Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 870
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
объединяет систему норм, регламентирующих в том числе и главные принципы организации прокуратуры; порядок назначения Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров; место прокуратуры в системе других органов государства и взаимоотношения между ними. Важным конституционным положением является установление такой внесудебной формы правоохранительной деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства, реального обеспечения верховенства и единства законности, как прокурорско-надзорная деятельность. Нормой ч. 5 ст. 129 Конституции РФ установлено, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Тем самым в Конституции РФ закреплены правовые основы деятельности органов прокуратуры РФ.
Прокнадзор связан с такими процессуальными отраслями права, как уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное право, административно-процессуальное право, нормы которых закрепляют полномочия прокурора соответственно в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве.
Широкий круг вопросов, непосредственно связанных с прокурорским надзором, затрагивает и административное право. Прежде всего, это вопросы возбуждения дел об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в связи с совершением административных проступков, ответственность за которые предусматривается федеральным законом или законами субъектов РФ.
Осуществление прокурорского надзора применительно к отдельным его направлениям возможно только с учетом знания соответствующих норм законодательства: финансового, налогового, трудового, земельного и др. Так, невозможно осуществление надлежащего надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, без глубокого знания уголовно-исполнительного законодательства.
В ст. 2 Закона о прокуратуре говорится, что Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации. В качестве примера международного сотрудничества прокуратуры РФ могут служить международные договоры Российской Федерации, нормы которых касаются непосредственно прокуратуры, в частности, о порядке исполнения поручений в рамках оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Указанные обстоятельства свидетельствуют о многогранной деятельности прокуратуры в рамках реализации международных отношений и указывают на связь прокурорского надзора
с международным правом.
22. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основные руководящие положения, взятые законодателем за основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры.
В литературе принципы организации и деятельности прокуратуры принято рассматривать в системе.
Система — это определенный порядок в расположении и связи действий, нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Следовательно, рассматриваемые принципы представляют собой общеорганизационные и специфические начала организации и деятельности прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ подразделяются на общеорганизационные и специфические прокурорские.
Формирование общеорганизационных принципов обусловлено принадлежностью органов прокуратуры к государственному аппарату в связи с чем ее организации характерны наиболее общие принципы, определяющие организацию всего аппарата государства в целом. Однако организация и деятельность любой части государственного аппарата имеет свою специфику, свои особенности.
Органы прокуратуры выполняют специфические функции, важнейшей из которых является осуществление прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории РФ федеральных законов, что обусловило появление специфических прокурорских принципов, отражающих особенности как организации, так и функционирования данных органов.
Про правовое регулирование:
Содержащиеся в нормах права принципы, составляющие основу организации и деятельности прокуратуры, представляют собой одобренные законодателем основополагающие положения, закрепленные в Конституции РФ, Законе о прокуратуре и иных законодательных актах.
В соответствии со ст. 71, 129 К РФ правовое регулирование организации и деятельности прок-ры РФ как самостоятельного федерального органа находится в ведении РФ.
В ст. 129 К РФ установлен порядок назначения на должности и освобождения от должностей Генпрокурора РФ и других прокуроров.
Также ФКЗ «О Конституционном суде», н-р, в части участие Генпрокурора в конституционном судопроизводстве.
Базовым законодательным актом, регулирующим организацию и деятельность российской прокуратуры является Закон о прокуратуре РФ от 17 января 1992 № 2202-1, которым, в частности, определены:
— цели стоящие перед органами прокуратуры, их структура и порядок функционирования
— принципы организации и деятельности прокуратуры
— функции, основные направления деятельности прокуроров
— полномочия прокуроров применительно к конкретным отраслям надзора и иной деятельности
— порядок назначения на должности прокурорских работников и требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров
— условия прохождения ими службы и их правовой статус;
23. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ: ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ, ВИДЫ
Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ подразделяются на общеорганизационные и специфические прокурорские.
Формирование общеорганизационных принципов обусловлено принадлежностью органов прокуратуры к государственному аппарату в связи с чем ее организации характерны наиболее общие принципы, определяющ ие организацию всего аппарата государства в целом. Однако организация и деятельность любой части государственного аппарата имеет свою специфику, свои особенности.
Органы прокуратуры выполняют специфические функции, важнейшей из которых является осуществление прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории РФ федеральных законов, что обусловило появление специфических прокурорских принципов, отражающих особенности как организации, так и функционирования данных органов.
а) Общеорганизационные
*законность (ст.3 ФЗ о прок-ре)
*равенство всех перед законом (ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которыми: «Все равны перед законом и судом».)
*гласность
* Принцип информационности. (В абз. 4 п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре)
б)Спец. Прокурорские
*централизации
*единство
* Принцип независимости. (подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона о прок)
* Недопустимость вмешательства в работу органов прокуратуры также является важной гарантией принципа независимости прокуратуры. ст. 5 закона о прокуратуре РФ
* единоначалия — это основное руководящее положение, в соответствии с которым руководство деятельностью по обеспечению исполнения законов осуществляет единолично прокурор, возглавляющий всю прокурорскую систему либо отдельный орган, структурное подразделение и несет персональную ответственность
К специфическим принципам организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации следует отнести не только принципы, закрепленные в правовых положениях конкретных норм действующего законодательства о прокуратуре, но и основные руководящие положения, вытекающие из смысла и содержания указанных норм, проявляющиеся в практической деятельности прокуратуры. К таким принципам относятся: Принцип уважения чести и достоинства личности, объективной истины доступности органов прокуратуры, целесообразности.
24. ОБЩЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ: ПЕРЕЧЕНЬ (В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О ПРОКУРАТУРЕ РФ), ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
№ 1) Принцип законности есть основное руководящее положение, в соответствии с которым все действия прокуратуры должны соответствовать целям и смыслу правовых предписаний.
Принцип законности закреплен в ст. 3 Закона о прокуратуре, где установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами РФ. Следовательно, прокуратура осуществляет свои полномочия только в соответствии с законами, действующими на территории Российской Федерации.
Принцип законности как общеправовой принцип имеет особое значение в организации и деятельности органов прокуратуры РФ. Сущность данного принципа заключается в том, что прокуратура РФ действует на основании и в соответствии с действующим законодательством России. А целью ее деятельности, является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, а также защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Принцип законности имеет две стороны проявления.
1)Внешняя сторона проявления принципа законности
, касается взаимоотношений прокуратуры с различными организациями, учреждениями, предприятиями, гражданами. Эти отношения возникают при реализации возложенных на прокуратуру функций: осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов действующих на территории РФ; содействия осуществлению правосудия; организационной функции. При решении правовых вопросов прокурор руководствуется лишь законом. В отличие от контролирующих органов, (проверяющих как законность, так и качество, и количество выполняемой работы, целесообразность деятельности и т.д.), органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением закона. Прокурор, осуществляя надзорную деятельность, рассматривает правовое поведение субъектов через призму соответствия его именно закону.
2)Внутренняя сторона проявления принципа законности в организации и деятельности органов прокуратуры заключается в том, что сами прокуроры обязаны строго и неукоснительно соблюдать действующее законодательство и руководствоваться им.
Принцип законности обуславливает ряд требований, предъявляемых к прокурорам:
Глубокое знание законов;
Полное выявление всех обстоятельств совершенных нарушений закона;
Правильная квалификация выявленных нарушений законности, позволяющая определить все связанные с ними правовые последствия;
Применение действенных мер по устранению нарушений закона, вызывающих их причин; условий, способствующих их совершению;
№2 Принцип равенства всех перед законом
Данный принцип закреплен в положениях ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которыми: «Все равны перед законом и судом». В деятельности органов прокуратуры РФ направленной на обеспечение соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации данный принцип проявляется в равном, т.е. одинаковом, отношении прокурора ко всем без исключения субъектам (гражданам, организациям, предприятиям, учреждениям и т.д.). Спектр проявления данного принципа охватывает широкий круг поднадзорных и не поднадзорных органам прокуратуры субъектов, юридических и физических лиц, оказавшихся в сфере прокурорской деятельности направленной на обеспечение исполнения законов.
Принцип равенства всех перед законом есть такое основное руководящее положение, в соответствии с которым органы прокуратуры при исполнении своих функций равно относятся ко всем без исключения физическим и юридическим лицам.
Прокнадзор связан с такими процессуальными отраслями права, как уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное право, административно-процессуальное право, нормы которых закрепляют полномочия прокурора соответственно в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве.
Широкий круг вопросов, непосредственно связанных с прокурорским надзором, затрагивает и административное право. Прежде всего, это вопросы возбуждения дел об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в связи с совершением административных проступков, ответственность за которые предусматривается федеральным законом или законами субъектов РФ.
Осуществление прокурорского надзора применительно к отдельным его направлениям возможно только с учетом знания соответствующих норм законодательства: финансового, налогового, трудового, земельного и др. Так, невозможно осуществление надлежащего надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, без глубокого знания уголовно-исполнительного законодательства.
В ст. 2 Закона о прокуратуре говорится, что Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации. В качестве примера международного сотрудничества прокуратуры РФ могут служить международные договоры Российской Федерации, нормы которых касаются непосредственно прокуратуры, в частности, о порядке исполнения поручений в рамках оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Указанные обстоятельства свидетельствуют о многогранной деятельности прокуратуры в рамках реализации международных отношений и указывают на связь прокурорского надзора
с международным правом.
22. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основные руководящие положения, взятые законодателем за основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры.
В литературе принципы организации и деятельности прокуратуры принято рассматривать в системе.
Система — это определенный порядок в расположении и связи действий, нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Следовательно, рассматриваемые принципы представляют собой общеорганизационные и специфические начала организации и деятельности прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ подразделяются на общеорганизационные и специфические прокурорские.
Формирование общеорганизационных принципов обусловлено принадлежностью органов прокуратуры к государственному аппарату в связи с чем ее организации характерны наиболее общие принципы, определяющие организацию всего аппарата государства в целом. Однако организация и деятельность любой части государственного аппарата имеет свою специфику, свои особенности.
Органы прокуратуры выполняют специфические функции, важнейшей из которых является осуществление прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории РФ федеральных законов, что обусловило появление специфических прокурорских принципов, отражающих особенности как организации, так и функционирования данных органов.
Про правовое регулирование:
Содержащиеся в нормах права принципы, составляющие основу организации и деятельности прокуратуры, представляют собой одобренные законодателем основополагающие положения, закрепленные в Конституции РФ, Законе о прокуратуре и иных законодательных актах.
В соответствии со ст. 71, 129 К РФ правовое регулирование организации и деятельности прок-ры РФ как самостоятельного федерального органа находится в ведении РФ.
В ст. 129 К РФ установлен порядок назначения на должности и освобождения от должностей Генпрокурора РФ и других прокуроров.
Также ФКЗ «О Конституционном суде», н-р, в части участие Генпрокурора в конституционном судопроизводстве.
Базовым законодательным актом, регулирующим организацию и деятельность российской прокуратуры является Закон о прокуратуре РФ от 17 января 1992 № 2202-1, которым, в частности, определены:
— цели стоящие перед органами прокуратуры, их структура и порядок функционирования
— принципы организации и деятельности прокуратуры
— функции, основные направления деятельности прокуроров
— полномочия прокуроров применительно к конкретным отраслям надзора и иной деятельности
— порядок назначения на должности прокурорских работников и требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров
— условия прохождения ими службы и их правовой статус;
23. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ: ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ, ВИДЫ
Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ подразделяются на общеорганизационные и специфические прокурорские.
Формирование общеорганизационных принципов обусловлено принадлежностью органов прокуратуры к государственному аппарату в связи с чем ее организации характерны наиболее общие принципы, определяющ ие организацию всего аппарата государства в целом. Однако организация и деятельность любой части государственного аппарата имеет свою специфику, свои особенности.
Органы прокуратуры выполняют специфические функции, важнейшей из которых является осуществление прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории РФ федеральных законов, что обусловило появление специфических прокурорских принципов, отражающих особенности как организации, так и функционирования данных органов.
а) Общеорганизационные
*законность (ст.3 ФЗ о прок-ре)
*равенство всех перед законом (ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которыми: «Все равны перед законом и судом».)
*гласность
* Принцип информационности. (В абз. 4 п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре)
б)Спец. Прокурорские
*централизации
*единство
* Принцип независимости. (подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона о прок)
* Недопустимость вмешательства в работу органов прокуратуры также является важной гарантией принципа независимости прокуратуры. ст. 5 закона о прокуратуре РФ
* единоначалия — это основное руководящее положение, в соответствии с которым руководство деятельностью по обеспечению исполнения законов осуществляет единолично прокурор, возглавляющий всю прокурорскую систему либо отдельный орган, структурное подразделение и несет персональную ответственность
К специфическим принципам организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации следует отнести не только принципы, закрепленные в правовых положениях конкретных норм действующего законодательства о прокуратуре, но и основные руководящие положения, вытекающие из смысла и содержания указанных норм, проявляющиеся в практической деятельности прокуратуры. К таким принципам относятся: Принцип уважения чести и достоинства личности, объективной истины доступности органов прокуратуры, целесообразности.
24. ОБЩЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ: ПЕРЕЧЕНЬ (В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О ПРОКУРАТУРЕ РФ), ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
№ 1) Принцип законности есть основное руководящее положение, в соответствии с которым все действия прокуратуры должны соответствовать целям и смыслу правовых предписаний.
Принцип законности закреплен в ст. 3 Закона о прокуратуре, где установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами РФ. Следовательно, прокуратура осуществляет свои полномочия только в соответствии с законами, действующими на территории Российской Федерации.
Принцип законности как общеправовой принцип имеет особое значение в организации и деятельности органов прокуратуры РФ. Сущность данного принципа заключается в том, что прокуратура РФ действует на основании и в соответствии с действующим законодательством России. А целью ее деятельности, является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, а также защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Принцип законности имеет две стороны проявления.
1)Внешняя сторона проявления принципа законности
, касается взаимоотношений прокуратуры с различными организациями, учреждениями, предприятиями, гражданами. Эти отношения возникают при реализации возложенных на прокуратуру функций: осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов действующих на территории РФ; содействия осуществлению правосудия; организационной функции. При решении правовых вопросов прокурор руководствуется лишь законом. В отличие от контролирующих органов, (проверяющих как законность, так и качество, и количество выполняемой работы, целесообразность деятельности и т.д.), органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением закона. Прокурор, осуществляя надзорную деятельность, рассматривает правовое поведение субъектов через призму соответствия его именно закону.
2)Внутренняя сторона проявления принципа законности в организации и деятельности органов прокуратуры заключается в том, что сами прокуроры обязаны строго и неукоснительно соблюдать действующее законодательство и руководствоваться им.
Принцип законности обуславливает ряд требований, предъявляемых к прокурорам:
Глубокое знание законов;
Полное выявление всех обстоятельств совершенных нарушений закона;
Правильная квалификация выявленных нарушений законности, позволяющая определить все связанные с ними правовые последствия;
Применение действенных мер по устранению нарушений закона, вызывающих их причин; условий, способствующих их совершению;
№2 Принцип равенства всех перед законом
Данный принцип закреплен в положениях ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которыми: «Все равны перед законом и судом». В деятельности органов прокуратуры РФ направленной на обеспечение соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации данный принцип проявляется в равном, т.е. одинаковом, отношении прокурора ко всем без исключения субъектам (гражданам, организациям, предприятиям, учреждениям и т.д.). Спектр проявления данного принципа охватывает широкий круг поднадзорных и не поднадзорных органам прокуратуры субъектов, юридических и физических лиц, оказавшихся в сфере прокурорской деятельности направленной на обеспечение исполнения законов.
Принцип равенства всех перед законом есть такое основное руководящее положение, в соответствии с которым органы прокуратуры при исполнении своих функций равно относятся ко всем без исключения физическим и юридическим лицам.