Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
36 10 ж более 90 более 30 более 34 более 36 м более 72 более 24 более 27 более 23 5.
Чрезмерное спокойствие
8 ж менее 30 менее 7 менее 11 менее 7 м менее 17 менее 4 менее 4 менее 5 9 ж менее 17 менее 2 менее б менее 4 м менее 10
—
— менее 3 10 ж менее 39 менее 5 менее 12 менее 5
М
менее 23 менее 5 менее 8 менее 5
Опросник Г. Айзенка
Опросник Айзенка включает описание различных психических состоя- ний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опро- вергнуть.
Цель: определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ри- гидности.
Инструкция: «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1,
0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит – цифру 1, если не подходит – 0».
Вопросы анкеты
Подхо-
дит
Не
со-
всем
Не подходит
1. Часто я не уверен в своих силах
2 1
0 2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход
2 1
0 3. Я часто оставляю за собой последнее слово
2 1
0 4. Мне трудно менять свои привычки
2 1
0 5. Я часто из-за пустяков краснею
2 1
0 6. Неприятности меня сильно расстраивают и я падаю духом
2 1
0 7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.
2 1
0 8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое
2 1
0 9. Я часто просыпаюсь ночью
2 1
0 10. При крупных неприятностях я виню только себя.
2 1
0 11. Меня легко рассердить
2 1
0 12. Я очень осторожен по отношению к переме- нам в своей жизни
2 1
0 13. Я легко впадаю в уныние
2 1
0 14. несчастия и неудачи меня ничему не учат
2 1
0 15. Мне приходится часто делать замечания дру- гим
2 1
0 16. В споре меня трудно переубедить
2 1
0 17. Меня волнуют даже воображаемые неприят- ности
2 1
0
37 18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной
2 1
0 19. Я хочу быть авторитетом для окружающих
2 1
0 20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться
2 1
0 21. Меня пугают трудности, с которыми мне придется встретиться в жизни
2 1
0 22. Нередко я чувствую себя беззащитным
2 1
0 23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха
2 1
0 24. Я легко сближаюсь с людьми
2 1
0 25. Я часто копаюсь в своих недостатках
2 1
0 26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния
2 1
0 27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь
2 1
0 28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что- то неожиданно меняется
2 1
0 29. меня легко убедить
2 1
0 30. Я чувствую растерянность, когда у меня воз- никают трудности
2 1
0 31. Я предпочитаю руководить, а не подчиняться
2 1
0 32. Нередко я проявляю упрямство
2 1
0 33. В трудные минуты я иногда веду себя по- детски
2 1
0 34. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.
2 1
0 35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция
2 1
0 36. Я неохотно иду на риск
2 1
0 37. Я с трудом переношу время ожидания
2 1
0 38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки
2 1
0 39. Я мстителен
2 1
0 40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.
2 1
0
Обработка результатов:
Ключ:
1. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.
2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.
3. Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и
«2», совпадающих с ключом. Ответы по каждой шкале суммируются. Сред- ний балл по каждой шкале – «8 - 14». Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.
Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:
- личностная тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, порогом возникновения реакции тревоги;
38
- фрустрация - психическое состояние характеризующаяся низким, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствую- щее достижению цели;
- агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;
- ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Наиболее информативными показателями риска можно считать лич- ностную тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основа- нии этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совер- шения суицида.
Опросник САН: самочувствие, активность, настроение
(В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников)
Цель: оперативно оценить самочувствия, активности и настроения
человека (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Инструкция: «Необходимо соотнести свое состояние со шкалой 3 2 1 0 1 2 3 каждой пары признаков. Цифра «0» соответствует среднему самочув- ствию, которое вы не можете отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находя- щаяся слева от «0» единица отражает самочувствие — выше среднего, а циф- ра три — соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характеризуют ваше самочувствие, если оно ниже среднего. Таким образом, последователь- но рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника. В каж- дом случае, в отношении каждой пары утверждений Вы осуществляете свой выбор, отмечая необходимое значение шкалы».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
№, п/п
Оценки
Баллы
Оценки
1
Самочувствие хорошее
3 2 1 0 1 2 3
Самочувствие плохое
2
Чувствую себя сильным
3 2 1 0 1 2 3
Чувствую себя слабым
3
Пассивный
3 2 1 0 1 2 3
Активный
4
Малоподвижный
3 2 1 0 1 2 3
Подвижный
5
Веселый
3 2 1 0 1 2 3
Грустный
6
Хорошее настроение
3 2 1 0 1 2 3
Плохое настроение
7
Работоспособный
3 2 1 0 1 2 3
Разбитый
8
Полный сил
3 2 1 0 1 2 3
Обессиленный
9
Медлительный
3 2 1 0 1 2 3
Быстрый
10
Бездеятельный
3 2 1 0 1 2 3
Деятельный
11
Счастливый
3 2 1 0 1 2 3
Несчастный
12
Жизнерадостный
3 2 1 0 1 2 3
Мрачный
13
Напряженный
3 2 1 0 1 2 3
Расслабленный
14
Здоровый
3 2 1 0 1 2 3
Больной
15
Безучастный
3 2 1 0 1 2 3
Увлеченный
16
Равнодушный
3 2 1 0 1 2 3
Заинтересованный
17
Восторженный
3 2 1 0 1 2 3
Унылый
39
18
Радостный
3 2 1 0 1 2 3
Печальный
19
Отдохнувший
3 2 1 0 1 2 3
Усталый
20
Свежий
3 2 1 0 1 2 3
Изнуренный
21
Сонливый
3 2 1 0 1 2 3
Возбужденный
22
Желание отдохнуть
3 2 1 0 1 2 3
Желание работать
23
Спокойный
3 2 1 0 1 2 3
Взволнованный
24
Оптимистичный
3 2 1 0 1 2 3
Пессимистичный
25
Выносливый
3 2 1 0 1 2 3
Утомляемый
26
Бодрый
3 2 1 0 1 2 3
Вялый
27
Соображать трудно
3 2 1 0 1 2 3
Соображать легко
28
Рассеянный
3 2 1 0 1 2 3
Внимательный
29
Полный надежд
3 2 1 0 1 2 3
Разочарованный
30
Довольный
3 2 1 0 1 2 3
Недовольный
Ключ к тесту.
Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Обработка и интерпретация результатов теста
При обработке оценки респондентов перекодируются следующим об- разом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следую- щий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с проти- воположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 бал- лов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).
Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрица- тельные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны:
самочувствие – 5,4;
активность – 5,0;
настроение – 5,1.
При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет от- носительного снижения самочувствия и активности по сравнению с
настроением.
40
Проективная диагностическая методика «Дерево в бурю»
(Е.А. Галицкая)
Цель: диагностика успешности прохождения детьми процесса адапта- ции (в том числе к условиям нового образовательного учреждения), выявле- ние эмоционально-личностных проблем, наличия тревожности.
Порядок проведения теста: тест проводится в классе. Сначала проис- ходит «фантазийное путешествие», в котором участвует тело. Потом дети рисуют то, что они представляли (детям дается столько времени, сколько им необходимо – обычно это занимает не более 15 минут). Обсуждение рисун- ков производится индивидуально с каждым ребенком (сразу или впослед- ствии), либо если группа небольшая, каждый ребенок может рассказать о своем рисунке другим участникам группы (рассказы фиксируются). Вопросы задаются в зависимости от контекста изображенного.
Материалы: цветные карандаши, листы белой бумаги формата А-4 для каждого ребенка.
Инструкция: ведущий произносит следующий текст медленно и спо- койно. Можно использовать заранее подготовленное музыкальное сопровож- дение (звукозапись).
«Встань рядом со своим стулом и выпрями спину. Сделай глубокий вдох и закрой глаза. Почувствуй свои ноги, ощути, как крепко они стоят на земле. Представь, что у тебя вырастают новые корни, которые разветвляются в земле. Некоторые из них толстые и сильные, другие более тонкие, они опо- ясывают все пространство земли вокруг тебя. Представь. Что эти корни крепко держат твой ствол, и ты стоишь на земле твердо и уверенно. Если хо- чешь, можешь раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья или иголки, которые по- глощают солнечный свет. Сквозь твои ветви дует легкий ветерок, они легко колышутся. Твои мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет тебе вреда…
Начинает дуть ветер. Он становится сильнее и сильнее, налетает буря, которая раскачивает деревья. Твой ствол наклоняется из стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но ты так крепко врос в землю, что буря тебя не сломает…
Почувствуй свои корни, ствол и ветви, почувствуй, какой ты крепкий и гибкий. Пусть дует ветер – твои ветви сгибаются под его силой, но не лома- ются.
Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и ты наслаждаешься спокойствием, окружающим тебя… Ты снова становишься самим собой. Потянись, сделай глубокий вдох и открой глаза…
Вернись на свое место и нарисуй свое дерево. Нарисуй его корни, ствол ветви».
Обработка результатов и интерпретация: при обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим про- ективным методам диагностики, а именно:
41
пространственное положение;
размер рисунка;
характеристики линий;
сила нажима на карандаш;
контекст изображения
Рисунки детей можно условно разделить на 3 группы
(Приложение к тесту)
1 группа – Дерево изображено во время бури (Рис. 1 - 4). Ребенок испы- тывает стресс. Ему тяжело и некомфортно. Основные эмоции, которые он переживает в данных условиях, носят отрицательный характер.
2 группа – Буря заканчивается (Рис. 5 – 8.). На рисунках еще присут- ствуют последствия пронесшейся бури. Но уже светит солнце, заканчивается дождь. Ребенок испытывает облегчение и надежду. Он находится в состоя- нии неустойчивого равновесия (неустойчивая адаптация). Переживаемые им эмоции в основном положительного характера.
3 группа – Буря миновала (Рис. 9 – 12.). Снова светит солнце. На рисун- ках уже не видно последствий бури. Ребенок чувствует себя комфортно
(устойчивая адаптация). Он уверен в собственных силах. Эмоции, которые он испытывает положительные.
В остальном трактовка изображений осуществляется аналогично
другим известным проективным рисуночным методикам «Дом. Дерево. Че- ловек», «Кактус»…
Некоторые признаки, указывающие на наличие у детей расстройств
поведения и эмоций:
агрессия - сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу ветки;
импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим;
уверенность в себе, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа;
зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа;
демонстративность, открытость - наличие выступающих от- ростков, необычность форм;
тревога - использование темных цветов, преобладание внутрен- ней штриховки, прерывистые линии;
экстравертированность - наличие других растений, цветов;
интровертированность – изображено только одно дерево.
Методика Индекс жизненного стиля
(Плутчика Келлермана Конте)
Цель: диагностика различных механизмов психологической защиты.
42
Инструкция. Внимательно прочитайте приведенные ниже утвержде- ния, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соот- ветствующие номера знаком "+".
Текст опросника
1.
Я человек, с которым очень легко поладить.
2.
Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать.
3.
Всегда был такой человек, на которого я хотел бы походить.
4.
Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком.
5.
Мне противны непристойные кинофильмы.
6.
Я редко помню свои сны.
7.
Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешен- ство.
8.
Иногда у меня возникает желание пробить кулаком стену.
9.
Меня сильно раздражает, когда люди рисуются.
10.
В своих фантазиях я всегда главный герой.
11.
У меня не очень хорошая память на лица.
12.
Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной ба- ней.
13.
Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре.
14.
Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.
15.
Когда в толпе кто-то толкает меня, я испытываю желание отве- тить тем же.
16.
Многое во мне восхищает людей.
17.
Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь.
18.
Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство.
19.
Друзья почти никогда не подводят меня.
20.
Мне случалось думать о самоубийстве.
21.
Меня оскорбляют непристойные шутки.
22.
Я всегда вижу светлые стороны вещей.
23.
Я ненавижу недоброжелательных людей.
24.
Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-то сделать, то я нарочно хочу сделать это, чтобы доказать ему неправоту.
25.
Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей.
26.
Я склонен к излишней импульсивности.
27.
Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость.
28.
Я ни к кому не отношусь с предубеждением.
29.
Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно.
30.
Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям.
31.
Иногда мне хочется увидеть конец света.
32.
Порнография отвратительна.
33.
Иногда, будучи расстроен, я ем больше обычного.