Файл: 1. Основные направления методической работы начальной школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 4446

Скачиваний: 78

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Парты (столы) расставлены в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты размещены в первом ряду.

Дети с нарушением зрения сидят на ближних к классной доске партах.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, сидят дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки учитель воспитывает правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий.

 При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

·  между рядами двухместных столов - не менее 60;

·  между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

·   между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

·   от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70; от задней стены, являющейся наружной, - 100;

·  от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

·  от первой парты до учебной доски - не менее 240;

·  наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

·  высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

·  расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Классные доски (с использованием мела) быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, имеют темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски имеют лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера контрастный (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).





Приложение 16.

Проект предметно-развивающей среды в кабинете начальных

классов
Актуальность проекта: Актуальность проекта в том, что современная школа, работающая по новым стандартам требует изменения подхода к оформлению учебного кабинета. Учебный кабинет должен соответствовать новым требованиям предъявляемым к организации учебной деятельности.

Цель: организация предметно-развивающей среды в начальной школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения с учетом ресурсных возможностей школы.

Задачи:

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;

- воспитание социально-активной личности средствами гражданско-патриотического воспитания;

- обеспечение охраны здоровья детей.

Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.

Образовательная среда начальной школы — это:

  • современная удобная мебель,

  • магнитные плакаты,

  • деревянные раздаточные дидактические материалы,

  • игровые пособия,

  • программные продукты,

  • конструкторы и многое другое.

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих

принципов:

  • Принцип открытости

  • Принцип гибкого зонирования

  • Принцип стабильности-динамичности развивающей среды

  • Принцип полифункциональности.

Участники:

  • Учащиеся

  • Родители

  • Учителя

  • Администрация школы

Ежегодно в образовательное учреждение поступает большое количество первоклассников. Первый год ребенка в школе – это период адаптации в новом коллективе, период психофизической адаптации.

Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности, требует определённой психологической готовности ребёнка к школе.

Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширения его адаптивных возможностей.

Классная комната должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

В предметно - развивающую среду младшего школьника могут входить следующие зоны:

  • Учебная зона

Цель: мотивация учебной деятельности и развития познавательного интереса с помощью нестандартных приемов и способов обучения

  • В мире веселых игр

Цель: развивать интеллектуальные способности детей через игры; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; позволить каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, воспитывать уверенность в себе.

  • В царстве растений

Цель: формировать у детей эколого-биологические знания, показать их роль в жизни человека, распределить растения правильно, найти для каждого комфортный уголок и приобщить детей к уходу за комнатными растениями.

  • Полезно знать и узнавать

Цель:
вызвать интерес к познанию нового, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов, создание условий для формирования информационного пространства и развития младших школьников

  • Уголок Мойдодыра

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком младшего школьного возраста, направленное на развитие личности ребенка, укрепление его физического состояния.

Вывод:

Итак, создание предметно-развивающей среды в кабинете позволяет успешно организовать учебно – воспитательный процесс. Такая среда демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает коллективизм, сочувствие, сорадость, трудолюбие, развивает интересы, склонности, способности детей, формирует положительную самооценку каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.

Приложение 17

Диагностический инструментарий для мониторинга состояния

предметно-развивающей среды кабинета начальных классов


  1. Общие положения


1.1 Настоящая программа мониторинга определяет качество учебного кабинета начальных классов в общеобразовательной школе.

1.2 Учебный кабинета – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами.

1.3 Учебный кабинет является структурной единицей материально-технической и учебной базы общеобразовательной школы, обеспечивает условия реализации начальной программы в соответствии с ФГОС НОО для овладениями учащимися общими компетенциями, знаниями, умениями и навыками, прописанными в образовательной программе.


  1. Цели и задачи мониторинга


2.1 Целью мониторинга является мотивация педагогов к повышению статуса учебного кабинета, развитие учебно-материальной базы и программно-методического обеспечения по реализации требований ФГОС НОО и Федерального закона «Об образовании в РФ».

2.2 Основными задачами мониторинга являются:

- выявление и распространение эффективного педагогического опыта по использованию учебного кабинета в целях повышения качества образования;


- содействие соблюдению установленных санитарно-гигиенических, противопожарных и безопасных условий для организации образовательного процесса, способствующих сохранению здоровья обучающихся и педагогов образовательной организации;

- выявление динамики развития каждого кабинета;

- выработка конкретных рекомендаций по оснащению учебных кабинетов, систематизации оборудования и улучшению качества преподавания учебных предметов, по организации внеклассной работы по предмету, использование учебных кабинетов во внеклассной работе.


  1. Порядок проведения мониторинга


3.1 Мониторинг проводится ежегодно, в два этапа:

- 1 этап: подготовительный;

- 1 этап: основной.

3.2 Конкретные сроки проведения мониторинга, в том числе их распределение по этапам, определяются приказом администрации образовательной организации.

На первом, подготовительном этапе заведующие кабинетами насыщают (дополняют, обновляют) кабинет программно-методическим обеспечением, осуществляют подготовку кабинета в соответствии с санитарными нормами, нормами пожарной безопасности и требованиями к организации работы кабинета, руководствуясь требованиями СанПин и нормативно-правовой базой.

На втором этапе администрация образовательной организации проводит мониторинг учебных кабинетов на основе критериев (приложение 1) оценки учебного кабинета.

Мониторинг качества учебных кабинетов оформляется протоколом.

3.3 Администрация образовательной организации в установленный срок готовит рекомендации заведующим учебных кабинетов по улучшению качества их деятельности, представляет результаты мониторинга на педагогический совет.

Приложение 1
Критерии оценивания учебного кабинета начальных классов

кабинета _____

Учитель, зав. кабинетом _________________________________________

Дата _______________

Критерии (оценочная шкала):

0 – показатель отсутствует;

1 – показатель присутствует не в полной мере;

2 – показатель выражен в полной мере.

№ п/п

Критерии

Баллы

Примечание

Документационное обеспечение

1.1

Наличие паспорта, полнота и правильность его оформления с обязательным включением инвертаризационной описи имеющегося оборудования и технических средств обучения.







1.2

Наличие графика работы (занятия по расписанию, расписание внеучебных занятий).







1.3

Наличие нормативной документации по образовательному процессу (ФГОС, положения об УМК, Положение о кабинете, инструкции и т.п.).







1.4

Наличие плана работы на текущий год.







1.5

Перспективный план развития кабинета.







1.6

Отчет о работе учебного кабинета за прошедший учебный год.







Итого:

2. Соблюдение норм охраны труда и техники безопасности.

2.1

Уголок по охране труда и технике безопасности.







2.2

Инструкции:

- о соблюдении пожарной безопасности в помещении;

- определяющей действия сотрудников и студентов техникума по обеспечению эвакуации при пожаре в кабинете;

- план эвакуации.







2.3

Инструкции:

- по технике безопасности (при наличии оборудования и технических средств обучения);

- по охране труда для учеников на занятиях;

- наличие предупреждающих надписей на источниках питания.







2.4

Наличие и заполнение журнала проведения инструктажа (при наличии оборудования и технических средств обучения).







2.5

Памятка о действиях в случае террористической угрозы.







Итого:

3. Оснащение современными техническими средствами обучения

3.1

Исправность технических средств обучения.







3.2

Организация рационального размещения технических средств обучения.







Итого:

  1. Учебно-методическое обеспечение

4.1

Наличие рабочих программ, календарно-тематических планов педагогов.







4.2

Наличие методических указаний по выполнению практических работ (при необходимости).







4.3

Наличие учебно-методического комплекса.







4.4

Наличие наглядных средств обучения, их систематизация и актуальность.







4.5

Наличие контрольно-оценочных материалов и средств.







4.6

Материалы для самостоятельной творческой работы обучающихся: задания, памятки, справочники, энциклопедии, образцы ранее выполненных творческих работ и т.п.







Итого:

  1. Эстетическое оформление и эргономика

5.1

Оформление кабинета: аккуратность, чистота, единство стиля оформления кабинета.






5.2

Состояние кабинета: мебель, наличие ремонта, стены, пол, парты, стулья, доска.







5.3

Функциональность и рациональность расположения рабочих мест учеников и учителя.







5.4

Организация хранения документов.







Итого:

  1. Дополнительные баллы:

6.1

Организация работы предметных кружкой и кружков творческого характера (план работы кружка).







6.2

Выпуск стенгазет, информационных листков, брошюр и др.







6.3

Образовательные достижения учеников.







6.4

Образовательные достижения учителя на разных уровнях.







6.5

Наличие планов проведения предметных недель, экскурсий, тематических выставок и др.







Итого:

Итого по время критериям: