Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 900

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. На этой стадии прокурор исследует уголовные и гражданские дела, надзорные и наблюдательные производства, истребует и исследует документацию, обследует и исследует документацию, обследует территории и помещения, с разрешения суда опрашивает в суде участников процесса, а также вызывает и опрашивает должностных и иных лиц, истребует объяснения и заключения от специалистов с целью выявления нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также виновных лиц. Прокурор вправе иметь доступ к материалам и документов, требовать безвозмездного снятия копий. Прокурор вправе требовать письменные и устные объяснения от граждан и ДЛ.

На этой стадии прокурор выясняет следующие обстоятельства:

  • Количество нарушений закона;

  • Характер допущенных нарушений;

  • Какой правовой акт и какие именно нормы нарушены;

  • Какие обстоятельства способствовали нарушению закона;

  • Почему выявленное прокурором нарушение закона не было выявлено контролирующими органами, ранее проводившими проверки.

3. Стадия принятия решения о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений закона и обеспечение законности. На данной стадии проверки прокурор тщательно изучает собранные материалы о нарушениях закона и на их основании принимает решение о применении мер прокурорского реагирования, их выбор.

4. Стадия проведения прокурором, участвующим в рассмотрении судом законности обжалуемого судебного акта, либо опротестованного акта поднадзорного объекта или субъекта.

Участвующий в рассмотрении дела прокурор проверяет законность требований или прошений прокурора, изложенные в рассматриваемом судом надзорном или ненадзорном акте реагирование, соответствие закону судебного акта, действий поднадзорных объектов и субъектов и издаваемых им актов. После чего обосновывает суду свою позицию относительно законности указанных актов, действий и требований прокурора, поддерживая или не поддерживая их.


53. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Правовые средства прокурорского реагирования – это предусмотренные законом и совершаемые в установленном законом порядке действия прокуроров, направленные на устранение выявленных нарушений законов, восстановление нарушенной законности, устранение причин и условий, способствующих выявленным нарушениям закона, а также привлечение к ответственности виновных лиц.

К числу средств реагирования Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» относит:

  • протест прокурора;

  • представление прокурора об устранении нарушений закона;

  • возбуждение прокурором производства об административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления;

  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в таком предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

В зависимости от функциональной принадлежности все правовые средства, в том числе и средства прокурорского реагирования как составляющая правовых средств, разделяются на два вида: надзорные и ненадзорные.

Надзорные средства прокурорского реагирования — это средства, применяемые органами прокуратуры при осуществлении надзорной функции.

В зависимости от правовой регламентации правовые средства прокурорского реагирования подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ, и непроцессуальные, регламентированные иными законами.

Процессуальные надзорные средства прокурорского реагирования – есть средства, регламентированные процессуальным законодательством РФ.

К процессуальным средствам прокурорского реагирования относятся:

— письменное указание прокурора;

— утверждение прокурора;

— согласие прокурора;

— постановления прокурора;

––требование прокурора, приносимое в порядке п.3 ч.2 ст. 37 УПК РФ (органам дознания и следственных органам об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия) ;

В зависимости от предмета прокурорского реагирования

, все процессуальные средства принято разделять на два вида: средства прокурорского реагирования на правомерные действия и средства реагирования на неправомерные действия.

К процессуальным надзорным средствам прокурорского реагирования на правомерные действия относятся:

- согласие прокурора — это выражение солидарности прокурора со следователем, дознавателем;

- утверждение прокурора — придание юридической значимости основному следственному документу — обвинительному заключению.

Непроцессуальныенадзорные средства прокурорского реагирования – это средства регламентированные не процессуальным, а иным законодательством.

Непроцессуальными надзорными средствами прокурорского реагирования являются:

— протест прокурора;

— представление прокурора, вносимое в порядке надзора;

— предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона;

–– постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении;

- требование прокурора об изменении нормативного правового акта;

- предупреждение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, осуществляющего экстремистскую деятельность.

- решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, осуществляющего экстремистскую деятельность;

- сигнализационные средства прокурора.

Ненадзорные средства прокурорского реагирования — это средства, применяемые органами прокуратуры при осуществлении своих ненадзорных функций.

Ненадзорные средства прокурорского реагирования также подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ (в первую очередь ГПК РФ и АПК РФ), и не процессуальные.

Процессуальными ненадзорными средствами являются:

- представления и жалобы прокуроров на незаконные судебные акты;

- исковые и иные заявления, направляемые прокурорами в целях защиты законных прав и свобод социально незащищенных лиц, иски, предъявляемые прокурорами в интересах неопределенного круга лиц или всего государства в целом. Все виды процессуальных ненадзорных средств органов прокуратуры четко регламентированы действующим процессуальным законодательством.

К непроцессуальным ненадзорным средствам прокурорского реагирования относятся сигнализационные средства такие как: сообщения, письма, информации и доклады прокурора о нарушениях законности. Как правило, данные средства применяются прокурорами в
отношениях с органами местного самоуправления, органами субъектов РФ, судебными органами.

По целевому назначению средства прокурорского реагирования подразделяются на два вида:

— основные средства прокурорского реагирования, непосредственно предусмотренные законом и несущие основную нагрузку. В первую очередь это акты прокурорского реагирования, а также правовые средства прокурора, предусмотренные процессуальным законодательством;

— сигнализационные средства, содержащие информацию о состоянии законности без требования устранения нарушений закона (информационные письма, информации, доклады и т.д.).

54. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКТОВ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ, ЗАКРЕПЛЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Акты прокурорского реагирования – специфические правовые средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, применяемые в установленном законом порядке компетентными должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществления своих надзорных и ненадзорных полномочий, направленные на устранение выявленных нарушений закона, восстановление нарушенной законности, устранение причин и условий, способствующих нарушениям закона, а также привлечение к ответственности виновных лиц.

Акты прокурорского реагирования должны соответствовать требованиям:

  1. законности

  2. императивности (то есть содержать обязательное, регламентированное законом требование о его рассмотрении, исполнении, а в предусмотренных законом случаях письменном сообщении прокурору о результатах рассмотрении акта)

  3. оперативности (предусмотренные законом сроки вынесения акта, рассмотрения его адресатом и направления прокурору уведомления о результатах его рассмотения)

  4. индивидуальности (индивидуальные отличия конкретного АПР заключается в его фактической и юридической регламентации)

  5. убедительности (юридическая и фактическая регламентация, профессиональная (юридическая) грамотность и др.)

  6. результативности (применение АПР должно фактически устранять выявленные нарушения закона, восстанавливать нарушенную законность, привлекать виновных лиц к предусмотренной законом ответственности)

  7. письменности (любой АПР составляется по установленной письменной форме)

  8. субъектности(д/л, которые вправе применить тот или иной АПР, круг субъектов, в отношении которых могут быть применены АПР)

  9. опосредованности (прокурор не наделен компетенцией самостоятельно устранять выявленные нарушения закона, а обязан направлять предусмотренные законом АПР, содержащие требования об устранении выявленных нарушений закона, компетентным органам или д/л.


Виды актов:

По сфере применения: общие (во всех направлениях деятельности), специальные (для отдельных направлений).

По характеру: предупредительные (направлены на предупреждение возможного нарушения закона – предостережение о недопустимости нарушения закона), пресекательные (пресечение пролонгированных, длящихся нарушений закона), карательные (привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности – постановление о возбуждении производства об административном правонарушении).

1.Протест – официальное возражение прокурора, вынесенное от имени государства, обращенное к ОГВ, ОМС, органам управления, коммерческим и некоммерческим структурам, должностным и приравненным к ним лицам, суду по поводу принятия незаконных правовых актов об их отмене или изменении.

Протест, применяемый в порядке осуществления надзорной функции преследует две цели: устранение нарушения закона в незаконном правовом акте и их последствий и восстановление нарушенных прав.

Структура:

  • Вступительная часть содержит сведения об адресате, наименовании акта и предмете опротестования;

  • Описательная– описание содержания незаконного правового акта, либо его части;

  • Мотивировочная – в этой части прокурор убеждает адресата в необходимости отмены или изменения незаконного правового акта, указывает нормы нарушенного закона.

  • Резолютивная– содержит логические выводы, состоит из двух компонентов: требовательный включает в себя требование об отмене или изменении незаконного акта, во-вторых, требование о восстановлении нарушенных прав и законных интересов, в-третьих, требование об устранении последствий незаконного акта. Распорядительный компонент содержит указание прокурора об обязательности рассмотрения протеста в 10-дневнй срок и незамедлительном сообщении прокурору о принятых мерах.

Протест, приносимый на незаконный судебный акт, вынесенный по административному делу, представляет собой официальное возражение прокурора, вынесенное от имени государства, обращенное к суду по поводу принятия незаконного судебного акта об его отмене или изменении.

Цель – отменить или изменить незаконное постановление судьи по делу об административном правонарушении.

Структура:

  • Вступительная часть – сведения о суде, в который направляется протест, наименование судебного акта и предмет опротестования;

  • Описательная – описание содержания незаконного судебного акта либо его части;

  • Мотивировочная – прокурор убеждает суд в необходимости отмены или изменения незаконного судебного акта, указывает нормы нарушенного закона;

  • Заключительная – содержит логические выводы из всего предшествующего изложения. Начинается со слова «предлагаю» и включает в себя предложение прокурора об отмене или изменении незаконного судебного акта.