Файл: Красноярский институт железнодорожного транспорта филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Иркутский государственный университет путей сообщения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С точки зрения характерологических качеств личности профессиональная мобильность является совокупностью личностных характеристик и особых форм поведения (склонность к творчеству, постоянному самосовершенствованию и самоактуализации, способность рисковать, проявлять инициативу, предприимчивость в различных ситуациях, на рабочем месте и т.д.), которые проявляются в ситуации, связанной со сменой профессии. Профессиональная мобильность является механизмом социальной адаптации, позволяет человеку управлять ресурсами субъектности и профессиональным поведением.
В психологическом словаре указано определение профессиональной деятельности специалиста, под которой понимается готовность и способность человека быстро и успешно освоить новые техники и технологии, приобрести недостающие умения и знания, обеспечивающие высокую работоспособность и эффективность в новой профессиональной деятельности.
В понятии «Профессиональная мобильность» различают объективную, субъективную и характерологическую стороны. Объективная сторона включает научно-технические и социально-экономические предпосылки, а также сам процесс изменения профессии.
Субъективная сторона означает процесс изменения интересов работника и акт принятия решения о перемене места работы или профессии.
С характерологической точки зрения, профессиональная мобильность рассматривается как более или менее устойчивое свойство личности, как подготовленность или предрасположенность к перемене вида профессиональное деятельности. Движение работника по ступеням служебной лестницы, передвижение от низших уровней к высшим и, наоборот, определяется понятием вертикальной мобильности.
Перемена индивидом вида работы в пределах одного и того же круга профессий или должностей определяется как горизонтальная мобильность. В содержании понятия «профессиональная мобильность» можно выделить: выбор профессии, повышение квалификации, определение условий перемены места работы или профессии, текучесть кадров и другие.
Существуют следующие основные типы профессиональной мобильности - горизонтальная и вертикальная.
Под горизонтальной мобильностью понимается переход индивида из одной профессиональной группы в другую, которая имеет тот же статус, что и предыдущая.
Вертикальная профессиональная мобильность передвижение индивида с одного профессионального уровня на другой. В зависимости от направления перемещения разделяют два типа вертикальной профессиональной мобильности: нисходящую и восходящую, то есть профессиональный спуск и подъем соответственно.
Восходящая мобильность подразумевает более высокий профессиональный уровень индивида или овладение новой профессией. При нисходящей специалист переходит на более низкую профессиональную позицию.
Для того, чтобы формирование профессиональной мобильности было успешным, необходимо использовать средства повышения квалификации и переподготовки кадров, такие как моделирование профессионально-ориентированных ситуаций, направленных на подготовку специалистов социально-культурной сферы к горизонтальным и вертикальным карьерным перемещениям.
Профессионализация содержания достигается путем получения высшего образования, прохождения курсов, изучения дополнительной литературы, посещения лекций и семинаров специалистов в области социально-культурной деятельности.
Профессионально-квалификационная мобильность кадров процесс перемещения работников между профессиональными и квалификационными группами в результате приобретения производственного опыта, практических знаний и навыков.
Квалификация степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы. Различают квалификацию работы и квалификацию работника.
Качественные характеристики персонала совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Различают три основные группы качественных характеристик: способности, мотивации и свойства персонала.
Профессия род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.
Основой изучения такого феномена как профессиональная мобильность работников явились работы П. Сорокина, Э. Дюркгейма, М. Вебера в которых заложен функциональный подход к анализу профессиональной мобильности как социальному явлению. В работах А. Шюца, М. Шелер раскрывается феноменологическое виденье этой категории.
Отечественные ученые в своих исследованиях рассматривали профессиональную мобильность как предмет социальной стратификации советского общества. В работах Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной, В.Г. Подмарковой разработана методология анализа трудовой карьеры и исследование механизмов смены труда.
И.О. Мартынюк, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова рассматривались такие проблемы как профессиональное самоопределение выпускников вузов, поиск работы, адаптация на рабочем месте, повышение квалификации.
Психологические аспекты профориентации, трудовой деятельности детально проработаны в исследованиях Е.А. Климова. Последние десятилетия ознаменовались новым социокультурологическим подходом к исследованию социальных явлений в том числе, и к подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования, этому посвящены работы В.М. Розина, Н.Г. Багдосарьян.
В работах О.А. Иконникова, А.Г. Здравомыслова, проведен анализ основных проблем высшего профессионального образования в контексте социологической парадигмы.
Отталкиваясь от социологической парадигмы, социальная мобильность как перемещение индивидов, социальных групп изучалась в работах С.Э. Крапивенского, С.С. Фролова, Ю.А. Карповой, А.А. Гераськовой, Л.В. Кансузян.
«Культурная мобильность», «социокультурная мобильность» стали предметом исследований П.К. Анохина, И.В. Василенко, Г.Б. Кораблева. Особенности и характеристики профессиональной мобильности рассмотрены в трудах О.М. Дудиной, П.М. Ратниковой, Ю.И. Калиновского, Н.И. Томина, О.В. Амосовой.
Изучены и описаны механизмы возникновения и развития конструкторской мобильности человека в исследованиях Н.Ф. Хорошко. А.Т. Коньков разделяет профессиональную мобильность на межгенерационную и внутригенерационную. Л. Амирова и З. Багишев рассматривают категорию профессионально-педагогической мобильности как целевую установку высшего образования.
Проанализировав исследования ученых, следует отметить, что мобильность рассматривается ими и как качество личности и как процесс, т.е. имеет двусторонний характер. Двойственность такой категории как «мобильность» характеризуется тем, что человек может быть мобильным, если он обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может, проявляться только в деятельности и говорить о степени и уровне мобильности человека следует только при условии ее реализации в этой самой деятельности.
Изучив происхождение становления в научно-педагогической и социологической литературе таких понятий как «социальная мобильность», «социокультурная мобильность», «академическая и образовательная мобильность», отметим, что результатом современного профессионального образования выступает способность выпускников к профессиональной мобильности нового типа – мобильности как основе веры людей в себя и свое будущее, в свои силы и возможности.
Понятие «профессиональная мобильность специалиста» определяется не только его способностью менять свою профессию, место и род деятельности, но и умением принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а также способностью быстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную и национальную среду.
Опираясь на социологический подход и рассматривая профессиональную мобильность как процесс движения индивидов между группами профессиональной структуры общества, необходимо отметить тот факт, что социальные субъекты полностью или частично изменяют свой профессиональный статус. Профессиональный статус индивида представляет собой определенное положение человека в профессиональной структуре общества.
В современном мире профессиональную мобильность начинают формировать еще в вузе, где в результате изучения общепрофильных дисциплин формируется профессиональная мобильность студентов-бакалавров – будущих специалистов.
Сформировать в адаптационной вузовской среде социальную компетентность и помочь выпускнику в адаптации к смене своего социального и профессионального статуса возможно при условии включения в образовательный процесс информационных, коммуникационных, организационных компонентов. В связи с этим можно выделить основные задачи высшего профессионального образования в условиях его глобализации и модернизации.
Во-первых, образование призвано подготавливать специалистов способных легко обучатся, быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности, заинтересованных в своем непрерывном образовании и совершенствовании. Таким образом, в процессе профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования необходимо развивать их адаптационные способности, а также умения и навыки самообучения.
Во-вторых, образование должно сформировать у будущего специалиста такие личностные структуры и способности, которые позволили бы ему самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста.
Одним из направлений развития современной науки выступает изучение возможностей компетентностного подхода к определению требований к выпускнику профессионального образовательного учреждения.
Компетентностный подход в образовании охватывает наряду со знаниями и навыками, такие категории как способности, готовность к познанию, социальные навыки. Компетентностный подход позволяет раскрыть желаемый результат образования через совокупность различного вида компетенций. Опираясь на компетентностный подход, мы можем подставить целостную картину становления профессиональной мобильности специалиста, через развития определенных компетенций.
-
Социально-коммуникативные компетенции, обеспечивающие готовность будущего специалиста к социализации в современном демократическом обществе, к работе с новыми информационными технологиями, к осуществлению своей профессиональной деятельности в неоднородных группах людей, адаптироваться к новым ситуациям. -
Образовательные компетенции, обеспечивают готовность будущего специалиста к научному, системному познанию мира, к овладению навыками самостоятельного освоения знаний и повышения своей квалификации или смене профессии, поддерживать свой профессионально-творческий и социальный потенциал в условиях научно-технического прогресса, к самосовершенствованию, к самообразованию без посредственного участия работодателя. -
Общенаучные компетенции, обеспечивают высокий уровень базовых общих знаний и общих знаний по профилю специальности, способность адаптироваться к изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности. -
Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции, обеспечивают успешность ценностно-смысловой ориентации специалиста в мире, готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, готовность будущего специалиста к общественно одобряемой продуктивной деятельности и способствуют осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжении всей жизни, определению ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условиях сложного демократического общества, овладение высоким уровнем педагогической культуры.
Данные компетенции и являются основной составляющей профессиональной мобильности специалиста.
1.2 Факторы и условия формирования профессиональной мобильности персонала
Профессиональная мобильность определяется социально-экономическими и социально-культурными факторами. К социально-экономическим факторам относятся: географическое положение места проживания, плотность населения, удалённость от крупнейших промышленных и научных центров страны; возрастной состав лиц с высшим и средним профессиональным образованием и их распределение по различным областям производства.
Социальнокультурная группа факторов выражается качеством образования в общей системе средних и высших профессиональных учебных заведений различного профиля, традиционная престижность различных профессий, характерная для данной территории. Таким образом, общими факторами, определяющими профессиональную мобильность современного человека, можно выделить следующие: