ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 1996
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Таблица 3.
№ п/п |
Признак,
положенный в |
Типы и виды организаций |
1. |
Миссия и цели деятельности организации |
Организации, производящие изделия. Организации, производящие услуги. |
2. |
Характер
деятельности |
Коммерческие организации. Некоммерческие организации. |
3. |
По
структуре и объему |
Простые организации. Сложные организации. |
4. |
По назначению организаций |
Предприятия. Учреждения искусства. Культурно-досуговые учреждения. Учебные заведения. Общественные организации. |
5. |
По
месту и роли в |
Традиционные организации. Нетрадиционные организации. |
6. |
По условиям работы |
Стационарные. Передвижные. |
7. |
По своему статусу |
Формальные организации. Неформальные организации. |
8. |
По принадлежности |
Государственные,
общественные, |
9. |
По
географическому |
Сельские, городские, районные, областные (краевые), республиканские. |
10. |
По
обслуживаемому |
Для детей и юношества Для взрослых Для смешанного контингента |
Все формальные организации можно подразделить на простые и сложные. Скажем, сельский клуб или дом культуры можно квалифицировать как простую организацию, а централизованную библиотечную систему (ЦБС) следует рассматривать уже как сложную.
Неформальные организации образуются, как правило, в рамках формальных. Так, в большинстве учреждений культуры и искусства могут возникать творческие объединения, инициативные группы, общественные советы и правления, различные ассоциации, отделения творческих союзов и т.п. Наличие таких организаций в структуре организаций формальных не просто усложняет их внутреннее строение, но вносит разнообразие в многосложную систему взаимоотношений между членами организации, обогащает внутренний мир коллектива, расширяет палитру способов и средств взаимодействия людей, составляющих организацию, нередко существенно облагораживает эмоциональную жизнь творческого коллектива, приобщает рядовых членов организации к управлению ее делами.
Действующие
в сфере культуры и искусства организации
наделены определенными функциями.
При очевидной несхожести организаций
различных типов (библиотека, школа
искусств, зоопарк, планетарий и т.п.) все
они, каждая по-своему, реализуют в
повседневной деятельности функции
культуры.
Последние полно и обстоятельно охарактеризованы Э. В. Соколовым (9).
Первая функция культуры – освоение и преобразование мира – связана с центральным положением человека во Вселенной как мыслящего, творческого существа, призванного овладевать силами природы и продолжать с помощью данного ему разума процесс направленной эволюции природы. Овладение силами природы оправданно постольку, поскольку ведет к духовному совершенствованию.
Вторая функция культуры – коммуникативная – связана с социальностью человека. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным членом общества. Прогрессирующее развитие духовных, творческих способностей обусловлено обменом мыслями, взаимной стимуляцией духовных усилий в современных поисках истины. Всякий длительный отрыв от общества приводит к духовной деградации.
Третья функция культуры – сигнификативная – обусловлена, с одной стороны, разумностью человека, ослаблением в процессе эволюции инстинктивно-приспособительных форм поведения, а с другой космичностью, всемирностью человечества. Культура вырабатывает запас значений, смыслов, имен, знаков, данностей, из которых можно строить модели видимого и мыслимого мира, стратегии поведения, планы и сценарии развития явлений. Желая понять поведение людей, мы должны изучить их язык, основные категории, которыми они пользуются. Важно, к примеру, глубоко понимать, как трактуются людьми такие понятия, как совесть, честь, достоинство, милосердие, любовь, надежда, вера, профессиональный долг и т.п.
Четвертая функция культуры – накопление и хранение информации – заключается в накоплении последней, ее систематизации, обработке и хранении. Информационные процессы воздействуют на идеологические процессы, способствуя их стабилизации или разложению. В недавнем прошлом административно-командная система, получив контроль над органами печати, радио, телевидением, не только не смогла установить тотальную диктатуру идеологии, но и сумела произвести настоящее опустошение в культуре. Уродливые идеологические структуры стремились ниспровергнуть общечеловеческие ценности, в них грубо фальсифицировалась история. Весь процесс хранения и передачи информации подчинялся сиюминутным политическим интересам, что обернулось разрушением культурного наследия. Работа с информацией становится сегодня важнейшей функцией общества. Необходимы усилия по сбору, обработке информации, изучению информационных потребностей различных социальных групп населения. Многое здесь могут сделать и организации, функционирующие в сфере культуры и искусства.
Пятая функция культуры – нормативная. Общество нуждается в регулировании поведения людей, координации усилий и поддержания равновесия. Норма есть указание на те «пределы», «рамки», в которых человек может или должен действовать. Соблюдение норм поддерживает целостность сознания, является критерием человечности. В условиях развития рыночных отношений, влияние учреждений культуры на сознание включенных в экономические отношения людей трудно переоценить. Роль норм в общественной жизни поистине многообразна. Они поддерживают устойчивость традиций, институтов и личных взаимоотношений, сплоченность общества, позволяют оценивать поступки, указывают наиболее разумные, проверенные на практике способы деятельности.
Шестая функция культуры состоит в психологической разрядке. Отвлечение значительной части жизненной энергии в сферу духовной, творческой активности, неравномерные или чрезмерные психологические нагрузки могут создавать в психике значительные напряжения. Далеко не всегда существуют условия для свободного удовлетворения желаний, нормального отдыха. Наличие неудовлетворенных потребностей и желаний приводит к возникновению очагов возбуждения, делает психику неустойчивой, предрасположенной к взрыву. Движение и спорт, ритуальные действия, праздники и массовые гуляния, общение с искусством, коллекционирование, разнообразные игры – все это в той или иной мере служит уравновешивающим фактором в повседневном самочувствии и поведении человека. Большими позитивными возможностями обладают в реализации жизненно важной функции психологической разрядки все те же учреждения культуры и искусства, досуга и спорта.
Седьмая – защитно-адаптивная функции культуры обеспечивает поддержание равновесия между человеком и окружающей его средой, поскольку культура способна служить сама по себе надежным средством защиты. Использование огня, одежды, строительство жилищ, а в наше время защита от излучения, химикатов, низких температур и перегрузок – все это средства и способы «привыкания» человека к условиям природы. Они тем надежнее и разнообразнее, чем активнее развивается научно-технический прогресс. Учреждения культуры активно пропагандируют знания из области экологии, медицины и этим помогают делу.
Кроме перечисленных здесь функций культурологи выделяют и другие: гоминизация, социализация, инкультурация, индивидуализация и др.
Гоминизация связана с обучением и воспитанием человека, передачей ему совокупного человеческого, общественного опыта.
Социализация – это усвоение формирующейся личностью определенного «минимума» культуры, усвоение основных ролей, овладение языком, вхождение человека в ту или иную социальную группу.
Инкультурация – это приобщение к культуре на глубинном, избирательном уровне, с учетом способностей и особенностей конкретной личности. Индивидуализация же – способствование развитию способностей, талантов, качеств личности, предопределенных природными задатками. Потребность в индивидуальной самореализации важна сегодня, как никогда прежде: само время требует от каждого члена общества максимального раскрытия его дарований, способностей, в том числе в сфере коммерческой, предпринимательской деятельности.
Иногда выделяют и такие функции культуры как рекреативная, связанная с отдыхом и развлечениями, физической культурой, восстановлением сил и энергетических запасов организма и гедонистическая, предполагающая глубокое удовлетворение или даже удовольствие, наслаждение, испытываемое человеком от общения с искусством, миром прекрасного.
Как уже было подчеркнуто нами, не все названные функции реализуются с одинаковой полнотой во всех без исключения организациях, однако в той или иной мере они свойственны каждой из них.
Так, если для театра, цирка, концертного зала главное – показ произведений сценического искусства, то для института искусств или училища культуры главным будет получение обучающимися высшего или среднего специального образования, хотя и в учебных заведениях культуры и искусства практикуются показательные выступления, академические отчетные концерты и учебные спектакли студентов. Для учреждения культуры клубного типа главным станет организация культурного общения и разумных развлечений, а образовательная и воспитательная работа, в традиционном их понимании, отодвигаются как бы на второй план. Для библиотеки главное – приобщение населения к миру художественных образов, распространение научной, технической, политической и художественной информации. Отдых и развлечения здесь также косвенно присутствуют, но не имеют довлеющего, определяющего значения. В деятельности культурно-спортивного комплекса органично сочетаются задачи физического и эстетического воспитания, а функция рекреации выдвигается едва ли не на первый план. Неожиданное сочетание функций мы обнаружим в киновидеоцентре, молодежном кафе, драматическом или музыкальном театре. Между тем, все названные учреждения культуры и искусства на языке управления будут именоваться организациями.
Все функционирующие в сфере культуры и искусства формальные организации характеризуются рядом общих черт. К примеру, почти все организации прибегают к разделению труда.
Так, во дворце культуры с большим числом работающих создаются отделы, секторы, группы обслуживания и т.п. Тем более это заметно в театре, где традиционно функционируют не только отдельные службы, но и целые цеха: пошивочный, декорационный и т.п.
Для того, чтобы организация могла добиться своих целей, стоящие перед ней задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Управление – существенно важная черта, всякой формальной организации. Причем, чем солиднее по численности работающих в ней людей и по объемам выполняемой работы организация, тем важнее отделить управленческий и неуправленческий труд один от другого.
За редкими исключениями (специальные предприятия, производящие изделия: машины, инструменты, принадлежности и т.п.) организации в сфере культуры и искусства производят услуги. Неотделимость услуг от потребителя (нельзя показать кинофильм в отсутствие зрителей), а нередко и усилия самих потребителей в производстве тех или иных услуг (участие людей в концертах, любительских спектаклях, активное поведение на праздниках и т.п.), предопределяют подходы к содержанию и качеству работы организаций, заставляют всякий раз думать об авторитете организации, выдвигают задачи повышенной сложности перед менеджерами, работающими с персоналом.
Особенности отдельных организаций (или их типов) проистекают из их миссий, целей и характера деятельности, способов переработки ресурсов и т.п. Скажем, все организации можно подразделить на производственные организации и организации обслуживания. Но как только мы расчленим, хотя бы и мысленно, все организации на две большие группы, станет ясно: организации обслуживания надо членить кроме того на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации обычно именуются фирмами. В условиях развития рыночных отношений появилось немало фирм и в социально-культурной сфере, хотя понятие «фирма» всегда связывалось с хозяйственным, чаще промышленным или торговым предприятием. Не следует забывать, что и в советское время в России было немало фирм, именно такое обобщенное название давалось производственным объединениям однородных или смежных предприятий. И в наши дни под словом «фирма» подразумевается, прежде всего, торгово-промышленное предприятие. Правда, в последние годы этот термин используется для обозначения любых коммерческих юридических лиц – предприятий, компаний, корпораций и т.д. Уместно подчеркнуть, что правового содержания данный термин не имеет, однако зарегистрированное в установленном порядке фирменное наименование конкретного предприятия становится объектом промышленной собственности (10).
С переходом учреждений социально-культурной сферы на новые условия функционирования здесь произошли существенные изменения. Коснулись они и существовавших традиционных структур. Появилось множество фирм в сфере туризма, в особенности международного. Созданы (или преобразованы) фирмы-производители технических средств (световое, звуковое, сценическое оборудование, спецэффекты, пиротехнические устройства и т.п.).
Успешно работают в сфере культуры и искусства многочисленные дизайнерские фирмы; повсеместное распространение получили фирмы, занимающиеся звукозаписью и киновидеопроизводством. Фирмами именуют себя и ночные клубы, культурно-развлекательные центры и т.п.
Само слово «фирма» становится обобщающим понятием. Ежедневно приходится читать и слышать словосочетания «фирменный стиль», «структура фирмы», «имидж фирмы», «внутрифирменная культура», «честь фирмы» и даже «фирменное блюдо». В этих и других подобных выражениях часто кроется совершенно определенный смысл: забота о репутации организации (предприятия, учреждения искусства, учебного заведения), гордость за достигнутое качество изделий или услуг, усилия по формированию имиджа организации в оценке потребителей (пользователей, посетителей, клиентов и т.п.).
Принято также подразделять организации в сфере культуры на традиционные (театры, кинотеатры, клубы, парки культуры и отдыха, концертные залы и т.п.) и нетрадиционные (малые предприятия, товарищества, фирмы, ассоциации, акционерные общства, кооперативы, консорциумы и т. п.). Понятно, что все эти и другие организации имеют свои отличительные особенности, которые можно представить себе лишь ознакомившись с соответствующими нормативными документами: положениями, уставами, правилами, декларациями и т.д. Но, пожалуй, наиболее зримо можно представить себе деятельность той или иной организации только познакомившись с таковой в реальных условиях.