Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 904
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
создает рабочие группы из представителей федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также привлекает (в том числе на договорной основе) к участию в обеспечении представительства и защиты интересов Российской Федерации в таких межгосударственных органах и судах российские и иностранные организации, адвокатов, экспертов и иных специалистов;
собирает и обобщает информацию о фактической и юридической стороне дела, запрашивает у федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для представления и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах), в том числе копии всех необходимых документов, относящихся к делу;
формирует позицию Российской Федерации по делу, выступает в качестве представителя Российской Федерации при рассмотрении дела в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах), а также согласовывает сформированную позицию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, если дело затрагивает политические аспекты международных отношений;
обеспечивает изучение правовых последствий решений межгосударственных органов, иностранных и международных (межгосударственных) судов, иностранных и международных третейских судов (арбитражей), принятие в установленном порядке мер, направленных на предотвращение нарушений, аналогичных нарушениям, в связи с которыми приняты указанные решения, а также подготовку рекомендаций по участию Российской Федерации в международных договорах и совершенствованию норм международного права, отвечающих интересам Российской Федерации.
В целях обеспечения представительства и защиты интересов Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека Генеральная прокуратура Российской Федерации:
защищает интересы Российской Федерации при рассмотрении Европейским Судом по правам человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
представляет интересы Российской Федерации при рассмотрении Европейским Судом по правам человека жалоб, поданных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи Российской Федерацией в связи с нарушением другими государствами положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
обеспечивает взаимодействие федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при исполнении ими постановлений Европейского Суда по правам человека, принятых по результатам рассмотрения жалоб о нарушении Российской Федерацией положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе при восстановлении нарушенных прав заявителей и принятии мер, направленных на предотвращение аналогичных нарушений.
2. В случае получения уведомления о подаче в Европейский Суд по правам человека жалобы против Российской Федерации Генеральная прокуратура Российской Федерации:
незамедлительно информирует об этом заинтересованные федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
по согласованию с заинтересованными федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления ведет переговоры об урегулировании в досудебном порядке спора и при посредничестве Европейского Суда по правам человека заключает с заявителем мировое соглашение;
информирует Европейский Суд по правам человека о заключении мирового соглашения между заявителем и Генеральной прокуратурой Российской Федерации либо заинтересованными федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, а также о готовности указанных органов выплатить заявителю в одностороннем порядке денежную компенсацию за причиненный вред;
обеспечивает выплату денежной компенсации по заключенному между заявителем и Генеральной прокуратурой Российской Федерации мировому соглашению либо выплату в одностороннем порядке денежной компенсации за причиненный вред, а также контролирует осуществление необходимых выплат и (или) исполнение иных обязательств по компенсации причиненного вреда, принятых на себя федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с мировым соглашением, заключенным ими с заявителем.
57. ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Информация из интернета, у ергашева не нашла
Основные направления международного сотрудничества прокуратуры РФ предопределяют и основные правотворческие, организационно-распорядительные и правоприменительные (правореализационные) формы деятельности органов прокуратуры в сферах борьбы с преступностью, защиты прав человека и гражданина, уголовного и административного судопроизводства. Так, правотворческая форма деятельности Генпрокуратуры РФ эффективно используется в целях дальнейшего совершенствования международной правовой базы сотрудничества России с иностранными государствами в сфере борьбы с преступностью.
В соответствии со ст. 2 и 9 Закона о прокуратуре Генпрокуратура РФ в пределах своей компетенции активно участвует в разработке проектов международных договоров РФ, федеральных законов о ратификации конвенций ООН, Совета Европы и государств – участников СНГ по вопросам противодействия преступности и выдачи лиц для уголовного преследования, а также федеральных законов и указов Президента РФ о центральных компетентных органах России, ответственных за реализацию положений договоров и конвенций; подготавливает, согласовывает и заключает межведомственные соглашения и программы о сотрудничестве между органами прокуратуры РФ и зарубежных стран.
Организационными формами обеспечения взаимодействия и международного сотрудничества Генпрокуратуры РФ являются:
1) издание приказов и указаний Генпрокурора РФ по вопросам реализации международных мероприятий, предусмотренных в соглашениях и других договоренностях с органами прокуратуры зарубежных стран;
2) осуществление прямых связей органов прокуратуры РФ с соответствующими компетентными органами иностранных государств и международными организациями;
3) обмен информацией по вопросам совместной деятельности, в том числе о тенденциях преступности, о состоянии защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) проведение рабочих встреч по правовым вопросам, в том числе на этапах подготовки и рассмотрения конкретных вопросов о выдаче и правовой помощи по уголовным делам;
5) проведение консультаций по вопросам, представляющим взаимный интерес, в том числе выносимым на обсуждение международных организаций и форумов;
6) обмен законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также ведомственными изданиями и методическими материалами;
7) обмен опытом работы путем проведения ознакомительных визитов и стажировок;
8) проведение совместных научных исследований, научно- практических конференций и семинаров, подготовка научных публикаций;
9) взаимодействие в подготовке и повышении квалификации кадров для органов и организаций прокуратуры, включая проведение лекций, консультаций, семинаров, совместную разработку учебных изданий;
10) обмен на взаимовыгодной основе учебной и методической литературой и научными трудами.
В соответствии с международными договорами РФ и УПК основными правоприменительными формами взаимодействия органов прокуратуры РФ с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в сфере уголовного судопроизводства являются:
• рассмотрение и направление запросов о производстве следственных и иных процессуальных действий на территории иностранного государства, требующих согласия прокурора (п. 4 ч. 3 ст. 453 УПК);
• оказание содействия в вызове свидетелей, потерпевших, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами России, для производства процессуальных действий на территории РФ и надзор за соблюдением их прав и законных интересов (ст. 456 УПК);
• исполнение переданных в установленном порядке запросов о производстве процессуальных действий, поступивших от компетентных органов и должностных лиц иностранных государств (ст. 457 УПК);
• рассмотрение и направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования лица, находящегося в иностранном государстве, совершившего преступление на территории РФ (ст. 458 УПК);
• направление запросов о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства, для уголовного преследования на территории РФ (ст. 460 УПК);
• рассмотрение и исполнение запросов о выдаче иностранному государству для уголовного преследования лица, находящегося на территории РФ (ст. 462–465 УПК);
• рассмотрение ходатайств (заявлений) о принятии решений о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения в государстве, гражданами которого они являются или на территории которого имеют постоянное место жительства;
• рассмотрение запросов иностранных государств и принятие решений по вопросам транзитной перевозки на территории РФ лиц, выделенных третьим государством для уголовного преследования или исполнения приговора (ст. 462.1 УПК);
• подготовка и направление в компетентные органы России и международные организации предложений по совершенствованию национального законодательства и международной нормативной базы в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи лиц для уголовного преследования, а также передачи лиц, признанных невменяемыми, для применения принудительных мер медицинского характера в государстве их гражданства или постоянного места жительства.
58. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРАТУРЫ РФ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Правовой основой международного сотрудничества и взаимодействия прокуроров с компетентными органами и должностными лицами зарубеж¬ных стран в сфере уголовного производства являются такие договоры Российской Федерации как: Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с Дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 гг.; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Дополнительный протокол к ней 1978 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Про-токолом к ней 1997 г.; Конвенция о правовой помощи и право¬вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. (Россия пока не ратифицировала данную Конвенцию); Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстрой-ствами, для проведения принудительного лечения 1997 г.; Кон¬венция о передаче осужденных к лишению свободы для дальней¬шего отбывания наказания 1998 г. и некоторые другие.Вступление России в 1996 г. в Совет Европы привело к расширению международных контактов прокуратуры РФ и принятию целого ряда актов.
Указание Генпрокуратуры РФ от 12.03.2009 N 68/35 "О порядке рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры Российской Федерации поручений об осуществлении уголовного преследования, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела, поступивших от компетентных органов иностранных государств" и др.
Организационные основы и порядок международного сотруд¬ничества прокуратуры РФ с компетентными органами иностранных государств, в том числе с прокуратурами госу¬дарств – участников СНГ по вопросам экстрадиции, выполнения процессуальных и иных действий, требующих решения суда или санкции прокурора, определены: