Файл: Хозяйственные операции, производимые Учреждением, отражаются в бюджетном учете на основании первичных учетных документов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объектами учета являются обязательства: по расчетам (с кредиторами по долговым обязательствам; с поставщиками и подрядчиками; по платежам в бюджеты и др.); по внутренним расчетам между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств; по расчетам по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов; по внутренним расчетам по поступлениям в бюджет и по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов (кредиторская задолженность) и др.

К объектам бюджетного учета относится также финансовый результат: финансовый результат учреждения (разница между его совокупными активами и совокупными обязательствами) и результат по кассовым операциям бюджета (разница между поступлениями в бюджет и выбытиями средств бюджета).

В составе такого объекта учета, как санкционирование расходов бюджета, выделяются: бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и принятые бюджетные обязательства.

Объекты бюджетного учета распределяются по субъектам бюджетного учета следующим образом (см. таблицу).

Субъекты бюджетного учета

Объекты бюджетного учета










Нефинансовые активы

Финансовые активы

Обязательства

Финансовый результат

Санкционирование расходов бюджета




Органы, организующие исполнение бюджетов (финансовые органы)

-

+

-

+

+




Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов (органы Федерального казначейства)

-

+

+

+

+




Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств

+

+

+

+

+





Новое определение бухгалтерского учета, которое мы уже указывали ранее, не содержит указания на цели и задачи такого учета, так как они должны определяться самостоятельно каждым экономическим субъектом в соответствии с требованиями, установленными Законом.


При этом следует учитывать, что в системе бухгалтерского учета экономического субъекта формируется информация для внешних и внутренних пользователей.

В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Информация, сформированная исходя из этой цели, отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что в бухгалтерском учете формируется вся информация, которая может оказаться необходимой и достаточной для заинтересованных пользователей при принятии решений.

Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются юридические и физические лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию.

Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

Определим следующие задачи бухгалтерского учета для бюджетного учреждения.

1. Организация бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными актами.

2. Использование передовых форм и методов бухгалтерского учета в обработке информации на базе широкого применения современной вычислительной техники.

3. Осуществление предварительного контроля за своевременным правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций.
4. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям.

5. Предотвращение отрицательного результата хозяйственной деятельности и образование резервов для обеспечения финансовой устойчивости.

6. Точное утверждение и целевое использование бюджета.

Ответственность за соблюдение правил бюджетной дисциплины и правильную организацию бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях несут руководитель учреждения и главный бухгалтер.
1.3. Основные положения учетной политики в государственных учреждениях



Система бухгалтерского учета государственных учреждений призвана отражать фактическое состояние и изменения их финансово-хозяйственной деятельности и по этой причине не может быть раз и навсегда сформированной. Учитывая это, данная система постоянно совершенствуется с целью более полного приведения положения регламентирующих ее нормативных документов в соответствие с фактическим содержанием отражаемых в учете финансово-хозяйственных операций, а также с требованиями действующего законодательства в области бухгалтерского учета в стране и мире.

Очередные изменения и дополнения системы бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений были инициированы приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н (далее – Приказ № 89н), которым внесен целый ряд изменений и уточнений в отдельные положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).1 Целью изменений, внесенных Приказом № 89н в положения Инструкции № 157н являются:

• приведение положений Инструкции № 157н в соответствие с изменившимися требованиями действующего законодательства, а также структурой обязательств отдельных органов исполнительной власти;

• исправление имеющихся в Инструкции № 157н опечаток и неточностей;

• предоставление учреждениям возможности прогнозирования своей финансово-хозяйственной деятельности на сроки, превышающие установленные Планом финансово-хозяйственной деятельности на очередной и следующий за ним финансовый год;

• дальнейшая детализация счетов (субсчетов) бухгалтерского учета с целью исключения имеющих место фактов отражения разнородных по своей экономической сущность операций на одном счете (субсчете) бухгалтерского учета;

• уточнение отдельных процедур учета с целью более точного отражения в нем некоторых финансово-хозяйственных операций.  

Следует предупредить руководителей и бухгалтерские службы государственных (муниципальных) учреждений о внимательном отношении к срокам внедрения предлагаемых изменений системы их бухгалтерского учета.

В соответствии с что п.2 Приказа № 89н «переход на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета  государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета». Однако, согласно Методическим рекомендациям по переходу на новые положения Инструкции № 157н, доведенным письмом Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918, решение о таком переходе руководители государственных (муниципальных) учреждений должны принять «не позднее 31 декабря 2014 года»,  внеся при этом соответствующие изменения в свою учетную политику за 2014 год. Таким образом, несмотря на состояние технической готовности государственных (муниципальных) учреждений к внедрению объявленных Приказом № 89н изменений в Инструкцию № 157н (таких, например, как отсутствие соответствующих корректировок в конфигурацию применяемых бухгалтерских программ, отсутствие соответствующих изменений в положения неразрывно связанных с Инструкцией № 157н приказы Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н, от 16.12.2010 № 174н и от 23.12.2010 № 183н, незавершенность на конец 2014 года юридических процедур изменения соответствующих форм бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений и т.п.) Минфин РФ требует сформировать балансовые остатки на 01.01.2015 года уже с учетом изменений, внесенных Приказом № 89н.


Согласно п.3 Методических рекомендаций Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 остатки по соответствующим счетам бухгалтерского учета переносятся на новые счета до отражения операций по завершению 2014 года без переноса оборотов по счетам на основании Справки (ф.0504833).

По моему мнению, данная позиция Минфина РФ не в полной мере соответствует  требованиям действующего законодательства. Ведь при внедрении соответствующих изменений в Инструкцию № 157н необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • В соответствии с п.7 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ) в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Внедрение же в учетную политику предусмотренных Приказом № 89н изменений прямо нарушает этот принцип. Конечно, в своем письме от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 Минфин РФ ссылается на требования Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ о досрочном изменении учетной политики при существенном изменении установленных правил ведения бухгалтерского учета. Однако, корректировка учетной политики даже в связи с этим в последний день срока ее действия (с учетом уровня трудоемкости данных операций (разработка новых положений учетной политики, корректировка на их основе данных бухгалтерского учета и т.п.) выглядит как  бюрократическое пренебрежение чиновников Минфина РФ реальностями фактической организации и ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями всей страны в угоду сомнительной возможности доложить о своевременном выполнении запланированных сроков очередной реорганизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе.

  •  Кроме того, данные бухгалтерского учета являются источником формирования показателей бухгалтерской отчетности. Учитывая же сквозной характер системы бухгалтерской отчетности соответствующих государственных (муниципальных) учреждений, следует ожидать внесения соответствующих изменений и в утвержденные формы их бухгалтерской отчетности. По состоянию же на конец 2014 года соответствующие изменения в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н) еще не прошли процедуру юридической экспертизы. В результате, в случае, если в результате согласования изменений в Инструкцию № 33н в Минюсте РФ какие-либо предлагаемые Минфином РФ проекты положений не будут приняты, то чтобы удовлетворить требования письма Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918 государственным (муниципальным) учреждениям придется (теперь уже задним числом) еще раз пересматривать свою учетную политику на 2014 год. Предлагаемый же Минфином РФ перенос же остатков по измененным счетам бухгалтерского учета без переноса оборотов по этим счетам (даже с учетом разрешения не переоформлять первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета) еще более затрудняет процесс формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений за 2014 год.


Таким образом, несмотря на то, что внедрение изменений в Инструкцию № 157н с 01.01.2015 представляется более логичным и правильным, государственные (муниципальные) учреждения под давлением Минфина РФ вынуждены в период формирования годовой отчетности за 2014 год напрягать все свои силы на формирование изменений в свою учетную политику, корректировку в связи с этим данных своего бухгалтерского учета и только потом формировать свою  бухгалтерскую отчетность по новым правилам (с учетом того, что процедуры изменения этих правил еще не завершены). Все это объективно может привести к срыву сроков представления государственными (муниципальными) учреждениями своей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год, что несомненно будет поставлено в вину именно им, а не чиновникам Минфина РФ несвоевременно разработавших изменения в Инструкции № 157н и № 33н.

Как бы то ни было, а требования Минфина РФ придется выполнять.

Анализу данных изменений и дополнений и будет посвящен данный материал.

Основные изменения положений Инструкции № 157н, внесенные Приказом № 89н можно условно разделить на две группы:

  • изменения, касающиеся уточнения и дополнения отдельных терминов (названий счетов);

  • изменения и дополнения отдельных положений указанного нормативного документа.

Так, Приказом № 89н были уточнены (дополнены) следующие термины (названия счетов), применяемые в Инструкции № 157н:

1. В соответствии с изменениями внесенными Федеральным законом от 02.07.2013 № 188-ФЗ в п.6 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за указанной Корпорацией окончательно (анне на переходный период, как было ранее) закреплен статус главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета. В результате, система бухгалтерского учета ГК «Росатом» приведена в соответствие с требованиями Инструкции   № 157н, что закреплено включением в нее Приказом № 89н дополнительного п.3.1. соответствующего содержания.

2. Вместо ранее применявшегося в Инструкции № 157н термина «бухгалтерская отчетность» Приказом № 89н установлено применение общеиспользуемого в российской практике термина «бухгалтерская (финансовая) отчетность».Кроме того, изменения Приказом № 89н изменены названия следующих счетов (субсчетов) бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений»:

0 201 20 000  - вместо "Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации" - "Денежные средства учреждения в кредитной организации";