ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 3170

Скачиваний: 364

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РОДИТЕЛИ ВАЖНЫ, НО НИЧЕГО НЕ МЕНЯЮТ

Очевидно, что родители имеют огромное значение в жизни своих детей. Они обеспечивают основные физические и психологические компоненты для развития детей. Но если генетика обеспечивает большую часть систематической изменчивости, а влияние окружающей среды несистематично и нестабильно, это означает, что родители не имеют большого значения в результатах своих детей, кроме генов, которые они передают при зачатии. В предыдущей главе мы видели, что общее влияние окружающей среды почти не влияет на личность, психическое здоровье или когнитивные способности после подросткового возраста. Это включает даже такие черты личности, которые кажутся особенно восприимчивыми к родительскому влиянию, такие как альтруизм, доброта и добросовестность. Единственным исключением из сотен черт, демонстрирующих некоторые свидетельства общего влияния окружающей среды, являются религиозные и политические убеждения. Как родитель, вы можете повлиять на убеждения вашего ребенка, но даже в этом случае общее влияние окружающей среды составляет лишь 20 процентов различий.

Более того, когда различия в воспитании детей коррелируют с различиями в результатах детей, корреляция в основном обусловлена генетикой. Эти корреляции вызваны природой воспитания, а не воспитанием. То есть воспитание коррелирует с результатами детей по трем причинам, рассмотренным ранее. Одна из причин заключается в том, что родители и их дети генетически схожи на 50 процентов. Грубо говоря, у хороших родителей хорошие дети, потому что все они хорошие генетически. Другая причина заключается в том, что воспитание часто является реакцией, а не причиной детских генетических склонностей. Неловко быть любящим родителем ребенка, который не умеет обниматься. Наконец, дети создают свою собственную среду, независимо от родителей. То есть они выбирают, модифицируют и создают среду, соответствующую их генетическим склонностям. Дети, которые хотят заниматься чем-то, например, заниматься спортом или играть на музыкальном инструменте, будут уговаривать своих родителей сделать это.

По сути, самое главное, что родители дают своему ребенку, — это его гены. Многим родителям будет трудно это принять. Как родитель, в глубине души вы чувствуете, что можете
повлиять на развитие своих детей. Вы можете помочь детям с их чтением и арифметикой. Вы можете помочь застенчивому ребенку преодолеть застенчивость. Кроме того, кажется, что вы должны иметь возможность что-то изменить, потому что вас засыпают книгами по воспитанию детей и средствами массовой информации, которые рассказывают вам, как сделать это правильно, и заставляют вас беспокоиться о том, чтобы сделать это неправильно. (Однако эти книги полезны тем, что содержат советы для родителей, например, о том, как уложить детей спать, как кормить суетливых детей и как справляться с проблемами дисциплины.)

Но когда эти самые продаваемые книги по воспитанию детей обещают добиться результатов в развитии, они торгуют змеиным маслом. Где, кроме анекдотов, доказательства того, что успех детей зависит от того, будут ли родители строгими и требовательными «тиграми» или от того, насколько упорны их дети? Нет никаких доказательств того, что эти методы воспитания влияют на развитие детей после учета генетики.

Многим из нас также трудно принять этот вывод в отношении собственных родителей. Когда вы думаете о своем детстве, ваши родители, несомненно, вырисовываются на первый план, оказывая самое значительное влияние на вашу жизнь. По этой причине легко приписать то, какими мы оказались, в хорошем и плохом, нашим родителям. Если мы счастливы и уверены в себе, мы можем приписать это любви и поддержке наших родителей. Или, если мы психологически повреждены, мы можем обвинить в этом неадекватное воспитание. Тем не менее, последствия генетических исследований здесь также применимы. Эти различия в воспитании не коррелируют с различиями в результатах детей, если учесть генетику. Систематическое влияние ваших родителей на то, кем вы являетесь, связано с генами, которые они вам дали.

Если вам все еще трудно принять тот факт, что родительство оказывает меньшее влияние, чем вы думали, возможно, будет полезно повторить два общих предостережения о генетике, которые мы рассмотрели ранее. Первое предостережение заключается в том, что генетические исследования описывают то, что есть, а не то, что могло бы быть. Родители могут

повлиять на своего ребенка, но в среднем в популяции различия родителей не влияют на результаты детей, кроме общих генов. Родители различаются тем, насколько они направляют своих детей во всех аспектах развития. Они различаются тем, насколько сильно они подталкивают когнитивное развитие своих детей, например, к языку и чтению. Родители также различаются по тому, насколько они помогают или препятствуют самооценке, уверенности в себе и решительности своих детей , а также более традиционным аспектам личности, таким как эмоциональность и общительность. Но в популяции эти различия родителей не имеют большого значения в результатах их детей, если принять во внимание генетику. Более половины детских психологических различий вызваны унаследованными различиями ДНК между ними. Остальные различия во многом обусловлены случайным опытом. Эти факторы окружающей среды находятся вне нашего контроля как родителей. Как мы видели в предыдущей главе, мы даже не знаем, что это за факторы.

Второе предостережение заключается в том, что генетические исследования описывают нормальный диапазон вариаций, как генетических, так и экологических. Его результаты неприменимы за пределами этого нормального диапазона. Серьезные генетические проблемы, такие как проблемы с одним геном или хромосомой, или серьезные экологические проблемы, такие как пренебрежение или жестокое обращение, могут иметь разрушительные последствия для когнитивного и эмоционального развития детей. Но эти разрушительные генетические и экологические события, к счастью, редки и не объясняют большой изменчивости популяции.

Опять же, родители и воспитание имеют огромное значение, даже несмотря на то, что различия в воспитании не влияют на психологическое развитие детей. Родители – самые важные отношения в жизни детей. Тем не менее, важно, чтобы родители понимали, что дети — это не комочки глины, из которых можно лепить все, что они захотят. Родители не плотники, строящие ребенка по чертежу. Они даже не садовники, если это означает уход за растением и обрезку для достижения определенного результата. Шокирующие и глубокие открытия для родителей, сделанные в результате этих генетических открытий, заключаются в том, что родители практически не влияют на результаты своих детей систематически, помимо плана, который обеспечивают их гены.


Родителям также важно знать, что, помимо генетики, большая часть того, что происходит с детьми, связана со случайным опытом, который родители не могут контролировать. Хорошая новость заключается в том, что они не имеют большого значения в долгосрочной перспективе. Влияние этих переживаний не является стабильным во времени, как обсуждалось в предыдущей главе. Некоторые дети приходят в норму раньше, некоторые позже, после таких тяжелых переживаний, как развод родителей, переезд и потеря друзей. Они возвращаются к своей генетической траектории.

В суматохе повседневной жизни родители в основном реагируют на генетически обусловленные различия в своих детях. Это источник большинства корреляций между родительскими результатами и результатами детей. Мы читаем детям, которым нравится, когда мы читаем им. Если они хотят научиться играть на музыкальном инструменте или заниматься определенным видом спорта, мы поощряем их аппетит и способности. Мы можем попытаться навязать им наши мечты, например, стать музыкантом мирового уровня или звездным спортсменом. Но вряд ли мы добьемся успеха, если не будем следовать генетическому зерну. Если мы пойдем против течения, мы рискуем испортить отношения с детьми.

Генетика дает возможность по-новому взглянуть на воспитание детей. Вместо того, чтобы пытаться формировать детей по нашему образу и подобию, мы можем помочь им узнать, что им нравится делать и что у них получается хорошо. Другими словами, мы можем помочь им стать теми, кто они есть. Помните, что ваши дети на 50 процентов похожи на вас. В общем, генетическое сходство делает отношения родителей и детей более гладкими. Если ваш ребенок очень активен, скорее всего, вы тоже, что делает гиперактивность ребенка более приемлемой. Даже если вы оба вспыльчивы, вы, по крайней мере, сможете понять это лучше, если осознаете свои генетические склонности и будете усерднее работать, чтобы разрядить ситуации, которые могут спровоцировать гнев. Также полезно помнить, что наши дети на 50 процентов отличаются от нас, а братья и сестры на 50 процентов отличаются друг от друга. Каждый ребенок генетически является самостоятельным человеком. Мы должны признать и уважать их генетические различия.


Самое главное, родители не плотники и не садовники. Воспитание – это не средство для достижения цели. Это отношения, одни из самых продолжительных в нашей жизни. Как и в случае с нашим партнером и друзьями, наши отношения с детьми должны основываться на том, чтобы быть с ними, а не пытаться их изменить.

Я надеюсь, что это освобождающее послание, которое должно избавить родителей от беспокойства и вины, наваленных на них теориями социализации, обвиняющими родителей, и книгами по воспитанию детей. Эти теории и книги могут напугать нас, заставив думать, что один неверный шаг может навсегда погубить ребенка. Я надеюсь, что это избавит родителей от иллюзии, что будущий успех ребенка зависит от того, насколько сильно они на него надавят.

Вместо этого родители должны расслабиться и наслаждаться своими отношениями со своими детьми, не чувствуя необходимости формировать их. Частью этого удовольствия является наблюдение за тем, как ваши дети становятся теми, кто они есть.

ШКОЛЫ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ, НО ОНИ НЕ МЕНЯЮТ РАЗНИЦЫ

Те же принципы применимы и к образованию. Школы важны тем, что они обучают базовым навыкам, таким как грамотность и счет, и они распространяют фундаментальную информацию об истории, естественных науках, математике и культуре. Вот почему базовое образование является обязательным в большинстве стран мира. Школы также имеют значение, потому что дети проводят половину своего детства в школе.

Но наше внимание сосредоточено на индивидуальных различиях. Дети сильно различаются по тому, насколько хорошо они учатся в школе. Насколько различия в школьной успеваемости детей зависят от того, в какую школу они ходят? Ответ-не очень. Этот вывод следует из прямого анализа влияния школ на различия в успеваемости учащихся и особенно верен, когда мы учитываем генетические эффекты.

В Великобритании «рейтинговые таблицы» ранжируют школы по их средним различиям в тестируемых достижениях. Кроме того, строгие государственные проверки школ ранжируют их по качеству преподавания и поддержке, которую они оказывают своим ученикам. Школы различаются в среднем по обоим показателям, но вопрос здесь в том, насколько разница в успеваемости учащихся объясняется обучением в школе. Эти показатели заставляют родителей беспокоиться о том, чтобы отправить своих детей в лучшие школы, исходя из предположения, что школы имеют большое значение в достижениях детей.