ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

34
Îïûò «Áðîñàíèå â âîäó ðàçëè÷íûõ ïðåäìåòîâ»
Цель: продолжать формировать понятие о плавающих и тонущих предметах, подвести к тому, что легкие предметы плавают, а тяжелые – тонут.
Õ î ä . Воспитатель вместе с детьми погружает в воду различные предметы: пластмассо- вый шарик, камешек, деревянную щепу и т.д. Делают выводы: тяжелые предметы тонут, легкие плавают.
Ïîäâèæíàÿ èãðà «Ìû – ëèñòî÷êè»
Цель: упражнять в умении двигаться в соответствии со словами текста.
Õ î ä è ã ð û
Мы листики опавшие,
На веточках сидели.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на землю опустил. [58, с. 75]
Дети приседают.
Бегают легко на носочках.
Дети приседают.
Встают.
Кружатся на месте.
Приседают.
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Êóäà óïàë ëèñòî÷åê?»
Цель: развивать воображение, упражнять в правильном употреблении предлогов.
Дидактический материал: разноцветные листочки по количеству детей.
Игровые правила. Поднимать листочек можно только после того, как ребенок ответил, куда он упал.
Игровые действия. Подбрасывание листочка.
Õ î ä è ã ð û . Создав определенную ситуацию, воспитатель спрашивает у детей:
– Куда упал твой листочек? ( ëóæó, íà çåìëþ, ïîä ñêàìåéêó, íà êðûøó, â ïåñî÷íèöó
è ò.ä.)
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «×üè ïëîäû?»
Цель: формировать представление о том, что дерево растет из семени.
Дидактический материал: демонстрационные картинки с изображением деревьев, раздаточный материал – плоды деревьев (шишки, желуди, каштаны и т.д.).
Игровые правила. Положить к демонстрационной картинке свой плод ребенок может после того, как озвучит его название и определит, с какого он дерева.
Игровые действия. Определить с какого дерева плод, найти само дерево.
Õ î ä è ã ð û . Воспитатель предлагает детям закончить предложения.
Желуди растут на … (äóáå).
Шишки растут на … (ñîñíå, åëè).
Сережки растут на … (áåðåçå, îëüõå).
Гроздья рябины растут на … (ðÿáèíå).
Каштаны растут на … (êàøòàíå).
Яблоки растут на … (ÿáëîíå).
Груши растут на … (ãðóøå).

35
Îáñëåäîâàíèå «Êàìíè»
Цель: продолжать знакомить с камнями, различными по форме и текстуре.
Õ î ä . Воспитатель предлагает детям во время прогулки собрать камни в ведерки. За- крепляет правила безопасности: нельзя бросаться камнями, брать их в рот. Дети под руко- водством воспитателя хорошо промывают камни и раскладывают их в отведенном месте для сушки. Воспитатель организует рассматривание каждого камня, проводит беседу, в ходе которой дети определяют цвет, размер, форму, запах, степень твердости и т.д.
Ñîëíå÷íûå çàé÷èêè
Скачут побегайчики – солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут.
Были тут – и нет их тут.
Прыг-прыг по углам.
Были там – и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
À. Áðîäñêèé [46, с. 46]
Èâà
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
И. Токмакова [9, с. 90–91]
Áåðåçà
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
И. Токмакова [44, с. 62]
Ñîñíû
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
И. Токмакова [9, с. 90–91]
Îñèíêà
Зябнет осинка, дрожит на ветру,
Стынет на солнышке, мерзнет в жару…
Дайте осинке пальто и ботинки –
Надо согреться бедной осинке.
И. Токмакова [44, с. 66]
Äóá
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный.
И. Токмакова [44, с. 65]
Åëè
Ели на опушке –
До небес макушки.
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки,
Тонкие иголочки,
У лесных ворот
Водят хоровод.
È. Òîêìàêîâà [44, c. 62]


36
Èãðà íà ïîäðàæàíèå
Цель: формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (имитировать характерные движения сказочных персонажей); развивать творческие способности. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
***
Вот собачка лает:
– Гав-гав-гав.
Нас она пугает:
– Гав-гав-гав.
***
Я добрый толстый Мишка,
Из лесу я пришел.
Люблю танцевать я слишком,
И друга я нашел.
Мы танцуем, посмотри,
Лапки пляшут,
Раз, два, три.
***
Наша Маша маленькая,
Машенька удаленька
***
Стань-ка на дорожке,
Хлопни ты в ладошки,
Топни каблучками,
Потанцуй-ка с нами.
***
Дед Сысой, тряси бородой!
Пляши веселей, не жалей лаптей!
***
Старушка пошла продавать молоко.
Деревня от рынка была далеко.
Устала старушка и, кончив дела,
У самой дороги вздремнуть прилегла.
С. Маршак [59, с. 20]
Воспитатель хвалит детей за то, что они сегодня играли дружно, спокойно и спрашивает, кто помог им в этом. (Äåäóøêà Ìîë÷îê.)

37
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 9
Òåìà íåäåëè: «Ãðèáû. Ñúåäîáíûå, íåñúåäîáíûå»
Ýòþä «Êîðîëü Áîðîâèê»
Â. Ïðèõîäüêî [60, с. 170]
Цель: упражнять детей в изображении эмоциональных состояний с помощью вырази- тельных средств (мимика, пантомимика, жесты).
Õ î ä
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
Дети шагают на месте.
Грозят кулаком.
Стучат каблуком одной ноги.
Нахмуривают брови, оскаливают
зубы,
сжимают кулаки.
Çàãàäêè î ãðèáàõ
[13, c. 146]
Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть – нет головы. (Ãðèá.)
Гнуть над ним не стоит спину,
Не украсит он корзину.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен … (ìóõîìîð).
В. Шульжик [70]
Под кустами, под листами
Мы попрятались в траву.
Нас в лесу ищите сами,
Мы не крикнем вам: «Ау!» (Ãðèá.)
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки. (Ãðèá.)
Нет грибов
Дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Îïÿòà.)
В пестрой шапке,
Видный сразу,
Только входишь
В темный бор,
Он тебя встречает сразу –
Царь поганок – … (ìóõîìîð).
Сорвал красивый гриб в лесу,
Любуюсь на его красу:
Он на белой ножке,
На шляпке белые горошки…
А люди говорят,
Что в нем опасный яд. (Ìóõîìîð.)
Этот гриб живет под елью
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик
Житель бора – … (áîðîâèê).
Л. Герасимова [72, с. 141]
Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички,
Светло-желтые … (ëèñè÷êè).
На пеньке сидят братишки,
Все в веснушках, шалунишки,
Эти дружные ребята
Называются … (îïÿòà).


38
Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип,
Воротник ажурный тонок –
Гриб такой зовут … (ìàñëåíîê).
Е. Савельева [69]
Ïàëü÷èêîâàÿ èãðà «Ãðèáû»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Õ î ä è ã ð û
Топ, топ – пять шагов,
В туесочке пять грибов.
Мухомор красный –
Гриб опасный,
А второй – лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело!
Е. Стюарт [27, с. 513]
«Шагают» пальцами по столу.
Переплели пальцы – сделали туесочек,
большие пальцы – ручка.
Загибают по одному пальцу на обеих руках
на каждое название гриба, начиная с ми-
зинцев.
Ëåòîì
Н. Калинина [47, с. 7, 17]
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Êàê Âàñÿ ëîâèë ðûáó
Мама пошла на речку полоскать белье. Вася за ней побежал, кричит:
– Мама, я с тобой пойду!
Пришли они на речку. Мама полощет белье, а Вася отошел подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.
Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлепнулся.
Барахтается, кричит:
– Рыбку поймал! Рыбку поймал!
Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:
– Где же твоя рыбка?
Разжал Вася кулак, а там нет ничего!
Смеется мама:
– Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят!
 ëåñó
Вечером, когда Вася и Катя ложились спать, дождь барабанил по крыше и стучал в окно, а утром проснулись – солнышко светит.
– Вставайте, гулять пора, – говорит мама. – Сегодня мы последний день в деревне. Зав- тра домой.
Одела она Васю с Катей потеплее и пошла с ними на улицу. По грязной дороге ноги разъ- езжаются. Пошли они в лес, там посуше. Шуршат под ногами мокрые листья. Идут они как по мягкому ковру.
Навстречу им Оля с ребятами, у каждого полная корзина красной брусники, а из Олиной корзинки торчат ветки.

39
– Эх, ты, – говорит Катя, – ничего не нашла!
А Оля смеется:
– Под соснами, под елками лежит клубок с иголками! – Да как выбросит ветки из корзинки.
А в корзинке ежик. Оля несла его Кате с Васей показать. Вытряхнула она ежика на зем- лю, а он фыркнул и побежал.
Ну и пусть себе бежит, ему в лесу лучше.
Ëÿãóøêè-õîõîòóøêè
(расскажи стихи руками)
Две лягушки-хохотушки
Прыгали, скакали.
Лапкой – хлоп, другой – хлоп,
Щеки раздували.
Увидали комара,
Закричали: «Ква-ква-ква!»
Улетел комар, как ветер.
Хорошо пожить на свете!
Г. Сапгир [61, с. 191]
Показывают указательный и средний пальцы, остальные
подбирают.
Изображают прыжки в воздухе пальцами.
Ладонью ритмично хлопают по ноге.
Показывают округлость пальцами вокруг щек.
Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают тра-
екторию полета комара, прослеживают ее глазами.
Большой палей руки ставят против всех остальных, изо-
бражают открывание и закрывание рта.
Производят резкое движение руки вперед, вытянув указа-
тельный палец.
Поглаживают ладонью по груди.
Ëîãîðèòìè÷åñêîå óïðàæíåíèå «Íîæêè, íîæêè, ãäå âû áûëè?»
Цель: упражнять детей в соотнесении движений с текстом стихотворения.
– Ножки, ножки, где вы были?
– За грибами в лес ходили!
– Что вы, ручки, работали?
– Мы грибочки собирали.
– А вы, глазки, помогали?
– Мы искали, мы смотрели, все пенечки оглядели!
Ïàëü÷èêîâàÿ èãðà «Åñòü ó êàæäîãî ñâîé äîì»
Цель: развивать мелкую моторику рук, чувство ритма.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
Â. Ïàëü÷èíñêàéòå [27, с. 520]
Дети загибают пальцы на обеих руках,
по одному пальцу на каждое двустишие.
Поочередно хлопают в ладоши и ударяют
друг о друга кулачками обеих рук.


40
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «×òî ãäå ðàñòåò?»
Цель: формировать умение детей самостоятельно и свободно располагать картинки в соответствии с местом произрастания изображенных на них объектов.
Дидактический материал: демонстрационные картинки с изображением леса, поля, огорода, сада, водоема и т.д., маленькие картинки с изображением грибов, ягод, овощей, фруктов, цветов и т.д.
Игровые правила. «Посадить» свою картинку на опредленное место ребенок может только после того, как озвучит свои действия.
Игровые действия. Отгадывание места произрастания.
Õîä èãðû. На столе расположены большие картинки с изображением леса, поля, огоро- да, сада, водоема и т.д. Детям предлагаются на выбор маленькие картинки с изображением грибов, ягод, овощей, фруктов, цветов и т.д. Дети внимательно рассматривают свои картин- ки и раскладывают их на большие в соответствии с местом произрастания, аргументируют свой выбор.

41
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 10
Òåìà íåäåëè: «Ñîëíöå, âîçäóõ è âîäà – íàøè ëó÷øèå äðóçüÿ»
Èãðû ñ âîäîé «Êóïàíèå êóêîë»
Цель: продолжать формировать представление о холодной, горячей, теплой воде.
Õ î ä è ã ð û . Дети стоят полукругом возле таза с водой. Воспитатель приносит куклу и говорит, что сейчас Таня будет купаться. Опускает куклу в воду, но та сопротивляется. По- чему? Детям предлагается опустить руку в воду и ответить, почему Таня не хочет купать- ся. (Âîäà õîëîäíàÿ.) Затем педагог наливает горячей воды и она становится теплой. Дети определяют, что вода теплая и кукла начинает купаться. Затем дети самостоятельно купают своих маленьких куколок в теплой воде.
Èãðû ñ âîçäóõîì «Çàãîíè â âîðîòà»
Цель: развивать умение управлять струей воздуха; закрепить представление о том, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Õ î ä è ã ð û . Ребенку предлагается без участия рук при помощи воздушной струи загнать теннисный мяч в ворота. Вначале ребенок играет индивидуально, а затем, когда научится быстро управлять своей воздушной струей, можно предложить играть парами на скорость: кто быстрее загонит мяч в ворота.
Îïûò «Ðåàêòèâíûé øàðèê»
Цель: помочь выявить свойство воздуха (упругость) и понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Оборудование: воздушные шарики по количеству детей.
Õ î ä . Воспитатель предлагает детям провести эксперимент с воздушным шариком: по- смотреть, как он будет лететь, если развязать нитку, которая удерживает в нем воздух.
Дети с помощью воспитателя надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета. Выясняют, что, для того чтобы шарик дольше летел, его надо больше надуть.
Вывод: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет шарик двигаться в противопо- ложную сторону.
Îïûò «Íàäóâàíèå ìûëüíûõ ïóçûðåé»
Цель: упражнять в умении пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при по- падании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Оборудование: тарелка или поднос, 0,5 стакана мыльного раствора, предмет (например, цветок), стеклянная воронка, мыльные пузыри по количеству детей.
Õ î ä . Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком
(можно вдуть при полмощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков).
Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри. Вместе они рассматривают и обсуждают: почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри ма- ленькие, а другие большие (разное количество воздуха).
Вывод: пузырь надувается и увеличивается в размере потому, что в него проникает воз- дух; размер пузыря зависит от количества воздуха.