Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 871

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание надзора составляет деятельность по выявлению фактов нарушений закона и реагированию на них.

Выявление нарушений закона происходит посредством проведения прокурорских проверок, разрешения жалоб, заявления и др. обращений, поступивших в органы прокуратуры РФ, анализа материалов органов контроля и т.д.

Реагирование на выявленные нарушения закона – принятые прокурором меры, направленные на устранение нарушений закона и их профилактику, восстановление нарушенных прав, возмещение причиненного вреда, привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности и т.д.

Прокурорский надзор – вид государственно-властной деятельности специально уполномоченных органов (органов прокуратуры), осуществляемой от имени РФ в целях соблюдения КРФ и законов, действующих на территории РФ, и принятия мер к восстановлению нарушенной законности, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности с использованием установленных законом полномочий прокуратуры и правовых средств их исполнения.

Предмет прокурорского надзора – надзор за соблюдением КРФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, прав и свобод человека и гражданина, законности правовых актов, принимаемых органами и должностными лицами, на которые распространяется надзорная компетенция прокуроров. (Учебник Сухарева А.Я.)

Функции прокуратуры – обусловленный публичным предназначением, установленный государством круг ее специфической деятельности, имеющий определенный предмет ведения и способы воздействия.

Направления деятельности прокуратуры – форма выражение функции, ее составная часть, область деятельности прокуратуры, характеризующаяся определенными предметом и методом, целями, задачами, полномочиями и правовыми средствами.

Компетенциия - сово­купность полномочий, предоставляемых органу для выполнения возложенных на него задач. Как компетенция любого государственного органа, компетенция органов прокуратуры имеет свои границы. Пределы границ представляют собой сферу тех общественных правовых отношений, в рамках которых осуществляется прокурорская деятельность. Они связаны с двумя ограничениями. Во-первых, это ограничения, касающиеся круга поднадзорных органам прокуратуры субъектов. Во-вторых, ограничение относящиеся к кругу актов за исполнением, которых прокурор осуществляет надзор.


Полномочия прокурора — это единство прав и обязанностей, субъективные права, предоставленные органу прокуратуры или прокурору для выполнения возложенных на них функций.

Правовые средства прокурора — это регламентированные действующим законодательством, совершаемые в установленном законом порядке действия прокурора направленные на выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих этим нарушениям, а также действия, направленные на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий, способствующих им, восстановлению нарушенной законности и привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц.

Средство выявления нарушения закона — это применяемые органами прокуратуры Российской Федерации правовые средства целью которых является выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих этим нарушениям и виновных в их совершении лиц.

Прокурорская проверка — это правовое средство выявления нарушений закона, представляющее собой комплекс мыслительных, организационных и правовых действий прокурора, направленных на выявление нарушений Конституции РФ и действующих на территории РФ законов, установлению причин и условий, способствующих выявленным нарушениям закона, а также виновных лиц.

Правовые средства прокурорского реагирования — предусмотренные законом и совершаемые в установленном законом порядке действия прокуроров направленные на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, способствующих им, а также привлечению к ответственности виновных лиц.

акты прокурорского реагирования — это специфические правовые средства прокурорского реагирования на выявленные нарушение закона, применяемые в установленном законом порядке компетентными должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществления своих надзорных и ненадзорных полномочий.

Протест - официальное возражение прокурора, вынесенное от имени государства, обращенное к органам государственной власти, управления, коммерческим и некоммерческим структурам, должностным и приравненным к ним лицам, суду, по поводу принятия незаконных правовых актов об их отмене или изменении.




Представление в порядке осуществления прокурорского надзора — это имеющий своим предметом совокупность нарушений законов надзорный акт прокурорского реагирования вынесенный от имени государства прокурором либо его заместителем, адресуемый к компетентным органам и должностным лицам, с требованием его безотлагательного рассмотрения и принятия в установленный срок мер по устранению выявленных нарушений законов, причин и условий, способствующих им, а также привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц и сообщения прокурору в письменной форме о результатах рассмотрения его требований и  принятых мерах.

Ненадзорные представления прокурора определяются как приносимые в суд официальное заявления прокурора об отмене или изменении конкретного, незаконного судебного акта в целом либо в его части.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении — это надзорный акт прокурорского реагирования на выявленное административное правонарушение, целью которого является возбуждение деятельности компетентных органов или должностных лиц и привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона — это надзорный акт прокурорского реагирования, направленный в будущее и представляющий собой требование прокурора, обращенное к должностному и иному лицу, пытающемуся нарушить закон, о недопустимости противоправных действий и разъяснения последствий, которые наступят в случае совершения им таких действий.

Организация работы в органах прокуратуры - это система взаимосвязанных между собой действий работников прокуратуры, обусловленных иерархией и разделением труда, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы для достижения общих целей и реализации поставленных задач.

Прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и соответствием законам правовых актов есть одно из направлений деятельности органов прокуратуры РФ по обеспечению соблюдения Конституции РФ, исполнения законов РФ действующих на территории РФ федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и соответствие законам изданных ими правовых актов.
21. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР» В СИСТЕМЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ЗНАЧЕНИЕ

Прокурорский надзор связан с другими отраслями права и учебными дисциплинами.

В общей теории государства и права прокурорский надзор исследуется в качестве самостоятельного вида государственной деятельности. Курс теории государства и права рассматривает прокурорский надзор как одну из важнейших форм и функций государства и государственной деятельности, раскрывает понятие «законность», показывает роль прокурора в ее укреплении, поддержании режима законности и правопорядка в государстве, воспитании граждан в духе законоуважения и законопослушания, повышении правовой культуры в обществе.

На основании положений криминологии, изучающей закономерности преступности и преступного поведения как социального явления, в прокурорском надзоре, исследующем закономерности организации и деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов в процессе оперативно-розыскной деятельности, расследования преступлений, за законностью и обоснованностью выносимых судами приговоров и иных решений по уголовным делам, разрабатываются необходимые теоретические положения и практические рекомендации. Эти данные необходимы при проведении прокурорами проверок, подготовке и внесении актов прокурорского реагирования на нарушения законов. Учет криминологических рекомендаций необходим при выполнении прокурорами возложенной на них функций координации деятельности по борьбе с преступностью, участии в правотворческой деятельности, при выполнении иных задач и функций.

Конституционное право Российской Федерации