Файл: Развитие технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, решая такую задачу, уметь разобраться в чертежах и схемах.
Такое понимание особенностей приходит в процессе специального технологического обучения. Условия и исходные данные часто приходится находить самостоятельно, изучаю дополнительные материалы, при этом определяя, насколько они пригодны для решения поставленных конструкторских или технологических задач.
При решении задачи перед человеком возникает несколько путей (способов) решения. Как правило, способы решения любой задачи, не только конструкторской или технологической, основаны на применении в данных условиях общих принципов, подводя заданный частный случай под установленное общее правило [63, c.53].
Навыки технического мышления приобретаются людьми в результате многолетней практики. В результате многократных повторений у учащихся накапливается опыт, а также вырабатываются навыки технического мышления.
Развитие технического мышления является сложным процессом, протекает обычно довольно медленно и зависит от общего интеллекта, практических навыков, способностей человека к техническому мышлению и прочих факторов.
Еще одним их самых важных путей развития технического мышления является применение различных методов активного обучения. Именно они позволяют обучать с применением затрудняющих условий. К ним относятся следующие методы [32, c.20–21]:
МВО – метод временных ограничений.
В основе данного метода лежит идея влияния временного фактора на успешность умственной деятельности. Если время, которое требуется на решение определенной проблемы, не ограничено, то есть возможность длительного обдумывания, определения деталей, разработки плана своих действий и т.д. Если же время ограничено, т.е. существует определенный лимит, то поиск решения упрощается, так как субъект должен ограничиваться теми знаниями, которыми он обладает для решения поставленной задачи. Также в условиях ограниченного времени принятое решение может быть деформировано, по характеру данных деформация можно сделать вывод об общих тенденциях мыслительной деятельности личности.
Метод временных ограничений также позволяет определить стиль реагирования испытуемых. Для одних лимит времени – это стимул для активизации мыслительной деятельности, повышения активности, достижения более высоких результатов, более продуктивной деятельности. Для других временные ограничения являются препятствующими факторами для решения поставленных задач, для третьих, тормозящими факторами, которые приводят в замешательство, способствуют развитию паники, что ведет к тому, что испытуемые вообще отказывают искать решение поставленной задачи.
ММШ – метод мозгового штурма.
Суть данного метода – это предоставление учащимся определенной проблемы путем выдвижения различных гипотез, даже самых необычных и абсурдных. После того, как
накоплен «банк» различных идей, идет проработка каждой из них, детальный анализ и обсуждение. В процессе данной работы формируется групповое мышление, умение вести дискуссию, участвовать в обсуждении, предлагать варианты решения поставленных задач.
МВЗ – метод внезапных запрещений.
Учащимся на определенном этапе дается запрет на использование или применение какого-либо механизма. Например, если поставлена задача на построение кинематических цепей, то учащимся ставить запрет на использование какой-либо передачи или ее разновидности, например, запрет на использование зубчатой или зубчатой цилиндрической, конической, червячной передачи. Преимущества данного метода заключаются в том, что позволяют разрушить шаблоны, штампы мышления, задействовать творческие механизмы. В конструировании и робототехнике – это возможность найти неизвестное применение известным устройствам, деталям или узлам. Метод позволяет формировать у учащихся умения изменять свою деятельность в зависимости от конкретных складывающихся обстоятельств.
МСЭ – метод скоростного эскизирования.
Данный метод направлен на формирование умений учащихся наглядно представлять себе конструкцию, механизм, инструкцию по сборке. Учащимся предлагается рисовать то, что они мысленно представляют себе в тот или иной момент деятельности. Например, можно предложить учащимся изображать процесс размышления – рисовать все конструкции, которые приходят в голову. Данный метод позволяет определить, насколько сформировано образное мышление, умение трансформировать возникающие
образы, представлять мысленно и зрительно образ собираемой конструкции. Для учащихся это дополнительная возможность для формирования навыков целеполагания, планирования, контроля, т.е. регуляции своей деятельности, творческого процесса.
МНВ – метод новых вариантов.
Учащимся предлагается решить задачу другим способом, а может быть даже и не одним. Учитель предлагает найти несколько вариантов решения поставленной задачи. Благодаря данному методу происходит активизация мыслительной деятельности, творческий подход к решению проблемы, определенной познавательной задачи.
МИН – метод информационной недостаточности.
Учащимся ставится задача в условиях недостаточности имеющихся данных, необходимых для решения. В условии задачи могут быть опущены различные функциональные и (или) структурные характеристики объекта, например, скорость вращения, форма, направление движения и т.п. Вариантом данного метода может быть использование различных форм
представлений исходных условий задачи.
МИП – метод информационной перенасыщенности.
В отличие от предыдущего метода, в методе информационной перенасыщенности предлагаются заведомо лишние сведения, которые призваны ввести в заблуждение, запутать учащихся. При наличии определенного запаса знаний учащиеся видят данные лишние детали. Разновидности метода – подсказка, содержащая лишние данные. Преподаватель должен решить, говорить ли учащимся о наличии лишних данных, это зависит от уровня подготовленности учеников.
МА – метод абсурда.
Преподаватель предлагает решить учащимся заведомо невыполнимую задачу. Ярким примером данного метода является задача на создание вечного
двигателя. Также учащимся можно предложить создать устройство, которое можно применять совершенно с другой целью, чем это требуется по условию).
МСД – метод ситуационной драматизации.
Суть метода заключается в том, что в ход решениям задачи вводятся какие-либо изменения. Их цель – вызвать затруднения у учащихся. Это могут быть вопросы-помехи, которые задает педагог по ходу решения. Данный метод стимулирует формирование критического мышления, умение анализировать имеющуюся информацию, не поддаваться на помехи, выполнять ход решения поставленной задачи.
Кудрявцев Т.В. для развития технического мышления предлагает использовать проблемный метод. Проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего. Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями, которые возникают в ходе решения новых учебных задач.
Следующий метод – игровой. Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [13].
Существуют различные классификации игр, используемых в процессе обучения.
Такое понимание особенностей приходит в процессе специального технологического обучения. Условия и исходные данные часто приходится находить самостоятельно, изучаю дополнительные материалы, при этом определяя, насколько они пригодны для решения поставленных конструкторских или технологических задач.
При решении задачи перед человеком возникает несколько путей (способов) решения. Как правило, способы решения любой задачи, не только конструкторской или технологической, основаны на применении в данных условиях общих принципов, подводя заданный частный случай под установленное общее правило [63, c.53].
Навыки технического мышления приобретаются людьми в результате многолетней практики. В результате многократных повторений у учащихся накапливается опыт, а также вырабатываются навыки технического мышления.
Развитие технического мышления является сложным процессом, протекает обычно довольно медленно и зависит от общего интеллекта, практических навыков, способностей человека к техническому мышлению и прочих факторов.
Еще одним их самых важных путей развития технического мышления является применение различных методов активного обучения. Именно они позволяют обучать с применением затрудняющих условий. К ним относятся следующие методы [32, c.20–21]:
-
МВО – метод временных ограничений; -
ММШ – метод мозгового штурма; -
МВЗ – метод внезапных запрещений; -
МСЭ – метод скоростного эскизирования; -
МНВ – метод новых вариантов; -
МИН – метод информационной недостаточности; -
МИП – метод информационной перенасыщенности; -
МА – метод абсурда; -
МСД – метод ситуационной драматизации. Рассмотрим подробнее каждый метод.
МВО – метод временных ограничений.
В основе данного метода лежит идея влияния временного фактора на успешность умственной деятельности. Если время, которое требуется на решение определенной проблемы, не ограничено, то есть возможность длительного обдумывания, определения деталей, разработки плана своих действий и т.д. Если же время ограничено, т.е. существует определенный лимит, то поиск решения упрощается, так как субъект должен ограничиваться теми знаниями, которыми он обладает для решения поставленной задачи. Также в условиях ограниченного времени принятое решение может быть деформировано, по характеру данных деформация можно сделать вывод об общих тенденциях мыслительной деятельности личности.
Метод временных ограничений также позволяет определить стиль реагирования испытуемых. Для одних лимит времени – это стимул для активизации мыслительной деятельности, повышения активности, достижения более высоких результатов, более продуктивной деятельности. Для других временные ограничения являются препятствующими факторами для решения поставленных задач, для третьих, тормозящими факторами, которые приводят в замешательство, способствуют развитию паники, что ведет к тому, что испытуемые вообще отказывают искать решение поставленной задачи.
ММШ – метод мозгового штурма.
Суть данного метода – это предоставление учащимся определенной проблемы путем выдвижения различных гипотез, даже самых необычных и абсурдных. После того, как
накоплен «банк» различных идей, идет проработка каждой из них, детальный анализ и обсуждение. В процессе данной работы формируется групповое мышление, умение вести дискуссию, участвовать в обсуждении, предлагать варианты решения поставленных задач.
МВЗ – метод внезапных запрещений.
Учащимся на определенном этапе дается запрет на использование или применение какого-либо механизма. Например, если поставлена задача на построение кинематических цепей, то учащимся ставить запрет на использование какой-либо передачи или ее разновидности, например, запрет на использование зубчатой или зубчатой цилиндрической, конической, червячной передачи. Преимущества данного метода заключаются в том, что позволяют разрушить шаблоны, штампы мышления, задействовать творческие механизмы. В конструировании и робототехнике – это возможность найти неизвестное применение известным устройствам, деталям или узлам. Метод позволяет формировать у учащихся умения изменять свою деятельность в зависимости от конкретных складывающихся обстоятельств.
МСЭ – метод скоростного эскизирования.
Данный метод направлен на формирование умений учащихся наглядно представлять себе конструкцию, механизм, инструкцию по сборке. Учащимся предлагается рисовать то, что они мысленно представляют себе в тот или иной момент деятельности. Например, можно предложить учащимся изображать процесс размышления – рисовать все конструкции, которые приходят в голову. Данный метод позволяет определить, насколько сформировано образное мышление, умение трансформировать возникающие
образы, представлять мысленно и зрительно образ собираемой конструкции. Для учащихся это дополнительная возможность для формирования навыков целеполагания, планирования, контроля, т.е. регуляции своей деятельности, творческого процесса.
МНВ – метод новых вариантов.
Учащимся предлагается решить задачу другим способом, а может быть даже и не одним. Учитель предлагает найти несколько вариантов решения поставленной задачи. Благодаря данному методу происходит активизация мыслительной деятельности, творческий подход к решению проблемы, определенной познавательной задачи.
МИН – метод информационной недостаточности.
Учащимся ставится задача в условиях недостаточности имеющихся данных, необходимых для решения. В условии задачи могут быть опущены различные функциональные и (или) структурные характеристики объекта, например, скорость вращения, форма, направление движения и т.п. Вариантом данного метода может быть использование различных форм
представлений исходных условий задачи.
МИП – метод информационной перенасыщенности.
В отличие от предыдущего метода, в методе информационной перенасыщенности предлагаются заведомо лишние сведения, которые призваны ввести в заблуждение, запутать учащихся. При наличии определенного запаса знаний учащиеся видят данные лишние детали. Разновидности метода – подсказка, содержащая лишние данные. Преподаватель должен решить, говорить ли учащимся о наличии лишних данных, это зависит от уровня подготовленности учеников.
МА – метод абсурда.
Преподаватель предлагает решить учащимся заведомо невыполнимую задачу. Ярким примером данного метода является задача на создание вечного
двигателя. Также учащимся можно предложить создать устройство, которое можно применять совершенно с другой целью, чем это требуется по условию).
МСД – метод ситуационной драматизации.
Суть метода заключается в том, что в ход решениям задачи вводятся какие-либо изменения. Их цель – вызвать затруднения у учащихся. Это могут быть вопросы-помехи, которые задает педагог по ходу решения. Данный метод стимулирует формирование критического мышления, умение анализировать имеющуюся информацию, не поддаваться на помехи, выполнять ход решения поставленной задачи.
Кудрявцев Т.В. для развития технического мышления предлагает использовать проблемный метод. Проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего. Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями, которые возникают в ходе решения новых учебных задач.
Следующий метод – игровой. Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [13].
Существуют различные классификации игр, используемых в процессе обучения.