Файл: Хрестоматия по истории государства и права кабардинобалкарской.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Материалы «Особой следственной комиссии по расследо-
ванию злодеяний большевиков» состоящей при Главнокоман-
дующем Вооруженными силами юга России
Об установлении Советской власти в городах Терской области
...Продовольственная политика с одной стороны характеризова- лась обилием всевозможных декретов, приказов, циркуляров, а с дру- гой – анархией, водворившейся в области под знаменем свободы. Ста- рые общественные организации были сметены, их заменили областные и местные комиссары, которые руководствовались только своими за- конами и не признавали никакой другой власти, кроме своей. Населе- ние в свою очередь их не признавало и в этот период в значительной части бездействовало, в остальной же части предавалось грабежам, кражам, спекуляциям и пр. Продовольственный комитет влачил жал- кое существование; почти все его предприятия были разграблены.
Что касается продовольственной деятельности местных прод[овольст- венных] организаций, то вся их деятельность сводилась к захвату того, что плохо лежит. Захватывались ж/д грузы, гужевые транспорты, ка- зенное и частное имущество и пр. Эта прод[овольственная] политика большевиков должна была, по-видимому, выполнить программную задачу замены торговли, планомерным распределением в обще-
163 гос[ударственном] масштабе продуктов. Не наладив распределение, большевики приступили к полному уничтожению торговли, а также фабрично-заводской промышленности. Торговля погибла путем бес- конечных реквизиций товаров, а промышленность – путем национали- зации фабрик и заводов.
В крупных центрах Т[ерской] О[бласти] большевики накопляли вокруг себя военную силу. Начиная с февраля 1918 г. во Владикавказ стали проникать вооруженные большевики, как из местных урожен- цев, так и из пришлых солдат. Затем начали истреблять офицеров и студентов, соорганизовавшихся в целях самообороны.
Призывы к малограмотному и малокультурному населению ок- раин к разгрому буржуазии, устранению интеллигенции от участия в гос[ударственной] жизни края должны были привлечь его на сторону большевиков…
ГАРФ, ф. 470, оп. 2, д. 247, л. 31–36. Опубликовано: Жанситов О.А.
Антибольшевистское движение и деникинский режим в Кабарде и Бал- карии (1917–1920 гг.). – Нальчик: КБИГИ, 2009. – С. 123–125.
8. Из приказа Нальчикского окружного революционного
комитета о функциях отдела революционного комитета
3 июля 1920 г.
Замечено, что сельские революционные комитеты и другие учрежде- ния и должностные лица по всем вопросам обращаются в окружной револю- ционный комитет, тогда как все поступившие бумаги должны проходить обя- зательно через соответствующие органы. Предлагаю сельским революцион- ным комитетам и всем должностным лицам все исходящие от них бумаги и личные обращения направлять непосредственно в отделы революционного комитета, список коих и краткая схема работ объявляются:
1. Продовольственный комитет. Учет всех продуктов питания и предметов первой необходимости, организация хлебного сбора и про- довольственных припасов. Управление мукомольными мельницами, регулирование деятельности кооперации и организация трудовых по- требительских кооперативов, установление потребительной нормы, учет вывоза и ввоза продуктов.
2. Финансовый отдел. Все дела, касающиеся прихода и расхода народного капитала, заведывание доходами муниципализированных и национализированных предприятий, общая финансовая деятельность революционного комитета.
3. Коммунально-хозяйственный отдел. Хозяйственная и эконо- мическая жизнь гор. Нальчика.
164 4. Отдел народного образования (наробраз. – ред.). Осуществ- ление всеобщей грамотности, заведывание всеми школами и культур- но-просветительными курсами, распределение учительского персона- ла, снабжение учебными пособиями, организация библиотек, школ, экскурсий союзов молодежи, музеев, содействия физическому воспи- танию молодежи, охрана памятников и богатейших ценностей.
5. Отдел социального обеспечения и труда (собес).
Заведывание, содержание детских приютов, домов призрения престарелых, увечных и нетрудоспособных, борьба с нищенством, устройство детдомов, яслей, столовых, организация детских артелей, охрана матери и ребенка, оказание помощи населению.
6. Отдел здравоохранения. Организация и оказание материальной помощи, устройство и управление санаториями и другими лечебными учреждениями, проведение общих мер санитарии, благоустройство, борь- ба с эпидемиями, устройство прививочных пунктов, учет врачебного пер- сонала, общий санитарный надзор, медицинская статистика.
7. Ветеринарный отдел. (Ветотдел.) Все ветеринарное дело в округе.
8. Земельный отдел. Учет земель и лесов, заведывание фондом их, урегулирование наделения землей безземельных, создание при- мерных огородов, хозяйств, полей, охрана таких организаций, устрой- ство и заведывание складами сельскохозяйственных машин и орудий, посылка агрономов, сельскохозяйственная статистика.
9. Совнархоз. Учет промышленных предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности.
Снабжение предприятий сырьем и топливом, учет изготовляе- мых товаров и распределение их, введение усовершенствований в об- работках и производствах, учет строительных материалов, промыш- ленная статистика и т. д.
10. Отдел внутреннего управления. Все дела по вопросам: внут- реннего управления, не вошедшие в круг деятельности других отделов.
Все приказы публично-правового характера высших властей должны публиковать сами отделы в пределах своей компетенции.
Подлинный подписал Б. Калмыков.
Секретарь Ломако.
ЦГА КБ АССР, ф. р-201, on. I, д. 14, т. 1, л. 305; Опубликовано:
Документы по истории борьбы за советскую власть и образования ав- тономии Кабардино-Балкарии (1917–1922 гг.). – Нальчик: Эльбрус,
1983. – С. 516–517.
165
9. Приказ Нальчикского окружного исполнительного коми-
тета совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов о
переходе всей власти в округе к исполкому
31 июля 1920 г.
§ 1
Первый окружной съезд представителей Советов Нальчикского округа в заседании своем избрал Нальчикский окружной исполнитель- ный комитет в следующем составе:
1. т. Калмыков
7. т. Кирсанов
14. т. Максидов
2. т. Мидов
8. т. Энеев
15. т. Абуков
3. т. Кирочкин
9. т. Гемуев
16. т. Кокожев
4. т. Клопцов
10. т. Мусукаев
17. т. Акаев
5. т. Фаддеев
11. т. Лашхи
18. т. Шогенцуков
6. т. Настуев
12. т. Шекихачев
19. т. Катханов
13. т. Карашаев
Названный исполком в указанном составе 1 августа вступил в исполнение своих обязанностей и в заседании своем 1 августа избрал президиум в составе:
1) председателем –
т. Калмыков
2) тов. председателя –
т. Гемуев
3) тов. председателя –
т. Фаддеев
Справка: Журнал заседания 1. VIII. с.г. за № 3, п. 1.
§ 2.
Исполкомом назначены с 1 августа с. г.:
Заведующим отделом внутр. Управления
– т. Лашхи
Заведующим отделом финансовым
– т. Хуранов
Заведующим отделом труда и собеса
– т. Велик
Заведующим отделом коммун. хоз.
– т. Кирочкин
Заведующим ветеринарн. управл. вет. врач
– т. Останков
Заведующим отделом здравоохранения
– т. Абаев
Заведующим отделом земельным
– т. Мидов
Членами коллегии земотдела
– тт. Гемуев и Клопцов
Заведующ. отд. нар. Образования
– т. Энеев
В коллегию продкома утверждаются выдвинутые продкомисса- ром тт. Шекихачев и Настуев.
В шариатский отдел –
тт. Абуков, Шогенцуков, Мусукаев.
СПРАВКА: Журнал заседания исполкома № 3, п. 2.
166
§ 3
Всем учреждениям, должностным лицам и гражданам по всем вопросам обращаться в исполком, а отделам быв. окрревкома с сего числа именоваться «Отделами Нальчикского окружного исполкома».
§ 4
Всем лицам, получившим мандаты от б. окрревкома, заменить таковые до 1 сентября с. г. Названные мандаты после 1 сентября счи- таются недействительными и лица, незаменившие их в указанный срок и работающие по ним, будут арестовываться и предаваться суду Рев- трибунала.
Зам. предисполкома Фаддеев. За секретаря Ломако.
ЦГА КБ АССР, ф. р-201,оп. 1, д. 10, л. 143; Опубликовано: До- кументы по истории борьбы за советскую власть и образования авто- номии Кабардино-Балкарии (1917–1922 гг.). Нальчик: Эльбрус, 1983. –
С. 542–543.
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ АВТОНОМИИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В 1921–1936 гг.
Рассказывается о социально-политических и правовых транс-
формациях, связанных с образованием и ликвидацией Горской Авто-
номной советской социалистической республики. Рассматривается
образование и функционирование Кабардино-Балкарской автономной
области.
1. Из доклада И.В. Сталина на съезде народов Терской об-
ласти о советской автономии Терской области
17 ноября 1920 г.
Товарищи! Сегодняшний съезд созван для того, чтобы объявить волю Советского правительства об устроении жизни терских народов.
Товарищи горцы! Старый период в истории России, когда цари и царские генералы попирали ваши права, уничтожали ваши вольно- сти, – этот период угнетения и рабства канул в вечность. Теперь, когда власть в России перешла в руки рабочих и крестьян, в России не долж- но быть больше угнетенных.
167
Давая вам автономию, Россия тем самым возвращает вам те вольности, которые украли у вас кровопийцы цари и угнетатели цар- ские генералы. Это значит, что ваша внутренняя жизнь должна быть построена на основе вашего быта, нравов и обычаев, конечно, в рамках общей Конституции России.
У каждого народа, у чеченцев, у ингушей, осетин, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, а также у оставшихся на автономной горской территории казаков должен быть свой национальный Совет, управ- ляющий делами соответствующих народов применительно к быту и особенностям последних. Я уже не говорю об иногородних, которые были и остаются верными сынами Советской России и за которых Со- ветская власть всегда будет стоять горой…
Если будет доказано, что органы Чека и Особого отдела не умеют применяться к быту и особенностям населения, то ясно, что соответствующие изменения должны быть внесены и в эту область.
Во главе национальных Советов должен быть Совнарком Гор- ской Республики, избираемый съездом Советов последней и непосред- ственно связанный с Москвой.
Значит ли это, что горцы будут тем самым отделены от России, что Россия покидает их, что Красная Армия будет уведена в Россию, как спрашивают об этом с тревогой горцы? Нет, не значит. Россия по- нимает, что предоставленные самим себе малые народности Терека не смогут отстоять свою свободу против мировых хищников и их агентов
– горских помещиков, сбежавших в Грузию и интригующих оттуда против трудовых горцев. Автономия означает не отделение, а союз самоуправляющихся горских народов с народами России. Этот союз есть основа горской советской автономии.
Товарищи! В прошлом дело обстояло обычно так, что правитель- ства соглашались на те или иные реформы, на уступки в пользу народов лишь в трудные минуты, когда они, ослабленные, нуждались в сочувст- вии своих народов. Так поступали всегда царские и вообще буржуазные правительства. В отличие от них Советское правительство действует по- иному. Советское правительство дает вам автономию не в трудную ми- нуту, а в минуту громких успехов на полях сражения, в минуту полного торжества над последним оплотом империализма в Крыму.
Жизнь показывает, что то, что дается правительствами в крити- ческую минуту, – непрочно, ненадежно, ибо оно всегда может быть отобрано, когда пройдет критическая минута. Реформы и вольности могут быть прочными лишь в том случае, если они даются не под дав- лением временной, минутной необходимости, а в полном сознании полезности реформы, в расцвете сил и могущества правительства.
168
Именно так и поступает теперь Советское правительство, возвращая вам ваши вольности.
Делая так, Советская власть хочет сказать, что она вполне дове- ряет вам, товарищи горцы, что она доверяет вашим способностям са- моуправляться.
Будем надеяться, что вы сумеете оправдать это доверие рабоче- крестьянской России.
Да здравствует союз народов Терской области с народами России!
И.В. Сталин. Сочинения, т. 4, стр. 399, 401–403; Опубликова- но: Документы по истории борьбы за советскую власть и образования автономии Кабардино-Балкарии (1917–1922 гг.). – Нальчик: Эльбрус,
1983. – С. 608–609.
2. Постановление Всероссийского Центрального Исполни-
тельного Комитета об образовании Автономной Горской Совет-
ской Социалистической Республики
20 января 1921 г.
Всероссийский Центральный исполнительный комитет поста- новляет:
1. Образовать Автономную Горскую Социалистическую Совет- скую Республику как часть РСФСР, в состав коей включить террито- рию, занимаемую ныне чеченцами, осетинами, ингушами, кабардин- цами, балкарцами и карачаевцами и живущими между ними казаками и иногородними, а именно: а)Чеченский округ (бывшие Веденский и Грозненский округа, правотеречная часть Кизлярского отдела и восточная часть бывшего
Сунженского отдела);
б)Назрановский округ (Ингушетия); в)Владикавказский округ (южная часть бывшего Нальчикского округа); г)Кабардинский округ (южная часть бывшего Нальчикскогоокруга); д)Балкарский округ (южная часть бывшего Нальчикскогоокруга); е)Карачаевский округ (западная часть бывшего Нальчикского, южная часть Пятигорского отдела и южная часть Баталпашинского отдела Кубанской области).
Примечание: 1. Точное разграничение Автономной Горской Со- циалистической Советской Республики с Автономной Дагестанской
Социалистической Советской Республикой и другими заинтересован- ными областями производится специальными, назначенными Прези-
169 диумом Всероссийского Центрального исполнительного комитета ко- миссиями из представителей этих республик и областей РСФСР.
2. Органам управления Автономной Горской Социалистиче- ской Советской Республики являются: Центральный Исполнительный
Комитет и Совнарком Горской Социалистической Советской Респуб- лики и местные Советы, избираемые на основе Конституции РСФСР.
3. Для управления делами Автономной Горской Социалистиче- ской Советской Республики учреждаются Народные Комиссариаты:
1) Внутренних дел, 2) Юстиции, 3) Просвещения, 4) Здравоохранения,
5) Социального обеспечения, 6) Земледелия, 7) Продовольствия, 8) Финан- сов, 9) Совет народного хозяйства с отделами путей сообщения, почты и телеграфа, 10) Рабоче-Кре-стьянской инспекции и 11) Труда.
Примечание: Иностранные дела и внешняя торговля остаются целиком в ведении центральных органов РСФСР. Военными делами ведает Горский краевой военный комиссариат, непосредственно под- чиненный Северо-Кавказскому военному комиссариату. Борьба с контрреволюцией остается в ведении органов Всероссийской Чрезвы- чайной Комиссии, организованных по соглашению с Центральным
Исполнительным Комитетом и Совнаркомом Горской Социалистиче- ской Советской Республики и несущих двойную ответственность – перед центром и перед Совнаркомом Горской Социалистической Со- ветской Республики.
4.В целях сохранения единства финансовой и хозяйственной политики РСФСР по всей территории Республики. Народные Комис- сариаты Автономной Горской Социалистической Советской Респуб- лики: Продовольствия, Финансов, Совет народного хозяйства, Труда,
Рабоче-Крестьянской инспекции, Отделы путей сообщения, почты и телеграфа – остаются в подчинении соответствующих Народных Ко- миссариатов РСФСР, причем все распоряжения и мероприятия по- следних соответствующими Наркоматами Горской Социалистической
Советской Республики проводятся в пределах Автономной Горской
Социалистической Советской Республики через Совнарком, перед ко- торым ответственны поименованные Наркоматы Горской Социалисти- ческой Советской Республики.
Примечания: 1) Народные комиссары поименованных в пункте
4-м Наркоматов, председатель Чрезвычайной Комиссии Горской Со- циалистической Советской Республики и горский краевой военный комиссар назначаются по соглашению Совнаркома Горской Социали- стической Советской Республики с соответствующими Народными
Комиссариатами РСФСР и утверждаются Центральным исполнитель- ным комитетом Горской Социалистической Советской Республики.
170 2) Коллегии при Народных Комиссариатах, а также при Чрез- вычайной Комиссии Горской Социалистической Советской Республи- ки назначаются Совнаркомом Горской Социалистической Советской
Республики.
5. Народные Комиссариаты Автономной Горской Социалисти- ческой Советской Республики: Внутренних дел, Юстиции, Просвеще- ния, Здравоохранения, Социального обеспечения и Земледелия – авто- номны в своих действиях и ответственны перед Всероссийским Цен- тральным исполнительным комитетом через Центральный исполни- тельный комитет Горской Социалистической Советской Республики.
6. Всеми необходимыми финансовыми и техническими средст- вами Автономная Горская Социалистическая Советская Республика снабжается из средств РСФСР.
Примечание: При распределении продуктов местной промыш- ленности запросы и нужды РСФСР удовлетворяются в первую оче- редь. Все делопроизводство Центрального исполнительного комитета,
Совнаркома Горской Социалистической Советской Республики и ок- ружных исполкомов ведется на родном и русском языках.
7. Автономная Горская Социалистическая Советская Республи- ка делится на 6 административных округов, каждый со своим окруж- ным исполкомом: 1) Чеченский, 2) Ингушский, 3) Осетинский, 4) Ка- бардинский, 5) Балкарский и 6) Карачаевский.
Примечание: Города Владикавказ и Грозный с нефтяными про- мыслами выделяются в самостоятельные административные единицы, подчиняющиеся непосредственно Центральному исполнительному комитету и Совнаркому ГССР.
9.В случае нарушения настоящей КонституцииЦентральным исполнительным комитетом или Совнаркомом Горской Социалистиче- ской Советской Республики исполкомы округов и городов Владикав- каза и Грозного имеют право апеллировать с ведомаЦИК и Совнарко- ма Горской Социалистической Советской Республики во Всероссий- ский Центральный исполнительныйКомитет и Совнарком РСФСР.
10.Созыв Учредительного съезда Советов ГорскойСоциалистической
Советской Республики поручаетсяТерскому областному исполнительному комитету, которому вменяется в обязанность образовать для этой цели специ- альную комиссию из представителей отдельных окружных исполкомов Гор- ской СоциалистическойСоветской Республики.
Председатель ВЦИК М. Калинин.
Секретарь ВЦИК Енукидзе.
Москва, Кремль.
171
«Образование СССР». Сборник документов. 1917–1924. – М.–
Л., 1949. – C. 193–195; Опубликовано: Документы по истории борьбы за советскую власть и образования автономии Кабардино-Балкарии
(1917–1922 гг.). – Нальчик: Эльбрус, 1983. – С. 623–626.
3. Резолюция IV Съезда Советов Кабардинского Округа о
выделении Кабарды в Автономную область
13 июня 1921 г.
Заслушав доклады с мест и резюме председателя съезда, 4-й съезд Со- ветов Кабардинского округа, выражая твердую и неуклонную волю всех без исключения трудящихся Кабарды, учитывая весь обмен мне- ний по данному вопросу как на местах – в аулах и селениях, так и на заседаниях своих, что ни одного голоса возражения не раздавалось, что для выявления истинного мнения масс Кабарда повсеместно ото- шла от своих старых традиций и допустила обсуждение этого вопроса и на женских собраниях, что эти собрания показали, что наши матери, сестры и дочери мыслят одинаково с нами, исходя из этого единоглас- ного решения всего народа, а также полного и добровольного согласия представителей проживающего в Кабарде русского, немецкого, еврей- ского и осетинского населения, с одной стороны, что существующие экономические взаимоотношения между народами ГССР выражаются в отношении Кабарды в форме экономического тяготения трудящихся ее к соседним пограничным губерниям РСФСР, что вследствие этого дальнейшее искусственное экономическое прикрепление Кабарды к
ГССР гибельно отразится на восстановлении разрушенного крестьян- ского хозяйства трудящихся Кабарды и будет непреодолимым препятст- вием в борьбе с экономической разрухой, что несмотря на превосходящий культурно-экономический уровень трудящихся Кабарды по сравнению с другими народами ГССР, существуют еще не вполне изжитые, чисто бы- товые, признаки туземца, с другой стороны, съезд постановляет:
1. Просить высшие органы власти РСФСР и ГССР о выделении трудящихся Кабарды и находящегося среди них иногороднего населе- ния в Автономную Кабардинскую область.
2. Поручить президиуму съезда и окружному исполнительному комитету Советов немедленно представить обстоятельный доклад по этому решению в высшие органы власти РСФСР и ГССР.
ЦПА ИМЛ, ф. 64, оп. 2, д. 122, л. 2; Опубликовано: Документы по истории борьбы за советскую власть и образования автономии Ка- бардино-Балкарии (1917–1922 гг.). – Нальчик: Эльбрус, 1983. – С. 667.
ванию злодеяний большевиков» состоящей при Главнокоман-
дующем Вооруженными силами юга России
Об установлении Советской власти в городах Терской области
...Продовольственная политика с одной стороны характеризова- лась обилием всевозможных декретов, приказов, циркуляров, а с дру- гой – анархией, водворившейся в области под знаменем свободы. Ста- рые общественные организации были сметены, их заменили областные и местные комиссары, которые руководствовались только своими за- конами и не признавали никакой другой власти, кроме своей. Населе- ние в свою очередь их не признавало и в этот период в значительной части бездействовало, в остальной же части предавалось грабежам, кражам, спекуляциям и пр. Продовольственный комитет влачил жал- кое существование; почти все его предприятия были разграблены.
Что касается продовольственной деятельности местных прод[овольст- венных] организаций, то вся их деятельность сводилась к захвату того, что плохо лежит. Захватывались ж/д грузы, гужевые транспорты, ка- зенное и частное имущество и пр. Эта прод[овольственная] политика большевиков должна была, по-видимому, выполнить программную задачу замены торговли, планомерным распределением в обще-
163 гос[ударственном] масштабе продуктов. Не наладив распределение, большевики приступили к полному уничтожению торговли, а также фабрично-заводской промышленности. Торговля погибла путем бес- конечных реквизиций товаров, а промышленность – путем национали- зации фабрик и заводов.
В крупных центрах Т[ерской] О[бласти] большевики накопляли вокруг себя военную силу. Начиная с февраля 1918 г. во Владикавказ стали проникать вооруженные большевики, как из местных урожен- цев, так и из пришлых солдат. Затем начали истреблять офицеров и студентов, соорганизовавшихся в целях самообороны.
Призывы к малограмотному и малокультурному населению ок- раин к разгрому буржуазии, устранению интеллигенции от участия в гос[ударственной] жизни края должны были привлечь его на сторону большевиков…
ГАРФ, ф. 470, оп. 2, д. 247, л. 31–36. Опубликовано: Жанситов О.А.
Антибольшевистское движение и деникинский режим в Кабарде и Бал- карии (1917–1920 гг.). – Нальчик: КБИГИ, 2009. – С. 123–125.
8. Из приказа Нальчикского окружного революционного
комитета о функциях отдела революционного комитета
3 июля 1920 г.
Замечено, что сельские революционные комитеты и другие учрежде- ния и должностные лица по всем вопросам обращаются в окружной револю- ционный комитет, тогда как все поступившие бумаги должны проходить обя- зательно через соответствующие органы. Предлагаю сельским революцион- ным комитетам и всем должностным лицам все исходящие от них бумаги и личные обращения направлять непосредственно в отделы революционного комитета, список коих и краткая схема работ объявляются:
1. Продовольственный комитет. Учет всех продуктов питания и предметов первой необходимости, организация хлебного сбора и про- довольственных припасов. Управление мукомольными мельницами, регулирование деятельности кооперации и организация трудовых по- требительских кооперативов, установление потребительной нормы, учет вывоза и ввоза продуктов.
2. Финансовый отдел. Все дела, касающиеся прихода и расхода народного капитала, заведывание доходами муниципализированных и национализированных предприятий, общая финансовая деятельность революционного комитета.
3. Коммунально-хозяйственный отдел. Хозяйственная и эконо- мическая жизнь гор. Нальчика.
164 4. Отдел народного образования (наробраз. – ред.). Осуществ- ление всеобщей грамотности, заведывание всеми школами и культур- но-просветительными курсами, распределение учительского персона- ла, снабжение учебными пособиями, организация библиотек, школ, экскурсий союзов молодежи, музеев, содействия физическому воспи- танию молодежи, охрана памятников и богатейших ценностей.
5. Отдел социального обеспечения и труда (собес).
Заведывание, содержание детских приютов, домов призрения престарелых, увечных и нетрудоспособных, борьба с нищенством, устройство детдомов, яслей, столовых, организация детских артелей, охрана матери и ребенка, оказание помощи населению.
6. Отдел здравоохранения. Организация и оказание материальной помощи, устройство и управление санаториями и другими лечебными учреждениями, проведение общих мер санитарии, благоустройство, борь- ба с эпидемиями, устройство прививочных пунктов, учет врачебного пер- сонала, общий санитарный надзор, медицинская статистика.
7. Ветеринарный отдел. (Ветотдел.) Все ветеринарное дело в округе.
8. Земельный отдел. Учет земель и лесов, заведывание фондом их, урегулирование наделения землей безземельных, создание при- мерных огородов, хозяйств, полей, охрана таких организаций, устрой- ство и заведывание складами сельскохозяйственных машин и орудий, посылка агрономов, сельскохозяйственная статистика.
9. Совнархоз. Учет промышленных предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности.
Снабжение предприятий сырьем и топливом, учет изготовляе- мых товаров и распределение их, введение усовершенствований в об- работках и производствах, учет строительных материалов, промыш- ленная статистика и т. д.
10. Отдел внутреннего управления. Все дела по вопросам: внут- реннего управления, не вошедшие в круг деятельности других отделов.
Все приказы публично-правового характера высших властей должны публиковать сами отделы в пределах своей компетенции.
Подлинный подписал Б. Калмыков.
Секретарь Ломако.
ЦГА КБ АССР, ф. р-201, on. I, д. 14, т. 1, л. 305; Опубликовано:
Документы по истории борьбы за советскую власть и образования ав- тономии Кабардино-Балкарии (1917–1922 гг.). – Нальчик: Эльбрус,
1983. – С. 516–517.
165
9. Приказ Нальчикского окружного исполнительного коми-
тета совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов о
переходе всей власти в округе к исполкому
31 июля 1920 г.
§ 1
Первый окружной съезд представителей Советов Нальчикского округа в заседании своем избрал Нальчикский окружной исполнитель- ный комитет в следующем составе:
1. т. Калмыков
7. т. Кирсанов
14. т. Максидов
2. т. Мидов
8. т. Энеев
15. т. Абуков
3. т. Кирочкин
9. т. Гемуев
16. т. Кокожев
4. т. Клопцов
10. т. Мусукаев
17. т. Акаев
5. т. Фаддеев
11. т. Лашхи
18. т. Шогенцуков
6. т. Настуев
12. т. Шекихачев
19. т. Катханов
13. т. Карашаев
Названный исполком в указанном составе 1 августа вступил в исполнение своих обязанностей и в заседании своем 1 августа избрал президиум в составе:
1) председателем –
т. Калмыков
2) тов. председателя –
т. Гемуев
3) тов. председателя –
т. Фаддеев
Справка: Журнал заседания 1. VIII. с.г. за № 3, п. 1.
§ 2.
Исполкомом назначены с 1 августа с. г.:
Заведующим отделом внутр. Управления
– т. Лашхи
Заведующим отделом финансовым
– т. Хуранов
Заведующим отделом труда и собеса
– т. Велик
Заведующим отделом коммун. хоз.
– т. Кирочкин
Заведующим ветеринарн. управл. вет. врач
– т. Останков
Заведующим отделом здравоохранения
– т. Абаев
Заведующим отделом земельным
– т. Мидов
Членами коллегии земотдела
– тт. Гемуев и Клопцов
Заведующ. отд. нар. Образования
– т. Энеев
В коллегию продкома утверждаются выдвинутые продкомисса- ром тт. Шекихачев и Настуев.
В шариатский отдел –
тт. Абуков, Шогенцуков, Мусукаев.
СПРАВКА: Журнал заседания исполкома № 3, п. 2.
166
§ 3
Всем учреждениям, должностным лицам и гражданам по всем вопросам обращаться в исполком, а отделам быв. окрревкома с сего числа именоваться «Отделами Нальчикского окружного исполкома».
§ 4
Всем лицам, получившим мандаты от б. окрревкома, заменить таковые до 1 сентября с. г. Названные мандаты после 1 сентября счи- таются недействительными и лица, незаменившие их в указанный срок и работающие по ним, будут арестовываться и предаваться суду Рев- трибунала.
Зам. предисполкома Фаддеев. За секретаря Ломако.
ЦГА КБ АССР, ф. р-201,оп. 1, д. 10, л. 143; Опубликовано: До- кументы по истории борьбы за советскую власть и образования авто- номии Кабардино-Балкарии (1917–1922 гг.). Нальчик: Эльбрус, 1983. –
С. 542–543.
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ АВТОНОМИИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В 1921–1936 гг.
Рассказывается о социально-политических и правовых транс-
формациях, связанных с образованием и ликвидацией Горской Авто-
номной советской социалистической республики. Рассматривается
образование и функционирование Кабардино-Балкарской автономной
области.
1. Из доклада И.В. Сталина на съезде народов Терской об-
ласти о советской автономии Терской области
17 ноября 1920 г.
Товарищи! Сегодняшний съезд созван для того, чтобы объявить волю Советского правительства об устроении жизни терских народов.
Товарищи горцы! Старый период в истории России, когда цари и царские генералы попирали ваши права, уничтожали ваши вольно- сти, – этот период угнетения и рабства канул в вечность. Теперь, когда власть в России перешла в руки рабочих и крестьян, в России не долж- но быть больше угнетенных.
167
Давая вам автономию, Россия тем самым возвращает вам те вольности, которые украли у вас кровопийцы цари и угнетатели цар- ские генералы. Это значит, что ваша внутренняя жизнь должна быть построена на основе вашего быта, нравов и обычаев, конечно, в рамках общей Конституции России.
У каждого народа, у чеченцев, у ингушей, осетин, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, а также у оставшихся на автономной горской территории казаков должен быть свой национальный Совет, управ- ляющий делами соответствующих народов применительно к быту и особенностям последних. Я уже не говорю об иногородних, которые были и остаются верными сынами Советской России и за которых Со- ветская власть всегда будет стоять горой…
Если будет доказано, что органы Чека и Особого отдела не умеют применяться к быту и особенностям населения, то ясно, что соответствующие изменения должны быть внесены и в эту область.
Во главе национальных Советов должен быть Совнарком Гор- ской Республики, избираемый съездом Советов последней и непосред- ственно связанный с Москвой.
Значит ли это, что горцы будут тем самым отделены от России, что Россия покидает их, что Красная Армия будет уведена в Россию, как спрашивают об этом с тревогой горцы? Нет, не значит. Россия по- нимает, что предоставленные самим себе малые народности Терека не смогут отстоять свою свободу против мировых хищников и их агентов
– горских помещиков, сбежавших в Грузию и интригующих оттуда против трудовых горцев. Автономия означает не отделение, а союз самоуправляющихся горских народов с народами России. Этот союз есть основа горской советской автономии.
Товарищи! В прошлом дело обстояло обычно так, что правитель- ства соглашались на те или иные реформы, на уступки в пользу народов лишь в трудные минуты, когда они, ослабленные, нуждались в сочувст- вии своих народов. Так поступали всегда царские и вообще буржуазные правительства. В отличие от них Советское правительство действует по- иному. Советское правительство дает вам автономию не в трудную ми- нуту, а в минуту громких успехов на полях сражения, в минуту полного торжества над последним оплотом империализма в Крыму.
Жизнь показывает, что то, что дается правительствами в крити- ческую минуту, – непрочно, ненадежно, ибо оно всегда может быть отобрано, когда пройдет критическая минута. Реформы и вольности могут быть прочными лишь в том случае, если они даются не под дав- лением временной, минутной необходимости, а в полном сознании полезности реформы, в расцвете сил и могущества правительства.
168
Именно так и поступает теперь Советское правительство, возвращая вам ваши вольности.
Делая так, Советская власть хочет сказать, что она вполне дове- ряет вам, товарищи горцы, что она доверяет вашим способностям са- моуправляться.
Будем надеяться, что вы сумеете оправдать это доверие рабоче- крестьянской России.
Да здравствует союз народов Терской области с народами России!
И.В. Сталин. Сочинения, т. 4, стр. 399, 401–403; Опубликова- но: Документы по истории борьбы за советскую власть и образования автономии Кабардино-Балкарии (1917–1922 гг.). – Нальчик: Эльбрус,
1983. – С. 608–609.
2. Постановление Всероссийского Центрального Исполни-
тельного Комитета об образовании Автономной Горской Совет-
ской Социалистической Республики
20 января 1921 г.
Всероссийский Центральный исполнительный комитет поста- новляет:
1. Образовать Автономную Горскую Социалистическую Совет- скую Республику как часть РСФСР, в состав коей включить террито- рию, занимаемую ныне чеченцами, осетинами, ингушами, кабардин- цами, балкарцами и карачаевцами и живущими между ними казаками и иногородними, а именно: а)Чеченский округ (бывшие Веденский и Грозненский округа, правотеречная часть Кизлярского отдела и восточная часть бывшего
Сунженского отдела);
б)Назрановский округ (Ингушетия); в)Владикавказский округ (южная часть бывшего Нальчикского округа); г)Кабардинский округ (южная часть бывшего Нальчикскогоокруга); д)Балкарский округ (южная часть бывшего Нальчикскогоокруга); е)Карачаевский округ (западная часть бывшего Нальчикского, южная часть Пятигорского отдела и южная часть Баталпашинского отдела Кубанской области).
Примечание: 1. Точное разграничение Автономной Горской Со- циалистической Советской Республики с Автономной Дагестанской
Социалистической Советской Республикой и другими заинтересован- ными областями производится специальными, назначенными Прези-
169 диумом Всероссийского Центрального исполнительного комитета ко- миссиями из представителей этих республик и областей РСФСР.
2. Органам управления Автономной Горской Социалистиче- ской Советской Республики являются: Центральный Исполнительный
Комитет и Совнарком Горской Социалистической Советской Респуб- лики и местные Советы, избираемые на основе Конституции РСФСР.
3. Для управления делами Автономной Горской Социалистиче- ской Советской Республики учреждаются Народные Комиссариаты:
1) Внутренних дел, 2) Юстиции, 3) Просвещения, 4) Здравоохранения,
5) Социального обеспечения, 6) Земледелия, 7) Продовольствия, 8) Финан- сов, 9) Совет народного хозяйства с отделами путей сообщения, почты и телеграфа, 10) Рабоче-Кре-стьянской инспекции и 11) Труда.
Примечание: Иностранные дела и внешняя торговля остаются целиком в ведении центральных органов РСФСР. Военными делами ведает Горский краевой военный комиссариат, непосредственно под- чиненный Северо-Кавказскому военному комиссариату. Борьба с контрреволюцией остается в ведении органов Всероссийской Чрезвы- чайной Комиссии, организованных по соглашению с Центральным
Исполнительным Комитетом и Совнаркомом Горской Социалистиче- ской Советской Республики и несущих двойную ответственность – перед центром и перед Совнаркомом Горской Социалистической Со- ветской Республики.
4.В целях сохранения единства финансовой и хозяйственной политики РСФСР по всей территории Республики. Народные Комис- сариаты Автономной Горской Социалистической Советской Респуб- лики: Продовольствия, Финансов, Совет народного хозяйства, Труда,
Рабоче-Крестьянской инспекции, Отделы путей сообщения, почты и телеграфа – остаются в подчинении соответствующих Народных Ко- миссариатов РСФСР, причем все распоряжения и мероприятия по- следних соответствующими Наркоматами Горской Социалистической
Советской Республики проводятся в пределах Автономной Горской
Социалистической Советской Республики через Совнарком, перед ко- торым ответственны поименованные Наркоматы Горской Социалисти- ческой Советской Республики.
Примечания: 1) Народные комиссары поименованных в пункте
4-м Наркоматов, председатель Чрезвычайной Комиссии Горской Со- циалистической Советской Республики и горский краевой военный комиссар назначаются по соглашению Совнаркома Горской Социали- стической Советской Республики с соответствующими Народными
Комиссариатами РСФСР и утверждаются Центральным исполнитель- ным комитетом Горской Социалистической Советской Республики.
170 2) Коллегии при Народных Комиссариатах, а также при Чрез- вычайной Комиссии Горской Социалистической Советской Республи- ки назначаются Совнаркомом Горской Социалистической Советской
Республики.
5. Народные Комиссариаты Автономной Горской Социалисти- ческой Советской Республики: Внутренних дел, Юстиции, Просвеще- ния, Здравоохранения, Социального обеспечения и Земледелия – авто- номны в своих действиях и ответственны перед Всероссийским Цен- тральным исполнительным комитетом через Центральный исполни- тельный комитет Горской Социалистической Советской Республики.
6. Всеми необходимыми финансовыми и техническими средст- вами Автономная Горская Социалистическая Советская Республика снабжается из средств РСФСР.
Примечание: При распределении продуктов местной промыш- ленности запросы и нужды РСФСР удовлетворяются в первую оче- редь. Все делопроизводство Центрального исполнительного комитета,
Совнаркома Горской Социалистической Советской Республики и ок- ружных исполкомов ведется на родном и русском языках.
7. Автономная Горская Социалистическая Советская Республи- ка делится на 6 административных округов, каждый со своим окруж- ным исполкомом: 1) Чеченский, 2) Ингушский, 3) Осетинский, 4) Ка- бардинский, 5) Балкарский и 6) Карачаевский.
Примечание: Города Владикавказ и Грозный с нефтяными про- мыслами выделяются в самостоятельные административные единицы, подчиняющиеся непосредственно Центральному исполнительному комитету и Совнаркому ГССР.
9.В случае нарушения настоящей КонституцииЦентральным исполнительным комитетом или Совнаркомом Горской Социалистиче- ской Советской Республики исполкомы округов и городов Владикав- каза и Грозного имеют право апеллировать с ведомаЦИК и Совнарко- ма Горской Социалистической Советской Республики во Всероссий- ский Центральный исполнительныйКомитет и Совнарком РСФСР.
10.Созыв Учредительного съезда Советов ГорскойСоциалистической
Советской Республики поручаетсяТерскому областному исполнительному комитету, которому вменяется в обязанность образовать для этой цели специ- альную комиссию из представителей отдельных окружных исполкомов Гор- ской СоциалистическойСоветской Республики.
Председатель ВЦИК М. Калинин.
Секретарь ВЦИК Енукидзе.
Москва, Кремль.
171
«Образование СССР». Сборник документов. 1917–1924. – М.–
Л., 1949. – C. 193–195; Опубликовано: Документы по истории борьбы за советскую власть и образования автономии Кабардино-Балкарии
(1917–1922 гг.). – Нальчик: Эльбрус, 1983. – С. 623–626.
3. Резолюция IV Съезда Советов Кабардинского Округа о
выделении Кабарды в Автономную область
13 июня 1921 г.
Заслушав доклады с мест и резюме председателя съезда, 4-й съезд Со- ветов Кабардинского округа, выражая твердую и неуклонную волю всех без исключения трудящихся Кабарды, учитывая весь обмен мне- ний по данному вопросу как на местах – в аулах и селениях, так и на заседаниях своих, что ни одного голоса возражения не раздавалось, что для выявления истинного мнения масс Кабарда повсеместно ото- шла от своих старых традиций и допустила обсуждение этого вопроса и на женских собраниях, что эти собрания показали, что наши матери, сестры и дочери мыслят одинаково с нами, исходя из этого единоглас- ного решения всего народа, а также полного и добровольного согласия представителей проживающего в Кабарде русского, немецкого, еврей- ского и осетинского населения, с одной стороны, что существующие экономические взаимоотношения между народами ГССР выражаются в отношении Кабарды в форме экономического тяготения трудящихся ее к соседним пограничным губерниям РСФСР, что вследствие этого дальнейшее искусственное экономическое прикрепление Кабарды к
ГССР гибельно отразится на восстановлении разрушенного крестьян- ского хозяйства трудящихся Кабарды и будет непреодолимым препятст- вием в борьбе с экономической разрухой, что несмотря на превосходящий культурно-экономический уровень трудящихся Кабарды по сравнению с другими народами ГССР, существуют еще не вполне изжитые, чисто бы- товые, признаки туземца, с другой стороны, съезд постановляет:
1. Просить высшие органы власти РСФСР и ГССР о выделении трудящихся Кабарды и находящегося среди них иногороднего населе- ния в Автономную Кабардинскую область.
2. Поручить президиуму съезда и окружному исполнительному комитету Советов немедленно представить обстоятельный доклад по этому решению в высшие органы власти РСФСР и ГССР.
ЦПА ИМЛ, ф. 64, оп. 2, д. 122, л. 2; Опубликовано: Документы по истории борьбы за советскую власть и образования автономии Ка- бардино-Балкарии (1917–1922 гг.). – Нальчик: Эльбрус, 1983. – С. 667.