Файл: Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов разработана на основе Федерального закона 273фз Об образовании в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по истории России являются:

применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в конце XVII—XVIII вв.;

составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

определение и использование исторических понятий и терминов;

использование сведений из исторической карты как источника информации;

овладение представлениями об историческом пути России в конце XVII—XVIII вв. и судьбах населяющих её народов;

описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

сопоставление развития России и других стран в период раннего Нового времени, выявление общих черт и особенностей; понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя в России и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в обществах Нового Времени, религиозных воззрений, представлений человека о мире в эпоху Нового времени;

понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Нового времени, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов;

поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;



составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Тематический план

п/п
Название темы
Количество часов
1 Эпоха Петра Великого
16 2 Эпоха дворцовых переворотов
6 3 Россия при Екатерине Великой
9 4 Начало нового столетия
4 5 Развитие отечественной культуры
7
Всего:
42

Содержание учебного предмета «История России»
Эпоха Петра Великого (16 ч).
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире.
Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная
(губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.
Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения.
Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний
Восток.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей.
Формирование системы национальных интересов Российской империи на между-народной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания.
Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.


Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.
Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
Эпоха дворцовых переворотов (6 ч)
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна
Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров.
Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики.
Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к
России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П.С.Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II (9 ч)
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в.
Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России.
Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья,
Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.
Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной
Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.
Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. При-соединение Крыма.
«Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной.
Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в
Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в
Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Начало нового столетия. Россия при Павле I (4 ч)


Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Развитие отечественной культуры. Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.
Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одеж-да и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.

Тематическое планирование
№ урока
Тема
Кол-во
часов
Основные виды деятельности учащихся
1
2
3
4
Тема 1. Эпоха Петра Великого (16ч.)
1
Введение. У истоков российской модернизации
1
Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований.
2
Россия и Европа в конце XVII века
1
Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже 17-18 вв., используя историческую карту.
3
Предпосылки петровских реформ
1
Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований.
4
Начало правления Петра I
1
Объяснять цели Прутского и Каспийского походов.
Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра 1.
5-6
Великая Северная война 1700-1721 гг.
2
Объяснять причины Северной войны. Использовать историческую карту в рассказе о событиях Северной войны. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту.
7-8
Реформы управления Петра I
2
Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1 и систематизировать материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»).
Объяснять сущность царских указов о единонаследии, подушной подати.
9
Экономическая политика Петра I
1
Объяснять смысл понятий и терминов протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне.
10
Российское общество в петровскую эпоху
1
Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти.
11
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий
1
Объяснить суть церковной реформы и создания Синода
12
Социальные и национальные движения.
Оппозиция реформам
1
Давать оценку итогов социальной политики Петра 1.
Показывать на исторической карте районы народных движений.
Характеризовать причины, участников и итоги восстаний.
13
Перемены в культуре в годы петровских реформ
1
Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.)
12
Повседневная жизнь и быт при Петре I
1
Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта.
Участвовать в подготовке и проведении игры-путешествия «Петровский Петербург»
Составлять характеристику Петра I
14
Значение петровских преобразований в истории страны
1
Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I
15-16
Повторение по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»
2
Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории.
Эпоха дворцовых переворотов (6ч)
17
Причины дворцовых переворотов
1
Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов.
18
Эпоха дворцовых переворотов. (1725-1762 гг.)
1
Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и