ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2001
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Оценка деятельности сотрудника помогает начальнику не только четче сформулировать свое мнение о нем. Она дает возможность высшему руководству лучше оценить способности самого этого начальника.
Системы оценки деятельности широко используются для выявления сотрудников, которые в дальнейшем могут быть повышены по службе. Предложения о Целесообразности повышения нередко включаются в оценочный документ.
Особенно велико значение систем оценки деятельности с точки зрения долгосрочного планирования развития организации. Руководитель высокого уровня не в состоянии подробно изучить сотни и тысячи докладных записок, в которых оцениваются качество работы и деловой потенциал сотрудников. Однако он может и должен извлечь из этих документов чрезвычайно важную информацию: какие подразделения его организации достаточно хорошо укомплектованы способными сотрудниками, а какие – нет.
Невозможно переоценить важность этих систем и для самих сотрудников. Ведь они дают служащим уникальную возможность скорректировать представление о своих деловых качествах и качестве выполнения служебных обязанностей, увидеть себя, как в зеркале, в глазах шефа (50).
Будем помнить, что в сфере культуры до настоящего времени трудится все еще значительное число лиц, не имеющих специального образования. Оценку их труда правильно было бы рассматривать не только как контроль и констатацию, но, прежде всего, как помощь и поддержку. В этой связи нам представляется важным обратить внимание читателя на целесообразность соединения методов формальных оценок с неформальными. Те же М. И. Магура и М. Б. Курбатова считают, что руководитель должен оказывать подчиненному необходимую помощь в выявлении основных трудностей, связанных с работой, и в определении основных направлений профессионального совершенствования. Для решения задач, связанных с развитием своих подчиненных, руководителю приходится оценивать не только рабочие показатели, но и рабочее поведение, то есть в какой степени отношение к делу, к организации, взаимоотношения с непосредственным руководителем и с товарищами по работе соответствуют установленным требованиям. Неформальная оценка работы подчиненных может проходить в следующих формах:
-
обсуждения планов работы и путей достижения намеченных целей;
-
подведения итогов работы за определенный период;
-
консультирования, призванного выявить ограничения, препятствующие выполнению работы в соответствии с установленными требованиями;
-
выговора с глазу на глаз или замечания работнику, направленного на предотвращение в будущем нежелательных образцов рабочего поведения;
-
похвалы, направленной, на закрепление желательных образцов рабочего поведения, способных привести к высоким рабочим результатам.
Оценка рабочего поведения подчиненных позволяет руководителю наметить те направления индивидуальной работы, которые помогут работнику сформировать необходимые установки и лучше усвоить требования профессиональной роли, то есть требования, которые предъявляются организацией и руководством к работнику, выполняющему данные должностные обязанности (51).
Практика социально-культурной деятельности свидетельствует: отдельные подчиненные и коллектив учреждения в целом работают тем слаженней и результативней, чем больше внимания уделяется обучению персонала. Получение специального образования в высших и средних учебных заведениях во многих случаях удачно дополняется переподготовкой, различными формами повышения квалификации, получением второго высшего или среднего специального образования, упорядоченным самообразованием и т.п. Большую роль здесь могут сыграть учебно-тренировочные мероприятия, организуемые непосредственно в учреждениях культуры их руководителями или приглашенными специалистами. Это своего рода «школа на ходу».
Так или иначе, а руководитель, выступающий на рынке труда в качестве потребителя, призван заботиться о совершенствовании товара, если он хочет, чтобы последний служил хорошо и долго, удовлетворяя потребности организации (интернальный подход), а в конечном счете – потребности различных слоев и групп населения.
12.6. Мотивация и стимулирование труда.
О мотивации персонала пишут часто и много. Объяснение этому лежит, что называется, на поверхности: реализуя функцию мотивации, субъект управления вплотную соприкасается с объектами управления, в нашем случае – с работниками учреждения культуры. В предыдущих главах мы уже вели речь о роли человеческого фактора, о социальной ответственности, о роли и значении людского ресурса. Здесь необходимо раскрыть некоторые технологические подходы к мотивации, с учетом природы и спецификации управления трудовыми коллективами учреждений культуры, искусства и досуга.
Для начала уточним исходные понятия.
«Мотивация труда – побуждение работника к трудовой деятельности путем воздействия на присущие ему мотивы труда» (52).
«Стимулирование – комплекс мероприятий, направленных на поощрение повышения трудовой активности работников организаций» (53).
Стимул (лат. Stimulus) – остроконечная палка, которой погоняли животных (отсюда – подстрекать, подстрекатель) – побуждение к действию, побудительная причина.
Итак, стимулировать – значит побуждать к действию, давать толчок, т.е. служить побудительной причиной, стимулом.
Социальное действие редко побуждается какой-либо одной причиной, это практически всегда комплекс побуждений. Стимул проходит через всю структуру личности, затрагивая потребности, интересы, чувства, способности, характер, темперамент и т.д.
Процесс прохождения стимула через жизненный опыт и структуру личности и является мотивацией. Иными словами, мотив – это субъективно-практическое понимание причин, побуждающих или побудивших личность к социальному действию.
Мотив (фр. motif) – побудительная причина, повод к какому-либо действию. Отсюда мотивировать (фр. motiver) – обосновывать, приводить доводы, основания, мотивы.
Обычно под стимулами понимают внешние побуждения, под мотивами же – внутренние. Разные мотивы побуждают работников действовать одинаково.
Вот лишь один пример. Несколько молодых людей поступают на работу в театр в качестве рабочих сцены. Один молодой человек не нашел никакой другой подходящий работы. Второй – бредит театром, для него работа с декорациями – это ежевечерняя возможность бесплатно наслаждаться искусством. Третий мечтает поступить в театральный вуз и… Достаточно? А все совершают одно и то же социальное действие – соглашаются работать в театре, где, как известно, больших денег не платят.
В то же время один и тот же мотив может подтолкнуть людей к разным, порой неожиданным, действиям. Еще пример?
Те же молодые люди горят желанием иметь «видик». Один заработает необходимую сумму и купит заветную вещь.
Другой станет конструировать «агрегат» из нескольких видеомагнитофонов, пришедших в негодность и выброшенных за ненадобностью.
А третий, наиболее нетерпеливый, отнимет «видик» у какого-нибудь припозднившегося подростка, а то и того хуже – проникнет с недобрыми намерениями в чужую квартиру.
Существует множество теорий мотивации. Наиболее популярными и широко распространенными являются «Теория Х» и «Теория Y», разработанные Д. МакГрегором.
В «Теории Х» утверждается, что принципы, лежащие в основе деятельности всех организаций, следующие: люди ненавидят работу; для того, чтобы заставить их работать на организацию, им надо угрожать или принуждать их; они любят безопасность, не амбициозны, любят, чтобы ими руководили, и не любят ответственности. Эти положения истинны в определенной степени только для части младшего и среднего технического персонала.
В противоположность этим ошибочным уравнительным положениям (уже давно устаревшим) Д. МакГрегор сформулировал принципы современного психологического управления персоналом («Теория Y»), которые учитывают новейшие исследования в области мотивации (в том числе и исследования психологов советской школы).
-
Большинство людей вовсе не ненавидят работу. Работать для них так же естественно, как и отдыхать.
-
За редкими исключениями не следует прибегать к принуждению или угрозам. Если работники заинтересуются общими целями, то они будут управлять собой сами значительно эффективнее руководителя.
-
Работники заинтересуются общими целями лишь в той степени, в которой они увидят в реализации общих целей способ удовлетворения своих потребностей высшего порядка, особенно в самосовершенствовании (54).
В отечественном (российском) опыте до настоящего времени применяются методы поощрения персонала, сложившиеся еще в советский период: благодарность в приказе, награждение почетной грамотой, помещение фотографии на доску почета, занесение фамилии, имени и отчества в книгу почета, присвоение звания «Мастер – золотые руки», премии, награждение почетными знаками и правительственными наградами. Решение о поощрении принималось колейно, нередко по признаку преданности, на формальных основаниях.
А вот как поощряли (и поощряют) персонал за рубежом; например, в Германии:
-
Хорошим работникам, как правило, каждые полгода увеличивается заработная плата.
-
Премия за выслугу лет через 5, 10 и более лет.
-
Оплаченное приглашение на 2 обеда или ужина в первоклассном ресторане на сумму в 150 марок ФРГ, которое фирма выдает сотруднику, если он за целый год ни разу не брал больничного.
-
Принятие отделом кадров на себя личных забот и проблем сотрудников. Это, например, банковские кредиты, которые не удалось возвратить, другие долги, различные проблемы с детьми, помощь при болезни, и другим проблемам, – в этих случаях фирма бесплатно предоставляет юридическую помощь.
-
Выдается оплаченный чек на полное медицинское обследование в лучших медицинских учреждениях США.
-
Страхование жизни и здоровья.
-
Субсидируемый предприятием кафетерий.
-
Ссуды с пониженной процентной ставкой на обучение детей в колледжах.
-
Организация детских учреждений.
-
Организация коллективных гаражей.
-
Повышение в должности без изменения заработной платы.
-
Предоставление отдельного кабинета для работы.
-
Предоставление права бесплатно пользоваться автомобилем фирмы.
-
Оплата расходов на бензин и ремонт личного автомобиля.
-
Высшему руководству фирм проработавшим 10-15 лет и внесшим личный вклад в развитие организации предоставляется оплаченный отпуск от 6 месяцев до года, который используется для путешествий, написания мемуаров и т.п. (55).
Принято различать три основных вида мотивации: материальную, моральную и административную.
Руководители учреждений культуры, а практика подтверждает это, чаще обращаются к моральному стимулированию, опираясь, как отмечалось выше, на советский опыт.
Между тем, культура все увереннее входит в рынок, а учреждения, действующие в новых условиях функционирования, имеют достаточно широкие возможности для стимулирования материального. Здесь работники культуры могли бы учиться у отечественных предпринимателей, успешно применяющих в работе с персоналом целую систему мер материального поощрения:
Гарантированный оклад – стандартная система оплаты труда. Может носить мотивирующий характер при выполнении условий, указанных выше.
Премиальная система – оценочная оплата труда на основании количественных показателей, характеризующих качество и количество труда работника за определенный период (год, квартал и др.).
Негарантированный оклад – оплата труда, зависящая от качества выполнения служебных обязанностей и совершенных ошибок. Может сокращаться до минимальной заработной платы или вообще сниматься.
Бонусы – разовые вознаграждения за успешное проведение определенной операции или сделки.
Сдельная оплата труда – зависит от количества произведенной продукции или клиентов, получивших услугу. Может эффективно сочетаться с гарантированным окладом.
Единовременные премии – с их помощью поощряется достижение специфических целей.
Участие в прибылях – осуществляется путем наличных выплат (партнерство) или распространения акций компании по преференциальным ценам. Обычно ставки и проценты едины для всей компании, и мотивирующий эффект системы достаточно слаб.
Дополнительные выплаты нерегулярного характера — система формируется в зависимости от специфики каждой организации и может содержать неординарные решения (56).
Административная мотивация связана, главным образом, с различными санкциями и ограничениями. Надо бы помнить: стимулы могут быть и положительными и отрицательными. Справедливое наказание работника за допущенные нарушения трудовой или технологической дисциплины оказывают на него не меньшее воздействие, а отсюда и соответствующая мотивация: работать лучше, чтобы больше не попадать в неприятную ситуацию.
Наиболее современной из всех концепций и теорий мотивации является концепция организационного роста Литвина-Стрингера, разработанная на основе теории МакКлеланда и теории поля. Она демонстрирует, как различный организационный климат (поле) влияет на развитие потребностей людей в успехе, власти и признании, а также устанавливает причинно-следственные связи между поведением руководителя и подчиненного.
В таблице 10 показано влияние факторов психологического климата в организации на потребности работника (57).
Таблица 10.
Факторы психологического климата в организации |
Высшие потребности работника (как рядового сотрудника, так и руководителя) |
||
в успехе |
во власти |
В признании |
|
Структурные ограничения |
Снижают |
Увеличивают |
Снижают |
Ответственность |
Увеличивает |
Увеличивает |
Не отражаются |
Теплота отношений |
Не отражается |
Не отражается |
Увеличивает |
Поддержка |
Увеличивает |
Не отражается |
Увеличивает |
Награда |
Увеличивает |
Не отражается |
Увеличивает |
Конфликт |
Увеличивает |
Увеличивает |
Снижает |
Стандарты работы |
Увеличивают |
Не отражаются |
Не отражаются |
Престиж |
Не отражается |
Снижает |
Увеличивает |
И последнее. Мотивация может быть не только индивидуальной, но и групповой, что для персонала учреждений культуры, а тем более для руководителей, имеет особо важное значение (в силу группового, а чаще коллективного характера труда в клубе, парке, цирке, театре и т.п.).