Файл: маркет.вучрежд. культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 1996

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3.

п/п

Признак, положенный в
основу классификации

Типы и виды организаций

1.

Миссия и цели деятельности организации

Организации, производящие изделия.

Организации, производящие услуги.

2.

Характер деятельности
организации

Коммерческие организации.

Некоммерческие организации.

3.

По структуре и объему
деятельности

Простые организации.

Сложные организации.

4.

По назначению организаций

Предприятия.

Учреждения искусства.

Культурно-досуговые учреждения.

Учебные заведения.

Общественные организации.

5.

По месту и роли в
общественном опыте

Традиционные организации.

Нетрадиционные организации.

6.

По условиям работы

Стационарные.

Передвижные.

7.

По своему статусу

Формальные организации.

Неформальные организации.

8.

По принадлежности

Государственные, общественные,
ведомственные, частные.

9.

По географическому
признаку

Сельские, городские, районные, областные (краевые), республиканские.

10.

По обслуживаемому
контингенту

Для детей и юношества

Для взрослых

Для смешанного контингента


Все формальные организации можно подразделить на простые и сложные. Скажем, сельский клуб или дом культуры можно квалифицировать как простую организацию, а централизованную библиотечную систему (ЦБС) следует рассматривать уже как сложную.

Неформальные организации образуются, как правило, в рамках формальных. Так, в большинстве учреждений культуры и искусства могут возникать творческие объединения, инициативные группы, общественные советы и правления, различные ассоциации, отделения творческих союзов и т.п. Наличие таких организаций в структуре организаций формальных не просто усложняет их внутреннее строение, но вносит разнообразие в многосложную систему взаимоотношений между членами организации, обогащает внутренний мир коллектива, расширяет палитру способов и средств взаимодействия людей, составляющих организацию, нередко существенно облагораживает эмоциональную жизнь творческого коллектива, приобщает рядовых членов организации к управлению ее делами.

Действующие в сфере культуры и искусства организации наделены определенными функциями. При очевидной несхожести организаций различных типов (библиотека, школа искусств, зоопарк, планетарий и т.п.) все они, каждая по-своему, реализуют в повседневной деятельности функции
культуры
.

Последние полно и обстоятельно охарактеризованы Э. В. Соколовым (9).

Первая функция культуры – освоение и преобразование мира – связана с центральным положением человека во Вселенной как мыслящего, творческого существа, призванного овладевать силами природы и продолжать с помощью данного ему разума процесс направленной эволюции природы. Овладение силами природы оправданно постольку, поскольку ведет к духовному совершенствованию.


Вторая функция культуры – коммуникативная – связана с социальностью человека. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным членом общества. Прогрессирующее развитие духовных, творческих способностей обусловлено обменом мыслями, взаимной стимуляцией духовных усилий в современных поисках истины. Всякий длительный отрыв от общества приводит к духовной деградации.

Третья функция культуры – сигнификативная – обусловлена, с одной стороны, разумностью человека, ослаблением в процессе эволюции инстинктивно-приспособительных форм поведения, а с другой космичностью, всемирностью человечества. Культура вырабатывает запас значений, смыслов, имен, знаков, данностей, из которых можно строить модели видимого и мыслимого мира, стратегии поведения, планы и сценарии развития явлений. Желая понять поведение людей, мы должны изучить их язык, основные категории, которыми они пользуются. Важно, к примеру, глубоко понимать, как трактуются людьми такие понятия, как совесть, честь, достоинство, милосердие, любовь, надежда, вера, профессиональный долг и т.п.

Четвертая функция культуры – накопление и хранение информациизаключается в накоплении последней, ее систематизации, обработке и хранении. Информационные процессы воздействуют на идеологические процессы, способствуя их стабилизации или разложению. В недавнем прошлом административно-командная система, получив контроль над органами печати, радио, телевидением, не только не смогла установить тотальную диктатуру идеологии, но и сумела произвести настоящее опустошение в культуре. Уродливые идеологические структуры стремились ниспровергнуть общечеловеческие ценности, в них грубо фальсифицировалась история. Весь процесс хранения и передачи информации подчинялся сиюминутным политическим интересам, что обернулось разрушением культурного наследия. Работа с информацией становится сегодня важнейшей функцией общества. Необходимы усилия по сбору, обработке информации, изучению информационных потребностей различных социальных групп населения. Многое здесь могут сделать и организации, функционирующие в сфере культуры и искусства.

Пятая функция культуры – нормативная. Общество нуждается в регулировании поведения людей, координации усилий и поддержания равновесия. Норма есть указание на те «пределы», «рамки», в которых человек может или должен действовать. Соблюдение норм поддерживает целостность сознания, является критерием человечности. В условиях развития рыночных отношений, влияние учреждений культуры на сознание включенных в экономические отношения людей трудно переоценить. Роль норм в общественной жизни поистине многообразна. Они поддерживают устойчивость традиций, институтов и личных взаимоотношений, сплоченность общества, позволяют оценивать поступки, указывают наиболее разумные, проверенные на практике способы деятельности.


Шестая функция культуры состоит в психологической разрядке. Отвлечение значительной части жизненной энергии в сферу духовной, творческой активности, неравномерные или чрезмерные психологические нагрузки могут создавать в психике значительные напряжения. Далеко не всегда существуют условия для свободного удовлетворения желаний, нормального отдыха. Наличие неудовлетворенных потребностей и желаний приводит к возникновению очагов возбуждения, делает психику неустойчивой, предрасположенной к взрыву. Движение и спорт, ритуальные действия, праздники и массовые гуляния, общение с искусством, коллекционирование, разнообразные игры – все это в той или иной мере служит уравновешивающим фактором в повседневном самочувствии и поведении человека. Большими позитивными возможностями обладают в реализации жизненно важной функции психологической разрядки все те же учреждения культуры и искусства, досуга и спорта.

Седьмая – защитно-адаптивная функции культуры обеспечивает поддержание равновесия между человеком и окружающей его средой, поскольку культура способна служить сама по себе надежным средством защиты. Использование огня, одежды, строительство жилищ, а в наше время защита от излучения, химикатов, низких температур и перегрузок – все это средства и способы «привыкания» человека к условиям природы. Они тем надежнее и разнообразнее, чем активнее развивается научно-технический прогресс. Учреждения культуры активно пропагандируют знания из области экологии, медицины и этим помогают делу.

Кроме перечисленных здесь функций культурологи выделяют и другие: гоминизация, социализация, инкультурация, индивидуализация и др.

Гоминизация связана с обучением и воспитанием человека, передачей ему совокупного человеческого, общественного опыта.

Социализация – это усвоение формирующейся личностью определенного «минимума» культуры, усвоение основных ролей, овладение языком, вхождение человека в ту или иную социальную группу.

Инкультурация – это приобщение к культуре на глубинном, избирательном уровне, с учетом способностей и особенностей конкретной личности. Индивидуализация же – способствование развитию способностей, талантов, качеств личности, предопределенных природными задатками. Потребность в индивидуальной самореализации важна сегодня, как никогда прежде: само время требует от каждого члена общества максимального раскрытия его дарований, способностей, в том числе в сфере коммерческой, предпринимательской деятельности.

Иногда выделяют и такие функции культуры как рекреативная, связанная с отдыхом и развлечениями, физической культурой, восстановлением сил и энергетических запасов организма и гедонистическая, предполагающая глубокое удовлетворение или даже удовольствие, наслаждение, испытываемое человеком от общения с искусством, миром прекрасного.


Как уже было подчеркнуто нами, не все названные функции реализуются с одинаковой полнотой во всех без исключения организациях, однако в той или иной мере они свойственны каждой из них.

Так, если для театра, цирка, концертного зала главное – показ произведений сценического искусства, то для института искусств или училища культуры главным будет получение обучающимися высшего или среднего специального образования, хотя и в учебных заведениях культуры и искусства практикуются показательные выступления, академические отчетные концерты и учебные спектакли студентов. Для учреждения культуры клубного типа главным станет организация культурного общения и разумных развлечений, а образовательная и воспитательная работа, в традиционном их понимании, отодвигаются как бы на второй план. Для библиотеки главное – приобщение населения к миру художественных образов, распространение научной, технической, политической и художественной информации. Отдых и развлечения здесь также косвенно присутствуют, но не имеют довлеющего, определяющего значения. В деятельности культурно-спортивного комплекса органично сочетаются задачи физического и эстетического воспитания, а функция рекреации выдвигается едва ли не на первый план. Неожиданное сочетание функций мы обнаружим в киновидеоцентре, молодежном кафе, драматическом или музыкальном театре. Между тем, все названные учреждения культуры и искусства на языке управления будут именоваться организациями.

Все функционирующие в сфере культуры и искусства формальные организации характеризуются рядом общих черт. К примеру, почти все организации прибегают к разделению труда.

Так, во дворце культуры с большим числом работающих создаются отделы, секторы, группы обслуживания и т.п. Тем более это заметно в театре, где традиционно функционируют не только отдельные службы, но и целые цеха: пошивочный, декорационный и т.п.

Для того, чтобы организация могла добиться своих целей, стоящие перед ней задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Управление – существенно важная черта, всякой формальной организации. Причем, чем солиднее по численности работающих в ней людей и по объемам выполняемой работы организация, тем важнее отделить управленческий и неуправленческий труд один от другого.

За редкими исключениями (специальные предприятия, производящие изделия: машины, инструменты, принадлежности и т.п.) организации в сфере культуры и искусства производят услуги. Неотделимость услуг от потребителя (нельзя показать кинофильм в отсутствие зрителей), а нередко и усилия самих потребителей в производстве тех или иных услуг (участие людей в концертах, любительских спектаклях, активное поведение на праздниках и т.п.), предопределяют подходы к содержанию и качеству работы организаций, заставляют всякий раз думать об авторитете организации, выдвигают задачи повышенной сложности перед менеджерами, работающими с персоналом.


Особенности отдельных организаций (или их типов) проистекают из их миссий, целей и характера деятельности, способов переработки ресурсов и т.п. Скажем, все организации можно подразделить на производственные организации и организации обслуживания. Но как только мы расчленим, хотя бы и мысленно, все организации на две большие группы, станет ясно: организации обслуживания надо членить кроме того на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации обычно именуются фирмами. В условиях развития рыночных отношений появилось немало фирм и в социально-культурной сфере, хотя понятие «фирма» всегда связывалось с хозяйственным, чаще промышленным или торговым предприятием. Не следует забывать, что и в советское время в России было немало фирм, именно такое обобщенное название давалось производственным объединениям однородных или смежных предприятий. И в наши дни под словом «фирма» подразумевается, прежде всего, торгово-промышленное предприятие. Правда, в последние годы этот термин используется для обозначения любых коммерческих юридических лиц – предприятий, компаний, корпораций и т.д. Уместно подчеркнуть, что правового содержания данный термин не имеет, однако зарегистрированное в установленном порядке фирменное наименование конкретного предприятия становится объектом промышленной собственности (10).

С переходом учреждений социально-культурной сферы на новые условия функционирования здесь произошли существенные изменения. Коснулись они и существовавших традиционных структур. Появилось множество фирм в сфере туризма, в особенности международного. Созданы (или преобразованы) фирмы-производители технических средств (световое, звуковое, сценическое оборудование, спецэффекты, пиротехнические устройства и т.п.).

Успешно работают в сфере культуры и искусства многочисленные дизайнерские фирмы; повсеместное распространение получили фирмы, занимающиеся звукозаписью и киновидеопроизводством. Фирмами именуют себя и ночные клубы, культурно-развлекательные центры и т.п.

Само слово «фирма» становится обобщающим понятием. Ежедневно приходится читать и слышать словосочетания «фирменный стиль», «структура фирмы», «имидж фирмы», «внутрифирменная культура», «честь фирмы» и даже «фирменное блюдо». В этих и других подобных выражениях часто кроется совершенно определенный смысл: забота о репутации организации (предприятия, учреждения искусства, учебного заведения), гордость за достигнутое качество изделий или услуг, усилия по формированию имиджа организации в оценке потребителей (пользователей, посетителей, клиентов и т.п.).

Принято также подразделять организации в сфере культуры на традиционные (театры, кинотеатры, клубы, парки культуры и отдыха, концертные залы и т.п.) и нетрадиционные (малые предприятия, товарищества, фирмы, ассоциации, акционерные общства, кооперативы, консорциумы и т. п.). Понятно, что все эти и другие организации имеют свои отличительные особенности, которые можно представить себе лишь ознакомившись с соответствующими нормативными документами: положениями, уставами, правилами, декларациями и т.д. Но, пожалуй, наиболее зримо можно представить себе деятельность той или иной организации только познакомившись с таковой в реальных условиях.