Файл: Закон эксцентричного расположения длинных проводников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— многократное повторение отдельных слов или фраз. Дизартрия —Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.Стертая дизартрия – не слишком явно. Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие.
Диф диагноз дизартрии и дислалии: дислалия –двигательная сфера без патологии, страдает только звукопроизношшение, голос звонкий громкий, речевое дыхание в норме,работоспособность в норме. Невролог симптоматика отсутвсуюет.Дизартрия – дфгательная сфера страдает, голос глухой, слбый, затухающий, речевое дыхание не сформировано, работосп снижена. Неврология –ассиметрия лица, языка,рот в покое приоткрыт.
30. Высшие психические функции: праксис и его расстройства (классификация и клиника апраксий).
Праксис - пособность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану.
Расстройства: Апраксия - нарушение целенаправленной двигательной активности в отсутствие элементарных моторных нарушений, таких как параличи, гипокинезия или атаксия.
Классификация апраксии: Конструктивная – В этом случае нарушается способность изобразить один предмет из его отдельных составляющих, например, треугольник из палочек.Кинетическая - В этом случае нарушается способность изобразить один предмет из его отдельных составляющих, например, треугольник из палочек.Кинестетическая -утрата виртуаозности движений(рука-лопата),апраксия позы (трудность в определении положения руки),затруднение при воспроизведении положения пальуев (палец на палец, кольуо, коза)затруднение тонких действий с предметами и особенно без предметов; наблюдается при поражении коры постцентральной области доминантного полушария большого мозга. Идеаторная- нарушается выполнение сложных действий, требующих последовательности, может копировать действие, помогает подсказка.
Динамическая- Такая форма появляется на фоне поражения глубинных неспецифических мозговых структур. В этом случае трудно поддается усвоение и автоматизация не изученных двигательных программ. При попытке выполнения хорошо известных действий могут появляться сбои, но зачастую больной сам замечает их Проводниковая-У человека затруднено выполнение двигательных операций за врачом, хотя сохранена самостоятельная его деятельность. При такой форме больной способен выполнять простые действия врача.Диссоциативная-Пациент с трудом выполняет телодвижения по просьбе врача, хотя умение выполнять и повторять множество действий осталось. При таком виде нарушается связь между двигательными участками головного мозга и сенсорными компонентами речи.
31. Высшие психические функции: гнозис и его расстройства.
Высшие психические функции- сложные саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные по структуре и сознательные, произвольные по способу осуществления.
нелокальные речь (моторная, сенсорная, мотосенсорная), (обонятельный, зрительный, слуховой, тактильный), , внимание, интеллект. Локальные: гнозис праксис-заученный действия
Гнозис – это способность узнавать объекты по их чувственным восприятиям. Узнавание является сложной функцией отдельных анализаторов, оно вырабатывается в процессе индивидуального опыта и имеет условнорефлекторную природу
Расстройства:1.Зрительная агнозия («душевная слепота») возникает при поражении вторичных зон коры затылочной доли, особенно левой. Больной видит предмет, но не узнает, воспринимает лишь отдельные его признаки.2.Слуховая агнозия («душевная глухота») – это нарушение способности узнавать знакомые звуки вследствие поражения вторичных корковых зон височной доли.3.Сенситивная агнозия выражается в неузнавании предметов при воздействии их на рецепторы поверхностной и глубокой чувствительности.4.Обонятельная и вкусовая агнозия - утрата возможности идентифицировать запахи и вкусовые ощущения (при поражении медиобазальных участков коры височной доли). Эти виды агнозии встречаются редко и их практически трудно отличать отаносмии и агевзии, встречающихся при поражении рецепторных нейронов и проводящих систем обонятельного и вкусового анализатора.
32. Высшие психические функции: мышление, степени и стадии врождённого и приобретённого слабоумия.
Мышление человека — это высшая психичекая функция, составляющая часть его ин- еллекта и осуществляющая познание окружаюшего мира. Свойства:1) мышление обеспечивает обобщенное отражение действительности;2) с помощью мышления осуществляется опосредованное познание объективной действительности;3) мышление всегда связано с решением той или иной задачи;) мышление нерасторжимо с речью.По форме выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое.:Виды: деменцию (приобретенное слабоумие) и олигофрению (врожденное слабоумие).Деменция — это синдром, характеризующийся нарушениями в мнестической и других когнитивных сферах, включая речь, ориентировку, абстрактное мышление, праксис, с последующим распадом личности.Основным клиническим симптомокомплексом дементного синдрома является нарушение интеллектуальной деятельности, приводящее, как правило, к изменению поведения больного, которое проявляется прежде всего в изменении индивидуальной повседневной.
Стадии:Ранняя стадия: ранняя стадия деменции часто остается незамеченной, так как развивается постепенно. Общие симптомы включают:· забывчивость;· потерю счета времени;· нарушение ориентации в знакомой местности. Средняя стадия: по мере прогрессирования деменции к средней стадии признаки и симптомы становятся более явными и все более суживающими возможности. Они включают:· забывчивость в отношении недавних событий и имен людей;· нарушение ориентации дома;· возрастающие трудности в общении;· потребность в помощи для ухода за собой;· поведенческие трудности, включая бесцельное хождение и задавание одних и тех же вопросов.Поздняя стадия: на поздней стадии деменции развивается почти полная зависимость и пассивность. Нарушения памяти становятся значительными, а физические признаки и симптомы более очевидными. Симптомы включают:· потерю ориентации во времени и пространстве;· трудности в узнавании родственников и друзей;· возрастающую потребность в помощи для ухода за собой;· трудности в передвижении;· поведенческие изменения, которые могут усугубляться и включать агрессивность.
Степени тяжести деменции:1. Лёгкая. Хотя работа и социальная деятельность существенно нарушены, способность к самостоятельной жизни сохраняется, с соблюдением правил личной гигиены и относительной сохранностью критики.2. Умеренная. Предоставлять больного самому себе рискованно, требуется определённый надзор.3. Тяжёлая. Повседневная деятельность настолько нарушена, что требуется постоянный надзор (например, больной не в состоянии выполнять правила личной гигиены, не понимает, что ему говорят, и сам не говорит). Чаще всего жизнь с человеком, страдающим тяжёлой деменцией, крайне тяжела — у большинства из них полностью пропадают сострадание и интерес к близким, часты проявления агрессии.Виды деменции1. Эпилептическая.2. сосудистая деменция (инсульт приводит к усилению)3. Органическая.4. шизофреническая
Степени и формы олигофрении: 1.Идиотия – наиболее тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика возможна уже на первом году жизни.Речь и мышление полностью не развиты. Дети не владеют даже элементарными навыками самообслуживания, их не удается приучить к элементарной опрятности.2. Имбецильность – средняя по глубине степень умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования.Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. Способность самостоятельно ориентироваться в жизни ограничена, имбецилы нуждаются в постоянной опеке.Обладают определенными возможностями в овладении речью, но наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики, эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически не обучаемыми даже во вспомогательной школе.3.Дебильность – легкая степень умственной отсталости. После 5 лет в достаточной степени овладевают речью. Большинство достигает полной независимости в уходе за собой. Для мышления и поведения характерны конкретность, шаблонность, стереотипность, неумение выделять существенные признаки, слабость критики своих поступков. Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах и т.д.
33. Анатомо-физиологические характеристики оболочек и желудочковой системы головного мозга.
Желудочки: 1. Парные боковые желудочки(первый и второй) - в полушариях мозга, в каждом из желудочков различают: передний рог (в области лобной доли),задний рог (в области затылочной доли),нижний рог (в области височной доли) и теложелудочка (в области теменной доли).2. Третий желудочек- на средней линии между зрительными буграми, соединен посредством отверстий Монро с боковыми желудочками и посредством водопровода мозга с четвертым желудочком.3. Четвертый желудочек- ромбовидная ямка+передний и задний мозговой парус+мозжечок, сообщается через боковые отверстия Люшки с субарахноидальным пространством головного мозга, а через отверстия Мажанди с большой цистерной мозга.4. Центральный спинномозговой канал- прямое продолжение четвертого желудочка.оболочки1. Мягкая оболочка(Pia mater) - отделена от паутинной оболочкисубарахноидальным пространством, заполненным ликвором, между мягкой и паутинной оболочками натянуты тяжи и пластинки с проходящими в них сосудами. В области глубоких борозд и щелей пространство расширенно и образуетцистерны, самые крупные среди них:· мозжечково-мозговая(между мозжечком и продолговатым мозгом);· цистерна латеральной ямки(в боковой борозде полушарий);· хиазмальная(кпереди от перекреста зрительных нервов и межножковой цистерны);· межножковая(в межножковой ямке),· конечная(спинного мозга) - ниже места окончания спинного мозга в спинномозговом канале позвоночника (примерно на уровне LIIIпозвонка).2. Паутинная оболочка(Arachnoidea) - отделена от твердой мозговой оболочки капиллярнымсубдуральным пространством.3. Твердая мозговая оболочка(Dura mater) - имеет в своем составедва листка:наружный(прикрепляется к черепу изнутри и выстилает внутренний канал оболочки::1) верхнийсагиттальный,2) нижний сагиттальный,3) прямой,4) поперечный, парные:1) сигмовидный,2) пещеристый,3) клиновидно-теменной,4) верхний каменистый,5) нижний каменистый.4. Вокруг мозговых сосудов существуют узкие пространства: периваскулярные, перицеллюлярные и перикапиллярные пространства получили название пространства Вирхова-Робена- мельчайшие ликвороносные пути, связанные с субарахноидальным пространством.
34. Ликвор: функциональное значение, образование, циркуляция, резорбция
Диф диагноз дизартрии и дислалии: дислалия –двигательная сфера без патологии, страдает только звукопроизношшение, голос звонкий громкий, речевое дыхание в норме,работоспособность в норме. Невролог симптоматика отсутвсуюет.Дизартрия – дфгательная сфера страдает, голос глухой, слбый, затухающий, речевое дыхание не сформировано, работосп снижена. Неврология –ассиметрия лица, языка,рот в покое приоткрыт.
30. Высшие психические функции: праксис и его расстройства (классификация и клиника апраксий).
Праксис - пособность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану.
Расстройства: Апраксия - нарушение целенаправленной двигательной активности в отсутствие элементарных моторных нарушений, таких как параличи, гипокинезия или атаксия.
Классификация апраксии: Конструктивная – В этом случае нарушается способность изобразить один предмет из его отдельных составляющих, например, треугольник из палочек.Кинетическая - В этом случае нарушается способность изобразить один предмет из его отдельных составляющих, например, треугольник из палочек.Кинестетическая -утрата виртуаозности движений(рука-лопата),апраксия позы (трудность в определении положения руки),затруднение при воспроизведении положения пальуев (палец на палец, кольуо, коза)затруднение тонких действий с предметами и особенно без предметов; наблюдается при поражении коры постцентральной области доминантного полушария большого мозга. Идеаторная- нарушается выполнение сложных действий, требующих последовательности, может копировать действие, помогает подсказка.
Динамическая- Такая форма появляется на фоне поражения глубинных неспецифических мозговых структур. В этом случае трудно поддается усвоение и автоматизация не изученных двигательных программ. При попытке выполнения хорошо известных действий могут появляться сбои, но зачастую больной сам замечает их Проводниковая-У человека затруднено выполнение двигательных операций за врачом, хотя сохранена самостоятельная его деятельность. При такой форме больной способен выполнять простые действия врача.Диссоциативная-Пациент с трудом выполняет телодвижения по просьбе врача, хотя умение выполнять и повторять множество действий осталось. При таком виде нарушается связь между двигательными участками головного мозга и сенсорными компонентами речи.
31. Высшие психические функции: гнозис и его расстройства.
Высшие психические функции- сложные саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные по структуре и сознательные, произвольные по способу осуществления.
нелокальные речь (моторная, сенсорная, мотосенсорная), (обонятельный, зрительный, слуховой, тактильный), , внимание, интеллект. Локальные: гнозис праксис-заученный действия
Гнозис – это способность узнавать объекты по их чувственным восприятиям. Узнавание является сложной функцией отдельных анализаторов, оно вырабатывается в процессе индивидуального опыта и имеет условнорефлекторную природу
Расстройства:1.Зрительная агнозия («душевная слепота») возникает при поражении вторичных зон коры затылочной доли, особенно левой. Больной видит предмет, но не узнает, воспринимает лишь отдельные его признаки.2.Слуховая агнозия («душевная глухота») – это нарушение способности узнавать знакомые звуки вследствие поражения вторичных корковых зон височной доли.3.Сенситивная агнозия выражается в неузнавании предметов при воздействии их на рецепторы поверхностной и глубокой чувствительности.4.Обонятельная и вкусовая агнозия - утрата возможности идентифицировать запахи и вкусовые ощущения (при поражении медиобазальных участков коры височной доли). Эти виды агнозии встречаются редко и их практически трудно отличать отаносмии и агевзии, встречающихся при поражении рецепторных нейронов и проводящих систем обонятельного и вкусового анализатора.
32. Высшие психические функции: мышление, степени и стадии врождённого и приобретённого слабоумия.
Мышление человека — это высшая психичекая функция, составляющая часть его ин- еллекта и осуществляющая познание окружаюшего мира. Свойства:1) мышление обеспечивает обобщенное отражение действительности;2) с помощью мышления осуществляется опосредованное познание объективной действительности;3) мышление всегда связано с решением той или иной задачи;) мышление нерасторжимо с речью.По форме выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое.:Виды: деменцию (приобретенное слабоумие) и олигофрению (врожденное слабоумие).Деменция — это синдром, характеризующийся нарушениями в мнестической и других когнитивных сферах, включая речь, ориентировку, абстрактное мышление, праксис, с последующим распадом личности.Основным клиническим симптомокомплексом дементного синдрома является нарушение интеллектуальной деятельности, приводящее, как правило, к изменению поведения больного, которое проявляется прежде всего в изменении индивидуальной повседневной.
Стадии:Ранняя стадия: ранняя стадия деменции часто остается незамеченной, так как развивается постепенно. Общие симптомы включают:· забывчивость;· потерю счета времени;· нарушение ориентации в знакомой местности. Средняя стадия: по мере прогрессирования деменции к средней стадии признаки и симптомы становятся более явными и все более суживающими возможности. Они включают:· забывчивость в отношении недавних событий и имен людей;· нарушение ориентации дома;· возрастающие трудности в общении;· потребность в помощи для ухода за собой;· поведенческие трудности, включая бесцельное хождение и задавание одних и тех же вопросов.Поздняя стадия: на поздней стадии деменции развивается почти полная зависимость и пассивность. Нарушения памяти становятся значительными, а физические признаки и симптомы более очевидными. Симптомы включают:· потерю ориентации во времени и пространстве;· трудности в узнавании родственников и друзей;· возрастающую потребность в помощи для ухода за собой;· трудности в передвижении;· поведенческие изменения, которые могут усугубляться и включать агрессивность.
Степени тяжести деменции:1. Лёгкая. Хотя работа и социальная деятельность существенно нарушены, способность к самостоятельной жизни сохраняется, с соблюдением правил личной гигиены и относительной сохранностью критики.2. Умеренная. Предоставлять больного самому себе рискованно, требуется определённый надзор.3. Тяжёлая. Повседневная деятельность настолько нарушена, что требуется постоянный надзор (например, больной не в состоянии выполнять правила личной гигиены, не понимает, что ему говорят, и сам не говорит). Чаще всего жизнь с человеком, страдающим тяжёлой деменцией, крайне тяжела — у большинства из них полностью пропадают сострадание и интерес к близким, часты проявления агрессии.Виды деменции1. Эпилептическая.2. сосудистая деменция (инсульт приводит к усилению)3. Органическая.4. шизофреническая
Степени и формы олигофрении: 1.Идиотия – наиболее тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика возможна уже на первом году жизни.Речь и мышление полностью не развиты. Дети не владеют даже элементарными навыками самообслуживания, их не удается приучить к элементарной опрятности.2. Имбецильность – средняя по глубине степень умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования.Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. Способность самостоятельно ориентироваться в жизни ограничена, имбецилы нуждаются в постоянной опеке.Обладают определенными возможностями в овладении речью, но наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики, эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически не обучаемыми даже во вспомогательной школе.3.Дебильность – легкая степень умственной отсталости. После 5 лет в достаточной степени овладевают речью. Большинство достигает полной независимости в уходе за собой. Для мышления и поведения характерны конкретность, шаблонность, стереотипность, неумение выделять существенные признаки, слабость критики своих поступков. Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах и т.д.
33. Анатомо-физиологические характеристики оболочек и желудочковой системы головного мозга.
Желудочки: 1. Парные боковые желудочки(первый и второй) - в полушариях мозга, в каждом из желудочков различают: передний рог (в области лобной доли),задний рог (в области затылочной доли),нижний рог (в области височной доли) и теложелудочка (в области теменной доли).2. Третий желудочек- на средней линии между зрительными буграми, соединен посредством отверстий Монро с боковыми желудочками и посредством водопровода мозга с четвертым желудочком.3. Четвертый желудочек- ромбовидная ямка+передний и задний мозговой парус+мозжечок, сообщается через боковые отверстия Люшки с субарахноидальным пространством головного мозга, а через отверстия Мажанди с большой цистерной мозга.4. Центральный спинномозговой канал- прямое продолжение четвертого желудочка.оболочки1. Мягкая оболочка(Pia mater) - отделена от паутинной оболочкисубарахноидальным пространством, заполненным ликвором, между мягкой и паутинной оболочками натянуты тяжи и пластинки с проходящими в них сосудами. В области глубоких борозд и щелей пространство расширенно и образуетцистерны, самые крупные среди них:· мозжечково-мозговая(между мозжечком и продолговатым мозгом);· цистерна латеральной ямки(в боковой борозде полушарий);· хиазмальная(кпереди от перекреста зрительных нервов и межножковой цистерны);· межножковая(в межножковой ямке),· конечная(спинного мозга) - ниже места окончания спинного мозга в спинномозговом канале позвоночника (примерно на уровне LIIIпозвонка).2. Паутинная оболочка(Arachnoidea) - отделена от твердой мозговой оболочки капиллярнымсубдуральным пространством.3. Твердая мозговая оболочка(Dura mater) - имеет в своем составедва листка:наружный(прикрепляется к черепу изнутри и выстилает внутренний канал оболочки::1) верхнийсагиттальный,2) нижний сагиттальный,3) прямой,4) поперечный, парные:1) сигмовидный,2) пещеристый,3) клиновидно-теменной,4) верхний каменистый,5) нижний каменистый.4. Вокруг мозговых сосудов существуют узкие пространства: периваскулярные, перицеллюлярные и перикапиллярные пространства получили название пространства Вирхова-Робена- мельчайшие ликвороносные пути, связанные с субарахноидальным пространством.
34. Ликвор: функциональное значение, образование, циркуляция, резорбция