Файл: Развитие и новаторство частных образовательных служб в системе дополнительного образования детей.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
− программно-целевой педагогический менеджмент и маркетинг, предполагающие разработку программы и планов инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки и реализации инновационного проекта; ресурсное и информационно-методическое обеспечение инновационного процесса; управление персоналом, осуществляющим инновации; создание целевых групп для комплексного решения проблем в процессе реализации инновации; формирование инфраструктуры управления дошкольной организацией; создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность и пр.;
− программа перехода ДОО на инновационный режим работы в рамках приоритетного направления деятельности, предполагающая несколько основных направления модернизации системы управления в ДОО: создание нормативно-правовой базы, предопределяющей организацию и осуществление инновационной деятельности; обоснование ценностно-целевых ориентиров для определения содержания и основных направлений инновационной деятельности; психологическое сопровождение диагностики и поддержания творческого и исследовательского развития педагогов и инновационного климата в коллективе, профилактики профессионального выгорания и пр.; информационная и техническая поддержка инновационного процесса, информационного обмена и отношений между участниками инновационной деятельности; использование современных механизмов мотивации и стимулирования педагогов к инновационной работе и пр. [39–46]
Итак, реализация основных функций управления должна соответствовать цикличности инновационной деятельности. К основным функциям управления инновациями ДОО следует отнести семь основных. В их числе:[5]
1) инструктивно-методическая функция, заключающаяся в создании ценностно-целевых ориентиров внедрения новации на всех стадиях, определения регламентов и банка критериев оценки деятельности различных типов и видов инновационных дошкольных образовательных организаций;
2) информационно-аналитическая функция, включающая сбор и анализ данных по инновациям ДОО, позволяющих оценить качество инновационного развития организации и осуществлять информирование педагогического сообщества о качестве образования в дошкольной организации и т. д.;
3)
контрольно-диагностическая функция, включающая проведение оценочных процедур в дошкольных образовательных организациях, связанных со своевременным проведением экспертизы их инновационной деятельности, определением эффективности функционирования всех структурных компонентов системы, выявлением их соответствия разработанным параметрам и пр.;
4) мотивационно-целевая функция, состоящая в побуждении участников инновационной деятельности к заинтересованности в результатах труда по созданию и реализации новшеств;
5) организационная функция, заключающаяся в рациональной организации и координации деятельности по созданию, реализации и диффузии инновации в образовательной системе;
6) прогностическая функция, ориентирующая на составление прогнозов, определение перспектив и направлений обновления основных подсистем инновационной дошкольной организации для ее перехода на более качественно высокий уровень;
7) проектировочная функция, заключающаяся в создании моделей, проектов, технологий и подходов для эффективного управления инновационными процессами в конкретной дошкольной образовательной организации [47, 48].
Установлено, что управление инновационной деятельностью дошкольной образовательной организации реализуется в зоне двух тенденций (первая связана с модернизацией структуры системы управления, вторая определяется специфическим влиянием инновационной деятельности на работу ДОО – неизбежно возникновение дестабилизирующих элементов: отказ от прежних форм и методов работы, недостаточная отработанность новых технологий и пр.), поэтому необходимо соблюдение основных принципов управления инновационной деятельностью в ДОО [47–51]:
1) принципа директивной регламентации прав и параметров детского сада как инновационной системы во внутренних нормативных актах;
2) принципа интеграции взаимосвязи между субъектами и объектами управления;
3) принципа комплексного учета всех аспектов управления (организационных, социальных, психологических и др.);
4) принципа креативности и гибкости использования творческого подхода (несмотря на наличие схожести в концептуальных основах инноватики в каждой конкретной образовательной организации, инновация представляет собой неповторимое сочетание элементов с учетом инновационного потенциала самой организации);
5) принципа маркетинговой ориентации, предполагающего учет образовательных потребностей, состояния и динамики спроса при принятии управленческих решений исходя из долгосрочной перспективы;
6) принципа управляемости, ориентирующего на возможность целеполагания, планирования и проектирования инновационного процесса;
7) принципа системности, предполагающего принятие инновационной дошкольной организации как сложноорганизованной, динамичной, развивающейся, целеустремленной, открытой, процессной, управляемой и обеспечивающей качество системы;
8) принципа контекстности используемых методов управления инновациями с учетом множества факторов как в самой дошкольной образовательной организации, так и во внешней среде, поскольку не существует шаблонного способа управления, а самым эффективным является тот, который более всего адаптирован к ситуации;
9) принципа функциональности, заключающегося в установлении ключевых функций руководителя дошкольной образовательной организации как инновационной системы (диагностика, маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация и регулирование и др.).
Основополагающее значение для принятия грамотных управленческих решений и обеспечения качества дошкольного образования на всех стадиях развития инноваций в дошкольной организации имеет использование квалиметрического оценивания этого направления деятельности. Для обеспечения полифункциональности и эффективности квалиметрического оценивания инновации важно интегрировать несколько видов деятельности: экспертизу инновационного потенциала организации, инновационных продуктов, эффективности деятельности инновационных структур и пр.; диагностико-прогностическое слежение за состоянием инновационного процесса для выявления и предупреждения возникающих трудностей; сбор данных по ключевым параметрам на каждой стадии жизненного цикла инновации.
Процесс квалиметрической оценки инновационной дошкольной организации целесообразно осуществлять поэтапно. Необходимы: нормативно-установочный этап (определение основных показателей, разработка оценочных листов, определение ответственных лиц и сроков проведения); информационно-диагностический (сбор информации с помощью подобранных оценочных листов); аналитический (анализ и сопоставление полученных результатов, установление достижений и причин отклонения и пр.); итогово-прогностический этап (разработка стратегии коррекционно-развивающих мер, подготовка соответствующих документов (отчеты, справки, заключения и пр.).
Эффективность квалиметрического оценивания обеспечивается соблюдением следующих принципов: научности и целесообразности сбора информации, оптимизации объема поступающей информации, периодичности сбора необходимых данных, персональной ответственности за качество поступающей информации и ее личностной направленности и пр.
Измерение параметров целесообразно проводить с использованием трехуровневой балльной шкалы, включающей словесную форму и числовое выражение результата: соответствие параметра или наличие показателя; частичное соответствие или показатель в ближайших планах; несоответствие или отсутствие показателя. Трехуровневая шкала носит обобщенный характер и требует самостоятельной грамотной интерпретации оцениваемого инновационного объекта или продукта. Продуктом квалиметрического оценивания является заключение, мнение диагностической группы или эксперта об эффективности, проблемах и перспективах инновационной работы. Полученные результаты квалиметрической оценки могут быть использованы на разных уровнях управления: дошкольной организацией для рефлексии и постановки дальнейших целей по улучшению качества образования; руководителями для проведения исследований и принятия управленческих решений; институтами независимой оценки для экспертизы качества инновационной деятельности. [7]
1.2. Функции в системе частных образовательных служб в сфере дополнительного образования детей
Функции учреждений дополнительного образования [17]
1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным
образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя
общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
5) рекреационная – организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
6) профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию.
При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;
7) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
8) социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
9) самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что из-за отсутствия жестких образовательных стандартов педагоги, работающие в его системе, имеют возможность трансформировать способы деятельности, передаваемые учащимся (знание-умение-навыки), от цели обучения. в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных Целью в данном случае является создание развивающей образовательной среды, которая обеспечивала бы каждому ученику способность к проявлению творческого начала, заложенного в него от природы.
Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УГО) осмысления своих целей в обучении и развитии учащихся и саморазвитии как субъекта развивающего образования.
На современном этапе развития системы дополнительного образования сформировались следующие функции дополнительного образования.
Социальная функция направлена на удовлетворение:[45]
а) социальный запрос (требования общества, формируемые на стыке культуры, образования и здравоохранения);
б) требования родителей (представление о том, что необходимо или чего не хватает их ребенку: временная занятость, допрофессиональная подготовка, обучение дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престиж занятий, здоровье);
в) детский спрос – удовлетворение потребностей в познавательном и личностном развитии, общении, досуге и проведении времени. Детский спрос динамичен, поскольку меняется в процессе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего вида ведущей деятельности;
г) экономический спрос – возможность заработка (основного, дополнительного, внерабочего и т.п.) для взрослых и допрофессиональной подготовки для детей;
д) требование правоохранителей – предупреждение девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей.
Психологическая функция: