Файл: Образовательная программа Экономикоправовое обеспечение экономической безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Безопасность банковской деятельности в системе экономической безопасности России

1.1. Сущность экономической безопасности банковской деятельности

1.2. Риски банковского сектора Российской Федерации

Глава 2. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности банковской системы

2.1. Организационно-институциональная деятельность Банка России по снижению рисков банковского сектора

Таким образом, деятельность Банка России по снижению рисков банковского сектора заключается в:

2.2 Система нормативов, применяемых Банком России для мониторинга финансового состояния коммерческого банка

Глава 3. Оценка эффективности мер Банка России по стабилизации банковской системы

3.1. Анализ надзорной деятельности ЦБ РФ в 2017-2019 гг.

3.2 Совершенствование банковского надзора в системе экономической безопасности банковской системы

Заключение

Деятельность Банка России по снижению рисков банковского сектора заключается в:

Список использованной литературы

Приложение

, которая вызвана как политикой снижения и разгона инфляции, увеличением НДС, которые ведут к отсутствую роста доходов населения, что означает, что банковские вклады не будут пополняться, а значит темпы кредитования снизятся, снизятся и доходы банков.

Непосредственно контрольная функция банков была выражена в тенденции снижения инспекционной нагрузки на кредитные организации. Общее количество проверок, снизилось с 2180 в 2015 г. до 1742 в 2019-м (рис.3.4.) .



Рис. 3.4. Динамика количества проверок, проведенных в 2015-2019 гг. уполномоченными представителями Банка России12
Источник: составлено автором на основе сайта https://cbr.ru/

Снизилось также количество проверок, приходящихся на одну кредитную организацию, с 1,64 в 2015 г до 1,53 в 2019, что демонстрирует рисунок 2.



Рис. 3.5. Динамика количества проверок ЦБ РФ, приходящихся на одну кредитную организацию в 2015-2019 гг.

Источник: составлено автором на основе сайта https://cbr.ru/
Анализ динамики структуры проверок позволяет говорить о том что наблюдается снижение количества и доли внеплановых проверок. Так, соотношение внеплановых и плановых проверок снизилось с 0,62 в 2015 г. до 0,32 в 2019 г., что отражено на рисунках 3.6 и 3.7.



Рис. 3.6. Соотношение количества плановых и внеплановых проверок ЦБ РФ коммерческих банков в 2015-2019 гг.

Источник: составлено автором на основе сайта https://cbr.ru/



Рис. 3.7. Динамика количества внеплановых проверок ЦБ РФ коммерческих банков в 2015-2019 гг.

Источник: составлено автором на основе сайта https://cbr.ru/
К структурным сдвигам, характеризующим снижение нагрузки на кредитные организации, можно отнести изменение соотношения тематических и комплексных плановых проверок в пользу первых. В 2015 г. на тематические проверки планового характера приходилось 41,5% всех плановых проверок, а в 2019 г. — 71,1%, что иллюстрирует рисунок 3.8.



Рис. 3.8. Соотношение количества комплексных и тематических плановых проверок13

Источник: составлено автором на основе сайта https://cbr.ru/
По результатам имеющейся информации надзорное подразделение формирует мотивированное определение, на основании которого банк определяют в одну из четырех групп проблемности.


Для предупреждения возможного банкротства, а также восстановления платежеспособности кредитной организации к кредитным организациям применяют меры принудительного характера, крайней из которых является отзыв лицензии14.

При этом предупредительные меры не являются обязательными и не считаются мерами государственного принуждения (профилактическими мерами). Они относятся к мерам управленческим. Таким образом, понятие «меры воздействия» объединяет меры управленческого и правового характера. Они применяются в случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков.

Как свидетельствуют официальные данные ЦБ РФ за период 2019 года «с представителями 580 кредитных организаций проведены надзорные совещания с целью указания их руководителям и собственникам на выявленные проблемы и необходимость их самостоятельного устранения».

Рекомендации о необходимости разработки мероприятий по нивелированию недостатков, об ужесточении контроля представляемой отчетности, об адекватности оценки кредитных рисков и т.п. направлены 57 кредитным организациям.

В целом, к кредитным организациям были применены следующие принудительные меры воздействия:

- штрафы – к 302 организациям;

- ограничения на выполнение отдельных операций – к 213 организациям, в т.ч. на привлечение денежных средств физлиц во вклады – к 150; на открытие банковских счетов юридических лиц и физлиц – к 134;

- запреты на выполнение отдельных банковских операций – к 61 организации;

- запреты на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц - к 1 организации;

- требования – к 610 кредитным организациям, в т.ч. по реклассификации ссудной задолженности - к 432, о доформировании резервов на возможные потери по ссудам – к 448;

- запрет на открытие филиалов – к 65 организациям.

В таблице 3.2 обобщены сведения о применении ЦБ РФ и его уполномоченных органов мер воздействия к кредитным организациям за период 2017-2019 гг.

Таблица 3.2

Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям в порядке банковского надзора за период 2017-2019 гг.

Применяемые меры воздействия

2017

2018

2019

Количество кредитных организаций, в адрес которых направлена письменная информация о недостатках в их деятельности и рекомендации по их исправлению

873

813

713

Проведено надзорных совещаний в целях указания руководителям и собственникам кредитных организаций на выявленные проблемы и необходимость их самостоятельного устранения

444

494

580

Направлено рекомендаций о разработке плана мероприятий по ликвидации выявленных недостатков, об усилении контроля за представляемой отчетностью, об адекватной оценке кредитных

133


50

57

Применение принудительных мер:










- штрафы

133

212

302

- ограничения на выполнение рисков и др.

отдельных операций, в т.ч.:

296


192

171

- на привлечение денежных средств филиц во вклады

100

138

150

- на открытие банковских счетов юрлиц и физлиц

109

143

134

- запреты на выполнение отдельных банковских операций

64

73

61

- требования, в т.ч.

546

623

610

- по реклассификации ссудной задолженности

334

376

432

- о доформировании резервов на возможные потери по ссудам

370

409

448

- запрет на открытие филиалов

62

50

65


Источник: составлено автором на основе сайта https://cbr.ru/
Деятельность большинства российских банков, особенно это касается крупных банков, может быть охарактеризована как агрессивная. Они активно наращивают кредитный портфель и в результате, что в результате приводит к тому, что на показатель достаточности капитала крупных банков в большей степени влияет именно кредитный риск, на фоне которого введение в расчетную формулу операционного риска может снизить показатель Н1 всего на 2-5%.

При замедлении роста объемов кредитования, удлинении срочности активов и пассивов, смещении стратегических приоритетов на получение непроцентных доходов произойдет изменение распределения долей резервирования капитала под кредитный и операционный риски. В связи с этим весьма вероятно, что требования к капиталу крупных банков в результате введения операционного риска в формулу расчета достаточности капитала могут быть выше 10%. Есть вероятность того, что в условиях низкой капитализации российской банковской системы это обстоятельство будет способствовать ухудшению финансовой стабильности.

Подходы Базеля II к оценке рисков еще не прошли апробацию в банковской системе России, а их влияние до конца не изучено. Тем не менее, Банк России уже начал подготовительные работы по применению усовершенствованных подходов к оценке рисков в российской банковской практике, хотя год назад такая возможность, во всяком случае на обозримую перспективу, в принципе не рассматривалась.

Группа председателей центральных банков и руководителей надзорных органов стран — членов Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН), в которой представлен Банк России, приняла решение о переносе на один год — до 1 января 2023 года —  сроков внедрения изменений к пакету реформ Базеля III (от декабря 2017 года), обновленных требований к регулированию рыночного риска (от января 2019 года), а также требований к раскрытию информации в рамках Компонента 3 (от декабря 2018 года). Решение принято 27 марта 2020 года в рамках мер по снижению регулятивной нагрузки на кредитные организации в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).


Таким образом, надзорная деятельность Банка России состояла в:

- выдаче лицензий (наибольшее количество лицензий было выдано в 2016 году, наименьшее в 2011, в 2019 году было выдано 22 лицензии).

- аннулировании лицензий (в 2017 году – 3 лицензии, в 2018 году – 4 лицензии, в 2019 году 5 лицензий).

- внесении изменений в уставы кредитных учреждений (за анализируемый период наблюдалась тенденция к снижению, на конец 2019 года было внесено изменений в 241 организации).

- проведении аккредитации представительств иностранных кредитных организаций (за анализируемый период наблюдалась снижение, на конец 2019 года – 39 организации).

- проведении проверок кредитных организаций, в следствии чего были либо выписаны штрафа (302 организации), либо наложены другие санкции и т.п.

3.2 Совершенствование банковского надзора в системе экономической безопасности банковской системы



На сегодняшний день проблемными вопросами в сфере регулирования ЦБ деятельности коммерческих банков являются:

- отсутствие прозрачности в деятельности коммерческих банков и трудности, возникающие при переходе на международные стандарты финансовой отчетности;

- несовершенство надзорных функций ЦБ за деятельностью коммерческих банков;

- не в полную меру использование механизмов и инструментов регулирования работы коммерческих банков (несовершенство системы рефинансирования коммерческих банков), хотя следует отметить снижение ключевой ставки, упрощения процедуры по предоставлению отдельных видов кредитов;

- необходимость структурной перестройки верхнего звена банковской системы России, а именно собственно ЦБ РФ, с тем, чтобы разграничить функции его департаментов, исключая дублирование процессов регулирования в отношении коммерческих банков.

Обобщая в целом результаты анализа финансового состояния кредитных организаций, можно заключить, что:

— уровень достаточности капитала банков соответствует международным требованиям;

— использование активов кредитных организаций отличается достаточно высокой эффективностью;

— в структуре активов преобладают кредиты организациям и физическим лицам;

— в формировании инвестиционного портфеля банки отдают предпочтение долговым обязательствам РФ и Банка России;

— в составе источников финансирования активов кредитных организаций преимущество имеют привлеченные средства, что отражается на их низкой диверсификации.

Ускорение работы по адаптации и введению в российскую банковскую практику усовершенствованных подходов Базеля II и Базеля IIIвызвано необходимостью повышения чувствительности к рискам и, следовательно, эффективности систем риск-менеджмента банков в условиях нестабильности на мировых финансовых рынках и с учетом рекомендаций Базельского комитета.

Система управления рисками организуется органами управления, подразделениями и сотрудниками банка, регламентируется комплектом документов, характеризуется высокой степенью использования информационных технологий. Бизнес-процесс