Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 870

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 объединяет систему норм, регламентирующих в том числе и главные принципы организации прокуратуры; порядок назначения Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров; место прокуратуры в системе других органов государства и взаимоотношения между ними. Важным конституционным положением является установление такой внесудебной формы правоохранительной деятельности по защите прав и свобод че­ловека и гражданина, законных интересов общества и государства, реального обеспечения верховенства и единства законности, как прокурорско-надзорная деятельность. Нормой ч. 5 ст. 129 Конституции РФ установлено, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Тем самым в Конституции РФ закреплены правовые основы деятельности органов прокуратуры РФ. 

Прокнадзор связан с такими процессуальными отраслями права, как уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное право, административно-процессуальное право, нормы которых закрепляют полномочия прокурора соответственно в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве.

Широкий круг вопросов, непосредственно связанных с прокурорским надзором, затрагивает и административное право. Прежде всего, это вопросы возбуждения дел об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в связи с совершением административных проступков, ответственность за которые предусматривается федеральным законом или законами субъектов РФ.

Осуществление прокурорского надзора применительно к отдельным его направлениям возможно только с учетом знания соответствующих норм законодательства: финансового, налогового, трудового, земельного и др. Так, невозможно осуществление надлежащего надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, без глубокого знания уголовно-исполнительного законодательства.

В ст. 2 Закона о прокуратуре говорится, что Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации. В качестве примера международного сотрудничества прокуратуры РФ могут служить международные договоры Российской Федерации, нормы которых касаются непосредственно прокуратуры, в частности, о порядке исполнения поручений в рамках оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Указанные обстоятельства свидетельствуют о многогранной деятельности прокуратуры в рамках реализации международных отношений и указывают на связь прокурорского надзора 
с международным правом.

22. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основные руководящие положения, взятые законодателем за основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры.

В литературе принципы организации и деятельности прокуратуры принято рассматривать в системе.

Система — это определенный порядок в расположении и связи действий, нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Следовательно, рассматриваемые принципы представляют собой общеорганизационные и специфические начала организации и деятельности прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ подразделяются на общеорганизационные и специфические прокурорские.

Формирование общеорганизационных принципов обусловлено принадлежностью органов прокуратуры к государственному аппарату в связи с чем ее организации характерны наиболее общие принципы, определяющие организацию всего аппарата государства в целом. Однако организация и деятельность любой части государственного аппарата имеет свою специфику, свои особенности.

Органы прокуратуры выполняют специфические функции, важнейшей из которых является осуществление прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории РФ федеральных законов, что обусловило появление специфических прокурорских принципов, отражающих особенности как организации, так и функционирования данных органов.

Про правовое регулирование:

Содержащиеся в нормах права принципы, составляющие основу организации и деятельности прокуратуры, представляют собой одобренные законодателем основополагающие положения, закрепленные в Конституции РФ, Законе о прокуратуре и иных законодательных актах.

В соответствии со ст. 71, 129 К РФ правовое регулирование организации и деятельности прок-ры РФ как самостоятельного федерального органа находится в ведении РФ.



В ст. 129 К РФ установлен порядок назначения на должности и освобождения от должностей Генпрокурора РФ и других прокуроров.

Также ФКЗ «О Конституционном суде», н-р, в части участие Генпрокурора в конституционном судопроизводстве.

Базовым законодательным актом, регулирующим организацию и деятельность российской прокуратуры является Закон о прокуратуре РФ от 17 января 1992 № 2202-1, которым, в частности, определены:

— цели стоящие перед органами прокуратуры, их структура и порядок функционирования

— принципы организации и деятельности прокуратуры

— функции, основные направления деятельности прокуроров

— полномочия прокуроров применительно к конкретным отраслям надзора и иной деятельности

— порядок назначения на должности прокурорских работников и требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров

— условия прохождения ими службы и их правовой статус;

23. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ: ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ, ВИДЫ

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ подразделяются на общеорганизационные и специфические прокурорские.

Формирование общеорганизационных принципов обусловлено принадлежностью органов прокуратуры к государственному аппарату в связи с чем ее организации характерны наиболее общие принципы, определяющ ие организацию всего аппарата государства в целом. Однако организация и деятельность любой части государственного аппарата имеет свою специфику, свои особенности.

Органы прокуратуры выполняют специфические функции, важнейшей из которых является осуществление прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории РФ федеральных законов, что обусловило появление специфических прокурорских принципов, отражающих особенности как организации, так и функционирования данных органов.

а) Общеорганизационные

*законность (ст.3 ФЗ о прок-ре)

*равенство всех перед законом (ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которыми: «Все равны перед законом и судом».)

*гласность

* Принцип информационности. (В абз. 4 п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре)

б)Спец. Прокурорские

*централизации

*единство

* Принцип независимости. (подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона о прок)

* Недопустимость вмешательства в работу органов прокуратуры также является важной гарантией принципа независимости прокуратуры. ст. 5 закона о прокуратуре РФ


* единоначалия — это основное руководящее положение, в соответствии с которым руководство деятельностью по обеспечению исполнения законов осуществляет единолично прокурор, возглавляющий всю прокурорскую систему либо отдельный орган, структурное подразделение и несет персональную ответственность

К специфическим принципам организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации следует отнести не только принципы, закрепленные в правовых положениях конкретных норм действующего законодательства о прокуратуре, но и основные руководящие положения, вытекающие из смысла и содержания указанных норм, проявляющиеся в практической деятельности прокуратуры. К таким принципам относятся: Принцип уважения чести и достоинства личности, объективной истины доступности органов прокуратуры, целесообразности.

24. ОБЩЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ: ПЕРЕЧЕНЬ (В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О ПРОКУРАТУРЕ РФ), ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1) Принцип законности есть основное руководящее положение, в соответствии с которым все действия прокуратуры должны соответствовать целям и смыслу правовых предписаний.

Принцип законности закреплен в ст. 3 Закона о прокуратуре, где установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами РФ. Следовательно, прокуратура осуществляет свои полномочия только в соответствии с законами, действующими на территории Российской Федерации.

Принцип законности как общеправовой принцип имеет особое значение в организации и деятельности органов прокуратуры РФ. Сущность данного принципа заключается в том, что прокуратура РФ действует на основании и в соответствии с действующим законодательством России. А целью ее деятельности, является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, а также защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Принцип законности имеет две стороны проявления.

1)Внешняя сторона проявления принципа законности
, касается взаимоотношений прокуратуры с различными организациями, учреждениями, предприятиями, гражданами. Эти отношения возникают при реализации возложенных на прокуратуру функций: осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов действующих на территории РФ; содействия осуществлению правосудия; организационной функции. При решении правовых вопросов прокурор руководствуется лишь законом. В отличие от контролирующих органов, (проверяющих как законность, так и качество, и количество выполняемой работы, целесообразность деятельности и т.д.), органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением закона. Прокурор, осуществляя надзорную деятельность, рассматривает правовое поведение субъектов через призму соответствия его именно закону.

2)Внутренняя сторона проявления принципа законности в организации и деятельности органов прокуратуры заключается в том, что сами прокуроры обязаны строго и неукоснительно соблюдать действующее законодательство и руководствоваться им.

Принцип законности обуславливает ряд требований, предъявляемых к прокурорам:

Глубокое знание законов;

Полное выявление всех обстоятельств совершенных нарушений закона;

Правильная квалификация выявленных нарушений законности, позволяющая определить все связанные с ними правовые последствия;

Применение действенных мер по устранению нарушений закона, вызывающих их причин; условий, способствующих их совершению;

2 Принцип равенства всех перед законом

Данный принцип закреплен в положениях ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которыми: «Все равны перед законом и судом». В деятельности органов прокуратуры РФ направленной на обеспечение соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации данный принцип проявляется в равном, т.е. одинаковом, отношении прокурора ко всем без исключения субъектам (гражданам, организациям, предприятиям, учреждениям и т.д.). Спектр проявления данного принципа охватывает широкий круг поднадзорных и не поднадзорных органам прокуратуры субъектов, юридических и физических лиц, оказавшихся в сфере прокурорской деятельности направленной на обеспечение исполнения законов.

Принцип равенства всех перед законом есть такое основное руководящее положение, в соответствии с которым органы прокуратуры при исполнении своих функций равно относятся ко всем без исключения физическим и юридическим лицам.