Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2611

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОГО ПОДХОДА В
СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУЛЬТПРОСВЕТУЧРЕЖДЕНИЙ

Начавшаяся в обществе перестройка предполагает серьезные качественные изме­нения и в культурно-воспитательной работе. «Добиваясь ради­кальных перемен к лучшему, – отметил М. С. Горбачев, – важно построить всю культур­но-воспитательную работу так, чтобы она полнее удовлетворяла духовные запросы людей, шла навстречу их интересам».

Из данных требований вытекает ряд важ­ных выводов, которые должен осознать и взять на вооружение каждый культпросветработник.

Вывод первый. Современные условия общественного разви­тия требуют качественно нового подхода к организации работы клубов, парков, библиотек, музеев, красных уголков и культпросветучреждений передвижного типа. В культурно-просвети­тельной работе должна быть осуществлена перестройка, она должна быть сегодня приведена в полное соответствие с ведущими принципами культурно-просветительной работы, прове­ренными передовой практикой деятельности лучших культурно-просветительных учреждений страны.

Вывод второй. В организации культурно-просветительной работы следует идти сегодня от жизни, от конкретных запросов населения, от реальных нужд реальных трудовых коллективов, различных слоев и групп людей. Любое культурно-просветительное учреждение должно опираться в своей деятель­ности на культурный потенциал реальных и потенциальных посетителей и участников, учитывать их интересы и потреб­ности, мотивы участия или неучастия в культурно-просвети­тельной работе.

Вывод третий. Современный культпросветработник не может полагаться на собственную интуицию, на догадки и предпо­ложения своих коллег. Любая воспитательная и просвети­тельная акция, любое развлекательное мероприятие, организа­ция всякого нового клубного объединения должны осущест­вляться на основе постоянного и тщательного изучения и иссле­дования складывающихся в данном регионе тенденций, прояв­ляющихся со временем закономерностей, создающихся в каж­дом конкретном случае педагогических ситуаций, а также с учетом культурных интересов и потребностей различных слоев и групп населения, проживающих в зоне деятельности куль­турно-просветительного учреждения и являющихся реальными и потенциальными посетителями массовых мероприятий, члена­ми клубных объединений, участниками клубной самодеятель­ности.

Современная теория культурно-просветительной работы на­копила достаточный объем научных знаний по различным направлениям к работы с различными группами населения. Только за последние 10-15 лет проведены серьезные научные исследования, состоялся целый ряд научно-практических конференций, защищено несколько десятков дис­сертаций, опубликовано множество сборников научных трудов , выпущено немало популярных книг. Все это позволяет сегодня по-новому подходить к отбору и анализу многообразных явлений культурно-просветительной практики, строить ра­боту культурно-просветительных учреждений с учетом научных выводов и рекомендаций, добиваться более высокой результа­тивности в художественно-мас­совой и организаторской работе клубов, парков, библиотек, музеев, других учреждений досуга.


Вместе с тем нельзя не учитывать, во-первых, постепен­ного устаревания полученных учеными данных (в культпросветработе идет интенсивный процесс обновления) и, во-вторых, особенностей конкретного региона, где, конечно же, есть свои традиции, обычаи, сложившаяся практика, своя сильная или слабая материально-техническая база, наконец, свой контин­гент посетителей и участников.

Все это обязывает современного культпросветработника вести самостоятельный научный поиск в пределах своего региона, постоянно анализировать собственный опыт, изучать контингент.

Жизнь и деятельность любого культурно-просветительного учреждения исключительно многообразна. Что же может и что должно интересовать исследователя в первую очередь?

1. Практически все культурно-просветительные учреждения функционируют в сфере досуга. Отсюда – первое, что необхо­димо знать изучающему проблемы культурно-просветительной работы, это роль и место конкретного очага досуга (парка, клуба, библиотеки, музея, культурно-спортивного комплекса) в общем бюджете свободного времени той или иной группы населения. Ведь кроме посещения клубных мероприятий, чело­век может заниматься спортом и туризмом, вести общественную работу непосредственно на своем предприятии, навещать своих друзей и подруг, смотреть телепередачи, читать книги и т. п. Выявление отношения человека к тому или иному культурно-просветительному учреждению (частота посещений) дает исследователю необходимое представление о степени охвата населения , о его реаль­ной и потенциальной аудитории.

2. Важно также знать мотивы посещения или участия человека в культурно-просветительной работе. Например, клуб выполняет определенные общественные функции: он занимает­ся просвещением , разносторонним воспитанием, способствует развитию творческих способностей людей (художественных, научно-технических, организаторских), организует культурный отдых и разумные развлечения, помогает культурному общению людей. Однако, у каждого отдельно взятого человека есть свое определенное отношение к клубу и клубной деятель­ности. Кто-то видит в клубе лишь лекционный зал, кому-то он представляется дискотекой, кого-то он привлекает интересными воспитательными мероприятиями, возможностью отдох­нуть после работы, пообщаться с друзьями. Для многих жите­лей города и села клуб – это прежде всего самодеятельное объединение (кружок, студия, народный коллектив, клуб по интересам), где можно развивать и совершенствовать свои творческие задатки и способности, удовлетворять интерес к тому или иному увлечению на досуге («хобби»). В связи с этим важно знать, зачем приходит человек в клуб, чего он ждет от участия в этой деятельности.

3. Общеизвестно, что участие в культурно-просветительной работе – дело сугубо добровольное. Если не считать офици­альных акций (собрания , сходы, конференции и т. п.), в очаг культуры человек приходит только при наличии у него интереса к тому, что там происходит. Интерес как избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к тому или иному виду деятельности и приводит человека в клуб, парк, библиотеку и удерживает его «на орбите деятельности» культпросветучреждения. Уровень прояв­ления интереса может быть самым различным – любопытство (что там за клуб? чем там занимаются? не найдется ли и для меня что-то нужное и полезное?), любознательность (хорошо бы послушать еще одну такую лекцию; занятие в драмкружке мне понравилось, схожу еще раз-другой; до встречи с этим путешественником я ничего не знал об Африке, надо будет отыскать книгу, рекомендованную им) и собственно интерес (занятия в этой студии приносят мне пользу, буду ходить туда постоянно; обязательно прослушаю весь цикл лек­ций, ведь из них я узнаю много нового; хорошо, что я зашел однажды на вечер отдыха в этот клуб, все мне здесь нравится – и интерьер, и музыка, и репертуар массовика). Организатору культурно-просветительной работы , как исследователю, важно знать реальное отношение людей к различным видам культурно-просветительной деятельности.


4. Однако, знание наличных интересов само по себе не обеспечивает непременного успеха в деятельности культурно-просветительного учреждения. Важно еще, в какой мере удовлетворяются культурные потребности людей. В научной ли­тературе реализуемые в сфере свободного времени потреб­ности подразделяются на несколько групп:

-потребности в искусстве и литературе, эстетическом освое­нии мира; они реализуются в таких видах деятель­ности, как посещение кино, театров, концертов, выставок, музеев, чтение художественной литературы, участие в худо­жественной самодеятельности, фотографирование и кино­съемка, прослушивание магнитофонных записей и пласти­нок, занятия музыкой, прослушивание по радио и телеви­дению литературно-художественных передач и т. п.;

-потребности в физической культуре, спорте, туризме; они реализуются в активных формах : занятия в спортив­ных секциях, участие в соревнованиях и т. п. и в пассив­ных : просмотр спортивных кинопрограмм, изучение ма­териалов спортивной прессы, просмотр матчей по телеви­дению и т. п.;

-потребности в межличностном общении; это может нахо­дить свое выражение в приеме гостей, посещении родных и друзей, обсуждении в кругу единомышленников прочи­танных книг, просмотренных спектаклей, международных событий и т. п.;

-потребности общественно-политического характера; они реализуются в выполнении общественных поручений, чте­нии общественно-политической литературы, просмотре об­щественно-политических передач, прослушивании лекций о международном положении, личном участии в митингах, манифестациях и т. п.;

-потребности, связанные с самореализацией личности. Это рукоделие, моделирование, конструирование, занятия кули­нарией, лесной скульптурой и т. п.;

-познавательные потребности; реализуются они в процессе просмотра научно-популярных фильмов, познавательных телепередач, чтения научно-технической литературы, про­слушивания лекций, участия во встречах, вечерах ответов на вопросы и т. п.

Культпросветработника должно интересовать три момента: а) в какой степени данные потребности развиты у различных групп населения; б) в каких сферах жизнедеятельности они удовлетворяются и в) в какой мере они удовлетворяются конкретным очагом культуры (клубом, библиотекой и т. д.).

5. Интересы и потребности реальных людей, проживающих в конкретном регионе – это необходимая основа планирова­ния культурно-просвети­тельной работы, построения и осущест­вления педагогической программы деятельности культурно-просветительных учреждений. Здесь культпросветработник идет такими логически взаимосвязанными путями:

-постоянное изучение интересов и потребностей;

-удовлетворение реальных интересов и потребностей различными формами и средствами культурно-просвети­тельной деятельности;


-постепенное развитие интереса (его углубление и расши­рение) и формирование (возвышение) уже сформированных потреб­ностей.

Однако, как показывает практика, даже после специально проведенных исследований культпросветработникам не всегда удается найти такие организационно-методические формы рабо­ты, которые были бы адекватны реальным интересам и пот­ребностям различных слоев и групп населения. Нередко пред­лагаемые культпросветучреждениями мероприятия плохо посе­щаются, созданные любительские объединения действуют нере­гулярно, объявленная запись в кружки и студии затяги­вается, а то и проваливается вовсе. В связи с этим культ­просветработник , как исследователь должен заинтересоваться подлинными причинами неучастия людей в существующих или только что предложенных формах досуга. А причины эти, как показывает опыт, могут быть самыми различными: неудов­летворительное и несвоевременное афиширование мероприятий, неудачное и неудобное время их проведения, низкое качество проводимых мероприятий, неинтересная тематика лекций, отдаленность очага культуры от мест проживания основной части населения, нехватка у людей свободного времени, неуютность клубного интерьера, неритмичность в работе об­щественного транспорта и т. д. и т. п.

Культпросвет­работник должен знать о реальных препятствиях, мешающих более активному участию населения в различных формах деятельности с тем , чтобы помочь их устранению.

6. Хорошая посещаемость проводимых культурно-просве­тительными учреждениями мероприятий, конечно же, свидетель­ствует о наличии у людей устойчивого интереса к культур­но-творческой досуговой деятельности, однако она не дает пол­ного представления об эффективности этой деятельности, об ее качественной стороне. Посещаемость сама по себе еще не характеризует процесса положительных изменений в сознании и поведении людей, происходящих под влиянием более или ме­нее регулярных посещений разлитых воспитательных меро­приятий. Важно не то, сколь часто бывает человек на лек­циях, концертах, киносеансах, спектаклях, дискотеках, встречах и т. п., а то, что он оттуда выносит, какие качественные изменения происходят в развивающейся личности: обогащается ли человек новыми знаниями, расширяется ли его кругозор, стабилизируются ли его интересы, возвышаются ли его потреб­ности, становятся ли более осмысленными и верными его взгляды на природу и общественную жизнь, изменяется ли его быт, укрепляются ли семейные узы, появляются ли новые друзья, если хотите – стал ли он лучше работать, повысилась ли производительность его труда. Разумеется, такие положи­тельные изменения происходят в человеке не только под влиянием культурно-просветительных акций (ведь чело­век еще читает газеты, слушает радио, смотрит телепередачи, общается с коллегами в трудовом коллективе, испытывает на себе влияние семьи, школы ), тем не менее, культпросветработника должно интересовать – сколь эффективно влияет очаг культу­ры на процесс формирования и развития личности, как повышение культуры досуга сказывается на всей жизнедея­тельности человека.


Без таких знаний и адекватных представлений вся работа культпросветучреждения будет стихийной, научно не управляемой.

7. В условиях дальнейшей демократизации жизни в обществе и возрастания социальной активности масс весь­ма важное значение приобретает степень участия каждого гражданина в управлении государственными делами, в том числе и в сфере досуга, в области культурно-просве­тительной работы. Известно, что одним из важных принципов культпросветработы является опора на инициативу и самодея­тельность масс. Человека, изучающего состояние и пути улуч­шения деятельности конкретного культурно-просветительного учреждения, должно интересовать реальное участие членов трудового коллектива, вообще проживающих в том или ином населенном пункте людей в управлении культурно-просвети­тельной деятельностью. Формы общественного самоуправления в сфере культурно-просветительной работы , в общем-то, извест­ны. Это координационные советы культурно-спортивных ком­плексов, советы по культуре , правле­ния в культурно-просветительных учреждениях, художествен­ные советы, советы народных университетов, советы и президиу­мы в клубных объединениях, старостаты и бюро в кружках и коллективах самодеятельности, педагогические советы вне­школьных секторов и отделов и т. п. Очень важно, числятся эти органы и их члены на бумаге или функционируют, действуют. Если действуют – каков их положительный опыт и в чем есть затруднения? Если не действуют – почему, что мешает их работе? А главное – сколь широк охват рядовых посетителей и участников членством, как они относятся к такой работе, в чем видят ее смысл, в какой помощи нуждают­ся? Такая информация крайне нужна в постоянной, осмыс­ленной работе с общественным активом.

8. В клубных коллективах и объединениях числятся и действуют живые люди. У них разные общеобразовательные и культурные уровни, разные характеры и темпераменты, раз­ная глубина интереса к тому или иному виду досуговой деятельности, разные способности. Часто это люди разного возраста, разного пола, разной национальности и разных профессий. В процессе совместных занятий между людьми, находящимися в досуговом общении, возникают различные взаимоотношения – дружественные, доверительные, товари­щеские или наоборот – натянутые, неуважительные, основан­ные на таких нездоровых явлениях, как зависть, конкурен­ция, борьба за лидерство и т. п. Вот почему в разных коллек­тивах создается разный нравственно-психологический климат, влияющий на содержание, уровень и эффективность совмест­ной деятельности на досуге. Культпросветработник должен иметь представление о процессах, происходящих в том или ином самодеятельном коллективе с тем, чтобы осмысленно вести внутриколлективную воспитательную работу, особенно когда он имеет дело с коллективом детским или юношеским. А здесь без простейших научных исследований просто не обойтись.


Смотрите также файлы