совета последний должен доносить окружному комиссару.
На постоянной службе считаются члены президиума Совета, комиссар и те члены, которые постоянно будут заняты в отделах. Они получают постоянное содержание, размер коего назначается по усмот- рению сельского схода. Члены Совета, не занятые в Совете постоянно, получают разовое вознаграждение за каждое заседание. Средства пре- доставляет общество.
153
Все вопросы в Совете и его отделах разрешаются простым большинством голосов, причем решение, принятое большинством, обязательно для всех членов Совета. Несогласные с решением подчи- няются ему беспрекословно и без оговорок.
Немедленно по получении сего сельские правления и старшины обязаны созвать сельский сход для производства выборов Народного
Совета, который тотчас по окончании выборов приступает к приемке дел и текущей работе.
Настоящая инструкция оглашается полностью на сходе перед производством выборов, причем перевод на туземный язык должен быть сделан чтением по пунктам, а не сразу.
После выборов вновь избранный Совет немедленно доносит об этом окружному Народному Совету.
По постановлению областного съезда народов трудовой народ не должен считаться с притязаниями и заявлениями тех или иных лиц, известных трудовому народу своей деятельностью против новых по- рядков и народной власти.
Председатель Нальчикского окружного Народного Совета Филатов.
Народный комиссар Нальчикского округа А. Сахаров.
Зам. секретаря Бондаренко.
ЦГА КБАССР, ф. 201, д. 17, л. 7; Опубликовано: Документы по истории борьбы за советскую власть и образования автономии Кабар- дино-Балкарии (1917–1922 гг.). – Нальчик: Эльбрус, 1983. – С. 133–135.
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 22
5. Из Декрета Терского областного совета народных комис-
саров об организации власти на Тереке
18 апреля 1918 г.
§ 1. В состав Терского края входят территории и население Пя- тигорского, Моздокского, Сунженского и Кизлярского отделов и
Нальчикского, Назрановского, Грозненского, Хасавюртского, Веден- ского и Владикавказского округов.
§ 2. Терский край есть составная часть Российской Федератив- ной Советской Республики, учрежденной на основе свободного союза свободных наций.
§ 3. Терский край управляется народной властью, избранной всем населением края на основании тех законов, кои будут установлены.
154
§ 4. В пределах, предоставленных основными законами Россий- ской Федеративной Советской Республики, Терский край имеет всю полноту власти на своей территории.
§ 5. Народная власть Терского края имеет целью охранять револю- ционный правопорядок, поддерживатьспокойствие и гражданский поря- док края, защищать свободу и права трудовых масс и содействовать даль- нейшему освобождению трудящихся от гнета класса эксплуататоров.
§ 6. На народную власть Терского края возложены: охрана интересов труда, народного здравия, расширение народного образования, обществен- ное призрение, проведение и наблюдение над всеобщей трудовой повинно- стью, улучшение местных путей сообщения, телеграфа, телефона и почты, социальное страхование на случай инвалидности, старости, болезни, бере- менности и безработицы, строительное дело, проведение общественных работ, энергичнейшее воспособление земледелию и промышленности, про- довольственное дело и ряд иных задач, кои будут выдвинуты жизнью и в согласии с основными законами Российскими будут предоставлены реше- нию отдельных Советских Федераций.
§ 7. В области таможенной политики вся власть принадлежит исключительно общероссийским установлениям и учреждениям, по- чему Народная власть Терского края не может устанавливать никаких взиманий на ввозимые и перевозимые продукты и фабрикаты.
§ 8. Для покрытия общих расходов по удовлетворению культур- ных нужд населения и по содержанию государственно-административ- ного аппарата Народная власть имеет право взимать налоги и пошли- ны, свободно распоряжаться теми доходами, кои поступят от тех или иных предприятий, принадлежащих Народной власти.
§ 9. Составленная на каждый год смета всех доходов и расходов края и утвержденная Народной властью представляется верховной власти Российской Федерации Советской Республики.
§ 10. Если в представляемой смете доходы превышают расходы, то излишки доходов поступают в ведомство финансов Российской Фе- деративной Советской Республики.
§ 11. Терской Народной власти предоставляется право обра- щаться к общероссийской центральной власти с ходатайством по по- крытию дефицитов сметы.
§ 12. Право выпуска денежных знаков принадлежит только цен- тральной общероссийской власти, но Народная власть Терского края в случае недостатка разменных знаков имеет право выпускать боны, обеспеченные в той или иной степени общероссийскими денежными знаками крупных купюр.