Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
76 программы сопровождения, определяется состав специалистов, реализующих программу сопровождения, который должен быть сформирован таким образом, чтобы каждый из ее членов обладал определёнными полномочиями в решении вопросов по оказанию помощи обучающемуся и его семье. Таким образом, состав консилиума «от ребенка к ребенку» может варьировать: одни специалисты работают постоянно, другие — меняются.
В случае факта совершения суицида либо парасуицида, помимо названных специалистов, необходимо привлечь узких специалистов (напри- мер, психотерапевта, врача - психиатра).
Необходимо определить набор услуг на основе ресурсов школьного пространства с целью создания индивидуальной программы сопровождения, которые необходимо предоставить обучающемуся и его окружению для исправления создавшейся ситуации и снижения риска развития суицидального поведения.
Планируемые мероприятия могут быть направлены на улучшение детско-родительских отношений, формирование поддерживающего окружения, комфортного эмоционального климата в семье, преодоление причин, вызывающих у несовершеннолетнего стресс, эмоциональный дискомфорт, нежелание жить.
Программа сопровождения должна быть обозначена грифом «Для служебного пользования» (Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 18 января 2016 г. № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида»). Информация о ребенке и его семье является строго конфиденциальной и не подлежит разглашению без их согласия. Права ребенка строго охраняются ответственными специалистами с соблюдением принципа «не навреди».
Работа с семьей подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние, должна носить комплексный ха- рактер. Как правило, если в семье есть реабилитационные ресурсы, заинтере- сованность в помощи, отсутствие фактора алкоголизации, педагог-психолог может справиться сам. Если мы столкнулись с неблагополучной, алкоголизи- рованной семьей или семьей, в которой один из родителей имеет психиатри- ческий диагноз, педагог-психолог не справится самостоятельно. Необходимо разделить ответственность (на консилиуме) со специалистами социально – психологической службы, медиками и др.
При составлении индивидуальной программы сопровождения в случае необходимости возможно рекомендовать родителям обращение за услугами в другие субъекты профилактики: учреждения здравоохранения, социальной защиты населения, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Индивидуальные программы комплексного сопровождения обсуждаются и согласуются с родителями.Родители приглашаются на ПМПк, кураторы знакомят семью с проектом индивидуальной программы сопровождения, при необходимости вносят необходимые коррективы и
77 организуют ее выполнение.
Привлечение родителей (законных представителей) к планированию мероприятий позволяет образовательной организации, субъектам профилактики и родителям (законным представителям) действовать согласованно, обеспечивая преемственность и распределение ответственности.
Важно помнить, что кризисной ситуации можно избежать, если свое- временно формировать у подростков представления о ценности человеческой жизни, навыки преодоления стресса. Лучшая профилактика суицида - это разнообразный позитивный досуг, приносящий новые впечатления и поло- жительные переживания.
Психолого-педагогическая программа сопровождения детей группы суицидального риска формируется индивидуально педагогом-психологом в зависимости от каждой конкретной ситуации и проводится, предпочтительно в индивидуальной форме, поскольку в основе каждой ситуации лежат личные субъективно переживаемые как сложные, неразрешимые обстоятельства жизни.
Методы, техники, упражнения, которые может использовать педагог- психолог в ходе коррекционной работы могут быть направлены на коррекцию эмоционального состояния, проработки негативных эмоций, обучение способам совладания с эмоциональными реакциями, коррекция деструктивных, самооценки и самоотношения, антивитальных установок и убеждений, расширение диапазона поведенческих реакций, повышение жизнестойкости как способа преодоления сложных жизненных ситуаций, поиск ресурсов, построение позитивной картины будущее.
Педагог-психолог может использовать в своей работе с обучающимися группы суицидального риска, например, следующие упражнения и техники:
Упражнение «Самодиагностика»
Для самодиагностики стрессового состояния на телесном или мышеч- ном уровне подросткам предлагается выполнить следующее упражнение:
«Нарисуйте фигуру человека. Вспомните какую-то недавнюю стрессовую для вас ситуацию из своей жизни. Теперь на фигуре человека заштрихуйте те зоны тела, в которых вы ощущали некий дискомфорт. Например, напряже- ние, боль, дрожь, покалывание, вибрацию и т.д. То есть такие ощущения, ко- торые обычно вы не испытываете при нормальном ритме жизни».
(Участники выполняют упражнение, затем идёт обсуждение того, что было выявлено, что удивило, расстроило, какие впечатления и т.д.)
Далее школьникам предлагается оценить свою эмоциональную реак- цию, для этого им предлагается следующее:
«Проверьте, свойственны ли вам эмоции, приведенные в таблице.
Оцените частоту и интенсивность эмоции по шкале от 1 до 10 баллов».
Диагностика эмоциональных состояний
78
Эмоции
Частота
Интенсивность
гнев тревога уныние, депрессия отчаяние разочарование чувство вины ощущение беспомощности ощущение безвыходности раздражение чувство одиночества беспокойство, нетерпеливость ощущение, что вас не любят
Участники выполняют упражнение, затем идёт обсуждение.
Психолог: «Если окажется, что больше половины из этих эмоций вы испытываете постоянно, тогда необходимо принимать меры для стабилиза- ции своего эмоционального состояния. Любая эмоция, которая оценивается выше 5-ти баллов, рассматривается как показатель высокого уровня стресса.
Эту таблицу эмоциональных состояний вы можете периодически использо- вать для самодиагностики, чтобы определить какие чувства и состояния при- сутствуют у вас в настоящий момент вашей жизни и какой ее эмоциональный фон».
Упражнение «Злость»
Цель: отреагировать негативные эмоции, изменить представление о ре- бенке.
Инструкция: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните и за- кройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней выставлены фотографии людей, среди них и человек, на которого вы обиже- ны (злитесь, разочарованы, от которого ждете помощи и т.д.). Походите по выставке, постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Представьте, что вы выражаете чувства ему, на которого вы (эмоция, которую к человеку испытывает клиент). Не сдержи- вайте своих чувств, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему все, что хо- тите сказать.
Психологу важно отметить, какие именно чувства возникли: злость, ненависть, обида, гнев, раздражение, ярость, возмущение, отвращение, пре- зрение, разочарование, опустошённость, безысходность, отчаянье, сожале- ние, вина, горе, стыд, смущение, неловкость, страх, тревога, ужас, испуг и проч.
После проводится беседу, в ходе которой объясняет необходимость наличия у человека отрицательных эмоций, их положительную роль и важ- ность расширения спектра не только положительных, но и отрицательных эмоций. Здесь же уточняется цель работы - освоение способа регуляции нега- тивных переживаний, не связанных с конкретной ситуацией (как внешней,
79 так и внутренней). Психолог не только «разрешает» испытывать отрицатель- ные эмоции, но и объясняет, что это «нормально».
Упражнение «Новогодняя ёлка»
Инструменты: лист бумаги, разноцветные карандаши.
Инструкция: Расскажите обучающемуся историю про новогодние ел- ки. Теперь пусть нарисует две елки на лицевой и обратной стороне листа бу- маги. Попросите его представить свои чувства в виде игрушек, которыми бу- дет украшена елка. Попросите его разместить с лицевой внешней стороны елки те игрушки (чувства), которые ему нравятся. Попросите, чтобы он ком- ментировал размещение, спросите его, не хочется ли ему что-нибудь изме- нить. Аналогично попросите разместить на обратной стороне (часть елки, обращенная в угол) те игрушки, которые не нравятся. Попросите проанали- зировать осознавания. После того, как клиент закончит размещение, спросите его, не хочется ли ему что-нибудь изменить. Если появилось чувство, кото- рое непременно нуждается в отреагировании и принятии, проработать с ним.
Психолог может задать следующие вопросы:
- проанализируете, с какими чувствами вы все время живете, а какие стараетесь отодвинуть в сторону и не замечать;
- какие мешают вам жить;
- какие цвета преобладают на вашей елке;
- что хочется изменить.
Упражнение «Внутреннее зеркало»
Цель: научиться снимать эмоциональное напряжение, раздражение, гнев методом дыхания.
Инструкция: Необходимо сделать глубокий вздох (задержать дыхание на 15 сек), а затем резко выдохнуть. Лучший эффект дыхательные упражне- ния дают в сочетании с мышечным напряжением, чередующимся с расслаб- лением: сделайте вдох, задержите дыхание, сожмите кулаки, напрягите мышцы рук, ног, спины (не живота), резко выдохните, расслабьте все мыш- цы, сделайте несколько легких встряхивающих движений руками (как бы сбрасывая усталость). Повторить несколько раз.
При задержке дыхания можно слегка надуть щеки и сделать глотатель- ные движения. Надо помнить и о выражении лица (внутреннее зеркало по- может избавить лицо от ненужных мышечных зажимов). Например, после вдоха проведите по лицу рукой, как бы убирая остатки тревоги, раздражения.
Улыбнитесь.
Возможен и такой прием: проведите рукой по мышцам шеи. Если они напряжены, наклоните голову вперед, назад, сделайте несколько вращатель- ных движений. Можно слегка помассировать шею, легким движением погла- дить мышцы от плеча к уху. Слегка потрите подушечками пальцев заушные бугры, так как это улучшает приток крови к голове и облегчает нервную раз- рядку.
80
Упражнение «Окружение»
Цель: формирование представления о факторах, влияющих на форми- рование самоотношения, окружения, которое может выступать как внешний ресурс.
Мы с вами обсудили, что наше самоотношение очень многоаспектно, и наше внутреннее око где-то глубоко и окружающие люди не могут увидеть его, узнать что-то о нас, если мы сами этого не захотим. Однако в нашей по- вседневной жизни мы общаемся с разными людьми: родителями, учителями, друзьями, одноклассниками и т.д. Как вы думаете, оказывают ли окружаю- щие влияние на самоотношение человека? Какое влияние? Почему?
Сейчас нарисуйте два круга, один из которых вложен в другой.
Внутренний круг описывает границу вокруг вашего «Я». Что он содержит в себе? Нарисуйте, напишите или символически изобразите то, что составляет содержание вашего «Я». Внешний, большой круг – это внешний мир, в кото- ром развивается ваше «Я». Отразите в этом круге то, что оказывает наиболь- шее влияние на ваше «Я».
Обсуждение: расскажите, что вы нарисовали. У всех ли одинаковое соотношение внутренних и внешних кругов? Почему? Как вы думаете, что или кто в большей степени влияет на самоотношение человека? Какую роль сам человек играет в формировании своего самоотношения? Насколько эти люди значимы для вас? К кому вы можете обратиться к сложной ситуации?
Кто готов прийти на помощь, по-вашему мнению?
Гештальттехника «Незаконченное дело»
Техника направлена на разрешение любой неудовлетворенной, часто не осознаваемой в полной мере потребности человека. Такими неудовлетворен- ными потребностями человека могут являться неотреагированные эмоции, невысказанные чувства, претензии к эмоционально значимым лицам (невы- сказанная любовь, нежность к своему больному ребенку у авторитарной ма- тери или отвергнутые бывшим мужем чувства женщины). Школьнику пред- лагается выразить свои чувства воображаемому лицу с использованием вер- бальных и невербальных средств общения.
Психолог: «Как себя чувствуете? Испытываете ли вы облегчение в ре- зультате того, что смогли высказать свои наболевшие проблемы / свои чув- ства, переживания и т.д.?»
Гештальттехника «Диалог между сторонами собственной личности»
Согласно теории гештальттерапии, личность, испытывающая проблему, раздвоена. Техника «Диалога...» позволяет осуществить интеграцию фраг- ментированной личности, слияние ее противоположных частей. Используют- ся наиболее значимые для человека противоположные, контрастные лич- ностные свойства: «мужественность — женственность», «агрессивность — пассивность», «зависимость — отчужденность», «рациональность — эмоци- ональность». Процедура «Диалога...» выполняется с помощью пустого стула, который располагается напротив испытуемого лица. Поочередно пересажи-
81 вая клиента с одного на другой стул и меняя при этом тональность его опи- саний, психолог добивается гармонизации в нем противоположных сторон личности. В конце проведения «Диалога...» обучающийся должен осознать, что виновником трудных отношений с другими людьми является не кто иной, как он сам.
Методика «Работа с убеждениями» с помощью метафорических ас-
социативных карт «Лица», «OH» и другие портретные МАК
Цель: исследование, осознание определенного убеждения и его влия- ния на жизнь человека.
1.Необходимо заметить, какое состояние (ощущения, эмоции, мысли) у вас сейчас есть.
2. Сформулируйте убеждение, которое вы хотите исследовать (кратко, около 7 слов).
3.Вслепую вытащите и положите рубашкой вверх карты: а) Я, б) какой я, когда живу в соответствии с этим убеждением (верхний ряд рядом с Я), в) какие последствия я получаю, если живу в соответствии с этим убеждением (верхний ряд рядом с предыдущей картой), г) какой я, когда живу без этого убеждения (нижний ряд рядом с Я), д) какие последствия я получаю, если живу без влияния этого убеж- дения (нижний ряд рядом с предыдущей картой).
Далее происходит работа с убеждениями с помощью МАК
4.Теперь откройте метафорические карты, также одну за одной, расска- зывая, что вы видите на картинке, какие качества и свойства у того, что есть на картинке, что чувствуете когда это видите, как это соотносится с вашей жизнью.
5.Какие выводы вы можете сделать теперь, когда видите всю картину целиком? Какие возникают идеи? Какие решения можете принять?
6.Как бы вы сформулировали это убеждение сейчас?
7.Отметьте, какое ваше состояние сейчас.
Упражнение «Взгляд на себя глазами влюбленного человека» (медита-
ция-визуализация)
Психолог: Сядьте поудобнее, закройте глаза, максимально расслабь- тесь. Сейчас вы станете писателем. Вы пишете книгу, в которой одним из ге- роев, сформировавших вашу жизнь такой, как она есть, являетесь вы сами.
Вам надо решить, кто из людей, вам известных, любит вас. Не так важ- но, любите ли вы этих людей, но чрезвычайно важно знать, любят ли они вас.
Выберите из них одного человека и представьте следующее.
Вы сидите за столом. Перед вами пишущая машинка, бумага, каран- даш. На против окно, в которое вы время от времени выглядываете. Там, где- то за окном, живет и что-то делает в эту минуту тот самый человек, который любит вас. Пришло время в вашей книге написать и о нем. Вы откидываетесь
82 на спинку стула, размышляете о нем, думаете, как бы вы могли описать этого человека, выразить словами то, что делает его особенным. Вы подбираете та- кие слова, которые позволят читателю увидеть этого человека вашими глаза- ми — таким, каким видите его вы, поэтому вы описываете все его своеобраз- ные привычки, выражения, манеру поведения, которые отличают этого чело- века от других. Вы вспоминаете и описываете словами его чувство юмора, ум, глупости, его слабости, сильные стороны, маленькое и большое, все то, что в сочетании создает его уникальную личность.
Вы прислушиваетесь к собственному описанию и стараетесь проанали- зировать свои чувства по отношению к этому человеку, там, за окном. Ваше описание подходит к концу; вы стараетесь посмотреть на сделанное с другой позиции и точки зрения. Вы выплываете из своего кресла и вплываете в тело человека, которого только что описывали. Вы становитесь человеком, кото- рый вас любит. С этой новой позиции вы всматриваетесь в себя, только что увлеченного написанием своей книги. Вы видите себя глазами человека, ко- торый вас любит. Вы видите собственные слова, жесты, манеры, описанные человеком, который вас любит. Вглядываетесь в самого себя глазами челове- ка, который вас любит, вы узнаете качества и свойства, которые вам были не- знакомы или которые другие привыкли считать недостатками. Вы «просмат- риваете» мысли и воспоминания человека, который вас любит, и понимаете, что вас есть за что полюбить. Можно просто быть и тем самым делать жизнь другого человека полнее и значимее. Вы видите и слышите все то, что этот человек так ценит в вас.
Хорошо запомнив все только что услышанное и увиденное, вы медлен- но начинаете возвращаться в самого себя, зная, кто вы есть для человека, ко- торый вас любит.
Обсуждение. Участники рассказывают о своих чувствах после упраж- нения и отмечают разницу между безоценочной любовью, принятием себя таким, какой есть, и оцениванием в категориях «хорошо—плохо».
Упражнение «Дерево жизни»
Цель: поиск внутренних ресурсов, актуализация потребности в изме- нении ситуации, внутреннем развитии и росте.
Закройте глаза и представьте дерево, которое вам нравится или дере- во, в образе которого вы можете себя представить. Это дерево вашей жизни.
Представьте его корни - это ваша основа. Поразмышляйте о том, что составляет вашу основу, что вас «питает», что удерживает вас (это может быть ваша семья, традиции, а может - это ваши какие-то качества, знания, а может статус или что-то другое)? Представьте ствол – это ваш стержень в жизни. Может это ваши принципы, может опыт, может качества, черты ха- рактера и др. Поразмышляйте об этом. Представьте ваши основные ветви кроны – это направления вашего личностного роста, цели, ориентиры. Поду- майте, насколько они выросли и должны вырасти еще. Что надо сделать для этого?