ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26
Ëîãîðèòìè÷åñêîå óïðàæíåíèå «Ìûøêà è êîøêà»
Цель: развивать чувство ритма, темпа, внимание.
Õ î ä
– Пи-пи-пи, – пищала мышка, –
Кошка на охоту вышла!
Мне так страшно, трепещу.
Норку я свою ищу.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу.
Кошка притворилась доброй.
– Мур-мур-мур, – она поёт.
– Нет-нет-нет, – пищит мышонок,
К кошке в лапы не идёт.
По Е. Алябьевой [55, с. 9–10]
Дети выполняют движения, при повторе проговари-
вают звукосочетания.
Выполняют ритмические хлопки ладонями.
Ритмично постукивают ладонями по плечам, руки
скрещены.
Ритмично постукивают по коленям.
Потирают ладонь о ладонь.
Покачивает головой.
Ïðà äîáðóþ ìûøêó i ìóäðóþ êîøêó
Бегла мышка па дарожцы,
Падарунак несла кошцы –
Не смятану, не аладкi,
А пшанiчныя зярняткi.
Кошка есцi iх не ўмела,
Мышку з’есцi захацела,
А пасля паразважала –
З мышкай той пасябравала.
Пра ўчынак мудрай кошкi
Хай падумаюць хоць трошкi
I дарослыя і дзецi
Перад тым, як нешта з’есцi.
Ë. Äðàíüêî-Ìàéñþê [9, c. 40]
×òåíèå ïîòåøåê î äîìàøíèõ æèâîòíûõ
Цель: помочь детям запомнить потешки, проговаривать их не торопясь, выразительно.
Дай молока, Буренушка,
Хоть капельку – на донышко!
Дай нам сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
Чешская народная песня
в обработке С. Маршака [27, с. 358–359]
Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому,
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки – бряк, бряк, бряк,
Золотые они – звяк, звяк, звяк!
Русская народная потешка [65, с. 96]
Барашеньки -крутороженьки
По горам ходят,
В дудочку играют,
Деток потешают.
Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А малые козлятушки
Муку выгребают.
Русская народная потешка [65, с. 68]
У бабушки козел,
У Варварушки седой.
Он под печкой лежал,
Все сухарики едал.
Русская народная потешка [22, с. 10]

27
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые!
Русская народная потешка [65, с. 67]
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Я и Бореньке снесу!
Русская народная потешка [65, с. 67]
Óòðåííèå ëó÷è
Ê. Óøèíñêèé [17, c. 9–10]
Цель: формировать умение совместно со взрослым разыгрывать несложные сценки.
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ку-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и зум-зум-зум! – полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
Èãðû «Âûëàâëèâàíèå ïàëî÷êàìè èç âîäû ðûáîê è ìåëêèõ ïðåäìåòîâ»
Цель: развивать координацию движений.
Õ î ä è ã ð û . Воспитатель дает каждому ребенку по сачку и предлагает выловить из воды понравившуюся рыбку.


28
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 7
Òåìà íåäåëè: «ßãîäû ëåñíûå è ñàäîâûå. Íåñúåäîáíûå ÿãîäû»
Çàãàäêè
Цель: закрепить представления воспитанников о лесных ягодах.
Как на стежке, на дорожке
Вижу алые сережки,
За одною наклонилась,
А на десять набрела.
Я клонилась, не ленилась,
Кружку с верхом набрала. (Çåìëÿíèêà.)
Е. Благинина [27, с. 510]
Средь кустов колючих, детки,
Красной ягодкой на ветке
Я красуюсь на опушке.
Не страшны и грипп, ангина,
Если рядом я – … (ìàëèíà).
С. Цапаева [66]
Я расту зеленая,
А поспею – черная.
Помогаю от болезней
И для зрения полезна. (×åðíèêà.)
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Íàéäè ïàðó»
Цель: закрепить представления воспитанников о лесных ягодах; упражнять в способах словесного обозначения количества (один, два, три).
Дидактический материал: медальоны с изображением ягод (количество ягод от одной до трех) по количеству детей.
Игровые правила. Объединяться в пары дети могут только после того, как замолкнет музыка.
Игровые действия. Танцуют под музыку, считают ягоды, образуют пару.
Õ î ä è ã ð û . У каждого ребенка – медальон с изображением ягод (количество от одной до трех), дети танцуют под музыку. Мелодия прерывается, и каждый играющий находит себе пару – ребенка с соответствующей карточкой – медальоном.
Îïûò «ßçû÷îê – ïîìîùíèê»
Цель: продолжать знакомить со строением и значением языка, упражнять в определении и названии вкуса продуктов.
Оборудование: фрукты и ягоды (лимон, черника, клубника, земляника и др.).
Õ î ä . Воспитатель загадывает загадку о языке:
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда замолчим.[13, с. 14]
Уточняет у детей, для чего человеку нужен язык. Предлагает прижать язык книзу и по- пробовать произнести звуки без помощи языка. Затем воспитатель предлагает определить вкус продуктов, не глядя (лимон, черника, клубника, земляника), назвать их.
Вывод: язык нужен человеку для того, чтобы разговаривать и определять вкус пищи.

29
Ïîòåøêà
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава-мурава!
Здравствуй, ягодка лесная,
Ты поспела и вкусна.
Мы лукошко несем –
Всю тебя соберем! [67]
Áåñåäà «ßãîäû ëåñíûå è ñàäîâûå»
Цель: формировать представления детей о лесных и садовых ягодах; об их пользе для здоровья человека.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

È í ô î ð ì à ö è ÿ ä ë ÿ á å ñ å ä û
Лето – щедрая и добрая пора! В лесах созревают ягоды. На вырубках возле пней, на опушках и полянках зажигаются алые огоньки земляники.
«Кто землянику в рот кладет, тот здоров круглый год», – давно приметили люди и на- звали землянику «царицей ягод». В ароматных кисло-сладких ягодах много полезного ви- тамина Ñ. Из сушеных листьев и плодов готовят лечебные чаи и отвары, которые пьют при болезнях горла, печени.
В хвойных сосновых и еловых борах в июле–августе созревает черника. Эта ягодка – чудодейственная! В ней много витаминов.
«Положи чернику в рот, избавишься от хворей на целый год». Ягоды черники останав- ливают кровь, улучшают зрение, излечивают воспалительные процессы.
Кто из вас не собирал в лесу малину? Ведь это любимая русская ягода. О ней народ сложил сказки, стихи, песни, загадки. Такую, например: «Красная матрешка просится в лукошко».
Малина – целебная ягода. В ней много витаминов, есть и витамин Ñ.
Чаем, настоянным на сушеных ягодах и листьях, душистым малиновым вареньем лечат простуду, отвар цветков используют для лечения глаз, а малиновый сироп применяют при болях в желудке.
Лето угощает нас не только лесными ягодами, но и садовыми – смородиной, клубникой, крыжовником.
Созревают в садах свежие плоды деревьев: яблоки, груши, вишни, сливы. Их едят све- жими, варят из них варенье, компоты, готовят мармелады, джемы и пастилу.
Словом, лето – лучшее время, чтобы укрепить здоровье на целый год.
Áåñåäà «ßãîäû ìîãóò áûòü îïàñíûìè»
Цель: познакомить детей с некоторыми опасными для них растениями; убедить, что растения и плоды нельзя пробовать на вкус без разрешения взрослых.
È í ô î ð ì à ö è ÿ ä ë ÿ á å ñ å ä û
Обратить внимание детей на то, что при прогулке по лесу, лугу, ни в коем случае нельзя ни срывать, ни пробовать на вкус никакие растения, ягоды и плоды как бы привлекательно они не выглядели.
Ядовитыми являются плоды ландыша. Все знают, как выглядят листья и цветы этого лес- ного растения. В июле–августе на месте цветков созревают плоды – ярко оранжевые круглые ягодки. Выглядят они аппетитно, но они очень ядовиты. Ландыш является лекарственным растением, но лекарство, изготовленное из него, принимают только под контролем врача.

Плоды купены. Купена растет в траве под дубами, у нее длинный стебель, с крупными овально вытянутыми стеблями, с небольшими зеленовато-белыми цветками, расположен- ными в пазухах каждого листа. В августе на месте цветков появляются голубоватые ягоды.
Они ядовиты.

30
А у вороньего глаза ядовиты не только ягоды, ядовито все растение – и ягоды, и листья, и стебель, и корневище. Кстати, черная его ягода, расположенная в центре розетки крупных плотных листьев, действительно напоминает вороний глаз.
Очень зло глядит на нас
Из травы «вороний глаз».
Посмотрите, даже вид
Этих ягод ядовит.
Â. Êîæåâíèêîâ [57]
Ëåòî
Если дует ветер
Теплый, хоть и с севера,
Если луг – в ромашках
И комочки клевера,
Бабочки и пчелы
Над цветами кружатся.
И осколком неба
Голубеет лужица,
И ребячья кожица
Словно шоколадка…
Если от клубники
Заалела грядка – верная примета:
Наступило лето!
Ë. Êîð÷àãèíà [42]
Ïàëü÷èêîâàÿ èãðà «Çà ÿãîäàìè»
Í. Íèùåâà [15, c. 52]
Цель: стимулировать речевое развитие ребенка; развивать мелкую моторику рук.
Õ î ä è ã ð û
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес пойдем мы погулять
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Пальчики обеих рук «здороваются»,
начиная с больших.
Обе руки «идут» пальчиками по столу.
Загибают пальчики, начиная с больших.

31
×åðíèêà
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела,
Синяя такая?
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил, –
Все поляны в синих точках
У зеленых сосен.
Мы чернику собирали
В кузовок, в лукошко…
Только рты с чего-то стали
Черные немножко.
Å. Òðóòíåâà [41]
Çåìëÿíèêà
На прогалинке лесной
Земляничка под сосной.
Земляничка –
Невеличка
Хорошо цвела весной.
На нее садились пчелы,
Майский жук летал над ней.
У нее сосед веселый –
Родничок среди камней.
Солнце грело много дней
Пышный кустик у камней.
Становилась земляничка
Все пригожей да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.
Å. Òðóòíåâà [40]
Ïàëü÷èêîâàÿ èãðà «Ñîê»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Õ î ä è ã ð û . Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
В жаркий день
Пьёт из чашечки жучок
Колокольчиковый сок.
Пьют весёлые букашки
Сок пахучий из ромашки.
А нарядный мотылёк
Земляничный любит сок.
Сока хватит всем в лесу!
Угощает шмель осу:
– Вот вам два стаканчика,
Сок из одуванчика.
А. Масленникова [43]
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Êòî áûñòðåé»
Цель: закреплять названия ягод; развивать внимание, память, активную речь.
Дидактический материал: большая карта с изображением ягод по количеству детей, маленькие картинки с изображением различных ягод.
Игровые правила. Соотносить предметы, изображенные на маленьких картинках с яго- дами на больших картинках. Выигрывает тот, кто не ошибется и первым заполнит большую картинку.
Игровые действия. Искать, находить картинки, закрывать клеточки.
Õ î ä è ã ð û . Воспитатель раздает играющим по одной большой карте, а маленькие картинки перемешивает и выкладывает рисунками вниз. Затем открывает одну картинку и называет, что на ней изображено, например: «Клубника». Играющий, у кого на карте нарисована такая же клубника, говорит: «Мне нужна клубника». Ведущий отдает ему эту


32
картинку и игрок закрывает ею такую же картинку на своей карте. Выигрывает тот, кто быстрее всех заполнит картинками свою большую карту.
Èãðà «Ìèøêà êîñîëàïûé»
(на выразительность жестов и мимики)
Цель: развивать творческое воображение; способствовать эмоциональному раскрепо- щению каждого ребенка; упражнять детей в последовательной передаче выразительных движений.
Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет.
Мишка хочет сладких ягод,
Да никак их не найдет.
Вдруг увидел много ягод
И тихонько зарычал.
Подошли к Мишутке детки,
Мишка ягоды им дал. [68, с. 82]
Приподнять плечи, руки округлить, носки ног по-
вернуть внутрь, идти, переваливаясь.
Погладить себя по животу, облизнуться.
Оглянуться по сторонам, пожать плечами.
Показать указательный палец, на лице восторг,
двумя руками «собирать» ягоды в рот.
Помаршировать.
Протянуть руку вперед, имитируя жест «возьми».
Èãðà «Îé, îé, æèâîò áîëèò!»
(на выразительность жестов и мимики)
Цель: развивать творческое воображение; способствовать эмоциональному раскрепо- щению каждого ребенка; упражнять детей в последовательной передаче выразительных движений и мимики.
Õ î ä è ã ð û . Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые ягоды. У них раз- болелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы ягод не хотим!
Мы хвораем Том и Тим!
М. Клокова [33, с. 13]
Жалоба медвежат сопровождается музыкой М. Красева «Жалобная песенка» (из музы- кальной сказки «Тим и Том»).
Âûðàçèòåëüíûå äâèæåíèÿ: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут; руки прижаты к животу.

33
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 8
Òåìà íåäåëè: «Ïðèðîäíûé ìàòåðèàë»
(изготовление поделок из листьев)
Ïàëü÷èêîâàÿ èãðà «Ïðîãóëêà â ëåñîê»
À. Íèêèòèíà [45
]
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Õ î ä è ã ð û
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик по дорожке,
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малинкой,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
Сжимают и разжимают кулачки.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Èþëü
Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
Ñ. Ìàðøàê [19, с. 121]
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Ñ êàêîãî äåðåâà ëèñò?»
Цель: упражнять в различении и назывании конкретных видов деревьев, образовании имен прилагательных.
Дидактический материал: листья различных деревев (березовый, каштановый, кле- новый и т.д.).
Игровые правила. Лист можно будет взять после того, как будет правильно образовано прилагательное.
Игровые действия. Сравнение листьев, образование прилагательных.
Õ î ä è ã ð û . Воспитатель показывает листья и спрашивает:
– С какого дерева лист? (Ñ áåðåçû.) Значит он какой? (Áåðåçîâûé.) Воспитатель пред- лагает каждому ребенку взять по одному листочку, уточняя, с какого он дерева.
Èãðà «Âîëøåáíàÿ äîðîæêà àíàëèçàòîðîâ (глаз, ухо, рука)»
Цель: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Õ î ä è ã ð û
– Ребята, листочек отправился путешествовать по волшебной дорожке наших помощни- ков. Что могут узнать о листочке глаза? (Ëèñòî÷êè áûâàþò ðàçíîãî öâåòà, ðàçìåðà, ôîðìû.)
– Что может узнать о листочке ухо? (Øóðøèò, øåëåñòèò.)
– Что может узнать о листочке рука? (Ãëàäêèé èëè øåðîõîâàòûé, ìîêðûé èëè ñóõîé,
òåïëûé èëè õîëîäíûé, ëåãêèé.)