Файл: 1. Основные направления методической работы начальной школы.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 4446
Скачиваний: 78
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Парты (столы) расставлены в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты размещены в первом ряду.
Дети с нарушением зрения сидят на ближних к классной доске партах.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, сидят дальше от наружной стены.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
В целях профилактики нарушений осанки учитель воспитывает правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий.
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
· между рядами двухместных столов - не менее 60;
· между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
· между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
· от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70; от задней стены, являющейся наружной, - 100;
· от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
· от первой парты до учебной доски - не менее 240;
· наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
· высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;
· расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.
Классные доски (с использованием мела) быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, имеют темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски имеют лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
При использовании маркерной доски цвет маркера контрастный (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
Приложение 16.
Проект предметно-развивающей среды в кабинете начальных
классов
Актуальность проекта: Актуальность проекта в том, что современная школа, работающая по новым стандартам требует изменения подхода к оформлению учебного кабинета. Учебный кабинет должен соответствовать новым требованиям предъявляемым к организации учебной деятельности.
Цель: организация предметно-развивающей среды в начальной школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения с учетом ресурсных возможностей школы.
Задачи:
- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;
- воспитание социально-активной личности средствами гражданско-патриотического воспитания;
- обеспечение охраны здоровья детей.
Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.
Образовательная среда начальной школы — это:
-
современная удобная мебель, -
магнитные плакаты, -
деревянные раздаточные дидактические материалы, -
игровые пособия, -
программные продукты, -
конструкторы и многое другое.
Предметно развивающая среда организуется на основе следующих
принципов:
-
Принцип открытости -
Принцип гибкого зонирования -
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды -
Принцип полифункциональности.
Участники:
-
Учащиеся -
Родители -
Учителя -
Администрация школы
Ежегодно в образовательное учреждение поступает большое количество первоклассников. Первый год ребенка в школе – это период адаптации в новом коллективе, период психофизической адаптации.
Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности, требует определённой психологической готовности ребёнка к школе.
Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширения его адаптивных возможностей.
Классная комната должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
В предметно - развивающую среду младшего школьника могут входить следующие зоны:
-
Учебная зона
Цель: мотивация учебной деятельности и развития познавательного интереса с помощью нестандартных приемов и способов обучения
-
В мире веселых игр
Цель: развивать интеллектуальные способности детей через игры; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; позволить каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, воспитывать уверенность в себе.
-
В царстве растений
Цель: формировать у детей эколого-биологические знания, показать их роль в жизни человека, распределить растения правильно, найти для каждого комфортный уголок и приобщить детей к уходу за комнатными растениями.
-
Полезно знать и узнавать
Цель:
вызвать интерес к познанию нового, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов, создание условий для формирования информационного пространства и развития младших школьников
-
Уголок Мойдодыра
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком младшего школьного возраста, направленное на развитие личности ребенка, укрепление его физического состояния.
Вывод:
Итак, создание предметно-развивающей среды в кабинете позволяет успешно организовать учебно – воспитательный процесс. Такая среда демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает коллективизм, сочувствие, сорадость, трудолюбие, развивает интересы, склонности, способности детей, формирует положительную самооценку каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.
Приложение 17
Диагностический инструментарий для мониторинга состояния
предметно-развивающей среды кабинета начальных классов
-
Общие положения
1.1 Настоящая программа мониторинга определяет качество учебного кабинета начальных классов в общеобразовательной школе.
1.2 Учебный кабинета – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами.
1.3 Учебный кабинет является структурной единицей материально-технической и учебной базы общеобразовательной школы, обеспечивает условия реализации начальной программы в соответствии с ФГОС НОО для овладениями учащимися общими компетенциями, знаниями, умениями и навыками, прописанными в образовательной программе.
-
Цели и задачи мониторинга
2.1 Целью мониторинга является мотивация педагогов к повышению статуса учебного кабинета, развитие учебно-материальной базы и программно-методического обеспечения по реализации требований ФГОС НОО и Федерального закона «Об образовании в РФ».
2.2 Основными задачами мониторинга являются:
- выявление и распространение эффективного педагогического опыта по использованию учебного кабинета в целях повышения качества образования;
- содействие соблюдению установленных санитарно-гигиенических, противопожарных и безопасных условий для организации образовательного процесса, способствующих сохранению здоровья обучающихся и педагогов образовательной организации;
- выявление динамики развития каждого кабинета;
- выработка конкретных рекомендаций по оснащению учебных кабинетов, систематизации оборудования и улучшению качества преподавания учебных предметов, по организации внеклассной работы по предмету, использование учебных кабинетов во внеклассной работе.
-
Порядок проведения мониторинга
3.1 Мониторинг проводится ежегодно, в два этапа:
- 1 этап: подготовительный;
- 1 этап: основной.
3.2 Конкретные сроки проведения мониторинга, в том числе их распределение по этапам, определяются приказом администрации образовательной организации.
На первом, подготовительном этапе заведующие кабинетами насыщают (дополняют, обновляют) кабинет программно-методическим обеспечением, осуществляют подготовку кабинета в соответствии с санитарными нормами, нормами пожарной безопасности и требованиями к организации работы кабинета, руководствуясь требованиями СанПин и нормативно-правовой базой.
На втором этапе администрация образовательной организации проводит мониторинг учебных кабинетов на основе критериев (приложение 1) оценки учебного кабинета.
Мониторинг качества учебных кабинетов оформляется протоколом.
3.3 Администрация образовательной организации в установленный срок готовит рекомендации заведующим учебных кабинетов по улучшению качества их деятельности, представляет результаты мониторинга на педагогический совет.
Приложение 1
Критерии оценивания учебного кабинета начальных классов
№ кабинета _____
Учитель, зав. кабинетом _________________________________________
Дата _______________
Критерии (оценочная шкала):
0 – показатель отсутствует;
1 – показатель присутствует не в полной мере;
2 – показатель выражен в полной мере.
№ п/п | Критерии | Баллы | Примечание |
Документационное обеспечение | |||
1.1 | Наличие паспорта, полнота и правильность его оформления с обязательным включением инвертаризационной описи имеющегося оборудования и технических средств обучения. | | |
1.2 | Наличие графика работы (занятия по расписанию, расписание внеучебных занятий). | | |
1.3 | Наличие нормативной документации по образовательному процессу (ФГОС, положения об УМК, Положение о кабинете, инструкции и т.п.). | | |
1.4 | Наличие плана работы на текущий год. | | |
1.5 | Перспективный план развития кабинета. | | |
1.6 | Отчет о работе учебного кабинета за прошедший учебный год. | | |
Итого: | |||
2. Соблюдение норм охраны труда и техники безопасности. | |||
2.1 | Уголок по охране труда и технике безопасности. | | |
2.2 | Инструкции: - о соблюдении пожарной безопасности в помещении; - определяющей действия сотрудников и студентов техникума по обеспечению эвакуации при пожаре в кабинете; - план эвакуации. | | |
2.3 | Инструкции: - по технике безопасности (при наличии оборудования и технических средств обучения); - по охране труда для учеников на занятиях; - наличие предупреждающих надписей на источниках питания. | | |
2.4 | Наличие и заполнение журнала проведения инструктажа (при наличии оборудования и технических средств обучения). | | |
2.5 | Памятка о действиях в случае террористической угрозы. | | |
Итого: | |||
3. Оснащение современными техническими средствами обучения | |||
3.1 | Исправность технических средств обучения. | | |
3.2 | Организация рационального размещения технических средств обучения. | | |
Итого: | |||
| |||
4.1 | Наличие рабочих программ, календарно-тематических планов педагогов. | | |
4.2 | Наличие методических указаний по выполнению практических работ (при необходимости). | | |
4.3 | Наличие учебно-методического комплекса. | | |
4.4 | Наличие наглядных средств обучения, их систематизация и актуальность. | | |
4.5 | Наличие контрольно-оценочных материалов и средств. | | |
4.6 | Материалы для самостоятельной творческой работы обучающихся: задания, памятки, справочники, энциклопедии, образцы ранее выполненных творческих работ и т.п. | | |
Итого: | |||
| |||
5.1 | Оформление кабинета: аккуратность, чистота, единство стиля оформления кабинета. | | |
5.2 | Состояние кабинета: мебель, наличие ремонта, стены, пол, парты, стулья, доска. | | |
5.3 | Функциональность и рациональность расположения рабочих мест учеников и учителя. | | |
5.4 | Организация хранения документов. | | |
Итого: | |||
| |||
6.1 | Организация работы предметных кружкой и кружков творческого характера (план работы кружка). | | |
6.2 | Выпуск стенгазет, информационных листков, брошюр и др. | | |
6.3 | Образовательные достижения учеников. | | |
6.4 | Образовательные достижения учителя на разных уровнях. | | |
6.5 | Наличие планов проведения предметных недель, экскурсий, тематических выставок и др. | | |
Итого: | |||
Итого по время критериям: |