Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
38
Большая командная игра «Физкульт-
УРА!»
(уровень лагеря)
Приложение 24
Прохождение коллективом отряда-класса спортивных испытаний, где они могут показать себя как настоящая команда, которая уважает и поддерживает каждого.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/N_GiNW3VpH92dQ
Время отрядного творчества и общий сбор участников «От идеи – к делу!»
(уровень отряда и
лагеря)
Приложение 25
Основная деятельность времени отрядного творчества заключается в том, чтобы увлечь участников перспективой создания интересного и полезного дела и выработать совместно с ними идеи праздника. В завершение выбираются представители от отряда, которые на общем сборе представляют отрядные идеи, выработанные во время отрядного творчества.
Совместным решением определяется общая идея праздника и составляется план по её реализации.
Каждый отряд получает поручение по подготовке праздника.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/_QLltTbgcRgBpA
Итоговый период (13-14 дни смены) – орлята возвращаются из путешествия по неизвестной стране и подводят итоги.
Задачи итогового периода:
- реализация ключевого события – большого совместного праздника, закрепляющего все этапы коллективно-творческого дела;
- поднятие самооценки каждого участника и значимости для него жизни в коллективе с помощью общественного признания его индивидуальных заслуг;
- награждение детей/отрядов за активное участие в программе лагеря, вручение благодарственных писем родителям и педагогам детей;
- подготовка детей к завершению смены, усиление контроля за жизнью и здоровьем детей.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
39
Ключевые события и
дела
Описание ключевых дел
13-й день смены. Тематический день «Я и моя РоссиЯ»
Подготовка к празднику
«Создаём праздник вместе»
(уровень отряда)
Приложение 26
Деление отряда на микрогруппы для выполнения поручения; работа групп по проработке своей части общего поручения отряда.
При необходимости ребята репетируют или специально подготавливают элементы дела
(например, творческий номер или сценарий).
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/H8ewmek8YiM5Iw
Праздничный калейдоскоп «По страницам нашей книги»
(уровень лагеря)
Приложение 27
Проведение праздника по итогам путешествия по неизвестной стране.
Ребята выступают одновременно в роли участников и организаторов данного события.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/MbCu1kFwIvQtrQ
14-й день смены. Итоговый период смены. Выход из игрового сюжета.
Итоговый сбор участников «Нас ждут новые открытия!»
(уровень отряда)
Приложение 28
Анализ реализованного коллективно-творческого дела и подведение итогов путешествия по неизвестной стране.
Ребятам предлагается ещё раз вспомнить всё, что произошло с ними в смене (в этом поможет книга) и создать афишу-коллаж о своём путешествии. Это позволит педагогу получить многогранную обратную связь. Кроме того, афиша-коллаж поможет ребятам проанализировать, что они узнали за смену, чему научились, как изменились.
В качестве работы на последействие педагог может предложить ребятам продолжать и дальше
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
40 открывать свою страну, свою малую родину и делиться этими знаниями друг с другом.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/5ePp4dFFX1uCCg
Линейка закрытия смены «Содружество
Орлят России»
(уровень лагеря)
Приложение 29
Официальное завершение смены и награждение её участников. Содержание линейки может содержать творческие номера, ответное слово детей и напутствия педагогов.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/YjASZOinVn5pbA
Рекомендуемая план-сетка смены пришкольного лагеря
1 день
2 день
3 день
4 день
5 день
6 день
7 день
Организационный
период смены.
Формирование
отрядов
Игровой час «Играю я
– играют друзья»
Общий сбор участников
«Здравствуй, лагерь»
Погружение в
игровой сюжет смены
Тематический час
«Открывая страницы интересной книги»
Творческая встреча орлят «Знакомьтесь, это – мы!»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 22
Тематический день
«Национальные игры
и забавы»
Время отрядного творчества
«Мы – Орлята!»
Игровая программа
«Мы – одна команда!»
Тематический день
«Устное народное
творчество»
Конкурс знатоков
«Ларец народной мудрости»
Театральный час
«Там на неведомых дорожках»
Тематический день
«Национальные и
народные танцы»
Танцевальный час
«В ритмах детства»
Танцевальная программа
«Танцуем вместе!»
Тематический день
«Великие изобретения
и открытия»
Научно- познавательные встречи «Мир науки вокруг меня»
Конкурсная программа
«Эврика!»
Тематический день
«Природное богатство
и полезные
ископаемые»
Экскурсия в дендропарк
«Кладовая природы»
Экологический час
«Создание экологического постера и его защита»
8 день
9 день
10 день
11 день
12 день
13 день
14 день
Тематический день
«Прикладное
творчество и
народные ремёсла»
Мастер-классы
«Умелые ручки»
Игра по станциям
«Твори! Выдумывай!
Пробуй!»
Тематический день
«Национальная
кухня»
Настольная игра
«Экспедиция вкусов»
Костюмированное кулинарное шоу
«Шкатулка рецептов»
Тематический день
«Открытые тайны
великой страны»
Тематический час
«Открываем Россию»
Телемост
«Содружество орлят
России»
Праздничная танцевальная программа
«В кругу друзей»
Тематический день
«Я и моя семьЯ»
Творческая мастерская
«Подарок своей семье»
Гостиная династий
«Ими гордится Россия»
Тематический день
«Я и мои друзьЯ»
Большая командная игра «Физкульт-УРА!»
Время отрядного творчества и общий сбор участников
«От идеи – к делу!»
Тематический день
«Я и моя РоссиЯ»
Подготовка к празднику «Создаём праздник вместе»
Праздничный калейдоскоп
«По страницам нашей книги»
Итоговый период
смены.
Выход из игрового
сюжета
Итоговый сбор участников «Нас ждут новые открытия!»
Линейка закрытия смены «Содружество
Орлят России»
Приложение 1 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект игрового часа «Играю я – играют друзья»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: игровой час.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
проведение отдельных игр или комплексных игровых программ, направленных на взаимодействие, сплочение, командообразование детского коллектива, на выявление лидеров и создание благоприятного эмоционального фона.
Оборудование и материалы: реквизит для игр (описан в конкретных
играх).
Место проведения: ровная площадка на улице при хорошей погоде/ просторное помещение при плохой погоде.
Особенности подготовки и проведения дела: при подготовке к проведению игрового часа педагогу важно учитывать уровень сформированности детского коллектива. В случае если дети внутри коллектива ещё мало друг друга знают и не могут назвать имена, то начать игровой час лучше всего с игр на знакомство, или игр, помогающих закрепить знание имён. Если ребята знают друг друга достаточно хорошо, то представленные ниже примеры хорошо подойдут для такого коллектива.
Помимо отдельных игр есть примеры игровых программ. Они отличаются от игр тем, что являются комплексными и включают в себя разноплановые варианты игр и заданий, связанные между собой одной сюжетной линией. Игровая программа для детей является наиболее интересной, поскольку ребята становятся её персонажами и проживают все игровые действия.
При организации игрового часа также важно планировать обязательную смену подвижных и спокойных видов деятельности и время проведения (от
30 до 45 минут).
Представленная ниже подборка включает игры разных авторов (из интернет-источников и печатных изданий), а игровые программы составлены на основе известных игр, но с авторским игровым сюжетом.
Примеры игр:
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
43
1 – Игра «Место под Солнцем».
Цель игры: создание благоприятного эмоционального фона в отряде.
Условия проведения: ровная просторная площадка.
Описание игры: Все ребята встают в круг, в центр выходит ведущий. Он объявляет: «Поменяйтесь местами те, кто …», и называет любой признак
(например, кто сегодня проснулся с хорошим настроением, кто ждал начала лагеря, у кого карие глаза и т.д.). После этого названные ребята быстро меняются местами. Ведущий в этот момент старается успеть занять чьё- нибудь место. Кому не достаётся места в кругу, тот выходит в центр и становится ведущим. Игра продолжается по тому же алгоритму. Следует обратить внимание ребят на безопасность перемещений в кругу.
2 – Игра «Атомы-молекулы».
Цель игры: взаимодействие ребят друг с другом и создание благоприятного эмоционального фона в отряде.
Условия проведения: ровная просторная площадка.
Описание игры: Все ребята встают в круг, и ведущий (педагог) объясняет им правила: «Представьте, что все мы с вами атомы, которые могут свободно перемещаться, пока играет музыка. Как только музыка прекращает играть, атомам нужно объединиться в молекулы. Но по какому признаку — я буду сообщать в нужный момент». Далее ребята начинают игру. Признаки могут быть следующие: по количеству человек (по 2, по 4, по
5, по 10 и т.д.) в «молекуле», по цветному элементу в одежде, по времени года рождения, по любимому домашнему животному и т.д. Возможно, понадобится объяснить младшим школьникам, что такое атомы и молекулы.
3 – Игра «Гномики-домики».
Цель игры: создание благоприятного эмоционального фона в отряде.
Условия проведения: ровная просторная площадка.
Описание игры: Ребята объединяются в тройки: два человека образуют домик, взявшись за руки и подняв их над головой; третий человек становится гномиком, который «живёт» в домике. Всем ребятам нужно запомнить следующее:
- когда ведущий говорит: «Гномики», то все жильцы выбегают из своих домиков и ищут себе новый, ведущий тоже старается занять чей-то домик.
Кто не успел найти себе укрытие – становится ведущим;
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
44
- когда ведущий говорит: «Домики», то всем домикам нужно оставить своих жильцов и найти новых. Кто остаётся без крыши над головой, тот становится ведущим;
- когда ведущий говорит: «Гномики-Домики», то абсолютно все разбегаются и строят новые домики с новыми жильцами. Кто остаётся один – становится новым ведущим.
4 – Игра «Муха».
Цель игры: создание благоприятного эмоционального фона в отряде и закрепление имён.
Условия проведения: ровная просторная площадка.
Описание игры: Все ребята встают в круг, а ведущий – в центр круга.
Он становится «мухой». Когда игра начинается, ведущий приближается к кому-либо из участников; и пока «муха» не успела до него «долететь», надо успеть сказать: «муха летит на …» и назвать имя любого человека из круга.
Соответственно, «муха» меняет своё направление и теперь движется в сторону того человека, которого назвали. Он, в свою очередь также должен сказать фразу: «муха летит на …» и назвать имя следующего человека из круга. Если «муха», то есть ведущий, успевает задеть человека, до того, как он назвал чьё-нибудь имя, то «задетый» становится ведущим – новой
«мухой». Играть можно, пока не надоест.
5 – Игра «Пиф-паф».
Цель игры: создание благоприятного эмоционального фона в отряде и закрепление имён.
Условия проведения: ровная просторная площадка.
Описание игры: Все ребята встают в круг, ведущий встаёт в центр круга. Когда он показывает на человека и называет его имя, тот должен присесть, а его соседи справа и слева должны назвать имена друг друга. Кто с этим справляется быстрее, продолжает игру, а кто медленнее, тот присаживается. Человек, который был между ними назван ведущим, снова встаёт и продолжает игру. Выигрывает тот, кто смог остаться в игре до конца.
6 – Игра «Я дрозд, ты дрозд».
Цель игры: создание благоприятного эмоционального фона в отряде и взаимодействие ребят друг с другом.
Условия проведения: ровная просторная площадка.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
45
Описание игры: Каждый ребёнок находит себе пару и после этого все пары встают в два круга – один из пары во внешний круг, другой из пары во внутренний круг, друг напротив друга. Далее ведущий произносит слова и показывает движения, а задача ребят за ним повторять:
- «Я – дрозд и ты – дрозд» (показывает сначала на себя, потом на того, кто перед ним);
- «У меня нос и у тебя нос» (показывает на свой нос, потом на нос того, кто перед ним);
- «У меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие» (показывает на свои щёки, потом на щёки того, кто перед ним);
- «Мы с тобой два друга – любим мы друг друга» (обнимают друг друга).
Далее внешний круг делает шаг вправо, встаёт напротив другого человека и повторяется то же самое. Желательно, чтобы круги совершили полный оборот. Можно менять скорость произношения фраз, тембр голоса и т.д.
7 – Игра «Необычный город».
Цель игры: создание благоприятного эмоционального фона в отряде и взаимодействие ребят друг с другом.
Условия проведения: ровная просторная площадка.
Описание игры: Ведущий (педагог) рассказывает ребятам, стоящим в кругу интересную историю про необычный город – какие там дома, какие улицы, какие машины, какие домашние животные (фантазирует). Далее говорит, что в этом необычном городе живут необычные люди – которые ходят вот так (показывает движение и предлагает ребятам повторять), здороваются друг с другом вот так (показывает движение и предлагает ребятам повторять), а кто-то здоровается вот так (показывает новый способ и предлагает ребятам повторять), а когда они приходят друг к другу в гости, то радуются вот так (показывает движение и предлагает ребятам повторять).
Как вы думаете, в каком городе живут такие люди? (варианты ребят) Вы правы! (при любом варианте ответа – ответ ведущего положительный, потому что это фантазии). История может быть длиннее – всё зависит от фантазии ведущего.
8 – Игра «Виртуальная экскурсия».
Цель игры: взаимодействие ребят друг с другом.
Условия проведения: ровная просторная площадка.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
46
Описание игры: Ребята разбиваются на пары, и ведущий предлагает одному из пары закрыть глаза, а второму взять этого человека за руки и провести для него виртуальную экскурсию: по своему дому (как будто сходили в гости); по какому-то городу; по воображаемой комнате или замку.
Тот, кто проводит экскурсию, даёт «туристу» с закрытыми глазами возможность воображать. «Экскурсовод» пробует всё это представить, и может по ходу задавать вопросы. Игра может повторяться несколько раз – в таком случае формируются новые пары и выбираются новые локации. Такая игра помогает ребятам не только научиться взаимодействовать друг с другом, но и развивает воображение.
9 – Игра «Зеркало».
Цель игры: взаимодействие ребят друг с другом.
Условия проведения: ровная просторная площадка.
Описание игры: Ребята находят себе пару и встают друг напротив друга, рассредоточившись по всей территории помещения или площадки. Один из пары становится ведущим, второй – его зеркалом. Задача ведущего – показывать разные движения, ускоряясь или замедляясь, а задача зеркала максимально точно воспроизводить всё, что показывает ведущий, с такой же скоростью. Спустя время ребята меняются ролями в паре, а после этого ищут себе новых напарников.
10 – Игра «Лабиринт».
Цель игры: сплочение коллектива и командообразование.
Условия проведения: ровная просторная площадка, покрывало, малярный скотч, небольшой мячик.
Описание игры: Предварительно на покрывале малярным скотчем или цветной изолентой педагог создает лабиринт. Все ребята берутся за края покрывала равномерно. На старт лабиринта кладётся небольшой мячик.
Задача ребят – прокатить мячик по лабиринту, не задевая его стенок и не выходя за границы.
11– Игра «Электрическая цепь».
Цель игры: сплочение коллектива и командообразование.
Условия проведения: ровная просторная площадка, фломастеры или карандаши по количеству участников.
Описание игры: Все ребята встают в один круг и получают по одному карандашу или фломастеру и кладут рядом со своей правой ногой. После этого ведущий (педагог) озвучивает задание: «Вам необходимо создать