Файл: 1. Основные направления методической работы начальной школы.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 4447
Скачиваний: 78
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход урока
| Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | | ||||||
| осуществляемые действия | формируемые умения | | ||||||||
| I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | | |||||||||
| Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Долгожданный дан звонок, Начинается урок. И книжки, и тетрадки, И мысли – все в порядке. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | | | |||||
| II. Чистописание | | |||||||||
| Индивидуальная. Практический. Письмо | ъя ъе ъе объяснить подъем | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание | | |||||
| III. Проверка выполнения домашнего задания. | | |||||||||
| Фронтальная. Словесный. Беседа, письмо под диктовку | Работа со стихотворением Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Отвечают на вопросы, пишут предложение под диктовку | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Упражнение | | |||||
| IV. Постановка учебной задачи | | |||||||||
| Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | – Сегодня продолжим изучать буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем | | | |||||
| V. Усвоение новых знаний и способов действий. | | |||||||||
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Правописание жи, ши, ча, чу, ща, щу (упр. 16, 17) – Прочитайте. Измените слово по образцу. Запишите. – Подчеркните в словах букво- сочетания жи, ши, ча, чу, ща, щу | Читают, изменяют слова по образцу, записывают, подчеркивают буквосочетания жи, ши, ча, чу, ща, щу | Выполняют учебное действие по алгоритму. Применяют правило при написании слов с буквосочетаниями жи, ши, ча, чу, ща, щу | Письмо | | |||||
| Групповая, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Комментированное письмо (упр. 18) – Прочитайте. Назовите сказку. – Объясните написание в словах выделенных букв. Спишите стихотворение | Читают. Отвечают на вопросы, выполняют задание | Думают, размышляют, высказывают свое мнение. Объясняют правописание заглав ной буквы и чу, щу, жи | | | |||||
| Парная, инди- видуальная. Словесный, практический. Письмо, беседа | Слова, близкие по смыслу (упр. 19) – Прочитайте. Подберите к каждому слову подходящее по смыслу из слов для справок. Запишите | Читают, подбирают и записывают слова | Объединяют слова по смыслу, применяют правило при написании слов с буквосочетаниями жи, ши, ча, чу, ща, щу | Упражнение | | |||||
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Письмо | Словарно-орфографическая работа. Щавель Проводит работу со словарным словом «щавель», организует его запоминание | Записывают и запо- минают правописание слова | Усваивают написание непроверяемого слова | Письмо | | |||||
| VI. Закрепление знаний и способов действий. | | |||||||||
| Парная, инди- видуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Орфограммы в словах (упр. 20). Работа в рабочей тетради (№ 10) Комментирует задания, контролирует выполнение | Отвечают на вопросы, выполняют задание | Используют полученные ранее знания для решения учебной задачи | Упражнение | | |||||
| VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | | |||||||||
| Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чему учились на уроке? Как вы оцените свою работу на уроке? Какой вид работы понравился больше? Что получилось хорошо? Над чем следует поработать? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция | | |||||
VIII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 11) | |||||||||||
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выпол- нения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания | |
Урок 6
Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу.
Проверочный диктант с грамматическим заданием
Педагогические цели | Создать условия для проверки усвоения правописания буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, умения выполнять задания самостоятельно |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания; овладевают умением проверять написанное |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – умеют осуществлять анализ звуков, фразеологизмов. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте инфор- мацию, необходимую для ее решения |
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Ход урока
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |||
осуществляемые действия | формируемые умения | |||||
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | ||||||
Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Тихо все за парту сели, На меня все посмотрели И работать захотели. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | | ||
II. Постановка учебной задачи | ||||||
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | – Вы изучали правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Проверочный диктант и грамматические задания помогут вам определить, как хорошо вы усвоили тему | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем | | ||
III. Контроль и самопроверка знаний. Проверочный диктант | ||||||
Индивидуальная. Словесный, практический. Диктант, письменные задания | Рыбная ловля Чудесный летний день. Мальчики бегут на речку. У воды шумят камыши. Волны тихо плещут о берег. Боря Чайкин закинул удочки. Попались две большие щуки. Хороши рыбы! | Пишут под диктовку текст диктанта. | Осуществляют письмо текста под диктовку. Воспринимают на слух задания и осмысленно их выполняют. Выбирают знак для обозначения конца предложения по интонации учителя. Применяют правило при написании слов с буквосочетаниями жи, ши, ча, чу, ща, щу. Правильно употребляют заглавную букву в начале предложения, в правописании имени и фамилии. Различают твердые и мягкие согласные. Высказывают свое мнение при объяснении значений выражений. Осуществляют самопроверку | Диктант, грамма- тические задания | ||
Грамматическое задание: 1. Подчеркнуть буквы, которые обозначают твердые согласные: 1-й вариант. В 1-м предложении. 2-й вариант. Во 2-м предложении. 2. Написать по три слова: 1-й вариант. С сочетаниями жи–ши. 2-й вариант. С сочетаниями ча–ща. 3. Объяснить значение выра- жений: 1-й вариант. Зарубить на носу. 2-й вариант. Витать в облаках | Выполняют грамма- тические задания по вариантам | |||||
IV. Физкультминутка | ||||||
Коллективная. Практический | Материал для физкультминуток содержится в рекомен- дуемых пособиях (см.: Лите- ратура) | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение дви- жений | ||
V. Применение знаний и способов действий. Дидактическая игра «Составьте слова». Работа в рабочей тетради (№ 12) | ||||||
Парная, инди- видуальная. Словесный, практический. Игра, письмо | – Составьте из рассыпанных частичек слова с буквосочета- ниями жи–ши, ча–ща, чу–щу. Запишите | Составляют слова из рассыпанных частичек, записывают их | Понимают учебную задачу, выполняют ее. Применяют правило. Умеют работать в паре, контролируют действия партнера. Осуществляют взаимопроверку | Дидактическая игра | ||
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | ||||||
Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Я выполнял задания… • Было трудно… • Теперь я могу… • Я понял, что… • Я научился… | Заканчивают предло- жения | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция | ||
VII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 13) | ||||||
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выпол- нения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания | |
УРОК 7
КАК ОТЛИЧИТЬ ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ОТ ГЛУХИХ?
Педагогические цели | Способствовать развитию умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки и обозначающие их буквы |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета |
Личностные результаты | Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебной литературе, используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – умеют проводить анализ, сравнение звуков. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
Ход урока
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | ||
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | |||||
Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся, ребята, Скорей за работу! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | | |
II. Чистописание | |||||
Индивидуальная. Практический. Письмо | ый ые теплый день – теплые деньки | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание | |
IV. Постановка учебной задачи (учебник, с. 16) | |||||
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, чтение, беседа | – Какой вопрос вызвал у Почемучки затруднение? – Цель нашего урока – найти ответ на этот вопрос | – Как отличить звон- кие согласные звуки от глухих? | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. | |||||
Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный, практический. Чтение, беседа, работа с таб- лицей | 1. Согласные звуки (упр. 24) – Прочитайте таблицу «Согласные звуки». Ответьте на вопросы, выполните практические задания | Читают таблицу. Произносят звонкие и глухие согласные. Отвечают на вопросы, выполняют задания | Умеют читать таблицу, извлекать из нее информацию. Разли- чают звонкие и глухие согласные звуки, бъяс- няют их различие, приз наки. Правильно произ носят звуки | Беседа по вопросам, работа с таблицей | |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | 2. Парные по глухости-звонкости согласные звуки (упр. 25, 26) – Прочитайте загадки. Спишите. Подчеркните изученные орфо-граммы. – Ответьте на вопросы. – Выполните задания по образцу | Читают загадки. Списывают. Подчеркивают изученные орфограммы. Отвечают на вопросы | Различают звонкие и глухие согласные звуки, парные и непарные. Умеют действовать по алгоритму | Беседа по вопросам, письмо | |
Физкультминутка | |||||
Коллективная. Практический | Свободный выбор детей | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение дви- жений | |
Парная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо | 3. Дидактическая игра «Замени звук» (упр. 27) – Произнесите слова. Что они обозначают? – Какие слова получатся, если заменить парный звонкий согласный на парный глухой? – Запишите по образцу | Читают. Отвечают на вопросы. Подбирают слова. Записывают пары слов | Распознают звонкие и глухие согласные звуки, парные и непарные. Выполняют учебные действия по образцу. Умеют работать в паре | Дидактическая игра | |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Фронтальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо | 4. Развитие речи. Звукобуквенный разбор слова (упр. 28) – Прочитайте. Спишите. – Какие слова помогают нам представить Мороз как живое существо? – Выполните задания, используя Памятку 1 | Читают, списывают стих. Отвечают на вопрос. Выполняют звуко-буквенный разбор слова, работают с памяткой | Думают, размышляют, высказывают свое мнение. Умеют работать с памяткой. Выполняют звукобуквенный разбор слова | Звукобук- венный разбор слова | |
VI. Закрепление знаний и способов действий. | |||||
Парная, инди- видуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | Работа в рабочей тетради (№ 17) Организует работу с упраж- нениями, контролирует их выполнение | Читают задания, выполняют их | Применяют имеющиеся знания для выпол- нения заданий. Умеют работать в паре. Контролируют работу партнера | Упражнения | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | |||||
Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… • Я рад… | Заканчивают предло- жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция | |
VIII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 18, 19) | |||||
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выпол- нения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания | |
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17
УРОК 8
ПРОВЕРКА ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению учащихся с правописанием слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике, лексике, синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Личностные результаты | Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информа- ционной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебной литературе, используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – умеют проводить анализ, сравнение звуков. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в совместной деятельности, в том числе в ситуации конфликта |
Ход урока
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | ||||
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||||
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | |||||||
Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Чтоб злодеев побеждать, Мало просто много знать. Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным. А еще желательно Делать все внимательно! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | | |||
II. Чистописание | |||||||
Индивидуальная. Практический. Письмо | Пять пальцев годами равные, ростом разные | Списывают с образца | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание | |||
III. Проверка выполнения домашнего задания. | |||||||
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Работа в рабочей тетради (№ 18, 19) Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Зачитывают письменные задания, отвечают на вопросы | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Упражнения | |||
IV. Постановка учебной задачи | |||||||
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, чтение, беседа | (учебник, с. 18) – Прочитайте тему урока. Попробуйте сформулировать цель урока | Читают название темы. Предлагают цель урока | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | | |||
V. Усвоение новых знаний и способов действий. | |||||||
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (упр. 29) – Прочитайте пары слов. Ответьте на вопросы, выполните практические задания | Читают. Называют звуки. Подбирают проверочные слова. Списывают. Отвечают на вопросы | Различают парные по глухости-звонкости согласные звуки. Определяют на слух слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова | Беседа по вопросам, письмо | |||
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Правописание парных по глу- хости-звонкости согласных в однокоренных словах (упр. 30). Правило (учебник, с. 19) – Прочитайте. Докажите, что слова в каждой группе – однокоренные. – Ответьте на вопросы. – Выполните задания. Организует знакомство с правилом | Произносят и записывают звуки. Выделяют корень. Подчеркивают буквы, написание которых надо проверить. Запоминают правило | Соотносят произно- шение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова. Находят букву, напи- сание которой надо проверить | Беседа по вопросам, письмо | |||
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова (упр. 31). Правило (учебник, с. 20) – В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой – родственные (однокоренные) слова? – Произнесите звук, обозначенный в каждом слове выделенной буквой. – Спишите слова, требующие проверки. Знакомит с правилом | Читают. – В 1-й строке – формы одного и того же слова, во 2-й строке – родственные (однокоренные) слова. Отвечают на вопросы. – Берез, березка, березняк. Записывают слова. Читают правило | Различают формы одного и того же слова и родственные (однокоренные) слова. Находят в словах бук ву парного согласного звука, написание которой надо проверить. Делают выводы в результате наблюдения. Извлекают необходимую информацию из правила, воспроизводят ее | Беседа по вопросам, письмо, правило | |||
VI. Физкультминутка | |||||||
Коллективная. Практический | По желанию детей | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение дви- жений | |||
Групповая, индивидуальная. Словесный, практический. Работа со словарем, письмо | 4. Словарно-орфографическая работа. Работа в рабочей тетради (№ 21), с орфографическим словарем – Найдите в орфографическом словаре слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов | Из орфографического словаря выписывают слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова | Находят слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Умеют работать в группе с орфографи ческим словарем | Письмо, работа со словарем | |||
VII. Закрепление знаний и способов действий. | |||||||
Индивидуальная, фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Работа в рабочей тетради (№ 20, 22) Организует работу с упраж- нениями, контролирует их выполнение | Читают задания, выполняют их | Применяют имеющиеся знания для выполнения заданий. Умеют работать самос тоятельно | Упражнения | |||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | |||||||
Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чему учились на уроке? – Как вы оцените свою работу на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – Что получилось хорошо? – Над чем следует поработать? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция | |||
IX. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 23) | |||||||
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выпол- нения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания | |