Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 2001

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Видение, мозги, страсть - вот что должно быть у успешного творца бизнеса.
2. Руководитель должен приносить хорошие новости, которые будут держать коллектив в тонусе.
Управлять уровнем оптимизма и есть самая главная задача руководителя.
3. Кнут - не рабочий инструмент, он должен быть большим, страшным, но висеть на стенке. Когда усердствуешь с наказаниями, разрушаешь созидательную силу в компании.
4. Страдаю от того, что мало людей ориентировано на результат. Они не хотят, чтобы их измеряли,
стараются спрятаться, а я их как раз хочу измерить, и это часто заставляет меня быть бультерьером.
5. Когда у тебя коллектив, где все старше, заставлять делать то, что ты считаешь правильным,
тяжело. Ведь человек старше тебя теоретически должен быть мудрее. Мне приходилось просто забывать о своем возрасте.
6. Всегда надо делать чуть больше и чуть раньше, чем от тебя ожидают. Моя карьера быстро развивалась, потому что на любой позиции я всегда делала чуть больше.
7. Собственный пример для людей всегда значит больше, чем просто слова. Когда человек говорит, что это невозможно сделать, я просто беру и делаю это сама.
8. Я за японский подход: руководитель должен пройти все ступени производства. Если бы мне доверили управлять заводом, первое, что я сделал бы, это подошел к станку.
9. Я верю, что в будущем у нас снова начнут верить "крепкому слову купеческому". В бизнесе порядочность уже превращается в профессиональное качество.
10. Если руководитель говорит, что бизнес успешно работает без него, то возникает вопрос: зачем этот менеджер нужен? Не трать денег, уйди в другую компанию.
11. Любое решение в бизнесе - это риск. Но я не волнуюсь: это же не первое свидание с девушкой.
Нужно не волноваться, а думать.
12. Мы строим свой бизнес в духе авантюризма, а не жестких технологий. Что делают наши конкуренты, когда идея не укладывается в их стандарты? Отказываются от нее. У нас наоборот: я готов технологии менять под хорошие идеи.
--------------------------------
<1> Приведены фрагменты интервью с российскими предпринимателями и руководителями: А.
Глушковым, А. Яковлевым, М. Букаловой, В. Садовиным. См.: Секрет фирмы. 2008. N N 24, 28, 20, 21.
Пример оформления ответа:
1 - П;
2 - М
и т.п.
Задание 5. Собственный план развития компетенций менеджера
Разработайте собственный план развития компетенций менеджера (предпринимателя). Для этого перерисуйте и заполните таблицу: укажите годы начиная с текущего; в остальные ячейки запишите качества, знания и навыки, которые вы планируете получить (развить в себе), для того чтобы стать высокоэффективным менеджером.
Годы
Компетенции
Личные качества (черты характера)
Знания
Навыки
20__
20__
20__
20__
20__
Задание 6. Функциональные обязанности менеджеров различных уровней
В приведенном ниже перечне указаны функциональные обязанности и требования к квалификации:
а) менеджера высшего звена - генерального директора предприятия;
б) линейного менеджера среднего звена;
в) менеджера первичного уровня.
Укажите, какому уровню менеджмента соответствует каждая обязанность (требование) (см. пример

оформления ответа).
Обязанности:
1. Руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений в соответствии с действующим законодательством.
2. Обеспечивает исполнение работниками указаний руководства предприятия.
3. В зависимости от масштаба деятельности осуществляет управление по одному или нескольким направлениям деятельности предприятия, направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли.
4. Анализирует и решает организационно-технические, экономические, кадровые и социально-психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг.
5. Контролирует соблюдение подчиненными работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены.
6. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов.
7. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным,
региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами,
поставщиками, заказчиками и т.п.
8. Осуществляет контроль за соответствующим оформлением помещений, следит за размещением, обновлением и состоянием рекламы внутри помещения и на здании.
9. Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда.
10. Поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам:
руководителям производственных единиц и филиалов предприятий, а также функциональных и производственных подразделений.
11. Участвует в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии,
связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности.
12. Защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.
13. Осуществляет работу по эффективному и культурному обслуживанию посетителей, созданию для них комфортных условий.
14. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления (участка),
анализ ее эффективности, принимает решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов.
15. Привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым,
техническим, финансовым и др.).
16. Информирует руководство об имеющихся недостатках в обслуживании посетителей,
принимаемых мерах по их ликвидации.
17. Требования к квалификации: высшее профессиональное (техническое или экономическое)
образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.
18. Требования к квалификации: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.
19. Требования к квалификации: высшее профессиональное образование (по специальности менеджмент) или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области теории и практики менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.
Пример оформления ответа:
1 - а;
2 - в и т.п.
Задание 7. Функциональные обязанности менеджеров различных уровней
Деятельность менеджера какого уровня привлекает вас в настоящее время в наибольшей степени? Напишите ваше мнение и объясните его.
Задание 8. Роли менеджера (по Г. Минцбергу)
Вспомните роли менеджеров в классификации Г. Минцберга. Запишите роли (по каждой из трех категорий), которые должны играть указанные ниже менеджеры:
1. Генеральный директор инновационной компании, разрабатывающей высокотехнологичное оборудование для космических станций.


2. Директор департамента, отвечающего в вузе за разработку и внедрение в учебный процесс учебников и пособий, систем дистанционного обучения и т.п.
3. Старший продавец-консультант магазина электроники, контролирующий работу шести продавцов-консультантов.
Какие роли, на ваш взгляд, требуют наибольшей подготовки и опыта?
Поясните ваше мнение.
Задание 9. Национальные особенности менеджмента
Укажите, какие из приведенных ниже особенностей характеризуют типовую модель японского менеджмента (Я), а какие - американского (А) (см. образец оформления ответа).
Характерные особенности национального менеджмента:
1. Оценка качества управления по уровню гармонии в коллективе и коллективному результату.
2. Оплата труда по индивидуальным достижениям.
3. Замедленные оценка работы сотрудника и служебный рост.
4. Нестандартная, гибкая структура управления.
5. Личные неформальные отношения с подчиненными.
6. Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия.
7. Наем на работу на короткий период.
8. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы.
9. Индивидуальный характер принятия решений.
10. Быстрая оценка результатов труда, ускоренное продвижение по службе.
11. Основное качество руководителя - умение осуществлять координацию действий и контроль.
12. Деловая карьера обусловливается личными результатами.
13. Формальные отношения с подчиненными.
14. Коллективная ответственность, ориентация управления на группу.
15. Строго формализованная структура управления.
16. Неформальная организация контроля.
17. Оплата труда по показателям работы группы и служебному стажу.
18. Профессионализм и инициатива - главные качества руководителей.
19. Долгосрочный наем руководителей и работников организаций.
20. Строго формализованная процедура контроля.
21. Оценка качества управления по индивидуальному результату и индивидуальная ответственность.
Образец оформления ответа:
1 - Я;
2 - А
и т.п.
Задание 10. Национальные особенности менеджмента
Японская фирма "Мацусита" заставляет своих инженеров, разрабатывающих новые товары,
определенное время работать продавцами в магазинах фирмы. Как вы считаете, с какой целью это делается? Предложите другие варианты использования этого принципа управления на российских предприятиях.
1>1>2>2>1>1>2>2>1>1>1>1>
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   40

Глава 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Если бы у меня было восемь часов, чтобы срубить дерево,
шесть я бы потратил на затачивание топора.
А.Линкольн
- Целеполагание и планирование
- Внешняя среда организации
- Основные виды планирования
- Принципы эффективного планирования
4.1. Целеполагание и планирование
Как вы помните, планирование является начальным этапом процесса управления. Если менеджер не понимает целей деятельности организации или не знает, какие ресурсы и методы необходимы для их достижения, то он не может приступать к реализации других функций управления.
Почти серьезно... Чудо - это хорошо спланированное мероприятие.
Неизвестный автор

Чтобы лучше понять сущность и содержание планирования, сначала определимся, что в менеджменте понимается под термином "цель".
Примечание. Цель (objective, goal, aim) - это желаемое состояние, которого стремится достичь организация.
Цели, которые ставит перед собой организация, должны удовлетворять определенным требованиям (см. рис. 4.1).
Требования, предъявляемые к целям организации
Рис. 4.1
1. Достижимость. Нет смысла ставить цели, если заведомо известно, что достичь их организации не удастся (например, из-за недостатка средств, опыта, особенностей внешнего окружения и т.п.).
Объявление в компании о намерении реализовать такие цели только вызовет непонимание, нервозность в коллективе и убежденность сотрудников в том, что не все цели, о которых заявляет руководство,
следует пытаться воплощать в жизнь. Разумеется, все это негативно скажется на будущем компании.
2. Конкретность и количественная измеримость. Представьте себе, что генеральный директор компании заявил на совещании: "Мы в самом ближайшем будущем должны значительно повысить производительность труда и существенно увеличить объемы продаж нашей продукции". Что это? Цель?
Нет, это больше похоже на мечту - "в самом ближайшем будущем... значительно повысить...
существенно увеличить". Такие формулировки не имеют количественных измерений, а значит, они не конкретны. Достижима ли такая цель? Трудно сказать. Ведь под "самым ближайшим будущим"
сотрудники компании могут понять, например, пять-шесть лет, а под "существенным увеличением объемов продаж" - всего один процент. Для того чтобы цель могла стать основой плана организации, она должна звучать примерно так: "В течение одного года мы должны вдвое увеличить производительность труда и на пятьдесят процентов объем продаж нашей продукции".
3. Ориентация во времени. Собственно говоря, в предыдущем примере мы уже показали, что такое ориентированность целей во времени, когда сформулировали цель, начинающуюся со слов "в течение одного года". Однако ориентация во времени - более сложное понятие, предполагающее, что все цели организации должны быть связаны друг с другом так, чтобы было возможным их последовательное достижение. Это требование напрямую связано со следующим.
4. Взаимоподдерживаемость. Другими словами, цели должны быть согласованными между собой. Достижение ближайших целей должно гарантировать возможность достижения последующих
(более отдаленных) целей. Кроме того, при формировании системы целей компании надо понимать, что зачастую для выполнения целей одного подразделения необходимо, чтобы свои цели реализовали другие (смежные) подразделения. В противном случае может разрушиться вся система целей компании.
Правильно построенная система взаимосвязанных, согласованных, ориентированных во времени целей называется деревом целей организации (рис. 4.2).
Пример "дерева целей" организации (фрагмент)
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ┌────────────────┐ │
│Общая цель │ Главная цель │ │
│организации - миссия └─────────┬──────┘ │


│ ┌────────────┬─────┴────┬───────────┐ │
├─────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────┼───────┤
│Цели функциональных ┌──────┴──────┐┌────┴────┐┌────┴───┐┌──────┴──────┐│
│областей организации │ Производство││Маркетинг││ Финансы││ Персонал ││
│ └──────┬──────┘└─────────┘└────────┘└──────┬──────┘│
├─────────────────────────────┼───────────────────────────────────┼───────┤
│ ┌─────┼────┐ ┌───┴───┐ │
│Подцели ┌┴─┐ ┌─┴┐ ┌─┴┐ ┌─┴─┐ ┌─┴─┐ │
│по уровням управления │ 1│ │ 2│ │ 3│ │ 1 │ │ 2 │ │
│ └──┘ └─┬┘ └──┘ └─┬─┘ └───┘ │
├─────────────────────────────┼───────────────────────────────┼───────────┤
│ ┌───┼───┐ ┌───┼───┐ │
│Задачи исполнителям │ ┌┴┐ │ │ ┌┴┐ │ │
│ ┌┴┐ └─┘ ┌┴┐ ┌┴┐ └─┘ ┌┴┐ │
│ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘ │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 4.2
Говорят гуру... Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспективы - это главное в менеджменте (management by objectives). Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами.
И.Н.Герчикова
Таким образом, процесс планирования деятельности организации можно определить следующим образом.
Примечание. Планирование (planning, programming) - это процесс определения целей организации и поиск наиболее эффективных методов и средств их достижения в условиях действия ограничений по ресурсам и времени.
Другими словами, планирование - это процесс составления планов организации. Что же такое
план?
Примечание. План (plan) - это официальный документ, в котором отражаются промежуточные и конечные цели, задачи, механизмы координации и распределения ресурсов, а также варианты действий в нештатных ситуациях.
В процессе планирования деятельности организации и ее подразделений менеджерам приходится составлять различные планы, однако при всем их разнообразии планы имеют общую структуру.
Рассмотрим структуру типового плана (табл. 4.1). В некоторых планах могут присутствовать и другие элементы.
Таблица 4.1
Структура типового плана
N п/п
Наименование этапа работы
(цель, задача,
мероприятие и т.п.)
Период времени
(дата или время),
к которому должен быть выполнен данный пункт плана
Исполнители и ответственный за исполнение данного пункта плана
Необходимые материальные,
финансовые и другие ресурсы
Примечания:
рекомендации по выполнению данного пункта плана;
разъяснения;
варианты действий при изменении условий; способы координации действий с другими