Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 864

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Прокуратура Российской Федерации представляет собой – единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.Органы прокуратуры РФ в настоящее время имеет разветвление на военную, территориальную, и специализированные прокуратуры. Назначение на должность генерального прокурора происходит путем представления кандидатуры Президентом Российской Федерации с последующим ее одобрение (неодобрением).

12. ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ВИДЫ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Предназначение прокуратуры как государственного органа, а также сфера применения, деятельности органов прокуратуры являются основными признаками функций прокуратуры. Следовательно, определение функций органов прокуратуры РФ, как и иного государственного органа, неразрывно связана с деятельностью государства. Именно государство предопределяет, сферу деятельности любого государственного органа, а также способы и средства этой деятельности.

Функции прокуратуры - обусловленный публичным предназначением установленный государством круг ее специфической деятельности, имеющей определенный предмет ведения и способы воздействия.

Действующее законодательство (Конституция РФ, Федеральный Закон «О прокуратуре РФ» не содержит полного перечня функций прокуратуры РФ. Статья перовая ФЗ «О прокуратуре РФ» содержит положения о надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, то есть осуществления надзорной функции. Во втором абзаце данной части статьи говорится что прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Следовательно, определение видов функций прокуратуры РФ возможно лишь взяв за основу содержание всего действующего законодательства РФ в том числе и ФЗ «О прокуратуре РФ», а не ст.1 данного закона. Положение действующих федеральных законов РФ позволяет выделить в качестве самостоятельной функции прокуратуры функцию содействия прокуратуры осуществлению правосудия
, т.е. участие органов прокуратуры в рассмотрении дел судами и принятие мер прокурорского реагирования на противоречащие закону судебные акты. При этом необходимо отметить, что прокуратура Российской Федерации принимает участие в рассмотрении судами не только подавляющего большинства уголовных, но и определенных категорий гражданских и арбитражных дел. И поскольку, органы прокуратуры в соответствии с действующим принципом независимости суда и судей не осуществляют надзор за судами, данная функция является ненадзорной.

Закон о прокуратуре регламентирует и иную деятельность органов прокуратуры, к которой относится: координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в правотворческой деятельности, международное сотрудничество и организационное обеспечение деятельности органов прокуратуры. Всю эту деятельность в совокупности следует отнести к организационной функции. Следовательно, органам прокуратуры Российской Федерации присущи три функции: функция осуществления прокурорского надзора, функция содействия осуществлению правосудия и организационная функция. Функции включают в себя в качестве составляющих направления деятельности прокуратуры.

13. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ВИДЫ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Функции прокуратуры – обусловленный публичным предназначением, установленный государством круг ее специфической деятельности, имеющий определенный предмет ведения и способы воздействия.

Направления деятельности прокуратуры – форма выражение функции, ее составная часть, область деятельности прокуратуры, характеризующаяся определенными предметом и методом, целями, задачами, полномочиями и правовыми средствами.

Правовое регулирование: Определяя содержание понятий «функция» и «направление» прокурорской деятельности необходимо отметить, что в последней редакции Закона о прокуратуре содержится лишь термин «функции», а термины «направления» в нем отсутствуют. Термин «направление» в юридической науке используется давно. Так, в Законе СССР от 30 ноября 1979 г. «О прокуратуре СССР» указаны 10 основных направлений деятельности прокуратуры. Однако среди ученых-юристов нет единого мнения в вопросе определения понятий направлений деятельности прокуратуры.



По мнению автора данного курса, направление — это форма выражения функции, ее составная часть, область деятельности прокуратуры, характеризующаяся определенными предметом и методом, целями задачами, полномочиями и правовыми средствами.1 Направление деятельности прокуратуры по отношению к функции носит вторичный характер.

Выделяют широкие направления – более обширные и важные направления.

Все иные направления представляют собой часть широких направлений, как их составляющие с характерным предметом деятельности, объектом, субъектами, методом, целями, задачами, полномочиями и правовыми средствами.

1. Надзорные направления за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов включает в себя следующие направления: (5)

  • Надзор за исполнением законов;

  • Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

  • Надзор за исполнением законов судебными приставами;

  • Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

  • Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

2. Направление содействия осуществления правосудию (ненадзорные) – участие органов прокуратуры в рассмотрении дел судами и принятие мер прокурорского реагирования на противоречащие закону судебные акты:

  • Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел;

  • Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел;

  • Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами;

  • Участие прокурора в рассмотрении административных дел.

3. Организационные направления: (4)

  • Координация деятельности ПО по борьбе с преступностью;

  • Участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности;

  • Международное сотрудничество;

  • Организационное обеспечение деятельности прокуратуры, выпуск специальных изданий.

В практической деятельности органов прокуратуры РФ выделяют приоритетные направления прокурорской деятельности. Выделение приоритетных направлений обусловлено выявленными органами прокуратуры проблемами состояния законности, которые требуют повышенного внимания прокуратуры. Приоритеты определяет Генеральный прокурор РФ, основываясь на анализе состояния законности в стране.


Так, в Приказе Генпрокурора РФ №195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от 07 декабря 2007 сказано, что к основным (приоритетным) направлениям, прежде всего, следует относить:

1) надзор за законностью правовых актов,

2) соблюдением прав и свобод человека и гражданина,

3) надзор в сфере экономики и экологической безопасности,

4) предупреждение преступных проявлений.

+ Ергаш говорил про противодействие коррупции и противодействие терроризму.
В сферу деятельности органов прокуратуры входит уголовное преследование. Включает в себя три широких направлений:

  1. Надзор за исполнением законов органами, осущ. ОРД, дознание и предварительное следствие;

  2. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемых судом мер , администрациями мест содержания задержанных и заключены под стражу;

  3. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел (поддержание гос обвинения в суде).

Комплексным (тк вкл-т и надзорные, и ненадзорные) может быть конкретное направление деятельности прокуратуры (надзор за исполнением законов о несовершеннолетних).

14. СООТНОШЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ И НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Функции прокуратуры – обусловленный публичным предназначением, установленный государством круг ее специфической деятельности, имеющий определенный предмет ведения и способы воздействия.

Направления деятельности прокуратуры – форма выражение функции, ее составная часть, область деятельности прокуратуры, характеризующаяся определенными предметом и методом, целями, задачами, полномочиями и правовыми средствами.

Правовое регулирование: Определяя содержание понятий «функция» и «направление» прокурорской деятельности необходимо отметить, что в последней редакции Закона о прокуратуре содержится лишь термин «функции», а термины «направления» в нем отсутствуют. Термин «направление» в юридической науке используется давно. Так, в Законе СССР от 30 ноября 1979 г. «О прокуратуре СССР» указаны 10 основных направлений деятельности прокуратуры. Однако среди ученых-юристов нет единого мнения в вопросе определения понятий направлений деятельности прокуратуры.


По мнению автора данного курса, направление — это форма выражения функции, ее составная часть, область деятельности прокуратуры, характеризующаяся определенными предметом и методом, целями задачами, полномочиями и правовыми средствами.2 Направление деятельности прокуратуры по отношению к функции носит вторичный характер.

15. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Прокурорский надзор – вид государственно-властной деятельности специально уполномоченных органов (органов прокуратуры), осуществляемой от имени РФ в целях соблюдения КРФ и законов, действующих на территории РФ, и принятия мер к восстановлению нарушенной законности, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности с использованием установленных законом полномочий прокуратуры и правовых средств их исполнения. (Учебник Сухарева А.Я.)

Прокурорский надзор – деятельность органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения КРФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

Как вид государственной деятельности прокурорский надзор закреплен в ст. 129 Конституции, которая провозглашает Прокуратуру как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Данное положение находит свою конкретизацию в Законе о прокуратуре.

Основные черты прокурорского надзора как специфического вида государственной деятельности.

1. прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер. В силу этого прокурорский надзор не может осуществляться никакими другими государственными, общественными организациями, учреждениями, должностными или физическими лицами, за исключением органов прокуратуры.

2. прокурорский надзор осуществляется от имени РФ. Суть данного положения заключается в том, что прокурорский надзор - это вид официальной государственной деятельности, осуществляемый гласно в строго установленных законами формах полномочий прокурора, направленных не только на обеспечение точного, безусловного и единообразного соблюдения законов, но и на защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов человека, общества и государства.