Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 2024
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
видеофайлов с профильных выставок и т.п. Большой объем хранимых данных относится к информации "на всякий случай", ценность которой пока не очевидна. "Ультра-Си" тратит немалые деньги на сбор этой информации, ее хранение и перепроверку. Иногда компания прибегает к так называемым сомнительным способам получения информации о конкурентах.
Тем не менее наличие больших объемов информации не приводит пока к повышению эффективности работы компании (снижению издержек, повышению качества продукции, увеличению объемов продаж и т.п.).
Решение проблем руководство видит в наращивании объемов полезной информации, увеличивая штат сотрудников, отвечающих за поиск информации, и оставляя неизменным (в количестве двух человек) штат аналитиков-референтов, обрабатывающих данные.
1. Объясните, недостаточное внимание к какому закону организации приводит к описанному поведению менеджмента компании "Ультра-Си".
2. Предложите свой вариант решения проблемы и увеличения эффективности компании.
1>1>2>2>1>1>1>1>2>2>1>1>
Тем не менее наличие больших объемов информации не приводит пока к повышению эффективности работы компании (снижению издержек, повышению качества продукции, увеличению объемов продаж и т.п.).
Решение проблем руководство видит в наращивании объемов полезной информации, увеличивая штат сотрудников, отвечающих за поиск информации, и оставляя неизменным (в количестве двух человек) штат аналитиков-референтов, обрабатывающих данные.
1. Объясните, недостаточное внимание к какому закону организации приводит к описанному поведению менеджмента компании "Ультра-Си".
2. Предложите свой вариант решения проблемы и увеличения эффективности компании.
1>1>2>2>1>1>1>1>2>2>1>1>
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 40
Глава 14. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
У людей, продуктов, рынков и даже обществ есть свои жизненные циклы - рождение, рост, зрелость, старость и смерть. На каждом этапе жизненного цикла возникает типичная модель поведения.
И.Адизес
- Понятие жизненного цикла организации
- Модель жизненного цикла организации Л. Грейнера
- Модель жизненного цикла организации И. Адизеса
14.1. Понятие жизненного цикла организации
Концепция жизненного цикла организации (ЖЦО) возникла и развивается в теории организации с целью объяснения причин, характеристик и последствий изменений, происходящих в организациях с течением времени. Согласно этой концепции организационные характеристики организаций меняются на разных стадиях их жизненного цикла, поэтому на разных этапах развития им требуются различные методы управления. Кроме того, для разных стадий должны быть характерны различные подходы к оцениванию организационной эффективности.
Говорят гуру... Изучение различных управленческих аспектов на разных стадиях ЖЦО
предоставляет менеджерам мощный инструмент управления изменениями, который основан на закономерностях перехода от одной практики управления к другой и внутренней логике развития компании.
Г.Широкова
Примечание. Жизненный цикл организации - это совокупность последовательно сменяющих друг друга состояний организации, каждое из которых соответствует определенному комплексу организационных характеристик и типичной модели поведения организации.
В основе данной концепции лежит аналогия с жизненным циклом развития живого организма. В
последние годы огромный интерес к моделям ЖЦО вызван рядом знаковых публикаций на эту тему в научных и деловых журналах. Кроме того, популярность идеи растет благодаря активной лекторской,
писательской и консалтинговой деятельности одного из ведущих современных специалистов по управлению жизненным циклом организаций доктора И. Адизеса.
Говорят гуру... Представление о том, что фирмы обладают жизненным циклом, аналогичным жизненному циклу биологических организмов, скрывает в себе следующую идею: существуют законы,
обусловливающие развитие фирм, подобные тем законам, по которым... развиваются живые организмы,
причем разные стадии развития являются функцией... возраста.
Э.Пенроуз <1>
--------------------------------
<1> Пенроуз Э. Биологические аналогии в теории фирмы. Цит. по: Управление изменениями:
Хрестоматия. 2-е изд. / Под ред. Г.В. Широковой. СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2010.
На сегодняшний день в научной литературе описано большое количество моделей ЖЦО,
предложенных в разные годы разными авторами. Эти модели различаются как по числу стадий развития организаций, так и по составу и содержанию характеристик (переменных), отражающих особенности построения и функционирования организаций на этих стадиях. Несмотря на это, в отечественных учебных изданиях по менеджменту и теории организации зачастую приводятся некие обобщенные "иллюстративные" модели, не всегда достаточно точно отражающие авторскую идею или вообще лишенные указания на авторство. В настоящем учебнике предпринята попытка познакомить читателя с большинством авторских моделей ЖЦО на уровне изложения стадий и основных изучаемых переменных, характеризующих организационные изменения.
Наиболее полный и систематизированный сравнительный анализ моделей жизненного цикла организаций сегодня представлен в трудах ученых Высшей школы менеджмента СПбГУ Г.В. Широковой,
И.С. Меркурьевой, О.Ю. Серовой и др. <1>. В настоящем учебнике систематизация моделей ЖЦО
изложена в соответствии со схемой, предложенной авторами указанных исследований (см. табл. 14.1).
Названия "Становление", "Накопление", "Зрелость", "Диверсификация", "Упадок", используемые в таблице для обозначения типовых стадий ЖЦО, являются условными и отражают структуру пятиэтапной схемы, взятой авторами исследования за основу.
--------------------------------
<1> См.: Широкова Г.В., Меркурьева И.С., Серова О.Ю. Особенности формирования жизненных циклов российских компаний (эмпирический анализ) / Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. N 3.
С. 3 - 26; Широкова Г.В., Серова О.Ю. Модели жизненных циклов организаций: теоретический анализ и эмпирические исследования. Вестник С.-Петербургского ун-та (Менеджмент). 2006. N 1. С. 3 - 27;
Широкова Г.В. Характеристики стадий жизненного цикла российских компаний, созданных с нуля //
Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. N 4. С. 3 - 20.
Таблица 14.1
Сравнение моделей жизненного цикла
Наиболее полный и систематизированный сравнительный анализ моделей жизненного цикла организаций сегодня представлен в трудах ученых Высшей школы менеджмента СПбГУ Г.В. Широковой,
И.С. Меркурьевой, О.Ю. Серовой и др. <1>. В настоящем учебнике систематизация моделей ЖЦО
изложена в соответствии со схемой, предложенной авторами указанных исследований (см. табл. 14.1).
Названия "Становление", "Накопление", "Зрелость", "Диверсификация", "Упадок", используемые в таблице для обозначения типовых стадий ЖЦО, являются условными и отражают структуру пятиэтапной схемы, взятой авторами исследования за основу.
--------------------------------
<1> См.: Широкова Г.В., Меркурьева И.С., Серова О.Ю. Особенности формирования жизненных циклов российских компаний (эмпирический анализ) / Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. N 3.
С. 3 - 26; Широкова Г.В., Серова О.Ю. Модели жизненных циклов организаций: теоретический анализ и эмпирические исследования. Вестник С.-Петербургского ун-та (Менеджмент). 2006. N 1. С. 3 - 27;
Широкова Г.В. Характеристики стадий жизненного цикла российских компаний, созданных с нуля //
Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. N 4. С. 3 - 20.
Таблица 14.1
Сравнение моделей жизненного цикла
N
п/п
Авторы,
годы публикации
Стадии (в соответствии с базовой пятиэтапной моделью)
Становление
Накопление
Зрелость
Диверсификация
Упадок
1 Липитт,
Шмидт
Рождение
Юность
Зрелость
(Lippitt,
Schmidt),
1967
(Birth)
(Youth)
(Maturity)
Все в руках одного человека;
краткосрочная перспектива; акцент на выживании; личный контроль
Акцент на достижении стабильности;
командное принятие решений; акцент на эффективности;
установление целей и планирование действий
Акцент на адаптации;
оценивается вклад в общество; дальнейший рост
2 Скотт
Стадия 1
Стадия 2
Стадия 3
(Scott), 1971 (Stage 1)
(Stage 2)
(Stage 3)
Управление в руках одного человека;
неформальная структура;
патерналистское вознаграждение;
субъективные критерии оценки
Функциональная специализация;
формализованная структура; наличие процедур и правил;
объективная оценка
Диверсифицированные продуктовые рынки;
поиск новых продуктов и возможностей для роста;
полуавтономная дивизиональная структура
3 Грейнер
Креативность
Директивное
руководство
Делегирование
Координация
(Greiner),
1972
(Creativity stage)
(Direction stage)
(Delegation stage)
(Coordination stage)
Акцент на производстве продукта;
неформальные коммуникации и структура; долгий рабочий день и скромное вознаграждение
Функциональная структура; система бухгалтерского учета;
специализация задач;
формализованные правила и политики
Децентрализованная структура; делегирование полномочий; управление по отклонениям
Долгосрочное планирование;
формирование продуктовых групп;
создание новых систем
Сотрудничество
(Collaboration stage)
Командная работа;
самодисциплина;
матричная структура управления; проектное управление
4 Торберт
(Torbert),
Стадия фантазий
Стадия
определений
Стадия
предопределения
Стадия возникновения
общности
(Fantasies stage)
1974
Видением и фантазиями основатель делится с друзьями,
сослуживцами и другими людьми,
которые имеют схожие мечты и интересы.
(Determination
stage)
производительности
(Foundational
community stage)
Постановка групповых целей и создание структуры;
групповое единство;
установка психологических контрактов.
(Predefined productivity
stage)
Разделение духовных,
поведенческих и ментальных принципов всеми членами организации;
организация становится более объединенной духовно.
Фокус на выполнении определенных задач исполнителями;
фиксированные правила,
структуры, система власти.
Стадия инвестиций
Стадия
экспериментов
Стадия свободного
выбора структуры
Стадия либеральных
порядков
(Investment stage)
(Experiments stage) (Openly chosen structure
stage)
(Liberating disciplines
stage)
Период инвестирования и обязательств со стороны учредителей организации; нет ясного стиля руководства
Создание планов,
графиков, ролей и системы управления;
рациональное принятие решений
Сотрудничество между различными уровнями иерархии; размышления о более глобальных целях организации; творческие и инновационные методы;
гибкость в процедурах
Люди и организация вовлечены в самовозрождение;
организация в поиске вызовов; границы между организацией и окружающей средой являются открытыми
5 Кац, Канн
Стадия простой
системы
Стадия стабильной
организации
Стадия
совершенствования
структуры
(Katz, Kahn),
1978
(Primitive system
stage)
(Stable organization
stage)
(Elaborative supportive
structures stage)
Попытки кооперации,
основанной на общих нуждах и ожиданиях членов организации
Координация и формализация;
создание системы власти; создание структуры; создание системы обслуживания;
разработка правил
Формируется система адаптации, система институционализации взаимоотношений
6 Кимберли
Первая стадия
Вторая стадия
Четвертая стадия
(Kimberly),
1979
(First stage)
(Second stage)
(Fourth stage)
Упорядочение ресурсов;
формирование идеологии
Выбор "первоначальной движущей
Формализованная структура; установлены правила и политики;
внутрифирменная конкуренция; стабильные отношения с внешней силы"; наем сотрудников;
получение
поддержки от стратегических клиентов;
дискретные решения.
средой
Третья стадия
(Third Stage)
Формирование организационной идентичности,
чувства общности и сопричастности;
высокая личная вовлеченность и обязательность;
следование организационной миссии
7 Адизес
Ухаживание
Давай-давай
Расцвет
Аристократизм
(Adizes),
1979; 1989
(Courtship stage)
(Go-Go)
(Prime)
(Aristocracy)
Стадия предшествует созданию организации;
организация существует в виде идеи; тестирование предпринимательской идеи.
Рост продаж,
рыночный успех;
отсутствие регулярного менеджмента,
несвязная диверсификация;
ориентация на людей, а не на задачи.
Разделяемые всеми видение и ценности;
контролируемая и развиваемая креативность; рост как в продажах, так и в прибылях;
внутриорганизационное взаимодействие.
Снижение интереса к завоеванию новых рынков; акцент на прошлые достижения;
формализация в одежде, обращении и традициях.
Младенчество
Юность
Поздний расцвет
Ранняя
бюрократизация,
(Infancy)
(Adolescence)
(Late prime)
Салем Сити
Ориентация на действия; отсутствие систем, процедур и правил; высокая уязвимость компании;
единоличное принятие решений основателем компании
Делегирование полномочий;
изменение руководства;
переориентация целей; конфликты между старослужащими и новичками
Теряется дух креативности,
инновационности и энтузиазма для изменений
(Salem City)
Проблемы персонализируются,
начинается "охота на ведьм",
менеджериальная паранойя; внутренние конфликты.
Бюрократизация
(Bureaucracy)
дискретные решения.
средой
Третья стадия
(Third Stage)
Формирование организационной идентичности,
чувства общности и сопричастности;
высокая личная вовлеченность и обязательность;
следование организационной миссии
7 Адизес
Ухаживание
Давай-давай
Расцвет
Аристократизм
(Adizes),
1979; 1989
(Courtship stage)
(Go-Go)
(Prime)
(Aristocracy)
Стадия предшествует созданию организации;
организация существует в виде идеи; тестирование предпринимательской идеи.
Рост продаж,
рыночный успех;
отсутствие регулярного менеджмента,
несвязная диверсификация;
ориентация на людей, а не на задачи.
Разделяемые всеми видение и ценности;
контролируемая и развиваемая креативность; рост как в продажах, так и в прибылях;
внутриорганизационное взаимодействие.
Снижение интереса к завоеванию новых рынков; акцент на прошлые достижения;
формализация в одежде, обращении и традициях.
Младенчество
Юность
Поздний расцвет
Ранняя
бюрократизация,
(Infancy)
(Adolescence)
(Late prime)
Салем Сити
Ориентация на действия; отсутствие систем, процедур и правил; высокая уязвимость компании;
единоличное принятие решений основателем компании
Делегирование полномочий;
изменение руководства;
переориентация целей; конфликты между старослужащими и новичками
Теряется дух креативности,
инновационности и энтузиазма для изменений
(Salem City)
Проблемы персонализируются,
начинается "охота на ведьм",
менеджериальная паранойя; внутренние конфликты.
Бюрократизация
(Bureaucracy)
Наличие большого количества процедур,
правил и инструкций;
отсутствие чувства контроля у руководства;
искусственно поддерживаемая жизнь.
Смерть
(Death)
Отсутствие ресурсов для вознаграждения членов организации
8 Миллер,
Фризен
Фаза рождения
Фаза роста
Фаза зрелости
Фаза возрождения
Фаза упадка
(Miller,
Friesen),
1984
(Birth phase)
(Growth phase)
(Maturity phase)
(Revival phase)
(Decline phase)
Выработка продуктово-рыночной стратегии; простая структура, высокая централизация; частые инновации
Ранняя диверсификация,
быстрый рост;
функциональная структура, меньшая степень централизации;
сегментация рынка
Снижение инновационности;
распыление собственности;
консерватизм в принятии решений
Повышение уровня инновационности;
диверсификация продуктов и услуг;
дивизиональная организационная структура
Инертность в управлении;
снижение уровня инновационной активности; снижение прибыльности;
отсутствие развитых механизмов обработки информации;
консервативный стиль принятия решений
9 Фламхольц Новое предприятие
Экспансия
(Expansion)
Профессионализация
Диверсификация
Упадок и
обновление
(Flamholtz),
1986
(New venture)
Быстрый рост прибыли, числа сотрудников и т.д.;
поиск ресурсов;
развитие операционных систем; объем продаж - от 1 до 10
млн долл.
(Professionalization)
(Diversification)
(Decline and
revitalization)
Определение рынков и развитие продуктов;
объем продаж - до 1
млн долл.
Переход от предпринимательства к профессиональному менеджменту; развитие системы управления,
формального планирования; объем продаж - от 10 до 100 млн долл.
Развитие новых продуктов для
Обновление организации на всех уровнях пирамиды организационного развития; объем продаж варьируется существующих рынков;
новые рынки для существующих продуктов;
диверсификация; объем продаж - от 500 млн долл. до 1 млрд долл.
Консолидация
Интеграция
(Consolidation)
(Integration)
Развитие корпоративной культуры;
институционализация трансформационных процессов; формализация ролевой структуры; объем продаж - от 100 до 500
млн долл.
Интеграция различных бизнес-единиц через развитие новой инфраструктуры:
управление ресурсами,
развитие операционной и управленческой систем,
разработка новой культуры; объем продаж
- более 1 млрд долл.
10 Лестер,
Парнелл,
Каррагер
Существование
Выживание
Успех
Возрождение
Упадок
(Lester,
Parnell,
Carraher),
2003
(Existence)
(Survival)
(Success)
(Renewal)
(Decline)
В фокусе - жизнеспособность организации;
идентификация клиентов;
централизация принятия решений;
примерный возраст - до
10 лет
Власть распределена между несколькими владельцами;
формализация структуры; начало формальной обработки информации; более конкурентная окружающая среда
Разнородная окружающая среда; формализованные должностные инструкции,
политики и процедуры;
усложнение процесса обработки информации
Дивизиональная или матричная структура;
сложный процесс обработки информации;
привлечение сотрудников к принятию решений
Централизованная структура с несколькими системами контроля;
централизованное принятие решений;
отсутствие роста