ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 852
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
188
Р
АЗДЕЛ
4.
А
ДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Т
ЕМА
1.
А
ДМИНСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРАВИЛА
НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
.
§1.
П
ОНЯТИЕ
,
ПРИНЦИПЫ
,
ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
.
Административная ответственность – это одно из основных понятий административного права.
В русском языке термин «ответственность» понимается как
«обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-либо».
Право определяет основания, условия и формы юридической ответственности. Юридическая ответственность существует в различных видах: гражданско-правовая, административная, уголовная, дисциплинарная.
Административная
ответственность является видом юридической ответственности, предусмотренным законом, и
наступает за совершение административного правонарушения.
Другими словами административная ответственность есть правовая ответственность, определяемая в своей основе нормами материального права.
Термин
«административная ответственность» широко используется
Кодексом
РФ об административных правонарушениях (ст.ст. 2.1–2.10, 4.2, 4.3, 4.5). Об ответственности говорит ст. 54 Конституции Российской Федерации.
Административная ответственность возникает в момент совершения административного правонарушения.
Таким образом, административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в назначении уполномоченным органом или должностным лицом
189 административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.
В то же время среди ее характерных особенностей можно выделить следующие:
1) административная ответственность назначается за
правонарушения, не представляющие высокой степени общественной опасности;
2) ответственность по административному праву всегда представляет собой следствие противоправного действия
(бездействия) юридического или физического лица;
3) в возникающих правоотношениях всегда участвуют субъекты публично-правовой сферы
(области общегосударственных интересов) – судьи, органы исполнительной власти и наделенные полномочиями их должностные лица;
4) административная ответственность по преимуществу наступает вследствие правонарушений в сфере общегосударственных, а не частноправовых интересов;
5) административная ответственность устанавливается как
КоАП РФ 2001 г., так и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу.
Меры административного наказания назначаются лицу, совершившему административное правонарушение, на основании закона, действовавшего во время и по месту его совершения;
6) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица. Уголовной – физические лица;
7) административные наказания назначаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.
По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой применяются к работникам и служащим в порядке их подчиненности вышестоящим органом либо его должностным лицом;
8) применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно
190 применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;
9) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности.
Для более полного уяснения сущности административной ответственности важно определить принципы, на которых она базируется. В принципах любого явления отражаются устойчивые, закономерные связи, благодаря которым оно и существует.
Принципы административной ответственности – это исходные, определяющие идеи, положения, которые составляют ее нравственную и организационную основу возникновения.
Познание принципов ответственности позволяет правильно применять охранительные нормы, разрешать дела при пробелах в праве, обеспечивать эффективность государственно-правового принуждения.
В правовой науке различают следующие принципы административной ответственности:
1) законность
2) презумпция невиновности (ст. 49, 51 Конституция
Российской Федерации)
3) принцип равноправия (равенство всех перед
законом)
4) принцип обеспечения прав и свобод человека и
гражданина
5) справедливость
6) обоснованность
7) неотвратимость наступления ответственности
8) индивидуализация наказания
9) ответственность за вину
10) недопустимость удвоения наказания
Законность (ст. 1.6 КоАП РФ). Принцип законностипри применении мер административного принуждения означает неуклонное исполнение требований законов и соответствующих им
191 нормативных актов всеми гражданами, организациями и должностными лицами.
Главное требование законности с точки зрения материального права заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяния, предусмотренные законом и только в пределах закона.
Принцип равноправия (равенство всех перед законом) (ст. 1.4.
КоАП РФ). Этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека
57
, международных пактах и конвенциях о правах человека
58
, в конституционных законах большинства стран мирового сообщества.
Эти нормативно-правовые акты провозглашают равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. Никакие лица, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина закреплен в Конституции Российской Федерации и имеет два аспекта. Во-первых, честь, достоинство, права и свободы человека провозглашаются высшими ценностями. Во-вторых, указывается на обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц проявлять уважение к человеку,
57
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии
Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) // Библиотечка Российской газеты. Выпуск № 22-23. 1999.
58
Международный Пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк,
19 декабря 1966 г.) // Библиотечка Российской газеты. Выпуск № 22-23. 1999.
Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах
(Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976.
№ 17(1831).
Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. // Российская юстиция. 1995. № 4. Стр. 49.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.)
(с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г.) // Бюллетень международных договоров.
1998. № 7.
192 защищать его права и свободы. Рассматриваемый принцип находит выражение:
Справедливость. Основанное на требованиях законности наказание виновного должно быть проникнуто идеей социальной справедливости.
Она проявляется в следующей системе формальных
требований:
1) нельзя назначать уголовное наказание за проступки;
2) закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не имеет обратной силы;
3) если вред, причиненный нарушением, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение;
4) за одно нарушение возможно лишь одно наказание;
5) ответственность несет тот, кто совершил правонарушение;
6) вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения.
При установлении ответственности учитываются как отягчающие, так и смягчающие вину обстоятельства. В отдельных предусмотренных законом случаях возможно определение меры наказания ниже установленного санкцией нормы предела либо вообще освобождение лица от наказания.
Обоснованность – процессуальная сторона юридической ответственности, заключающаяся в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения как объективной истины.
Неотвратимость
наступления
ответственности,
т.е. неизбежность ее наступления за всякое правонарушение. За то или иное деяние должны последовать меры государственного принуждения.
Индивидуализация наказания. Данный принцип заключается в том, что ответственность за совершенное правонарушение виновный должен нести сам. Недопустимо перенесение ее с виновного на другого субъекта (например, за безответственные действия руководителя ответственность нередко возлагается на предприятие как юридическое лицо, за правонарушения подростков часто к ответственности привлекают родителей, учителей).
Ответственность за вину. Ответственность может наступить только при наличии вины правонарушителя, которая означает
193 осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им результатов. Если же лицо невиновно, то, несмотря на тяжесть деяния, оно не может быть привлечено к ответственности.
Недопустимость
удвоения
ответственности – это недопустимость сочетания двух и более видов юридической ответственности за одно административное правонарушение. За одно нарушение виновный может быть наказан только один раз.
Источниками административной ответственности являются
Кодекс РФ об административных правонарушениях и принятые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Особым источником административной ответственности является Конституция Российской Федерации, устанавливающая административные санкции, налагаемые Президентом Российской
Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации
(например, ч. 2 ст. 85, п. 6 ч. 2 ст. 125 Конституции Российской
Федерации). Конституция почти никогда не определяет процессуальных норм, устанавливающих административную и иную ответственность, ее предназначение не в этом.
Правореализующие нормы, как правило, определяются федеральными законами. Все законы, устанавливающие меры административной, уголовной и иной ответственности, предусматривают ограничения конституционных прав в целях, определенных ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Административная ответственность публично-правового характера устанавливается в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, причем в последних трех случаях административно-правовое регулирование применяется значительно реже – эти общегосударственные интересы обеспечиваются преимущественно мерами уголовного, а не административного принуждения.
Основным федеральным актом, устанавливающим административную ответственность, является КоАП РФ. Он принят
30 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части
194 устанавливается сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных наказаний за их совершение.
Специфика структуры КоАП РФ состоит в том, что его составными частями являются также разделы, группирующие нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о назначении административных наказаний.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17
§
2.
А
ДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
:
ПОНЯТИЕ
,
ОСОБЕННОСТИ
,
СОСТАВ
Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Статья 2.1 КоАП РФ содержит определение административного правонарушения:
Административным
правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов
Российской
Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Правонарушение – это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.
Рассмотрим основные признаки административного правонарушения.
Во-первых, административное правонарушение – акт
поведения, выражающийся в действии или бездействии (под бездействиями здесь понимается воздержание от действий, когда закон предписывает их совершение). Не могут считаться
195 правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные, воззрения, не выраженные в действиях. Не считаются правонарушениями и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и т.д.
Во-вторых, административным правонарушением признается
только такое деяние, совершая которое, индивид сознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно (вменяемость).
Предпосылкой административной ответственности является вменяемость, ибо виновным может быть признано только то лицо, которое осознает фактический характер и общественный вред своих действий (бездействия) и руководит ими.
В-третьих, административное правонарушение – действие
противоправное, нарушающее требование норм права. Это или нарушение запретов, или невыполнение обязанностей.
В-четвертых, административное правонарушение всегда
социально вредно. Административное правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства (имущественный, социальный, моральный, политический и т.п.). Повреждение или уничтожение имущества, смерть человека, ущемление его достоинства, потеря рабочего времени, бракованная продукция – все это негативные последствия правонарушения. Деяние может и не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные ценности под его угрозу (таково, например, нетрезвое состояние водителя). Степень общественной вредности деяния может быть различной, но ее наличие обязательно для отнесения его к правонарушениям.
В-пятых, естественным признаком любого правонарушения
можно было бы назвать неотвратимость санкций за его
совершение (наказуемость).
Под наказуемостью как признаком административного правонарушения понимают возможность назначить за каждое из них соответствующее наказание.
Наказание есть мера государственного принуждения, которое назначается по решению компетентного органа и состоит в предусмотренных КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации видах лишения или ограничения прав и свобод.