Файл: Развитие технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
общего и интеллектуального развития учащихся, от дидактических задач, стоящих перед уроком. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Согласно требованиям Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает девять классов учебно-познавательных и учебно-практических задач:
Особенность этих задач состоит в том, что каждая их них направлена на формирование и оценку конкретных умений и навыков, необходимых для успешного освоения обучающимися основной общеобразовательной.
Применять учебно-познавательные задачи (УПЗ) я начала при изучении раздела «Технологии обработки конструкционных материалов». Для девочек эти темы не интересны, но они очень важны при выполнении практических работ.
Например:
Тип УПЗ: задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний.
Тема: «Технологические операции сборки и обработки изделий из древесины» в 7 классе.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению;
Познавательные:
- знать определение понятий: «шип», «проушина», «гнездо» и т.д.
- умение ориентироваться в тексте учебника.
Регулятивные:
- уметь планировать пути достижения цели;
- владеть навыками самооценки, умение оценить другого обучающегося.
Коммуникативные:
- умение планировать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- использовать разные способы коммуникации.
Я спрашиваю детей.
1.Что известно о шиповых столярных соединениях? Для чего их используют?
(Они должны зачитать информацию об истории изобретения-это начало параграфа)
2. Содержание задания:
Найти части «шип», «проушина», «гнездо» на рисунке учебника.
Принципы соединения деталей с помощью шкантов, с помощью шурупов, ввинчиваемых в нагели?
Правила безопасного выполнения работ?
Какова функция нагеля? Что означает данное слово?
Так рассматриваем каждую деталь и заполняем таблицу (эта таблица помогает девочкам в короткое время изучить большой параграф, к ней можно возвращаться и в дальнейшем).
3. Время выполнения: 20-25 минут.
4. Знакомлю с критериями оценивания (самооценка результатов своей деятельности):
Работу по изучению шиповых столярных соединений выполнил самостоятельно: 5б.
В работе были допущены незначительные ошибки: 4б.
Работу выполнил с помощью учителя: 3б.
Использование на уроках учебно-познавательных задач способствует получению обратной связи о степени формирования у обучающихся метапредметных результатов, таких как: анализ информации, систематизация полученных знаний, выделение главного и т.д. При решении ситуационных и проблемных задач учащиеся лучше усваивают изучаемый материал, чем при работе с простыми вопросами, например: «Зачем же человеку нужно знать, например, …виды круп…?».
В развернутом виде учебно-познавательная задача должна состоять из семи компонентов.
1. Краткая характеристика задачи – описание личностных, предметных и метапредметных результатов, на формирование которых направлено выполнение этой задачи.
2. Мотивационная часть задания – формирует у ученика желание узнать, открыть, научиться.
3. Содержание задачи:
а) информационная часть (условие задачи);
б) командная часть (вопрос задачи);
в) ответная часть (инструкция по выполнению задачи).
4. Время выполнения задачи.
5. Образец выполнения задачи или описание правильного ответа.
6. Критерии оценивания.
7. Методический комментарий – описание особенностей, форм работы учеников, перечень необходимого оборудования.
Учебно-познавательные задачи позволяют реализовать системно-деятельностный подход и достигнуть следующих целей:
Для их достижения предлагаю решение задач на встраивание неизвестного для учащихся объекта в уже известную систему; на сравнение; на рефлексивную оценку деятельности; на организацию совместных действий.
И хотя, над созданием познавательных задач работаю совсем немного, у меня уже есть небольшой банк этих заданий по предмету «Технология». Представляя свой опыт работы, я хотела показать, что познавательные задачи в структуре современного урока – универсальное средство реализации ФГОС, создаёт условия для достижения всех видов планируемых результатов, подготовки обучающихся к самостоятельной взрослой жизни. Убедившись в том, что познавательные задачи способствуют вовлечению учащихся в универсальную общеучебную деятельность (целеполагание, планирование, аргументацию, анализ, синтез, сравнение, контроль и самоконтроль), мне еще нужно помнить, что ребенок на уроках технологии должен решать и учебно-практические задачи. Важно то, что эти два типа задач необходимо сочетать в определенной наиболее эффективной последовательности. Вот над этой проблемой я и буду работать дальше.
Таким образом, использование познавательных задач обучающимися на уроках технологии – это процесс формирования, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способствует вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникшие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них, а вся перечисленная деятельность развивает познавательные интересы, техническое мышление; сенсорные и моторные навыки, мотивацию к поиску решения возникших проблемных ситуаций.
2 Экспериментальное исследование развития технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии
2.1 Организация экспериментального исследования по развитию технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии
Техническое мышление проявляется в способности успешно решать технические задачи
, поэтому наиболее логично в качестве критерия сформированности технического мышления выделить умение решать комплексные технические задачи различных уровней сложности.
Под комплексными задачами, мы понимаем техническую задачу, для решения которой требуется владение всеми компонентами, составляющими техническое мышление.
По успешности решения комплексных технических задач различной трудности, можно судить об уровне развития технического мышления. Определить же этот уровень возможно благодаря определенным показателям.
Экспериментальное исследование по формированию технического мышления учащихся в образовательной области «Технология» проводилось в 7 классах МАОУ СОШ № 11 г. Краснодара. Всего в эксперименте участвовало 30 школьников.
Задачи и этапы экспериментального исследования:
Было сформировано две группы учащихся – экспериментальная (7 «А» в количестве 16 человек) и контрольная (7 «Б» в количестве 14 человек).
Для определения уровня развития технического мышления нами использовались экспертное оценивание сформированности компонентов структуры технического мышления. При выявлении критериев к экспертному оцениванию сформированности компонентов технического мышления, учащихся мы воспользовались разработанными на основе таксономии Б. Блума уровнями усвоения учебного материала, предложенными В.Н. Максимовой и В.П. Беспалько.
Предлагаемые уровни усвоения послужили основой
для разработки показателей выделенных критериев развития компонентов структуры технического мышления (таблица 1).
Таблица 1 – Показатели сформированности отдельных компонентов технического мышления
Согласно требованиям Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает девять классов учебно-познавательных и учебно-практических задач:
-
направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний; -
направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний; -
направленные на формирование и оценку навыка решения проблемных ситуаций; -
направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества; -
направленные на формирование и оценку навыка коммуникации; -
направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции; -
направленные на формирование и оценку навыка рефлексии; -
направленные на формирование ценностно-смысловых установок; -
направленные на формирование и оценку ИКТ - компетентности школьников.
Особенность этих задач состоит в том, что каждая их них направлена на формирование и оценку конкретных умений и навыков, необходимых для успешного освоения обучающимися основной общеобразовательной.
Применять учебно-познавательные задачи (УПЗ) я начала при изучении раздела «Технологии обработки конструкционных материалов». Для девочек эти темы не интересны, но они очень важны при выполнении практических работ.
Например:
Тип УПЗ: задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний.
Тема: «Технологические операции сборки и обработки изделий из древесины» в 7 классе.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению;
Познавательные:
- знать определение понятий: «шип», «проушина», «гнездо» и т.д.
- умение ориентироваться в тексте учебника.
Регулятивные:
- уметь планировать пути достижения цели;
- владеть навыками самооценки, умение оценить другого обучающегося.
Коммуникативные:
- умение планировать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- использовать разные способы коммуникации.
Я спрашиваю детей.
1.Что известно о шиповых столярных соединениях? Для чего их используют?
(Они должны зачитать информацию об истории изобретения-это начало параграфа)
2. Содержание задания:
Найти части «шип», «проушина», «гнездо» на рисунке учебника.
Принципы соединения деталей с помощью шкантов, с помощью шурупов, ввинчиваемых в нагели?
Правила безопасного выполнения работ?
Какова функция нагеля? Что означает данное слово?
Так рассматриваем каждую деталь и заполняем таблицу (эта таблица помогает девочкам в короткое время изучить большой параграф, к ней можно возвращаться и в дальнейшем).
3. Время выполнения: 20-25 минут.
4. Знакомлю с критериями оценивания (самооценка результатов своей деятельности):
Работу по изучению шиповых столярных соединений выполнил самостоятельно: 5б.
В работе были допущены незначительные ошибки: 4б.
Работу выполнил с помощью учителя: 3б.
Использование на уроках учебно-познавательных задач способствует получению обратной связи о степени формирования у обучающихся метапредметных результатов, таких как: анализ информации, систематизация полученных знаний, выделение главного и т.д. При решении ситуационных и проблемных задач учащиеся лучше усваивают изучаемый материал, чем при работе с простыми вопросами, например: «Зачем же человеку нужно знать, например, …виды круп…?».
В развернутом виде учебно-познавательная задача должна состоять из семи компонентов.
1. Краткая характеристика задачи – описание личностных, предметных и метапредметных результатов, на формирование которых направлено выполнение этой задачи.
2. Мотивационная часть задания – формирует у ученика желание узнать, открыть, научиться.
3. Содержание задачи:
а) информационная часть (условие задачи);
б) командная часть (вопрос задачи);
в) ответная часть (инструкция по выполнению задачи).
4. Время выполнения задачи.
5. Образец выполнения задачи или описание правильного ответа.
6. Критерии оценивания.
7. Методический комментарий – описание особенностей, форм работы учеников, перечень необходимого оборудования.
Учебно-познавательные задачи позволяют реализовать системно-деятельностный подход и достигнуть следующих целей:
-
познакомиться с новыми понятиями; -
систематизировать знания; -
развить навыки проектно-исследовательской деятельности; -
самостоятельно приобретать, переносить и интегрировать знания.
Для их достижения предлагаю решение задач на встраивание неизвестного для учащихся объекта в уже известную систему; на сравнение; на рефлексивную оценку деятельности; на организацию совместных действий.
И хотя, над созданием познавательных задач работаю совсем немного, у меня уже есть небольшой банк этих заданий по предмету «Технология». Представляя свой опыт работы, я хотела показать, что познавательные задачи в структуре современного урока – универсальное средство реализации ФГОС, создаёт условия для достижения всех видов планируемых результатов, подготовки обучающихся к самостоятельной взрослой жизни. Убедившись в том, что познавательные задачи способствуют вовлечению учащихся в универсальную общеучебную деятельность (целеполагание, планирование, аргументацию, анализ, синтез, сравнение, контроль и самоконтроль), мне еще нужно помнить, что ребенок на уроках технологии должен решать и учебно-практические задачи. Важно то, что эти два типа задач необходимо сочетать в определенной наиболее эффективной последовательности. Вот над этой проблемой я и буду работать дальше.
Таким образом, использование познавательных задач обучающимися на уроках технологии – это процесс формирования, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способствует вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникшие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них, а вся перечисленная деятельность развивает познавательные интересы, техническое мышление; сенсорные и моторные навыки, мотивацию к поиску решения возникших проблемных ситуаций.
2 Экспериментальное исследование развития технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии
2.1 Организация экспериментального исследования по развитию технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии
Техническое мышление проявляется в способности успешно решать технические задачи
, поэтому наиболее логично в качестве критерия сформированности технического мышления выделить умение решать комплексные технические задачи различных уровней сложности.
Под комплексными задачами, мы понимаем техническую задачу, для решения которой требуется владение всеми компонентами, составляющими техническое мышление.
По успешности решения комплексных технических задач различной трудности, можно судить об уровне развития технического мышления. Определить же этот уровень возможно благодаря определенным показателям.
Экспериментальное исследование по формированию технического мышления учащихся в образовательной области «Технология» проводилось в 7 классах МАОУ СОШ № 11 г. Краснодара. Всего в эксперименте участвовало 30 школьников.
Задачи и этапы экспериментального исследования:
-
Изучение уровня сформированности технического мышления учащихся 7 классов (констатирующий этап); -
Апробация программы по формированию технического мышления учащихся на уроках технологии (формирующий этап); -
Повторная диагностика уровня сформированности технического мышления учащихся 7 классов (контрольный этап).
Было сформировано две группы учащихся – экспериментальная (7 «А» в количестве 16 человек) и контрольная (7 «Б» в количестве 14 человек).
Для определения уровня развития технического мышления нами использовались экспертное оценивание сформированности компонентов структуры технического мышления. При выявлении критериев к экспертному оцениванию сформированности компонентов технического мышления, учащихся мы воспользовались разработанными на основе таксономии Б. Блума уровнями усвоения учебного материала, предложенными В.Н. Максимовой и В.П. Беспалько.
Предлагаемые уровни усвоения послужили основой
для разработки показателей выделенных критериев развития компонентов структуры технического мышления (таблица 1).
Таблица 1 – Показатели сформированности отдельных компонентов технического мышления
Компоненты | Показатели | ||
Понятийный компонент | Знает единичные технические понятия; знает закономерности функционирования различных механизмов | Владеет основными техническими понятиями; умеет систематизировать технические понятия; интерпретировать полученную информацию | Умеет раскрыть сущность понятия; умеет соотносить технические понятия |
Образный компонент | Умеет создавать статистические образы | Умеет создавать новые образы и изменять их; | Умеет оперировать динамическими пространственными образами |
Практический компонент | Знает основные орудия труда, материалы; знает основные технологии обработки некоторых материалов | Умеет использовать детали и орудия труда, пользоваться техническими устройствами; рассчитывать основные показатели по техническим дисциплинам; собирать, конструкцию, схему, изображенную условными знаками | |
Языки техники | Знает единичные условные обозначения, применяемые в технике; знает основы проектирования и конструирования | Владеет основными условными обозначениями; умеет интерпретировать информацию, полученную с помощью условных обозначений; умеет технически грамотно оформлять проекты | Умеет оценивать грамотность оформления технической идеи с помощью условных обозначений; умеет свободно оперировать условными обозначениями |
Оперативный компонент | Имеет представление о необходимости своевременной обработки информации | Умеет преобразовывать и воспроизводить нужный материал; умеет быстро и качественно обрабатывать техническую литературу; умеет осуществлять рациональный поиск информации | Умеет оценивать оптимальность решения технических задач; выделяет избыточные и недостающие данные в технических задачах |