Файл: Образовательная программа Экономикоправовое обеспечение экономической безопасности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Безопасность банковской деятельности в системе экономической безопасности России
1.1. Сущность экономической безопасности банковской деятельности
1.2. Риски банковского сектора Российской Федерации
Глава 2. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности банковской системы
Таким образом, деятельность Банка России по снижению рисков банковского сектора заключается в:
Глава 3. Оценка эффективности мер Банка России по стабилизации банковской системы
3.1. Анализ надзорной деятельности ЦБ РФ в 2017-2019 гг.
3.2 Совершенствование банковского надзора в системе экономической безопасности банковской системы
Деятельность Банка России по снижению рисков банковского сектора заключается в:
Рис. 2.2. Цикл управления рисками банковской сферы
Для реагирования на риски применяются следующие способы:
- принятие риска – применяется «в случаях, когда уровень риска находится в пределах допустимого уровня»;
- в иных случаях – когда «возможности применения других способов реагирования на риск ограничены и (или) их применение нецелесообразно», в основном это связано с высокими затратами;
- ограничение (снижение уровня, минимизация) риска – «применяется в основном в случаях, когда уровень риска превышает допустимый уровень» и по-другому остановить его уже не удается;
- перенос риска – применяется «в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; финансирование риска – применяется в случаях, когда для покрытия возможных финансовых потерь в соответствии с нормативными и иными актами предусмотрено создание провизий»;
- уклонение от риска (избегание риска) – «применяется в случаях, когда уровень риска превышает допустимый (приемлемый) уровень, при этом невозможно и (или) нецелесообразно применение других способов реагирования на риск».
Устойчивость любой кредитной организации к различным формам и видам рисков сильно зависит от квалификации и опыта высшего руководства банка.
Создание специализированной организационной структуры требует грамотного кадрового подхода. Сотрудники должны обладать необходимыми знаниями и опытом работы, чтобы иметь возможность грамотно оценить все риски, с которыми сталкивается банк.
Разработка стратегии по предотвращению рисков поможет руководству банка предотвратить, как наступление рисковых событий, так и снизить негативный эффект от их последствий.
Структура действий по разработке стратегии по предотвращению риска представлена на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Структура действий по разработке стратегии по предотвращению риска
Источник: составлено автором.
Системные риски влияют на банковскую систему напрямую, деформируя ее и подрывая сами основы ее функционирования. Поэтому так важно их рассматривать, изучать и контролировать, наряду с рисками конкретного банка. Реализация таких рисков способна привести к потерям в экономике при накоплении негативных явлений в банковском секторе, ограничивающих выполнение последним функций финансового посредника в результате».
К основным рискам банковского сектора системного характера можно отнести следующие (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Характеристика рисков банковского сектора системного характера
Риск | Характеристика |
экономического роста | «потери экономики в связи с замедлением темпов экономического роста в результате снижения объемов, ухудшения динамики и условий банковского кредитования» |
концентрации | «последствия избыточной концентрации банков в географическом аспекте, по размерам банков, по участникам» |
недокапитализации | «потери в связи со снижением функционала капитала банковского сектора по охвату банковскими услугами субъектов экономики и населения» |
ликвидности | «неравномерное распределение доступа к ликвидности различных банков, ограничивающее возможности эффективного удовлетворения потребностей заемщиков в кредитных ресурсах» |
структурный | «отсутствие или нехватка специализированных банков, обеспечивающих достаточный охват клиентов различных форм предпринимательства или предоставление им необходимого перечня услуг» |
снижения доходности | увеличение доли убыточных банков и размера убытков, сокращающих возможности увеличения собственного капитала и повышения качества банковских продуктов и услуг на основе внедрения новых технологий, повышения качества обслуживания и квалификации персонала» |
Источник: составлено автором
Состав рисков может меняться и существенно по мере изменений макроэкономической ситуации. Такие риски должны регулироваться Банком России на основе разработки адекватной денежно-кредитной политики и банковского надзора, для каждого вида рисков банками применяется определённая противодействующая политика, призванная сократить убытки или сгладить отрицательные последствия.
На уровне банковской системы основными механизмами регулирования банковских рисков являются:
- «минимальный размер капитала для создаваемых банков;
- требования к составу капитала
;
- стандарты организации и деятельности служб внутреннего контроля и управления рисками;
- требования к раскрытию информации о финансовом состоянии и общем риске банка;
- хеджирование – балансирование обязательств на наличном рынке и противоположных по направлению на фьючерсном рынке».
Существуют различные подходы к управлению банковскими рисками. Используется как мониторинг соблюдения законодательства, так и сами процессы управления риском. Но в настоящий момент ситуация на финансовом рынке столь стремительно меняется, требуется участие не только надзирающих органов, но и внешних аудиторов, руководство банка, и даже общественность, так или иначе связанную с деятельностью банка – кредиторов, инвесторов, клиентов. Только совместными усилиями можно не только смягчить многие негативные последствия банковских рисков, но эти самые риски не допустить.
Таким образом, деятельность Банка России по снижению рисков банковского сектора заключается в:
-разработке критериев для анализа рисков банковской деятельности;
- развитие методов и приемов анализа рисков банковской системы;
-оценке ликвидности банков;
- создания информационной базы о финансовом состоянии и общем риске банка;
- предоставления ресурсов для поддержания ликвидности банковской системы.
Банковские риски можно разделить на финансовые и не финансовые. И те, и другие, могут крайне негативно влиять, на конкурентоспособность и финансовое состояние кредитной организации.
Сегодня государство основное внимание при регулировании системных рисков уделяет развитию надзорной функции по отношению к банкам и кредитным учреждениям. Конечно это крайне важно и нужно, необходимо привлекать других высококлассным специалистов, которые смогут помочь избежать как самих банковских рисков, так и их последствий.
2.2 Система нормативов, применяемых Банком России для мониторинга финансового состояния коммерческого банка
Банк России разработал и установил нормативы, которые обязана выполнять каждая кредитная организация в нашей стране. В случае несоблюдения нормативов регулятор может взыскать с кредитной организации штраф, ввести запрет на осуществление ею некоторых банковских операций (например, на прием вкладов от населения, назначить в банке временную администрацию), а в некоторых случаях даже отозвать у банка лицензию. Всего ЦБ предписывает соблюдать 9 нормативов. Основными из них принято считать норматив достаточности капитала Н1 (минимум 8%) и нормативы ликвидности Н2 (минимум 15%), Н3 (минимум 50%), Н4 (максимум 120%).
Кроме того, банки должны выполнять следующие нормативы:
Н 6 (максимум 25%) – максимальный размер риска на одного заемщика и группу связанных заемщиков;
Н7 (максимум 800%) – «максимальный размер крупных кредитных рисков»;
Н9.1 (максимум 50%) – «максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам)»;
Н10.1 (максимум 3%) – «совокупная величина риска по инсайдерам банка». Данный норматив Центробанк может отменить, так как он затрагивает отношение суммы кредитных требований к инсайдерам к собственным средствам банка. Максимальное значение норматива совокупной величины риска по инсайдерам банка 3%.
Н12 (максимум 25%) – «норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц».
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка «ограничивает риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств капитала банка, необходимого для покрытия кредитных и рыночных рисков. Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка к сумме его активов, взвешенных по уровню риска»10.
Норматив мгновенной ликвидности банка регулирует и контролирует риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования. Минимальное значение норматива мгновенной ликвидности банка 15%.
Норматив текущей ликвидности банка контролирует и регулирует риск «потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней».
Минимальное значение норматива текущей ликвидности банка 50%.
Норматив долгосрочной ликвидности банка контролирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, скорректированным на величину минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций).