Файл: Анализ содержания организации и руководства игровой деятельности детей дошкольного возраста в режиме дня доо в группах детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 421

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- предметный вид;

- сюжетный вид;

- декоративный.

Сюжетный вид:

- выделение главного в теме;

- предварительное планирование изображения;

- передача пространственных отношений;

- соотношение предметов по величине;

- цветовое решение.

Декоративный вид:

- ознакомление с основными элементами росписи;

- обучение композиционному построению узора;

- составление узора на круге, квадрате;

- роспись шаблона, предмета.

Предметный вид:

- деревья;

- транспорт;

- здания;

- животные;

- человек.

Этапы развития продуктивной деятельности в детском саду:

- накопление и расширение знаний, умений и навыков продуктивной деятельности;

- подражание;

- преобразование;

- поиск альтернатив.

Методы организации продуктивной деятельности:

- информационно - организационный — обеспечивает восприятие готовой информации (малыши младших групп получают задание с детальной пошаговой инструкцией по выполнению);

- репродуктивный, углубляющий знания о способах деятельности (освоение разных изобразительных техник).

- Эвристический, требующий от детей выдвижения гипотез относительно решения той или иной проблемы;

- исследовательский.

Приёмы для занятий продуктивной деятельностью:

Наблюдение.

Младший дошкольный возраст: Дети наблюдают явления, предметы, простые по форме и яркие по цвету, в естественной для них обстановке. Педагог сам вычленяет два –три признака(цвет, форму, величину) и называет, дети повторяют. Восприятие происходит в игре, действии, движении. Наблюдения кратковременны. Установка на последующее изображение не дается.

Средний дошкольный возраст: В процессе наблюдения выделяют несколько признаков (цвет, форму, строение, расположение в пространстве). Восприятие становится активным, педагог обращается к опыту детей. Наблюдение более длительное. Организуется повторное наблюдение с усложнением содержания.

Обследование.

Целостное эмоциональное восприятие предмета.

Аналитическое восприятие предмета:

- выделить самую крупную часть предмета;

- определить форму;

- определить положение в пространстве;

- выделить другие части, определить положение, форму, величину по отношению к основной;

- выделить цвет.

Целостное эмоциональное восприятие предмета.


Младший дошкольный возраст: Вычленение формы, цвета, соотнесение с сенсорным эталоном. Активное применение формообразующего жеста. Обследование проводится педагогом до занятия индивидуально или по подгруппа

3. Рассматривание картинок.

4. Образец.

5. Показ.

Основными способами взаимодействия с детьми на занятиях продуктивной деятельностью является наглядность.

Речевые приёмы:

Беседа

При помощи наводящих вопросов воспитатель помогает детям среднего дошкольного возраста обобщить полученный при обследовании или наблюдении материал. В работе с малышами первой и второй младших групп беседа помогает сформировать общее впечатление детей о явлении или объекте, который изображается, систематизируют свои представления о его форме.

Беседа используется и на начальном этапе работы над заданием (для мотивации через пробуждение любопытства при поиске ответа на вопросы), и на завершающем, когда нужно подытожить тему.

Объяснение

Важный словесный приём, позволяющий взрослому пояснить детям порядок выполнения задания. В младшем дошкольном возрасте объяснения имеют более развёрнутый характер.

Поощрение

Для реализации индивидуального подхода и создания ситуации успеха для каждого ребёнка используется поощрение. Добрые слова вселяют в малыша уверенность в своих силах, мотивируя на дальнейшую работу.

Художественное слово

Загадки, рифмовки, чтение отрывков детских произведений призваны стимулировать интерес у детей к теме и, конечно, привлечь их к занятию продуктивной деятельностью. Этот приём обладает большим потенциалом для создания положительного эмоционального настроя. К примеру, при изучении темы «Посуда» перед созданием заварочного чайника из теста, дети средней группы отгадывают такие шуточные загадки:

На плите стоит — пыхтит.
В нём вода бурлит — кипит.
Из-под крышки выйдет тучка,
Носик есть и сбоку ручка.
Чайных чашек всех начальник.
Называется он… (чайник).

Игровые приёмы.

Вывод:

Продуктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт, получают возможность полноценного личностного роста, а с другой — обогащают его. Для методически верной организации практической деятельности педагог, исходя из особенностей детей своей группы, использует весь арсенал приёмов, необходимый для эффективного взаимодействия с детьми.



3.3. Организация продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Понятие «продуктивная деятельность» включает в себя несколько видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию, — традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть особым образом отображают реальный мир.

Перечисленные виды активности представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата. Продуктивная деятельность - это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом).

Продуктивная деятельность в дошкольном учреждении организуется по отдельным ее видам в рамках специальных занятий, одинаковых для всех (вне контекста конкретных детских интересов). Цель таких занятий, зачастую, научить ребенка специальным умениям и навыкам работы с теми или иными материалами и инструментами.

Программ по обучению детей рисованию, лепке, конструированию и пр. в настоящее время очень много; некоторые вписаны в целостные дошкольные образовательные программы, другие существуют как отдельные (парциальные). Воспитатель, не имея никаких оснований для выбора (от каких упражнений можно отказаться, какие необходимы), вынужден точно следовать программно-заданным содержаниям. Это сковывает его инициативу и исключает возможность гибко проектировать содержание работы, ориентируясь на особенности детей группы и их конкретные интересы.

Для того чтобы педагог мог гибко проектировать работу со своей группой, ему нужно уметь самому подбирать подходящие содержания из имеющегося множества, учитывая, с одной стороны, развивающие задачи, а с другой — интересы детей группы. Для этого необходимо иначе взглянуть на знакомые содержания, иным образом их систематизировать. Взяв за основуОснования систематизации содержаний представляют своего рода посредствующее звено между развивающими задачами и конкретными содержаниями продуктивной деятельности, позволяющими их реализовывать.

Первым основанием для систематизации и подбора конкретного содержания продуктивной деятельности взрослого с детьми могут быть четыре типа работы:


  1. работа по образцам;

  2. работа с незавершенными продуктами;

  3. работа по графическим схемам;

  4. работа по словесному описанию цели - условии.

В данных типах работы реализуется весь спектр общеразвивающих функций продуктивной деятельности. Прежде всего, это эмоционально-личностное становление ребенка - в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Продуктивная деятельность так же создает условия для формирования целеполагания и способности к длительным волевым усилиям. К спектру общеразвивающих функций следует отнести развитие творческой активности и совершенствование ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность любого рода.

Для старших дошкольников целесообразно использовать все типы работы, постепенно продвигаясь по означенным линиям от более простых к более сложным:

По мере взросления детей необходимо постепенно усложнять предлагаемые им цели в плане состава и объема промежуточных операций, необходимых для достижения конечного результата.

Каждый из типов работы, может быть, развернут с самыми разнообразными материалами. Это такие традиционные материалы как: бумага (белая и цветная), картон, различные конструктивные объемные модули (картонные и спичечные коробки, кусочки пенопласта, природный материал, выступающий в функции объемных модулей, — желуди, шишки, ракушки и пр.), кусочки ткани, бросовый материал, графические и живописные материалы (простые и цветные карандаши, восковые мелки, гуашевые краски), пластические материалы (пластилин, глина, соленое тесто, проволока). Все они могут использоваться как в чистом виде, так и во всевозможных сочетаниях.

Вторым основанием подбора конкретных содержаний для совместной деятельности взрослого с детьми могут быть смысловые поля. Каждый из развивающих типов работы нужно включить («упаковать») в смысловые поля, которые, обусловят привлекательность работы для дошкольников и выведут продуктивную деятельность в более широкое культурное пространство.

Смысловые поля могут быть определенны исходя из субкультурных содержаний, привлекающих старших дошкольников, и общеобразовательных задач введения детей в мир человеческой культуры: изобразительного и театрального искусства, архитектуры, художественного дизайна.

В качестве таких смысловых полей «обрамляющих» работу, можно предложить следующие:


  • изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;

  • создание произведений для собственной художественной галереи;

  • создание коллекций;

  • создание макетов;

  • изготовление украшений-сувениров;

  • создание книги;

  • изготовление предметов для собственного театра.

Остановимся на каждом подробнее.

1. Изготовление игрушек, игровых материалов и предметов, обслуживающих познавательно-исследовательскую деятельность детей. Работа в этой «упаковке» строится, по преимуществу, на конструктивных материалах, но может включать и сочетание разнообразных материалов (конструктивные, изобразительные, бумага, ткани и пр.) и развивать соответствующие специфические умения и навыки.

Подбор конкретной тематики зависит от актуальных игровых интересов детей группы (например, самолеты и кораблики или мебель для маленьких кукол из объемных модулей и бумаги и т. п.), и реализуемых в этот момент задач познавательно-исследовательской деятельности (к примеру, картонные горки и трамплины для опытов с движением, парашюты и вертушки для опытов с воздушными потоками).

Возможны все типы работы, но наиболее адекватна для этой «упаковки» работа по образцам и схемам.

2. Создание и оформление работ для собственной художественной галереи. Эта «упаковка» связанна с художественной изобразительной деятельностью (живопись, лепка, коллаж – аппликация) и соответствующими материалами. Используется для введения детей в виды и жанры изобразительного искусства, знакомства с основами гармоний линий, цветов, масс (объемов), гармоничным сочетанием частей в целостном пространстве.

Целенаправленное создание работ для определенной, периодически сменяющейся экспозиции собственной художественной галереи (по жанрам, темам, материалам) позволяет в осмысленной для детей форме ориентировать их на овладение все более сложными изобразительными средствами, на совершенствование специфических для изобразительной деятельности умений и навыков.

Для этой «упаковки» более всего подойдут работа с незавершенными продуктами (свободное завершение неопределенных цветовых и графических набросков, кляксография и т. п.) и работа по словесному описанию (обсуждение темы, замыслов, словесное описание детьми будущего результата). В отдельных случаях возможна работа с использованием образцов (например, декоративное рисование).