ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2612
Скачиваний: 3
Обратившись к маркетинговым технологиям, поняв их глубинный смысл и реально оценив возможные области применения, ученый решается еще на один новаторский шаг: в 2001 г. он выпускает новую книгу – «Интернальный маркетинг в организациях социально-культурной сферы». Известно, что никто из российских маркетологов до этой поры ничего подобного на данную тему не писал. Новаторов В. Е. первым «обнаружил» внутри организаций культуры «рынок труда» и обосновал технологию управления трудовым коллективом на принципах маркетинга.
Оценив по достоинству всю совокупность созданных ученым монографий и учебных пособий и приняв во внимание другие его научные публикации , диссертационный совет Московского государственного университета культуры и искусств единогласно проголосовал за присуждение теперь уже известному маркетологу ученой степени доктора педагогических наук. Это решение было с одобрением встречено научной общественностью и практическими работниками социально-культурной сферы.
Но и на этом наш уважаемый коллега не успокоился. Маркетинговая проблематика увлекла его настолько глубоко и серьезно, что побудила к созданию еще нескольких научных работ. Так, в 2004 году выходит из печати любопытное справочное издание «Социально-культурный маркетинг в вопросах и ответах», в котором содержатся ёмкие и лаконичные ответы на многие вопросы, касающиеся истории, теории и технологий социально-культурного маркетинга. Спустя год увидело свет уникальное в своем роде учебное пособие «Маркетинговые исследования в сфере культуры». Не изменяя себе, автор концентрирует свое внимание на управленческих аспектах маркетинговой деятельности учреждений культуры и искусства.
Плотное и активное общение с коллегами из других вузов культуры и искусств, частые выступления на всевозможных семинарах и деловых совещаниях, анализ изданных работ других авторов, в том числе из сферы образования, навели В. Е. Новаторова на мысль о технологии персонального маркетинга. Рано или поздно это должно было произойти, если учесть, что без малого сорок лет им отдано педагогической работе. Постепенно пришло понимание того, что все маркетинговые технологии так или иначе фокусируются вокруг личности. В одном случае это потребитель и продавец, в другом администратор и специалист, в третьем преподаватель и студент, но всегда живые люди с их потребностями и интересами, желаниями и запросами. Их отношения в условиях рынка уравновешиваются на известных весах «спрос-предложение». И вот уже в 2007 году в издательстве МГУКИ выходит в свет его новая работа «Маркетинг личности», в которой раскрываются технологии персонального маркетинга и даются убедительные рекомендации будущим специалистам отрасли относительно их самоменеджмента, а значит и самомаркетинга.
В. Е. Новаторов на протяжении вот уже нескольких десятилетий стремится шагать в ногу со временем, а в каких-то случаях даже пытается его опередить. Большая часть его научных работ носит первопроходческий, поистине новаторский характер, все равно о чем они – об оптимизации ли управления учреждениями культуры, о технологиях ли социально-культурного маркетинга, о воспитании ли кадров отрасли, о проблемах ли развития социально-культурного образования. Что ж, его бывшие преподаватели могут гордиться своим учеником, многолетней научно-педагогической деятельностью он не только оправдывает фамилию, но достойно продолжает дело своих наставников и учителей. Да и сам давно является достойным примером для молодых коллег и многочисленного отряда подготовленных при его непосредственном и активном участии специалистов.
М. А. Ариарский – заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, доктор культурологии, профессор.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящий сборник включены научно-методические работы автора, опубликованные в 1972-2007 гг. Это самостоятельные научные статьи, тексты научных докладов, в разное время прозвучавших с трибун научных форумов – конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров-совещаний и т. п., а также главы из книг: монографий, учебных пособий, сборников научных трудов и др. Все помещенные в предлагаемый сборник материалы объединены единой тематикой и нацелены на одно предметное поле: поиск эффективных путей и средств активизации социально-культурной деятельности и повышения ее педагогической результативности на основе инновационных технологий социокультурного менеджмента.
Возвращаясь к собственным публикациям прежних лет, автор отбирал те из них, которые, по его мнению, адекватно отражают характер и содержание происходивших в сфере культуры перемен и остаются актуальными в наши дни.
Все помещенные в сборник материалы сгруппированы, по тематическому признаку, в четыре раздела, хотя по времени их публикации они отделены друг от друга годами, а то и десятилетиями. Это позволяет заинтересованному читателю отследить вслед за автором динамику качественных изменений, происходивших в социально-культурной сфере, сравнить уровень остроты и способы решения возникавших в теории и практике социально-культурной деятельности проблем. Подобный анализ представляется интересным и полезным уже потому, что события разных лет зафиксированы и осмыслены одним и тем же специалистом.
В первый раздел монохрестоматии – «Социально-культурная деятельность: теория и технологии» включены публикации, в доступной для автора мере отражающие события, связанные с деидеологизацией, деполитизацией, а затем и коммерциализацией отрасли культуры. Первый из помещенных здесь материалов относится к 1987 году, когда во всех областях жизни общества велась известная «перестройка», последний отражает изменения и перемены постсоветского периода, т. е. уже рыночного характера. В основе же всех опубликованных работ лежит идея оптимизации культурно-просветительной работы, культурно-досуговой, а затем и социально-культурной деятельности на основе инновационных технологий управления.
Второй раздел хрестоматии – «Управление культурой и культура управления» содержит публикации, затрагивающие ключевые моменты управленческого характера. Раздел открывается проблемной статьей, раскрывающей содержание (целесообразные направления) научной организации труда (НОТ) в учреждениях культуры. Опубликованная в 1972 году, она вызвала интерес значительного числа читателей журнала «Клуб и художественная самодеятельность». Впоследствии и в «Клубе», и в других отраслевых изданиях идея совершенствования клубной деятельности на принципах НОТ широко дискутировалась, оплодотворяясь новыми научными знаниями и коллективным опытом практиков. В других материалах этого раздела освещаются различные аспекты организационной культуры, поднимаются проблемы планирования работы учреждений культуры, совершенствования стиля работы руководителя и др. Завершается раздел современной статьей о проблемах оптимизации управления учреждениями культуры на принципах маркетинга.
Научные работы, помещенные в третий раздел – «Персонал-технологии в учреждениях культуры» обращены к проблемам организаторской и воспитательной работы в трудовых коллективах или, как теперь принято выражаться, к кадровому менеджменту. Раскрываются сущность, содержание и условия воспитательной работы в коллективах учреждений, ведется речь об имидже работника культуры, его высокой миссии, личностных, профессиональных и деловых качествах специалиста культуры. Впервые в отечественной научной литературе рассматривается вопрос о сущности и содержании интернального (внутрифирменного) маркетинга. Читатель имеет возможность сравнить советский опыт работы с кадрами культуры с современной практикой маркетингового регулирования взаимоотношений администратора и подчиненных . Представляется полезным поразмышлять над статьей, раскрывающей сущность и технологию персонального маркетинга и самомаркетинга специалиста культуры.
Завершается монохрестоматия разделом – «Критерий теории – практика!» В помещенных здесь статьях и главах из ряда книг автор ведет разговор о проблемах подготовки специалистов в учебных заведениях культуры и искусства. Так, одной из центральных проблем, рассматриваемых в работах этого раздела, является профессионально-практическая подготовка студентов, их способность быстро и безболезненно адаптироваться к условиям предстоящей профессиональной деятельности. Диапазон других вопросов, нашедших освещение в завершающем разделе , колеблется в пределах от методов обучения до актуальных проблем социально-культурного образования. Насыщенный по своей проблематике раздел ориентирует читателей на «фронтальное осмысление» вопросов подготовки и воспитания кадров культуры рыночной формации.
Вполне естественно, что довольно значительный временной фон (35 лет!), полиаспектность затрагиваемых тем, его глубокая и продолжительная сосредоточенность автора на проблемах оптимизации управления учреждениями культуры, в целом ряде случаев субъективный взгляд на происходившие и/или протекающие в социально-культурной сфере события, не могут дать исчерпывающей картины культурной жизни страны. Но такой цели автор и не ставил. Всё остальное уважаемый читатель найдет, если пожелает, в монографиях, учебных пособиях, других публикациях автора, список которых завершает эту скромную работу.
Автор
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ТЕОРИЯ
И ТЕХНОЛОГИИ
С будущей цивилизацией связаны надежды на качественное изменение социально-исторической судьбы человечества, совершенствование образа жизни миллионов людей, их нравов и социального поведения, развитие и обогащение духовных ценностей.
Величие человека в его культуре. Жизнь свидетельствует, что именно культура оказывается основным стимулом социальных нововведений и играет определяющую роль в развитии системы воспитания и образования, в духовной самоидентификации личности.
Специалист культуры и досуга нового
тысячелетия. –
М.: МГУКИ, 2000. – с. 32.