Файл: Образовательная программа Экономикоправовое обеспечение экономической безопасности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Безопасность банковской деятельности в системе экономической безопасности России
1.1. Сущность экономической безопасности банковской деятельности
1.2. Риски банковского сектора Российской Федерации
Глава 2. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности банковской системы
Таким образом, деятельность Банка России по снижению рисков банковского сектора заключается в:
Глава 3. Оценка эффективности мер Банка России по стабилизации банковской системы
3.1. Анализ надзорной деятельности ЦБ РФ в 2017-2019 гг.
3.2 Совершенствование банковского надзора в системе экономической безопасности банковской системы
Деятельность Банка России по снижению рисков банковского сектора заключается в:
Непосредственно контрольная функция банков была выражена в тенденции снижения инспекционной нагрузки на кредитные организации. Общее количество проверок, снизилось с 2180 в 2015 г. до 1742 в 2019-м (рис.3.4.) .
Рис. 3.4. Динамика количества проверок, проведенных в 2015-2019 гг. уполномоченными представителями Банка России12
Источник: составлено автором на основе сайта https://cbr.ru/
Снизилось также количество проверок, приходящихся на одну кредитную организацию, с 1,64 в 2015 г до 1,53 в 2019, что демонстрирует рисунок 2.
Рис. 3.5. Динамика количества проверок ЦБ РФ, приходящихся на одну кредитную организацию в 2015-2019 гг.
Источник: составлено автором на основе сайта https://cbr.ru/
Анализ динамики структуры проверок позволяет говорить о том что наблюдается снижение количества и доли внеплановых проверок. Так, соотношение внеплановых и плановых проверок снизилось с 0,62 в 2015 г. до 0,32 в 2019 г., что отражено на рисунках 3.6 и 3.7.
Рис. 3.6. Соотношение количества плановых и внеплановых проверок ЦБ РФ коммерческих банков в 2015-2019 гг.
Источник: составлено автором на основе сайта https://cbr.ru/
Рис. 3.7. Динамика количества внеплановых проверок ЦБ РФ коммерческих банков в 2015-2019 гг.
Источник: составлено автором на основе сайта https://cbr.ru/
К структурным сдвигам, характеризующим снижение нагрузки на кредитные организации, можно отнести изменение соотношения тематических и комплексных плановых проверок в пользу первых. В 2015 г. на тематические проверки планового характера приходилось 41,5% всех плановых проверок, а в 2019 г. — 71,1%, что иллюстрирует рисунок 3.8.
Рис. 3.8. Соотношение количества комплексных и тематических плановых проверок13
Источник: составлено автором на основе сайта https://cbr.ru/
По результатам имеющейся информации надзорное подразделение формирует мотивированное определение, на основании которого банк определяют в одну из четырех групп проблемности.
Для предупреждения возможного банкротства, а также восстановления платежеспособности кредитной организации к кредитным организациям применяют меры принудительного характера, крайней из которых является отзыв лицензии14.
При этом предупредительные меры не являются обязательными и не считаются мерами государственного принуждения (профилактическими мерами). Они относятся к мерам управленческим. Таким образом, понятие «меры воздействия» объединяет меры управленческого и правового характера. Они применяются в случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков.
Как свидетельствуют официальные данные ЦБ РФ за период 2019 года «с представителями 580 кредитных организаций проведены надзорные совещания с целью указания их руководителям и собственникам на выявленные проблемы и необходимость их самостоятельного устранения».
Рекомендации о необходимости разработки мероприятий по нивелированию недостатков, об ужесточении контроля представляемой отчетности, об адекватности оценки кредитных рисков и т.п. направлены 57 кредитным организациям.
В целом, к кредитным организациям были применены следующие принудительные меры воздействия:
- штрафы – к 302 организациям;
- ограничения на выполнение отдельных операций – к 213 организациям, в т.ч. на привлечение денежных средств физлиц во вклады – к 150; на открытие банковских счетов юридических лиц и физлиц – к 134;
- запреты на выполнение отдельных банковских операций – к 61 организации;
- запреты на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц - к 1 организации;
- требования – к 610 кредитным организациям, в т.ч. по реклассификации ссудной задолженности - к 432, о доформировании резервов на возможные потери по ссудам – к 448;
- запрет на открытие филиалов – к 65 организациям.
В таблице 3.2 обобщены сведения о применении ЦБ РФ и его уполномоченных органов мер воздействия к кредитным организациям за период 2017-2019 гг.
Таблица 3.2
Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям в порядке банковского надзора за период 2017-2019 гг.
Применяемые меры воздействия | 2017 | 2018 | 2019 |
Количество кредитных организаций, в адрес которых направлена письменная информация о недостатках в их деятельности и рекомендации по их исправлению | 873 | 813 | 713 |
Проведено надзорных совещаний в целях указания руководителям и собственникам кредитных организаций на выявленные проблемы и необходимость их самостоятельного устранения | 444 | 494 | 580 |
Направлено рекомендаций о разработке плана мероприятий по ликвидации выявленных недостатков, об усилении контроля за представляемой отчетностью, об адекватной оценке кредитных | 133 | 50 | 57 |
Применение принудительных мер: | | | |
- штрафы | 133 | 212 | 302 |
- ограничения на выполнение рисков и др. отдельных операций, в т.ч.: | 296 | 192 | 171 |
- на привлечение денежных средств филиц во вклады | 100 | 138 | 150 |
- на открытие банковских счетов юрлиц и физлиц | 109 | 143 | 134 |
- запреты на выполнение отдельных банковских операций | 64 | 73 | 61 |
- требования, в т.ч. | 546 | 623 | 610 |
- по реклассификации ссудной задолженности | 334 | 376 | 432 |
- о доформировании резервов на возможные потери по ссудам | 370 | 409 | 448 |
- запрет на открытие филиалов | 62 | 50 | 65 |
Источник: составлено автором на основе сайта https://cbr.ru/
Деятельность большинства российских банков, особенно это касается крупных банков, может быть охарактеризована как агрессивная. Они активно наращивают кредитный портфель и в результате, что в результате приводит к тому, что на показатель достаточности капитала крупных банков в большей степени влияет именно кредитный риск, на фоне которого введение в расчетную формулу операционного риска может снизить показатель Н1 всего на 2-5%.
При замедлении роста объемов кредитования, удлинении срочности активов и пассивов, смещении стратегических приоритетов на получение непроцентных доходов произойдет изменение распределения долей резервирования капитала под кредитный и операционный риски. В связи с этим весьма вероятно, что требования к капиталу крупных банков в результате введения операционного риска в формулу расчета достаточности капитала могут быть выше 10%. Есть вероятность того, что в условиях низкой капитализации российской банковской системы это обстоятельство будет способствовать ухудшению финансовой стабильности.
Подходы Базеля II к оценке рисков еще не прошли апробацию в банковской системе России, а их влияние до конца не изучено. Тем не менее, Банк России уже начал подготовительные работы по применению усовершенствованных подходов к оценке рисков в российской банковской практике, хотя год назад такая возможность, во всяком случае на обозримую перспективу, в принципе не рассматривалась.
Группа председателей центральных банков и руководителей надзорных органов стран — членов Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН), в которой представлен Банк России, приняла решение о переносе на один год — до 1 января 2023 года — сроков внедрения изменений к пакету реформ Базеля III (от декабря 2017 года), обновленных требований к регулированию рыночного риска (от января 2019 года), а также требований к раскрытию информации в рамках Компонента 3 (от декабря 2018 года). Решение принято 27 марта 2020 года в рамках мер по снижению регулятивной нагрузки на кредитные организации в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, надзорная деятельность Банка России состояла в:
- выдаче лицензий (наибольшее количество лицензий было выдано в 2016 году, наименьшее в 2011, в 2019 году было выдано 22 лицензии).
- аннулировании лицензий (в 2017 году – 3 лицензии, в 2018 году – 4 лицензии, в 2019 году 5 лицензий).
- внесении изменений в уставы кредитных учреждений (за анализируемый период наблюдалась тенденция к снижению, на конец 2019 года было внесено изменений в 241 организации).
- проведении аккредитации представительств иностранных кредитных организаций (за анализируемый период наблюдалась снижение, на конец 2019 года – 39 организации).
- проведении проверок кредитных организаций, в следствии чего были либо выписаны штрафа (302 организации), либо наложены другие санкции и т.п.
3.2 Совершенствование банковского надзора в системе экономической безопасности банковской системы
На сегодняшний день проблемными вопросами в сфере регулирования ЦБ деятельности коммерческих банков являются:
- отсутствие прозрачности в деятельности коммерческих банков и трудности, возникающие при переходе на международные стандарты финансовой отчетности;
- несовершенство надзорных функций ЦБ за деятельностью коммерческих банков;
- не в полную меру использование механизмов и инструментов регулирования работы коммерческих банков (несовершенство системы рефинансирования коммерческих банков), хотя следует отметить снижение ключевой ставки, упрощения процедуры по предоставлению отдельных видов кредитов;
- необходимость структурной перестройки верхнего звена банковской системы России, а именно собственно ЦБ РФ, с тем, чтобы разграничить функции его департаментов, исключая дублирование процессов регулирования в отношении коммерческих банков.
Обобщая в целом результаты анализа финансового состояния кредитных организаций, можно заключить, что:
— уровень достаточности капитала банков соответствует международным требованиям;
— использование активов кредитных организаций отличается достаточно высокой эффективностью;
— в структуре активов преобладают кредиты организациям и физическим лицам;
— в формировании инвестиционного портфеля банки отдают предпочтение долговым обязательствам РФ и Банка России;
— в составе источников финансирования активов кредитных организаций преимущество имеют привлеченные средства, что отражается на их низкой диверсификации.
Ускорение работы по адаптации и введению в российскую банковскую практику усовершенствованных подходов Базеля II и Базеля IIIвызвано необходимостью повышения чувствительности к рискам и, следовательно, эффективности систем риск-менеджмента банков в условиях нестабильности на мировых финансовых рынках и с учетом рекомендаций Базельского комитета.
Система управления рисками организуется органами управления, подразделениями и сотрудниками банка, регламентируется комплектом документов, характеризуется высокой степенью использования информационных технологий. Бизнес-процесс