Файл: Исследование потребителей медицинского центра Сункар.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что медицинская компания «Сункар» является диагностическим центром, который заботится о качестве и эффективности предоставляемых услуг клиенту. ТОО «Сункар» для оказания услуг имеет новейшее современное оборудование, качественные материалы, высококвалифицированный и приветливый персонал. Организационная структура позволяет прослеживать всю работу и правильно управлять персоналом. Все это говорит о хорошем уровне организации и грамотном управлении компанией «Сункар».
2 Характеристика рынка медицинских услуг
В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что рынок платных медицинских услуг продолжает свое активное формирование и развитие. На данное время в Казахстане открывается с каждым годом все большее количество частных клиник, оказывающих услуги в различных областях медицины, а уже существующие медицинские центры расширяют спектр предоставляемых ими услуг. Однако разразившийся мировой финансовый кризис 2009 года затормозил развитие на данном рынке, но как только казахстанское общество вышло из него, причем достаточно безболезненно, рынок медицинских услуг начал успешно функционировать.
Говоря о государственной поддержке предпринимательства в здравоохранении, можно уверенно сказать, что она, конечно же, необходима. Существуют положительные стороны развития коммерческого здравоохранения. Кроме традиционных выгод от развития предпринимательства (рост занятости населения, налоговые поступления и т.д.), к ним относятся:
- привлечение в здравоохранение дополнительных финансовых ресурсов (средств населения и предприятий);
- за счет обеспеченной части населения, которая обращается за коммерческими услугами, достигается экономия средств общественного здравоохранения, что позволяет улучшить оказание медицинской помощи остальной части населения;
- за счет оказания платных услуг или работы по совместительству в частных учреждениях для медицинского персонала появляются возможности получения дополнительные дохода [3, c.1].
Когда речь идет о рынке частных медицинских услуг, то имеется в виду коммерческое здравоохранение. Но к коммерческому здравоохранению относятся не только услуги частных медицинских учреждений, но и предпринимательская деятельность государственных (муниципальных) учреждений в форме оказания платных медицинских услуг населению, а также по договорам с предприятиями и страховыми организациями в системе добровольного медицинского страхования [3, c.1].
Влияние государства на рынок коммерческих медицинских услуг противоречиво. Государство способно влиять не только на ситуацию в общественном здравоохранении, но и посредством этого на уровень цен в коммерческом секторе: чем более доступны и более качественны бесплатно оказываемые медицинские услуги, тем сложнее положение тех, кто оказывает рыночные платные услуги, тем ниже спрос и ниже цены на платные медицинские услуги, и наоборот. Поэтому имеет место неравномерность распределения медицинских услуг между рынками платных и бесплатных услуг. В свою очередь это ведет к ценовой диспропорции, когда, с одной стороны, высокие цены на коммерческие услуги вызываются невозможностью или сложностью получения каких-либо услуг бесплатно (высокотехнологичные услуги, нетрадиционные виды услуг и т.п.), а с другой стороны, низкие цены на другие услуги связаны с широкой возможностью получения этих услуг бесплатно [3, c.1].
Целью государственной политики в сфере здравоохранения является повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение на этой основе показателей здоровья населения, увеличение продолжительности жизни и снижение смертности [4, c.200].
Проблемы развития и повышения устойчивости рынка медицинских услуг могут быть успешно решены только совместными усилиями государства и врачебного сообщества в рамках государственно-общественного управления медицинской деятельностью на основе совместно выработанной и реализуемой стратегии развития здравоохранения. Одним из основных условий решения методологических проблем эффективного формирования конкурентной среды на рынке услуг здравоохранения является реализация конкурентной политики государства, создание инновационного механизма развития сферы здравоохранения, который отвечал бы экономическим и социальным интересам всех субъектов хозяйствования в сфере услуг здравоохранения [4, c.200].
Таким образом, развитие рынка медицинских услуг опирается на концепции современного развития системы здравоохранения, в основе которых строятся государственная политика в сфере здравоохранения и разрабатываются основные направления развития системы: профилактическая медицина, развитие региональных систем здравоохранения, экономическая эффективность и инновационость [4, c.200].
Рынок медицинских услуг - система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления медицинских услуг. Продукцией рынка медицинских услуг являются медицинские услуги, то есть полезный эффект от деятельности образующих эту отрасль специалистов и предприятий (учреждений, организаций) по диагностике, профилактике и устранению (или компенсации) возникающих или имеющихся у человека анатомических и функциональных нарушений (заболеваний) [5, c.9].
Рынок медицинских услуг можно определить как сферу жизни общества, обеспечивающую возможность осуществления политических, экономических, научно-образовательных, лечебно-профилактических, управленческих и организационных мероприятий, направленных на реализацию права граждан на сохранение собственного здоровья [5, c.9].
Содержательно сфера услуг в целом и здравоохранение, в том числе, относятся к разряду потребительного производства: здесь происходит потребление материальных благ, созданных в отраслях соответствующей сферы. В здравоохранении одновременно происходит создание физической и психологической основы деятельности трудового потенциала и создается основа для социального воспроизводства. Результат потребленной медицинской услуги можно представить как достижение здоровья [5, c.9].
Рассмотрим сегментацию по специализации (рисунок 3). На рынке выделяют следующие типы клиник:
- специализированные центры;
- частные многопрофильные клиники [5, c.9].
|
Рисунок 3 – Распределение частных клиник по специализации, %
Как видно, основная часть клиник представляют собой специализированные центры, их доля составляет порядка 70%. На долю же частных многопрофильных клиник приходится не более 30%. В основном частные многопрофильные клиник открываются в развитых городах, среди которых лидируют город Алматы и Астана.
Частная медицина стала важной составной частью общей системы здравоохранения и с ростом благосостояния людей пользуется все большим успехом. Практически в каждом населенном пункте Казахстана ведут интенсивный прием частные оздоровительно – диагностические комплексы, стоматологические клиники и кабинеты, центры народной
медицины.
В Казахстане рынок медицинских услуг сформировался и продолжает увеличиваться количественно. С каждым годом открывается все больше медицинских центров, клиник, диагностических центров, клиник инновационной медицины и т.д. Тенденция роста медицинских учреждений показана в таблице 1.
Таблица 1 – Число частных медицинских учреждений за 2006-2010 гг.
№ | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
1 | Республика Казахстан | 1086 | 1055 | 1041 | 1020 | 998 |
2 | г. Алматы | 51 | 51 | 64 | 63 | 62 |
3 | г. Астана | 22 | 23 | 24 | 26 | 26 |
П р и м е ч а н и е – составлено автором на основе источников [16] |
Как видно из приведенной выше таблицы количество частных медицинских учреждений по Казахстану значительно уменьшается, на это оказало влияние множество факторов таких как большая конкуренция, более качественные требования предоставления услуг, экономический кризис и т.д. В столицах Казахстана динамика роста медицинских учреждений за 5 лет небольшая. В городе Алматы количество медицинских учреждений сильно превышает их число в городе Астана. Это связанно с тем, что Астана в сравнении с Алматы моложе, а также роль играет территориальный признак. В Алматы сосредоточено большее количество населения по сравнению с Астаной, это как жители города так и люди с других городов, прибывшие на заработки, учебу и т.д. Эти и многие другие факторы оказали влияние на тенденцию роста частных медицинских учреждений.
Чтобы выделиться из этого количества медицинских учреждений нужно знать хорошо потребности клиентов.
Филиал медицинского центра «Сункар» находиться на территории города и в этом его преимущество относительно окружающих маленьких городов и сельской местности. «Сункар» расположен в спальном районе по улице Маречка. Деятельность «Сункара» ориентирована на жителей города Алматы, мкр.Аксай 2, в частности на жителей проживающих на близлежащей территории. Здесь проживают люди всех возрастов, в большем количестве работающие (потенциальные и реальные клиенты). При выборе места для мед.центра учитываются транспортные сообщение с центром и другими районами, проходимость, соседство учреждений, которые посещают большое количество людей. Место центра вполне соответствует этим пожеланиям: рядом находятся туристские агентства, салоны красоты, торговый центр «Армада», «Прайм-плаза», рынок «Аксай», школы, университеты и колледжи, ряд магазинов и супермаркетов, и т.д.
Таким образом, развитие рынка услуг в сфере здравоохранения является одним из важнейших аспектов обеспечения качества жизни населения и управления социально-экономическими системами. Одним из синтетических индикаторов качества жизни является здоровье человека и его потенциал, способные обеспечить экономическое развитие общества, уровень материального благосостояния, медико-экологическое и духовное благосостояние человека.
3. Анализ финансово-экономической деятельности медицинской компании ТОО «Сункар»
При анализе финансово-экономической деятельности медицинской компании необходимо определить основные экономические цели. К ним относятся:
- обеспечение роста занятости населения;
- налоговые поступления;
- привлечение в здравоохранение дополнительных финансовых ресурсов (средств населения и предприятий);
- за счет обеспеченной части населения, которая обращается за коммерческими услугами, достигается экономия средств общественного здравоохранения, что позволяет улучшить оказание медицинской помощи остальной части населения;
- за счет оказания платных услуг или работы по совместительству в частных учреждениях для медицинского персонала появляются возможности получения дополнительные дохода.
- Экономическая эффективность как получение максимальной отдачи при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов;
- Стабильный уровень цен и т.д [4, c.205].
Экономическая оценка является одним из важнейших этапов принятия решения по распределению ресурсов в здравоохранении. Любая экономическая оценка важна не сама по себе, а как один из основополагающих шагов принятия решения о распределении ограниченных ресурсов здравоохранения. Вместе, с тем, результаты экономических оценок не являются единственным критерием для отбора рассматриваемых альтернатив и принятия решения. При принятии решения учитываются и многие другие факторы, зачастую не поддающихся количественным измерениям, но во многом определяющие решение. К таким факторам относятся социальные, политические, институциональные и др. Правильный выбор оптимальных программ, мероприятий и проектов, направленных на достижение поставленных целей во многом зависит от качества выполненного экономического анализа, оценивающего как затраты на отдельные программы и мероприятия, так и полученные от этих затрат эффекты [4, c.205].
Экономическая оценка эффективности оказания медицинских услуг осуществляется путем сравнения затрат с результатами. Иногда анализируется отдельная программа путем соотнесения произведенных затрат и полученных результатов [4, c.205].
Основные экономические показатели являются обобщающими параметрами предприятия. В своей совокупности эти показатели отражают общее состояние дел на предприятии в производственно-технической, хозяйственно-финансовой, инновационной, коммерческой, социальной сферах. Каждый показатель в отдельности обобщенно характеризует одно из направлений (сторон) его внутренней или внешней деятельности [7, c.66].
Данные анализа основных экономических показателей за последние три года являются базой для составления объективных оптимальных бизнес-планов на будущее. В этом разделе проведен подробный анализ результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ТОО «Сункар», которые представлены за период последних трех лет с 2009 по 2011 гг. (таблица 2).