Файл: Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов разработана на основе Федерального закона 273фз Об образовании в Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке подразумевают:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
постановка новых учебных задач на основе развития познавательных мотивов и интересов;
планирование пути достижения целей, осознанный выбор наиболее эффективных способоов решения учебных и познавательных задач;
анализ собственной учебной деятельности, адекватное оценивание правильности или ошибочности выполнения учебной задачи, внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определение понятий, обобщение, установка аналогии, классифицирование, самостоятельный выбор основания и критериев для классификации; установление причинно-следственных связей; размышление, рассуждение и умение делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
создание, применение и преобразование знаков и символов моделей и схем для решения учебных и познавательных задач;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками: определение целей, распределение функций и роли участников;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результатыобеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально- пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В слушательской деятельности:
восприятие музыкальной интонации, эмоциональный отклик на содержание услышанного произведения;
характеристика своего внутреннего состояния после его прослушивания, своих чувств, переживаний и мыслей, рожденных этой музыкой;
вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристика прослушанного произведения, его образно- эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
выявление общего и различий между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками.
В исполнительских видах музыкальной деятельности:
воплощение произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании);
представление о том, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.
В интерпретации разучиваемых и исполняемых произведений:
интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;
оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.
сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;
В музыкально-композиционном творчестве:
импровизация и сочинение музыки по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.
В певческой деятельности:
певческая установка, звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, хоровой строй и ансамбль (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением);
координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), следование дирижерским указаниям;
слуховой контроль и самоконтроль за качеством своего вокального и общехорового звучания.
В игре на музыкальных инструментах:
звукоизвлечение,
звуковедение,
артикуляция,
ансамблевое исполнение;
слуховой контроль и самоконтроль за качеством звучания.
В музыкально-пластической деятельности:
«перевод» пространственно-временных соотношений в музыке — в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.
В слушательской деятельности:
дифференцированное слышание отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.);
прослеживание процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью.
В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.
В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю.
В инструментальном музицировании расширение опыта творческой деятельности происходит в процессе игры на элементарных инструментах, импровизации и создания инструментальных композиций на основе знакомых мелодий.
В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов).
Опыт творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при освоении современных информационно- коммуникационных технологий и овладении первоначальными навыками игры на электронных инструментах.
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 22
Тематический план
№
п/п
Название темы
Количество
часов
1
О традиции в музыке
3 2
Сказочно-мифологические темы
6 3
Мир человеческих чувств
10 4
В поисках истины и красоты
5 5
О современности в музыке
10 6
Резервное время
1
Всего
35
Содержание учебного предмета «Музыка»
О традиции в музыке (3 ч)
Живая сила традиции. Различие понятий «современной» и «модной» музыки. Стиль в музыкальном искусстве: классицизм в музыке,
Венская классическая школа, романтизм, реализм, «Могучая кучка», импрессионизм. Индивидуальный стиль композиторов-классиков.
«Стилевые направления музыкального искусства 20 века.
Сказочно-мифологические темы (6 ч)
Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов. «Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок».
Слушание: Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского, Н.Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере
«Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. «Послеполуденньий отдых фавна», бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса». Разучивание: Я. Дубравина «Песня о земной красоте», И.Сохадзе
«Добрая фея», Л.Квинт, стихи В. Кострова «Здравствуй мир», В. Чернышев, стихи Р. Рождественского «Этот большой мир».
Мир человеческих чувств (10 ч)
Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о слёзы людские». Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну».
Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт».
Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Слушание: Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть, Соната № 8
«Патетическая», 2 часть «Больше чем любовь»; Н. Римский-Корсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. А. Моцарт. Концерт
№ 23 для фортепиано с оркестром, фрагменты, П. Чайковский, Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина.
«В крови горит огонь желанья...», П. Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фрагмент; Г.Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель», вокальный стиль «BelCanto» и его мастера ЭнрикоКарузо, Франко Корелли, Лучано Паваротти,
АндреаБочелли. Разучивание: романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось», А. Макаревич «Пока горит свеча», В.Высоцкий «Братские могилы», Ю. Визбор «Ты у меня одна», В. Высоцкий «Песня о друге»; К. Кельми «Замыкая круг».
В поисках истины и красоты (5 ч)
Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви».
Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки.
Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость».
Слушание:Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из сюиты для баса и фортепиано; П. Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома»; Р.Шуман «Грезы»; С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра; П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский-Корсаков, колядные песни из оперы «Ночь перед
Рождеством» и увертюра «Светлый праздник». Разучивание: Д.Бортнянский «Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне» и «Достойно есть»,