Файл: Образовательная программа Экономикоправовое обеспечение экономической безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Безопасность банковской деятельности в системе экономической безопасности России

1.1. Сущность экономической безопасности банковской деятельности

1.2. Риски банковского сектора Российской Федерации

Глава 2. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности банковской системы

2.1. Организационно-институциональная деятельность Банка России по снижению рисков банковского сектора

Таким образом, деятельность Банка России по снижению рисков банковского сектора заключается в:

2.2 Система нормативов, применяемых Банком России для мониторинга финансового состояния коммерческого банка

Глава 3. Оценка эффективности мер Банка России по стабилизации банковской системы

3.1. Анализ надзорной деятельности ЦБ РФ в 2017-2019 гг.

3.2 Совершенствование банковского надзора в системе экономической безопасности банковской системы

Заключение

Деятельность Банка России по снижению рисков банковского сектора заключается в:

Список использованной литературы

Приложение





Рис. 2.2. Цикл управления рисками банковской сферы
Для реагирования на риски применяются следующие способы:

- принятие риска – применяется «в случаях, когда уровень риска находится в пределах допустимого уровня»;

- в иных случаях – когда «возможности применения других способов реагирования на риск ограничены и (или) их применение нецелесообразно», в основном это связано с высокими затратами;

- ограничение (снижение уровня, минимизация) риска – «применяется в основном в случаях, когда уровень риска превышает допустимый уровень» и по-другому остановить его уже не удается;

- перенос риска – применяется «в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; финансирование риска – применяется в случаях, когда для покрытия возможных финансовых потерь в соответствии с нормативными и иными актами предусмотрено создание провизий»;

- уклонение от риска (избегание риска) – «применяется в случаях, когда уровень риска превышает допустимый (приемлемый) уровень, при этом невозможно и (или) нецелесообразно применение других способов реагирования на риск».

Устойчивость любой кредитной организации к различным формам и видам рисков сильно зависит от квалификации и опыта высшего руководства банка.

Создание специализированной организационной структуры требует грамотного кадрового подхода. Сотрудники должны обладать необходимыми знаниями и опытом работы, чтобы иметь возможность грамотно оценить все риски, с которыми сталкивается банк.

Разработка стратегии по предотвращению рисков поможет руководству банка предотвратить, как наступление рисковых событий, так и снизить негативный эффект от их последствий.

Структура действий по разработке стратегии по предотвращению риска представлена на рис. 2.3.




Рис. 2.3. Структура действий по разработке стратегии по предотвращению риска

Источник: составлено автором.
Системные риски влияют на банковскую систему напрямую, деформируя ее и подрывая сами основы ее функционирования. Поэтому так важно их рассматривать, изучать и контролировать, наряду с рисками конкретного банка. Реализация таких рисков способна привести к потерям в экономике при накоплении негативных явлений в банковском секторе, ограничивающих выполнение последним функций финансового посредника в результате».


К основным рискам банковского сектора системного характера можно отнести следующие (табл. 2.1).


Таблица 2.1.

Характеристика рисков банковского сектора системного характера

Риск

Характеристика

экономического роста

«потери экономики в связи с замедлением темпов экономического роста в результате снижения объемов, ухудшения динамики и условий банковского кредитования»

концентрации

«последствия избыточной концентрации банков в географическом аспекте, по размерам банков, по участникам»

недокапитализации

«потери в связи со снижением функционала капитала банковского сектора по охвату банковскими услугами субъектов экономики и населения»

ликвидности

«неравномерное распределение доступа к ликвидности различных банков, ограничивающее возможности эффективного удовлетворения потребностей заемщиков в кредитных ресурсах»

структурный

«отсутствие или нехватка специализированных банков, обеспечивающих достаточный охват клиентов различных форм предпринимательства или предоставление им необходимого перечня услуг»

снижения доходности

увеличение доли убыточных банков и размера убытков, сокращающих возможности увеличения собственного капитала и повышения качества банковских продуктов и услуг на основе внедрения новых технологий, повышения качества обслуживания и квалификации персонала»

Источник: составлено автором
Состав рисков может меняться и существенно по мере изменений макроэкономической ситуации. Такие риски должны регулироваться Банком России на основе разработки адекватной денежно-кредитной политики и банковского надзора, для каждого вида рисков банками применяется определённая противодействующая политика, призванная сократить убытки или сгладить отрицательные последствия.

На уровне банковской системы основными механизмами регулирования банковских рисков являются:

- «минимальный размер капитала для создаваемых банков;

- требования к составу капитала

;

- стандарты организации и деятельности служб внутреннего контроля и управления рисками;

- требования к раскрытию информации о финансовом состоянии и общем риске банка;

- хеджирование – балансирование обязательств на наличном рынке и противоположных по направлению на фьючерсном рынке».

Существуют различные подходы к управлению банковскими рисками. Используется как мониторинг соблюдения законодательства, так и сами процессы управления риском. Но в настоящий момент ситуация на финансовом рынке столь стремительно меняется, требуется участие не только надзирающих органов, но и внешних аудиторов, руководство банка, и даже общественность, так или иначе связанную с деятельностью банка – кредиторов, инвесторов, клиентов. Только совместными усилиями можно не только смягчить многие негативные последствия банковских рисков, но эти самые риски не допустить.

Таким образом, деятельность Банка России по снижению рисков банковского сектора заключается в:


-разработке критериев для анализа рисков банковской деятельности;

- развитие методов и приемов анализа рисков банковской системы;

-оценке ликвидности банков;

- создания информационной базы о финансовом состоянии и общем риске банка;

- предоставления ресурсов для поддержания ликвидности банковской системы.

Банковские риски можно разделить на финансовые и не финансовые. И те, и другие, могут крайне негативно влиять, на конкурентоспособность и финансовое состояние кредитной организации.

Сегодня государство основное внимание при регулировании системных рисков уделяет развитию надзорной функции по отношению к банкам и кредитным учреждениям. Конечно это крайне важно и нужно, необходимо привлекать других высококлассным специалистов, которые смогут помочь избежать как самих банковских рисков, так и их последствий.


2.2 Система нормативов, применяемых Банком России для мониторинга финансового состояния коммерческого банка



Банк России разработал и установил нормативы, которые обязана выполнять каждая кредитная организация в нашей стране. В случае несоблюдения нормативов регулятор может взыскать с кредитной организации штраф, ввести запрет на осуществление ею некоторых банковских операций (например, на прием вкладов от населения, назначить в банке временную администрацию), а в некоторых случаях даже отозвать у банка лицензию. Всего ЦБ предписывает соблюдать 9 нормативов. Основными из них принято считать норматив достаточности капитала Н1 (минимум 8%) и нормативы ликвидности Н2 (минимум 15%), Н3 (минимум 50%), Н4 (максимум 120%).

Кроме того, банки должны выполнять следующие нормативы:

Н 6 (максимум 25%) – максимальный размер риска на одного заемщика и группу связанных заемщиков;

Н7 (максимум 800%) – «максимальный размер крупных кредитных рисков»;

Н9.1 (максимум 50%) – «максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам)»;


Н10.1 (максимум 3%) – «совокупная величина риска по инсайдерам банка». Данный норматив Центробанк может отменить, так как он затрагивает отношение суммы кредитных требований к инсайдерам к собственным средствам банка. Максимальное значение норматива совокупной величины риска по инсайдерам банка 3%.

Н12 (максимум 25%) – «норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц».

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка «ограничивает риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств капитала банка, необходимого для покрытия кредитных и рыночных рисков. Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка к сумме его активов, взвешенных по уровню риска»10.

Норматив мгновенной ликвидности банка регулирует и контролирует риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования. Минимальное значение норматива мгновенной ликвидности банка 15%.

Норматив текущей ликвидности банка контролирует и регулирует риск «потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней».

Минимальное значение норматива текущей ликвидности банка 50%.

Норматив долгосрочной ликвидности банка контролирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, скорректированным на величину минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций).