Файл: 1. 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 313
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опытно-педагогическая работа осуществлялась по четырем основным направлениям.
Первое направление формирующего этапа исследования предполагало повышение готовности педагогов к взаимодействию с родителями и включало конкретизацию задач, разработку плана и содержания мероприятий, методических и практических материалов, адекватных уровню педагогической компетентности родителей, для реализации модели формирования компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей в зависимости от уровня сформированности ее компонентов. Тем самым осуществлялась реализация целевого и части организационно-содержательного блоков разработанной модели и формировалась программа взаимодействия с родителями.
Второе было направлено на осуществление процесса формирования педагогической компетентности в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста экспериментальной группы родителей. Оно предполагало реализацию организационно-содержательного блока модели, включающего внедрение в практику разработанных педагогами мероприятий, дифференцированных форм и активных методов взаимодействия с родителями, информационно-методического сопровождения процесса формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей.
В рамках третьего направления экспериментальной работы реализовывался оценочно-результативный блок модели формирования компетентности родителей, выявлялась ее эффективность, осуществлялось подведение итогов и оценивание результатов работы. Для решения этих задач проводился мониторинг процесса формирования педагогической компетенции родителей в воспитании самостоятельности детей, выявлялась динамика уровня ее сформированности и развития самостоятельности у детей дошкольного возраста. Мониторинг эффективности процесса осуществлялся на основе выделенных уровней:
-
высокий (наличие у родителей соответствующих представлений, знаний, навыков и умений (компетентностного опыта) воспитания самостоятельности детей в семье); -
средний (частичное наличие вышеуказанных представлений, знаний, навыков и умений); -
низкий (отсутствие или незначительная представленность вышеуказанных представлений, знаний, навыков и умений).
Четвертое направление предполагало внедрение модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей в практику работы дошкольных образовательных организаций города Мичуринска.
При реализации модели по повышению компетентности родителей мы руководствовались следующими принципами:
-
научно-практическая обоснованность содержания работы, на основе достижений науки и практики; -
диагностическая обоснованность, с учетом диагностических данных; -
опережающий характер просвещения родителей и естественное включение его в образовательный процесс и деятельность всех его участников (детей, родителей, педагогов); -
целевая направленность, адекватная уровню компетентности родителей и опыту воспитания в семье; -
гуманистический характер отношений педагога и родителя; -
добровольность и индивидуальный темп в процессе освоения психолого-педагогических знаний; -
активность всех участников, их исследовательская позиция; сочетание репродуктивного и творческого начала; -
участие всего коллектива дошкольной образовательной организации в процессе взаимодействия.
Реализация первого направления формирующего этапа исследования с целью повышения готовности педагогов к реализации модели осуществлялась через организацию работы творческой группы старших воспитателей, педагогов и психологов.
Основными задачами работы творческой группы «Детский сад и семья» стали:
-
изучение возможности формирования компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей; -
организация обмена опытом среди специалистов дошкольных организаций по отбору и применению наиболее эффективных форм и методов взаимодействия с родителями; -
повышение профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями; -
разработка плана-программы и содержания мероприятий, методических и практических материалов для реализации модели по формированию компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей.
В рамках работы творческой группы для педагогов нами были организованы и проведены:
-
деловая игра «Проблемы современного педагога в организации взаимодействия с родителями; -
круглые столы с участием научных работников, педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов детских садов: «Реализация социально-образовательных проектов в системе взаимодействия с семьей», «Инновации в организации сотрудничества педагогов и родителей в ДОО», «Проектная деятельность – форма оптимизации сотрудничества педагогов и родителей детей»; -
обмен опытом среди опытных и малоопытных специалистов методических служб дошкольных организаций по отбору и применению наиболее эффективных методов работы с родителями, по планированию взаимодействия с семьей и повышению компетентности родителей в условиях дошкольной образовательной организации и на базе новых форм дошкольного образования (групп кратковременного пребывания «Скоро в школу», консультативных пунктов, семейных детских садов) «Калейдоскоп педагогических идей»; -
семинар «Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании детей»; -
семинар-практикум «Компетентностные задачи – ситуации, тесты для исследования и формирования компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей».
Кроме этого нами осуществлялась дистанционная информационно-образовательная поддержка и методическое сопровождение работы творческой группы через web-сайт лаборатории дошкольного образования методического центра, что являлось соблюдением одного из педагогических условий формирования компетентности родителей. На сайте размещалась информация о темах и содержании предстоящих заседаний творческой группы, теоретические и практические материалы, творческие задания, проекты и сроки их выполнения, была организована работа форума, на котором педагоги могли дискутировать и делиться своим опытом.
В результате работы творческой группы были подобраны наиболее эффективные формы и методы взаимодействия с родителями, разработано вариативное содержание компетентностных задач – ситуаций, тестов для исследования и формирования компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей, снят видеоролик с интервью детей и родителей на тему «Что такое самостоятельность?», разработаны план-программа и конспекты сценариев встреч с родителями, памятки и буклеты для повышения педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста, подготовлен сборник теоретических и практических материалов из опыта работы педагогов творческой группы.
Разработанные и проведенные нами мероприятия с педагогами позволили пересмотреть их отношение к проблеме взаимодействия с родителями, расширить знания о возможностях повышения педагогической компетентности родителей на основе использования вариативных форм и активных методов взаимодействия с семьей, активизировать участие в разработке и внедрении образовательно-игровых программ для разных категорий родителей, повысить уровень профессиональной деятельности педагогов в рассматриваемом направлении.
Важным результатом деятельности творческой группы является то, что педагогические коллективы стали строить работу по повышению компетентности родителей с учетом достижений науки и практики, целевой направленности, адекватной образовательным потребностям родителей и опыту семейного воспитания.
Реализованная нами серия методических мероприятий для педагогов дошкольных организаций актуализировала проблему формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников в процессе взаимодействия детского сада и семьи.
Суть второго направления формирующего этапа исследования заключалась в реализации модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей.
Работа с родителями основывалась на следующих принципах:
-
обязательности: система универсальных знаний и умений, необходимая для обеспечения здоровья ребенка, его полноценного личностного развития; -
избирательности: знания и умения, необходимые родителям в воспитании самостоятельности у детей, в зависимости от уровня педагогической компетентности; имеющихся внутрисемейных особенностей, потребностей и проблем; -
углубленности: презентация компетентными родителями опыта своей воспитательной деятельности другим семьям.
Исходя из этих принципов, в системе работы были предусмотрены два блока: обязательный, включающий базовые знания об основах воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, и вариативный, подразумевающий отбор содержания и методов дифференцированной работы с родителями, в зависимости от сформированности каждого из компонентов педагогической компетентности, индивидуальных запросов и потребностей родителей, опыта их воспитательной деятельности.
Отметим, что содержание вариативного блока в течение всей экспериментальной работы дополнялось и корректировалось, в зависимости от раскрывающихся в ходе практических мероприятий аспектов семейного опыта воспитания, проявляющихся личностных качеств родителей и их растущей компетентности.
Для эффективного планирования и дифференцированного осуществления работы по повышению родительской компетентности в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста, на основе разработанных нами структуры и содержания педагогической компетентности родителей мы определили задачи формирования каждого из компонентов компетентности.
Так, для формирования мотивационно-личностного компонента необходимо было задача повысить уровень заинтересованности родителей в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка; привлечь их внимание к актуальности данной проблемы; помочь в осознании роли и функций самостоятельности ребенка для самореализации, необходимости определять мотивы поступков ребенка, поддерживать его интересы. Формирование данного компонента предполагало также развитие способности родителей к педагогической рефлексии, эмпатии, самоконтролю, повышение настроя на продуктивное общение со специалистами образовательной организации и взаимообмен опытом семейного воспитания.
В рамках просвещения семьи современные ученые Е.В. Губанихина, Т.А. Данилина, С.И. Крамаренко, И.А. Хоменко на первое место ставят формирование положительных детско-родительских взаимоотношений, психологического сопровождения родителей в выполнении семейных функций. Исходя из этого, высокий уровень развития нравственных качеств, способность к эмпатии и рефлексии, адекватная самооценка и другие важные качества, наряду с восприимчивостью к новым знаниям, были определены нами как важнейшее условие реализации экспериментальной работы.
Коммуникативно-деятельностный компонент родительской компетентности мы формировали через развитие их умений стимулировать проявление самостоятельности ребенка; формировать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности; применять эффективные методы воспитания самостоятельности; способствовать появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности; строить взаимоотношения и общение с ребенком на принципах гуманистической педагогики.
Формирование гностического компонента компетентности осуществлялось через повышение уровня знаний о самостоятельности как интегративном качестве личности и разных его проявлениях в младшем и старшем дошкольном возрасте, особенностях становления самостоятельности в разных видах деятельности, методах и приемах воспитания самостоятельности.
Для активизации компетентностного опыта решались задачи по совершенствованию приёмов и методов воспитания самостоятельности ребенка в семье, наиболее полному освоению родителями предлагаемой информации, применению и закреплению полученных знаний и умений в практике семейного воспитания [56].
Формы, методы и средства реализации данного содержания отбирались на основе проведенного анализа современных психолого-педагогических исследований. Глубокое изучение понятия компетентности родителей и развития самостоятельности детей дошкольного возраста, позволило нам условно дифференцировать формы и методы взаимодействия с родителями, способствующие более эффективному формированию каждого из компонентов компетентности родителя в воспитании самостоятельности ребенка [56, с. 103].
Так, для организации взаимодействия с родителями с целью формирования их педагогической компетентности использовался целый спектр современных форм: семейный клуб, консультации, родительские собрания, родительские конференции, тренинги, круглые столы, открытый показ детской деятельности и методов ее организации, «площадка успешности», мастер-классы, детско-родительское игровое взаимодействии, совместная проектная деятельность детей и родителей, деловые игры, опосредованные формы (интервью и беседы с детьми с последующим освещением их содержания для родителей), дистанционные формы общения с родителями (буклеты, сайт ДОО, электронная библиотека педагогической и психологической литературы, видео-аудиолекции, вебинары, записная книжка «Тренинг самостоятельности»).