Файл: 1. Основные направления методической работы начальной школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 4445

Скачиваний: 78

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приложение 4

Анализ авторской программы
Автор программы по обучению грамоте — Н.В. Нечаева. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух составляющих языка: системы языка и речи.

В процессе обучения грамоте ребёнок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых и внеязыковых средств. Курс обучения грамоте не ограничивается формированием общеучебных умений чтения и письма, он ориентирован и на успешную адаптацию каждого ребёнка к новым условиям жизнедеятельности, на формирование универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности.

Кроме Азбуки, комплект включает тетради по письму, тетради по чтению и рабочую тетрадь «Звуки и буквы». Тетради по письму (авторы Н.В. Нечаева, Н.К. Булычева) содержат образцы букв и их элементов, которые рассчитаны на праворуких и леворуких детей.

В ходе обучения письму первоклассники на непреднамеренном уровне готовятся к изучению систематического курса русского языка: здесь есть упражнения для наблюдений грамматических и смысловых особенностей слов и предложений. В комплект входят также тетради по чтению (авторы Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец). Они содержат игровые и проблемные задания, весёлые тексты, красочные иллюстрации. Тетради помогают первоклассникам расширить опыт чтения, активизировать словарь, получить знания об окружающем мире. Наличие страниц с наклейками вносит разнообразие в процесс усвоения материала, является дополнительным фактом мотивации учебной деятельности. Рабочая тетрадь «Звуки и буквы: Учусь грамоте» (автор О.А. Мельникова) в ненавязчивой форме помогает ребёнку освоить трудные для этого возраста темы. Особенность этой тетради состоит в том, что первоклассник тренируется в игровой форме, выполняя разные по форме и уровню трудности задания, в основе которых лежит звукобуквенный анализ; материал тетради даёт возможность и для лексической работы. 

Методическое сопровождение курса включает в себя методические рекомендации и поурочно-тематическое планирование. В пособии раскрываются возможности реализации требований ФГОС средствами курса русского языка, представлены планируемые результаты освоения УУД по каждой теме, подробно показаны достигаемые предметные результаты каждого урока и возможные виды деятельности.


Целью программы по русскому языку (автор Н.В. Нечаева) является воспитание грамотных носителей языка. Основная задача — развитие речи школьников в ходе освоения системы русского языка. Курс построен на коммуникативной основе.

В УМК по русскому языку, кроме учебников, входят рабочие тетради. Тетрадь для 1 класса «Звуки и буквы. Учусь русскому языку» (автор О.А. Мельникова) помогает ребёнку освоить программные темы курса (различение мягких — твёрдых согласных, употребление мягкого знака и йотированных букв, правописание имён собственных и др.).

Рабочие тетради для 2 класса в 4 частях (автор С.Г. Яковлева) составлены в полном соответствии с содержанием учебника, что позволяет учителю использовать их как для самостоятельной работы учащихся в классе и дома, для фронтальной работы, так и в качестве контрольного (проверочного) материала. Задания тетрадей способствуют закреплению знаний и осознанию их взаимосвязи, включают детей в поисковую деятельность. Пособие «Игрослов. Русский язык. Строгие правила в занимательной форме» (автор С.М. Белорусец) поможет ученикам начальных классов освоить орфографические правила. Автор интересно и разнообразно подаёт материал, отвечающий всем требованиям развивающей методики. Книга позволяет разнообразить работу на уроках. Курс обеспечен методическими рекомендациями и поурочно-тематическим планированием.


Приложение 5

Анализ рабочей программы

Анализ рабочей программы по русскому языку 2 класс школа россии
Целью настоящего курса является ознакомление учащихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строением родного языка. Дети должны усвоить системы грамматических понятий, закрепить принципы письма, типичные правила правописания, расширить представление об особенностях двух форм языка – устной и письменной.

Курс включает следующие разделы:

- Фонетика и графика;

- Морфология и морфемика;

- Синтаксис и пунктуация;

- Повторение пройденного за год;

Программа составлена на основе базисного плана по русскому языку из расчёта 5 часов в неделю, общее количество часов в год – 170, в том числе на проведение диктантов - 9 часов, контрольных списываний - 4 часа.

Количество часов в I четверти - 46. Количество часов во II четверти - 35. Количество часов в III четверти - 48. Количество часов в IV четверти -41.

Для оценки достижений учеников используются следующие виды и формы контроля: виды - стартовый, текущий и итоговый контроль; формы – диктант, изложение, сочинение, словарная работа, грамматическое задание.

Для реализации программного содержания используются:

Зеленина, Л. М. Русский язык: учебник для 2 класса: в 2 ч. / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хох­лова -М.: Просвещение, 2006.

Зеленина, Л М. Дидактический материал по русскому языку. 2 класс / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. -М.: Просвещение, 2006.

Тикунова, Л. И. Прописи-ступеньки. Чистописание: рабочая тетрадь для 2 класса: в 4 ч. / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. - М.: Дрофа, 2006.

Зеленина, Л. М. Русский язык в начальной школе. 2 класс: книга для учителя / Л. М. Зе­ленина, Т. Е. Хохлова. - М.: Просвещение, 2006.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

обучающихся к концу учебного года

Учащиеся должны знать:

- предложение как единицу речи;

- термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания (предложения повествовательные, вопросительные и побудительные);

- предложения, различные по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);


- оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания — точка, вопросительный и восклицательный знаки);

- признаки текста и типы текстов (повествование описание);

- главные члены предложения;

- связь слов в предложении;

- различие словосочетания и предложения;

- термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число имени существительного, имени прилагательного, глагола);

- употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

- фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

- основные гласные звуки;

- назначение букв е, ё, ю, я обозначают два звука;

- различие деления слов на слоги и для переноса;

- влияние ударения на смысл слова

- различие звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих;

- парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме;

- роль разделительного мягкого знака (ь) в слове;

- алфавит, название букв русского алфавита;

- употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.;

Учащиеся должны уметь:

- выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;

- выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;

Итак, анализ учебников авторов С. В. Иванова и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.

Приложение 6


Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку. УМК «Школа России»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, и авторскими рабочими  программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык».

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

         Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: