Файл: Развитие и новаторство частных образовательных служб в системе дополнительного образования детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Управление инновационной деятельностью ДОО – это совокупность принципов, методов и форм, которые позволяют направлять, регулировать, планировать и координировать инновационный процесс, организационные структуры и персонал, занятый этой деятельностью.

Для управления инновациями в ДОО необходимо создание трех функционирующих подсистем:

1) управляющей(субъекты управления – отдельный работник или группа педагогических работников, которые посредством приемов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления: заведующая и старший воспитатель ДОО, координатор сетевого взаимодействия, руководитель проекта и пр.);

2) управляемой (объекты управления – инновацииинновационный процесс и отношения между участниками инновационной деятельности, в их числе – творческие или исследовательские группы, матричные подразделения, клубы, проектные группы, инновационные методические объединения, межсадовские сетевые информационно-аналитические центры, специализированные ассоциации).

Особое внимание для организации слаженной работы специальных инновационных подразделений следует уделять формированию у педагогов инновационной культуры (готовности поддержать предстоящие изменения, их способности к целенаправленному поиску и получению новых знаний и пр.) и инновационного климата, который является частью общей организационной культуры организации и понимается как комплекс условий, способствующих усилиям педагогов в выдвижении и реализации новых идей, характеризуется общей направленностью на инновационность, достигаемую общими усилиями и с помощью высокой степени взаимного доверия, децентрализации принятия решений и контроля и пр.;[31]

3) информационного продуктакак результата инновационной работы (процесс сбора, хранения, переработки, оценивания и передачи потока документов и информации о ходе реализации инновационной деятельности посредством использования специальных инструментов (технологического аудита, квалиметрического оценивания, многоаспектного диагностирования, создания накопительного центра педагогических, творческих и научных идей и их обработки и применения на практике) [38].

Для успешного управления и оценивания качества реализуемой инновационной деятельности на уровне ДОО важны ценностно-целевые ориентиры как индикаторы успешности данной деятельности:


1)        ключевые, то есть инвариантные индикаторы, которые позволяют оценивать качество реализации и результаты инновации на разных стадиях ее жизненного цикла;

2)        специальные индикаторы, которые позволяют адресно изучать и отслеживать инновации с учетом реализуемого типа нововведений, поскольку в зависимости от направленности организуются теоретические и практические новшества как внешний заказ или собственный замысел, результат коллективного творчества или индивидуальный проект и пр.; по масштабам преобразований – на микроуровне (частные, единичные и пр.) или макроуровне (взаимодействие отдельных нововведений); по инновационному потенциалу – усовершенствование, рационализация, радикальные новации; по отношению к предшествующему – заменяющее новшество, отменяющая новация или ретровведение; в зависимости от инновационного продукта – продуктовые новации (например, обучающие программы, электронные энциклопедии, компьютерные программы и т. д.) или процессные новации, воплощенные в организационном, управленческом, маркетинговом и других компонентах образовательного процесса и пр.[9]

Обобщая достижения педагогической теории и практики, представленные ранее, следует отметить, что процесс внедрения и управления инновациями в ДОО предполагает соблюдение стадий управления инновационной деятельностью, на каждой из которых свои ценностно-целевые ориентиры, выступающие как индикаторы качества.

На этапе зарождения новой идеи важны следующие ценностно-целевые ориентиры: новизна идеи; модель возникновения и непрерывного развития инновационного движения в ДОО; масштабность планируемых преобразований; актуальность и своевременность введения инновации, ее максимальное соответствие потребностям развития ДОО; предположительная результативность и т. д.

На проектировочном этапе важны следующие индикаторы: методическая разработанность и качество спроектированного инновационного продукта; наличие документации по инновационной деятельности; грамотное и достаточно детализированное построение программы и концепции инновационного развития ДОО с учетом современных принципов управленческой инноватики; разработанность плана реализации идеи или управления инновационным процессом в ДОО; степень интеграции нововведений в сложноорганизованной системе ДОО; грамотность оформления педагогических инноваций на уровне содержания, технологий, средств или форм организации; наличие нормативно-правовой обеспеченности инновационной деятельности ДОО, сформулированных и запланированных этапов работы ДОО по их реализации; разработанность мер внутреннего контроля и оценки поэтапной реализации инновационной деятельности; продуманность мер по устранению возможных негативных последствий или использованию компенсаторных механизмов; наличие прогнозов о возможных объективных и субъективных факторах, детерминирующих продвижение идеи и препятствующих ему и пр.



В период организационной подготовки инновационной деятельности важны следующие ценностно-целевые ориентиры: наличие кадрового потенциала и мотивационных условий; наличие материальных, научно-методических и организационных ресурсов (изменение управленческой структуры учреждения, расширение функциональных обязанностей участников инновационного процесса, создание новых органов управления (координационных советов, творческих групп и пр.) в соответствии с кругом решаемых инновационных задач; наличие инновационной среды и пр.

При этом, оценивая и обновляя кадровые ресурсы инновационной дошкольной организации, важно учитывать: [11]

  • квалификационные характеристики педагогического состава;

  • степень восприимчивости педагогов к новому;

  • количество публикаций у педагогов о своей инновационной работе;

  • степень новаторства педагогов и стремление к самообразованию посредством изучения и обобщения прогрессивного педагогического опыта, посещения занятий коллег и т. д.;

  • участие членов педагогического коллектива в конференциях и семинарах разного уровня;

  • результативность участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, методических разработок или научных работ;

  • ориентация сотрудников на дости­жение высокого качества воспитания и обучения дошкольников;

  • мотивационная готовность педагогов к работе в инновационном режиме;

  • исследовательский характер деятельности педагогов; творческий поиск в решении организационно-практических, кадровых и иных проблем и пр.

Оценивая и обновляя организационно-педагогическую структуру в инновационной ДОО, важно ориентироваться на следующие индикаторы:

сформированность органов управления инновационной деятельностью ДОО;

  • наличие советов специалистов по вопросам организации работы в инновационном режиме и обеспечения ее качества;

  • наличие консультативной группы, включающей опытных специалистов по инновационному направлению деятельности;

  • рациональная расстановка педагогических кадров и использование кадровых ресурсов для реализации новаций;

  • наличие в детском саду педагогов-исследователей,

  • проблематизаторов, проектировщиков,

  • кспериментаторов или методологов и пр.;

  • направленность организационной культуры на задаваемые задачи и личность основных участников инновационного процесса;

  • наличие системы отношений, правил, норм и установок, принимаемых всеми членами коллектива как ориентиры инновационного обновления деятельности дошкольной образовательной организации;

  • сформированность у педагогов инновационной культуры;

  • наличие единой программы управления инновационной деятельностью;

  • паритет единоначалия и коллегиальности в дошкольной организации; наличие инновационных объединений педагогов (творческих, экспертных, исследовательских объединений педагогов, матричных подразделений, районных опорных площадок в рамках сетевого взаимодействия и пр.);

  • широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием дошкольной образовательной организации;

  • изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования в саду;

  • наличие и результативность инновационного маркетинга, менеджмента и инновационных технологий в управлении дошкольной образовательной организацией (технология многоаспектного диагностирования, технологический аудит и пр.);

  • использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогический ринг, стажерская площадка и т. д.);

  • индивидуализация форм и методов методической работы с учетом уровня профессионального мастерства педагогов;

  • самореализационные формы повышения квалификации педагогов (творческие конкурсы и лаборатории, банк инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и пр.);

  • трансляция инновационных процессов в различные направления работы ДОО и пр.


При оценивании и обновлении программно-методических ресурсов инновационной дошкольной организации важны следующие ценностно-целевые ориентиры: наличие собственных парциальных программ или инновационных технологий, способствующих успешной реализации образовательного процесса и расширению инновационной деятельности; наличие программ дополнительного образования дошкольников, обеспечивающих непрерывное образование (семья – ДОО – начальная школа) и удовлетворение запросов участников инновационного процесса; обеспеченность системой мониторинга достижений и продвижений детей и пр.[29]

Оценивая и обновляя образовательное пространство инновационной ДОО, важно учитывать комплекс критериев, позволяющих изучить пространство развития детей, пространство педагогов-инноваторов ДОО, инновационную среду ДОО в целом и инновации в образовательном пространстве ДОО в разных возрастных группах и пр.

При оценивании финансовых и нормативных ресурсов, регулирующих инновационную деятельность ДОО, необходимы следующие ориентиры: наличие локальных актов, регламентирующих вопросы организации образовательного процесса и инновационной деятельности ДОО (устав; образовательная программа ДОО; лицензия на образовательную деятельность; правила внутреннего распорядка сотрудников ДОО; программа инновационного развития ДОО; положение о мероприятиях, проводимых в ДОО; положение об инновационной деятельности и др.); наличие локальных актов, регламентирующих деятельность органов самоуправления в инновационной дошкольной организации; построение работы на принципах нового хозяйственного механизма и пр.

При осмыслении промежуточных и итоговых результатов реализации новаций важно учитывать: объективность оценки по основным показателям достижения намеченных целей инновационного развития дошкольной организации; использование комплексного подхода для изучения и анализа проведенной инновационной работы; участие педагогов в создании банка данных или внутренней картотеки инновационной деятельности; полноту отражения полученного инновационного опыта на страницах периодической печати или учебных пособий; объективность оценки эффективности деятельности инновационного детского сада на основе всех необходимых инвариантных и специальных индикаторов; наличие положительной динамики развития профессионально-педагогической компетентности педагогов и степень осмысленности ими направлений и индивидуальных траекторий дальнейшего профессионального совершенствования; перевод накопленных инноваций в режим институционализации; проведение независимого профессионального аудита эффективности внедряемых экспериментальных программ и инновационных технологий; наличие рекомендаций экспертного и научно-методических советов к распространению и применению положительного инновационного опыта педагогов и воспитателей и пр.


В качестве новых механизмов управления инновационными процессами в ДОО следует использовать:

−           инновационный менеджмент как систему управления инновационным процессом и отношениями в процессе продвижения и реализации инновации на рынке образовательных услуг, совокупность принципов и методов управления инновациями посредством разработки программ, планов, проведения наблюдения и создания инновационной инфраструктуры, диффузии инноваций и пр.;

−           инновационный маркетинг (комплекс работ по формированию портфеля новшеств, созданию, продвижению и предоставлению инновационного продукта или услуги потребителям);

−           инновационная методическая работа как часть профессионально-педагогической деятельности, ориентированной на освоение инновационных способов профессиональной деятельности и пр.;

−           инновационные управленческие технологии в новаторстве , управленческие нововведения, новые организаторские решения, системы процедур или новых методов управления, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые использующиеся в конкретной образовательной организации.

На основе анализа инновационной деятельности отдельных образовательных организаций следует подчеркнуть, что в настоящее время накоплен опыт по внедрению современных механизмов в управлении инновациями ДОО. ДОО апробированы:

− трехуровневая технология управления инновационной деятельностью (управление муниципальной образовательной системой, внутрисадовское управление и уровень регулирования, направленный на обеспечение диалога между этими двумя системами), циклически реализующая последовательность шагов (изучение потребностей в новациях; проектирование инновации и её оснащение ресурсами; разработка программы развития по реализации инновации; мониторинг инновационной работы и образовательной политики детского сада; сбор и анализ информации об эффективности инновационной деятельности дошкольной организации; регулирование инновационных процессов на основе результатов анализа);

− программа управления инновационной деятельностью в ДОО с использованием инновационных форм работы с педагогическими кадрами (в их числе «банк идей» как накопительный центр творческих или научных идей) и их применения в педагогической практике; коучинг-сессии с использованием современных методов для быстрого решения определенных проблем (метод кейс-стади, мозгового штурма, интервьюирования, модерации и пр.); педагогические проекты, клубная деятельность (клуб молодого педагога «Ступеньки педагогического мастерства» и клуб младшего воспитателя «Палитра мастерства»), тренинговые встречи, мастер-классы, использование ИКТ-технологий и т. д.;[40]