Файл: Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов разработана на основе Федерального закона 273фз Об образовании в Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематический план
№ п/п
Название темы
Кол-во
часов
1
Место человека в системе органического мира
2 2
Происхождение человека
1 3
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
1 4
Общий обзор строения и функций организма человека
4 5
Координация и регуляция
11 6
Опора и движение
8 7
Внутренняя среда организма
3 8
Транспорт веществ
3 9
Дыхание
5 10
Пищеварение
5 11
Обмен веществ и энергии
2 12
Выделение
4 13
Покровы тела
4 14
Размножение и развитие
3 15
Высшая нервная деятельность
11 16
Повторение
3
Всего
70
Содержание учебного курса «Биология».
Место человека в системе органического мира (2ч)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян.
Происхождение человека (1ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч)
Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.
Общий обзор строения и функций организма человека (4ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма.
Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Координация и регуляция. Гуморальная регуляция (11ч)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отдела ми мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Опора и движение (8ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Внутренняя среда организма (3ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет.
Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Транспорт веществ (3ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Дыхание (5ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения.
Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
Пищеварение (5ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение.
Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения.
Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
Обмен веществ и энергии (2ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Выделение (4ч)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи и выделение из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
Покровы тела (4ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи и теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.
Размножение и развитие (3ч)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
Высшая нервная деятельность (11ч)
Рефлекс - основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы.
Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.
Повторение (2ч)
Тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Основные виды деятельности учащихся
1
2
3
4
Место человека в системе органического мира (2ч)
1
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных.
1
Определять принадлежность человека к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и делать выводы на основе строения
2
Сходство и различия человека и человекообразных обезьян.
1
Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.
Происхождение человека (1ч)
3
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
1
Характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей.
Называть основные расы внутри вида Человек разумный. Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий. Объяснять причины единства человеческих рас.
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч)
4
Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас
Везалий. Развитие.
1
Называть вклад ученых в развитие анатомии.
Общий обзор строения и функций организма человека (4ч)
5
Клеточное строение организма.
1
Называть органоиды клетки. Распознавать их на таблице. Сравнивать клетки растений и животных, человека.
6
Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.
1
Приобретать знания об особенностях строения тканей организма человека.
7
Органы человеческого организма. Системы органов
1
Давать определение понятию орган. Распознавать и описывать ткани человека.
Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.
8
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
1
Распознавать на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме
Координация и регуляция. Гуморальная регуляция (11ч)
9
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах.
1
Называть особенности строения и работы желез внутренней секреции, и внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. Называть заболевания, связанные с гипо- и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ.
10
Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной системы.
1
Называть особенности строения нервной системы, функции. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.
11
Центральная и периферическая нервные системы.
1
Называть особенности строения нервной системы, функции. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.
12
Вегетативная и соматическая части нервной системы.
1
Называть особенности строения нервной системы, функции. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.
13
Рефлекс; проведение нервного импульса.
1
Работать в группах с текстом и иллюстрациями учебника.
14
Строение и функции спинного мозга
1
Называть особенности строения спинного мозга.
15
Строение и функции отделов головного мозга.
1
Называть особенности строения головного мозга, отделы головного мозга, их функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.
16
Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отдела ми мозга.
1
Распознавать мозолистое тело, кору полушарий, лобную, теменную, затылочную, височную доли, боковые желудочки, зрительную зону, слуховую и обонятельную зоны, чувствительные и двигательные центры.
17
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции.
Строение, функции и гигиена органов зрения.
1
Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.
Распознавать и описывать на таблице основные части органа зрения и зрительного анализатора.
18
Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха.
1
Называть особенности строения органа слуха и равновесия. Распознавать и описывать на таблице основные части органа слуха и слухового анализатора.
Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний органов слуха.
19
Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
1
Знать взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов; роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения. Уметь внимательно слушать и слышать; совершать основные логические операции. Сравнивать строение анализаторов.
Объяснять значение анализаторов в жизни человека.
Опора и движение (8ч)
20
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.
1
Знать значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека. Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника.
Распознавать: части опорно – двигательного аппарата. Показывать: на своем теле, модели, скелете основные кости скелете.
21
Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей
1
Знать виды костей; строение и химический состав костей; типы соединения костей. Уметь самостоятельно работать с тестом учебника; анализировать изученный текст, сравнивать, обобщать, абстрагировать и оформлять в письменной и устной форме результаты логических операций.
Характеризовать: типы соединения костей, приводить примеры.
22
Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
1
Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики нарушения осанки.
23
Основные группы мышц, их функции.
1
Знать особенности строения и свойства мышечной ткани; особенности строения и функции скелетных мышц; основные группы мышц и их предназначение.
Уметь самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме; определять местонахождение основных мышц.
24
Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка.
1
Знать условия функционирования мышц; что такое система, управляющая сокращением мышц; условия, повышающие работоспособность мышц. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.
25
Роль нервной системы в регуляции работы мышц.
1
Понимать роль нервной системы в регуляции работы мышц.
26
Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.
Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
1
Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно- двигательной системы
27
Обобщение по теме «Опора движение».
1
Систематизировать знания.
Внутренняя среда организма (3ч)
28
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.
Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови.
1
Называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови, плазмы. Характеризовать сущность процесса свертывания крови. Знать особенности строения клеток крови
29
Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания.
1
Давать определение понятию иммунитет, называть его виды. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний.
30
Предупредительные прививки. Переливание крови.
Донорство.
1
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики
СПИДа, инфекционных заболеваний.
Транспорт веществ (3ч)
31
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения.
1
Называть особенности строения органов кровообращения: сердца и сосудов.
Распознавать и описывать их по таблице.
32
Лимфообращение. Движение крови по сосудам.
Кровяное давление.
1
Характеризовать сущность работы сердца, кругов кровообращения.
33
Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
1
Иметь представления о сердечно-сосудистых заболеваниях, причинах и предупреждении (гипер – гипотония, инсульт, инфаркт, пульс). Освоить санитарно-гигиенических нормы и правила здорового образа жизни. Иметь представление о типах кровотечений.
Дыхание (5ч)
34
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания.
1
Называть особенности строения органов дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхания.
35
Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови.
Регуляция дыхания.
1
Характеризовать сущность биолог процесса дыхания; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между дыханием и кровообращением.
36
Голосовой аппарат
1
Иметь представления о причинах остановки дыхания, оказывать первую медицинскую помощь.
37
Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
1
Называть заболевания органов дыхания. Использовать знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение).
38
Обобщение по теме «Дыхание».
1
Систематизировать знания.
Пищеварение (5ч)
39
Питательные вещества и пищевые продукты.
Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение.
1
Знать понятия: «пищеварение», «питательные вещества», «пищевые продукты»; функции пищеварительной системы; роль питательных веществ. Уметь давать определения: «питание», «пищеварение», «питательное вещество».
Самостоятельно работать с текстом, рисунками и схемами учебника; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы).
40
Строение и функции органов пищеварения.
1
Знать процесс пищеварения в ротовой полости; строение и функции языка, зубов, слюнных желез. Описывать: механизм пищеварения в ротовой полости.
Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекать из них нужную информацию; логически мыслить, оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.
41
Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа.
1
Знать особенности строения желудка и кишечника, процессы, происходящие в них; свойства ферментов желудочного сока, условия их активации; роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока. Характеризовать процесс переваривания и всасывания питательных веществ в желудке и кишечнике.
42
Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение.
1
Знать особенности строения желудка и кишечника, процессы, происходящие в них; свойства ферментов желудочного сока, условия их активации; роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока. Характеризовать процесс переваривания и всасывания питательных веществ в желудке и кишечнике. Самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекать их них точно и быстро нужную информацию; логически мыслить; выполнять несложные эксперименты, делать предположения и выводы.
43
Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний.
Гигиена питания.
1
Знать значение кулинарной обработки пищи; режим питании; меры по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний; первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях. Оказывать первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях; самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и
№ п/п
Название темы
Кол-во
часов
1
Место человека в системе органического мира
2 2
Происхождение человека
1 3
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
1 4
Общий обзор строения и функций организма человека
4 5
Координация и регуляция
11 6
Опора и движение
8 7
Внутренняя среда организма
3 8
Транспорт веществ
3 9
Дыхание
5 10
Пищеварение
5 11
Обмен веществ и энергии
2 12
Выделение
4 13
Покровы тела
4 14
Размножение и развитие
3 15
Высшая нервная деятельность
11 16
Повторение
3
Всего
70
Содержание учебного курса «Биология».
Место человека в системе органического мира (2ч)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян.
Происхождение человека (1ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч)
Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.
Общий обзор строения и функций организма человека (4ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма.
Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Координация и регуляция. Гуморальная регуляция (11ч)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отдела ми мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Опора и движение (8ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Внутренняя среда организма (3ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет.
Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Транспорт веществ (3ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Дыхание (5ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения.
Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
Пищеварение (5ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение.
Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения.
Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
Обмен веществ и энергии (2ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Выделение (4ч)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи и выделение из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
Покровы тела (4ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи и теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.
Размножение и развитие (3ч)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
Высшая нервная деятельность (11ч)
Рефлекс - основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы.
Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.
Повторение (2ч)
Тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Основные виды деятельности учащихся
1
2
3
4
Место человека в системе органического мира (2ч)
1
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных.
1
Определять принадлежность человека к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и делать выводы на основе строения
2
Сходство и различия человека и человекообразных обезьян.
1
Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.
Происхождение человека (1ч)
3
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
1
Характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей.
Называть основные расы внутри вида Человек разумный. Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий. Объяснять причины единства человеческих рас.
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч)
4
Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас
Везалий. Развитие.
1
Называть вклад ученых в развитие анатомии.
Общий обзор строения и функций организма человека (4ч)
5
Клеточное строение организма.
1
Называть органоиды клетки. Распознавать их на таблице. Сравнивать клетки растений и животных, человека.
6
Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.
1
Приобретать знания об особенностях строения тканей организма человека.
7
Органы человеческого организма. Системы органов
1
Давать определение понятию орган. Распознавать и описывать ткани человека.
Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.
8
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
1
Распознавать на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме
Координация и регуляция. Гуморальная регуляция (11ч)
9
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах.
1
Называть особенности строения и работы желез внутренней секреции, и внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. Называть заболевания, связанные с гипо- и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ.
10
Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной системы.
1
Называть особенности строения нервной системы, функции. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.
11
Центральная и периферическая нервные системы.
1
Называть особенности строения нервной системы, функции. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.
12
Вегетативная и соматическая части нервной системы.
1
Называть особенности строения нервной системы, функции. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.
13
Рефлекс; проведение нервного импульса.
1
Работать в группах с текстом и иллюстрациями учебника.
14
Строение и функции спинного мозга
1
Называть особенности строения спинного мозга.
15
Строение и функции отделов головного мозга.
1
Называть особенности строения головного мозга, отделы головного мозга, их функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.
16
Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отдела ми мозга.
1
Распознавать мозолистое тело, кору полушарий, лобную, теменную, затылочную, височную доли, боковые желудочки, зрительную зону, слуховую и обонятельную зоны, чувствительные и двигательные центры.
17
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции.
Строение, функции и гигиена органов зрения.
1
Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.
Распознавать и описывать на таблице основные части органа зрения и зрительного анализатора.
18
Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха.
1
Называть особенности строения органа слуха и равновесия. Распознавать и описывать на таблице основные части органа слуха и слухового анализатора.
Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний органов слуха.
19
Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
1
Знать взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов; роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения. Уметь внимательно слушать и слышать; совершать основные логические операции. Сравнивать строение анализаторов.
Объяснять значение анализаторов в жизни человека.
Опора и движение (8ч)
20
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.
1
Знать значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека. Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника.
Распознавать: части опорно – двигательного аппарата. Показывать: на своем теле, модели, скелете основные кости скелете.
21
Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей
1
Знать виды костей; строение и химический состав костей; типы соединения костей. Уметь самостоятельно работать с тестом учебника; анализировать изученный текст, сравнивать, обобщать, абстрагировать и оформлять в письменной и устной форме результаты логических операций.
Характеризовать: типы соединения костей, приводить примеры.
22
Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
1
Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики нарушения осанки.
23
Основные группы мышц, их функции.
1
Знать особенности строения и свойства мышечной ткани; особенности строения и функции скелетных мышц; основные группы мышц и их предназначение.
Уметь самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме; определять местонахождение основных мышц.
24
Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка.
1
Знать условия функционирования мышц; что такое система, управляющая сокращением мышц; условия, повышающие работоспособность мышц. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.
25
Роль нервной системы в регуляции работы мышц.
1
Понимать роль нервной системы в регуляции работы мышц.
26
Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.
Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
1
Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно- двигательной системы
27
Обобщение по теме «Опора движение».
1
Систематизировать знания.
Внутренняя среда организма (3ч)
28
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.
Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови.
1
Называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови, плазмы. Характеризовать сущность процесса свертывания крови. Знать особенности строения клеток крови
29
Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания.
1
Давать определение понятию иммунитет, называть его виды. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний.
30
Предупредительные прививки. Переливание крови.
Донорство.
1
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики
СПИДа, инфекционных заболеваний.
Транспорт веществ (3ч)
31
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения.
1
Называть особенности строения органов кровообращения: сердца и сосудов.
Распознавать и описывать их по таблице.
32
Лимфообращение. Движение крови по сосудам.
Кровяное давление.
1
Характеризовать сущность работы сердца, кругов кровообращения.
33
Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
1
Иметь представления о сердечно-сосудистых заболеваниях, причинах и предупреждении (гипер – гипотония, инсульт, инфаркт, пульс). Освоить санитарно-гигиенических нормы и правила здорового образа жизни. Иметь представление о типах кровотечений.
Дыхание (5ч)
34
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания.
1
Называть особенности строения органов дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхания.
35
Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови.
Регуляция дыхания.
1
Характеризовать сущность биолог процесса дыхания; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между дыханием и кровообращением.
36
Голосовой аппарат
1
Иметь представления о причинах остановки дыхания, оказывать первую медицинскую помощь.
37
Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
1
Называть заболевания органов дыхания. Использовать знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение).
38
Обобщение по теме «Дыхание».
1
Систематизировать знания.
Пищеварение (5ч)
39
Питательные вещества и пищевые продукты.
Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение.
1
Знать понятия: «пищеварение», «питательные вещества», «пищевые продукты»; функции пищеварительной системы; роль питательных веществ. Уметь давать определения: «питание», «пищеварение», «питательное вещество».
Самостоятельно работать с текстом, рисунками и схемами учебника; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы).
40
Строение и функции органов пищеварения.
1
Знать процесс пищеварения в ротовой полости; строение и функции языка, зубов, слюнных желез. Описывать: механизм пищеварения в ротовой полости.
Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекать из них нужную информацию; логически мыслить, оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.
41
Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа.
1
Знать особенности строения желудка и кишечника, процессы, происходящие в них; свойства ферментов желудочного сока, условия их активации; роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока. Характеризовать процесс переваривания и всасывания питательных веществ в желудке и кишечнике.
42
Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение.
1
Знать особенности строения желудка и кишечника, процессы, происходящие в них; свойства ферментов желудочного сока, условия их активации; роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока. Характеризовать процесс переваривания и всасывания питательных веществ в желудке и кишечнике. Самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекать их них точно и быстро нужную информацию; логически мыслить; выполнять несложные эксперименты, делать предположения и выводы.
43
Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний.
Гигиена питания.
1
Знать значение кулинарной обработки пищи; режим питании; меры по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний; первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях. Оказывать первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях; самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и