ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2611
Скачиваний: 3
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
НАУЧНОГО ПОДХОДА В
СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУЛЬТПРОСВЕТУЧРЕЖДЕНИЙ
Начавшаяся в обществе перестройка предполагает серьезные качественные изменения и в культурно-воспитательной работе. «Добиваясь радикальных перемен к лучшему, – отметил М. С. Горбачев, – важно построить всю культурно-воспитательную работу так, чтобы она полнее удовлетворяла духовные запросы людей, шла навстречу их интересам».
Из данных требований вытекает ряд важных выводов, которые должен осознать и взять на вооружение каждый культпросветработник.
Вывод первый. Современные условия общественного развития требуют качественно нового подхода к организации работы клубов, парков, библиотек, музеев, красных уголков и культпросветучреждений передвижного типа. В культурно-просветительной работе должна быть осуществлена перестройка, она должна быть сегодня приведена в полное соответствие с ведущими принципами культурно-просветительной работы, проверенными передовой практикой деятельности лучших культурно-просветительных учреждений страны.
Вывод второй. В организации культурно-просветительной работы следует идти сегодня от жизни, от конкретных запросов населения, от реальных нужд реальных трудовых коллективов, различных слоев и групп людей. Любое культурно-просветительное учреждение должно опираться в своей деятельности на культурный потенциал реальных и потенциальных посетителей и участников, учитывать их интересы и потребности, мотивы участия или неучастия в культурно-просветительной работе.
Вывод третий. Современный культпросветработник не может полагаться на собственную интуицию, на догадки и предположения своих коллег. Любая воспитательная и просветительная акция, любое развлекательное мероприятие, организация всякого нового клубного объединения должны осуществляться на основе постоянного и тщательного изучения и исследования складывающихся в данном регионе тенденций, проявляющихся со временем закономерностей, создающихся в каждом конкретном случае педагогических ситуаций, а также с учетом культурных интересов и потребностей различных слоев и групп населения, проживающих в зоне деятельности культурно-просветительного учреждения и являющихся реальными и потенциальными посетителями массовых мероприятий, членами клубных объединений, участниками клубной самодеятельности.
Современная теория культурно-просветительной работы накопила достаточный объем научных знаний по различным направлениям к работы с различными группами населения. Только за последние 10-15 лет проведены серьезные научные исследования, состоялся целый ряд научно-практических конференций, защищено несколько десятков диссертаций, опубликовано множество сборников научных трудов , выпущено немало популярных книг. Все это позволяет сегодня по-новому подходить к отбору и анализу многообразных явлений культурно-просветительной практики, строить работу культурно-просветительных учреждений с учетом научных выводов и рекомендаций, добиваться более высокой результативности в художественно-массовой и организаторской работе клубов, парков, библиотек, музеев, других учреждений досуга.
Вместе с тем нельзя не учитывать, во-первых, постепенного устаревания полученных учеными данных (в культпросветработе идет интенсивный процесс обновления) и, во-вторых, особенностей конкретного региона, где, конечно же, есть свои традиции, обычаи, сложившаяся практика, своя сильная или слабая материально-техническая база, наконец, свой контингент посетителей и участников.
Все это обязывает современного культпросветработника вести самостоятельный научный поиск в пределах своего региона, постоянно анализировать собственный опыт, изучать контингент.
Жизнь и деятельность любого культурно-просветительного учреждения исключительно многообразна. Что же может и что должно интересовать исследователя в первую очередь?
1. Практически все культурно-просветительные учреждения функционируют в сфере досуга. Отсюда – первое, что необходимо знать изучающему проблемы культурно-просветительной работы, это роль и место конкретного очага досуга (парка, клуба, библиотеки, музея, культурно-спортивного комплекса) в общем бюджете свободного времени той или иной группы населения. Ведь кроме посещения клубных мероприятий, человек может заниматься спортом и туризмом, вести общественную работу непосредственно на своем предприятии, навещать своих друзей и подруг, смотреть телепередачи, читать книги и т. п. Выявление отношения человека к тому или иному культурно-просветительному учреждению (частота посещений) дает исследователю необходимое представление о степени охвата населения , о его реальной и потенциальной аудитории.
2. Важно также знать мотивы посещения или участия человека в культурно-просветительной работе. Например, клуб выполняет определенные общественные функции: он занимается просвещением , разносторонним воспитанием, способствует развитию творческих способностей людей (художественных, научно-технических, организаторских), организует культурный отдых и разумные развлечения, помогает культурному общению людей. Однако, у каждого отдельно взятого человека есть свое определенное отношение к клубу и клубной деятельности. Кто-то видит в клубе лишь лекционный зал, кому-то он представляется дискотекой, кого-то он привлекает интересными воспитательными мероприятиями, возможностью отдохнуть после работы, пообщаться с друзьями. Для многих жителей города и села клуб – это прежде всего самодеятельное объединение (кружок, студия, народный коллектив, клуб по интересам), где можно развивать и совершенствовать свои творческие задатки и способности, удовлетворять интерес к тому или иному увлечению на досуге («хобби»). В связи с этим важно знать, зачем приходит человек в клуб, чего он ждет от участия в этой деятельности.
3. Общеизвестно, что участие в культурно-просветительной работе – дело сугубо добровольное. Если не считать официальных акций (собрания , сходы, конференции и т. п.), в очаг культуры человек приходит только при наличии у него интереса к тому, что там происходит. Интерес как избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к тому или иному виду деятельности и приводит человека в клуб, парк, библиотеку и удерживает его «на орбите деятельности» культпросветучреждения. Уровень проявления интереса может быть самым различным – любопытство (что там за клуб? чем там занимаются? не найдется ли и для меня что-то нужное и полезное?), любознательность (хорошо бы послушать еще одну такую лекцию; занятие в драмкружке мне понравилось, схожу еще раз-другой; до встречи с этим путешественником я ничего не знал об Африке, надо будет отыскать книгу, рекомендованную им) и собственно интерес (занятия в этой студии приносят мне пользу, буду ходить туда постоянно; обязательно прослушаю весь цикл лекций, ведь из них я узнаю много нового; хорошо, что я зашел однажды на вечер отдыха в этот клуб, все мне здесь нравится – и интерьер, и музыка, и репертуар массовика). Организатору культурно-просветительной работы , как исследователю, важно знать реальное отношение людей к различным видам культурно-просветительной деятельности.
4. Однако, знание наличных интересов само по себе не обеспечивает непременного успеха в деятельности культурно-просветительного учреждения. Важно еще, в какой мере удовлетворяются культурные потребности людей. В научной литературе реализуемые в сфере свободного времени потребности подразделяются на несколько групп:
-потребности в искусстве и литературе, эстетическом освоении мира; они реализуются в таких видах деятельности, как посещение кино, театров, концертов, выставок, музеев, чтение художественной литературы, участие в художественной самодеятельности, фотографирование и киносъемка, прослушивание магнитофонных записей и пластинок, занятия музыкой, прослушивание по радио и телевидению литературно-художественных передач и т. п.;
-потребности в физической культуре, спорте, туризме; они реализуются в активных формах : занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях и т. п. и в пассивных : просмотр спортивных кинопрограмм, изучение материалов спортивной прессы, просмотр матчей по телевидению и т. п.;
-потребности в межличностном общении; это может находить свое выражение в приеме гостей, посещении родных и друзей, обсуждении в кругу единомышленников прочитанных книг, просмотренных спектаклей, международных событий и т. п.;
-потребности общественно-политического характера; они реализуются в выполнении общественных поручений, чтении общественно-политической литературы, просмотре общественно-политических передач, прослушивании лекций о международном положении, личном участии в митингах, манифестациях и т. п.;
-потребности, связанные с самореализацией личности. Это рукоделие, моделирование, конструирование, занятия кулинарией, лесной скульптурой и т. п.;
-познавательные потребности; реализуются они в процессе просмотра научно-популярных фильмов, познавательных телепередач, чтения научно-технической литературы, прослушивания лекций, участия во встречах, вечерах ответов на вопросы и т. п.
Культпросветработника должно интересовать три момента: а) в какой степени данные потребности развиты у различных групп населения; б) в каких сферах жизнедеятельности они удовлетворяются и в) в какой мере они удовлетворяются конкретным очагом культуры (клубом, библиотекой и т. д.).
5. Интересы и потребности реальных людей, проживающих в конкретном регионе – это необходимая основа планирования культурно-просветительной работы, построения и осуществления педагогической программы деятельности культурно-просветительных учреждений. Здесь культпросветработник идет такими логически взаимосвязанными путями:
-постоянное изучение интересов и потребностей;
-удовлетворение реальных интересов и потребностей различными формами и средствами культурно-просветительной деятельности;
-постепенное развитие интереса (его углубление и расширение) и формирование (возвышение) уже сформированных потребностей.
Однако, как показывает практика, даже после специально проведенных исследований культпросветработникам не всегда удается найти такие организационно-методические формы работы, которые были бы адекватны реальным интересам и потребностям различных слоев и групп населения. Нередко предлагаемые культпросветучреждениями мероприятия плохо посещаются, созданные любительские объединения действуют нерегулярно, объявленная запись в кружки и студии затягивается, а то и проваливается вовсе. В связи с этим культпросветработник , как исследователь должен заинтересоваться подлинными причинами неучастия людей в существующих или только что предложенных формах досуга. А причины эти, как показывает опыт, могут быть самыми различными: неудовлетворительное и несвоевременное афиширование мероприятий, неудачное и неудобное время их проведения, низкое качество проводимых мероприятий, неинтересная тематика лекций, отдаленность очага культуры от мест проживания основной части населения, нехватка у людей свободного времени, неуютность клубного интерьера, неритмичность в работе общественного транспорта и т. д. и т. п.
Культпросветработник должен знать о реальных препятствиях, мешающих более активному участию населения в различных формах деятельности с тем , чтобы помочь их устранению.
6. Хорошая посещаемость проводимых культурно-просветительными учреждениями мероприятий, конечно же, свидетельствует о наличии у людей устойчивого интереса к культурно-творческой досуговой деятельности, однако она не дает полного представления об эффективности этой деятельности, об ее качественной стороне. Посещаемость сама по себе еще не характеризует процесса положительных изменений в сознании и поведении людей, происходящих под влиянием более или менее регулярных посещений разлитых воспитательных мероприятий. Важно не то, сколь часто бывает человек на лекциях, концертах, киносеансах, спектаклях, дискотеках, встречах и т. п., а то, что он оттуда выносит, какие качественные изменения происходят в развивающейся личности: обогащается ли человек новыми знаниями, расширяется ли его кругозор, стабилизируются ли его интересы, возвышаются ли его потребности, становятся ли более осмысленными и верными его взгляды на природу и общественную жизнь, изменяется ли его быт, укрепляются ли семейные узы, появляются ли новые друзья, если хотите – стал ли он лучше работать, повысилась ли производительность его труда. Разумеется, такие положительные изменения происходят в человеке не только под влиянием культурно-просветительных акций (ведь человек еще читает газеты, слушает радио, смотрит телепередачи, общается с коллегами в трудовом коллективе, испытывает на себе влияние семьи, школы ), тем не менее, культпросветработника должно интересовать – сколь эффективно влияет очаг культуры на процесс формирования и развития личности, как повышение культуры досуга сказывается на всей жизнедеятельности человека.
Без таких знаний и адекватных представлений вся работа культпросветучреждения будет стихийной, научно не управляемой.
7. В условиях дальнейшей демократизации жизни в обществе и возрастания социальной активности масс весьма важное значение приобретает степень участия каждого гражданина в управлении государственными делами, в том числе и в сфере досуга, в области культурно-просветительной работы. Известно, что одним из важных принципов культпросветработы является опора на инициативу и самодеятельность масс. Человека, изучающего состояние и пути улучшения деятельности конкретного культурно-просветительного учреждения, должно интересовать реальное участие членов трудового коллектива, вообще проживающих в том или ином населенном пункте людей в управлении культурно-просветительной деятельностью. Формы общественного самоуправления в сфере культурно-просветительной работы , в общем-то, известны. Это координационные советы культурно-спортивных комплексов, советы по культуре , правления в культурно-просветительных учреждениях, художественные советы, советы народных университетов, советы и президиумы в клубных объединениях, старостаты и бюро в кружках и коллективах самодеятельности, педагогические советы внешкольных секторов и отделов и т. п. Очень важно, числятся эти органы и их члены на бумаге или функционируют, действуют. Если действуют – каков их положительный опыт и в чем есть затруднения? Если не действуют – почему, что мешает их работе? А главное – сколь широк охват рядовых посетителей и участников членством, как они относятся к такой работе, в чем видят ее смысл, в какой помощи нуждаются? Такая информация крайне нужна в постоянной, осмысленной работе с общественным активом.
8. В клубных коллективах и объединениях числятся и действуют живые люди. У них разные общеобразовательные и культурные уровни, разные характеры и темпераменты, разная глубина интереса к тому или иному виду досуговой деятельности, разные способности. Часто это люди разного возраста, разного пола, разной национальности и разных профессий. В процессе совместных занятий между людьми, находящимися в досуговом общении, возникают различные взаимоотношения – дружественные, доверительные, товарищеские или наоборот – натянутые, неуважительные, основанные на таких нездоровых явлениях, как зависть, конкуренция, борьба за лидерство и т. п. Вот почему в разных коллективах создается разный нравственно-психологический климат, влияющий на содержание, уровень и эффективность совместной деятельности на досуге. Культпросветработник должен иметь представление о процессах, происходящих в том или ином самодеятельном коллективе с тем, чтобы осмысленно вести внутриколлективную воспитательную работу, особенно когда он имеет дело с коллективом детским или юношеским. А здесь без простейших научных исследований просто не обойтись.