ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 1998
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
В особенности это относится к нетрадиционным организациям, в деятельности которых есть много своеобразного и непривычного, навеянного, а то и продиктованного жесткими условиями рынка.
Жизнь и деятельность организаций в сфере культуры и искусства исключительно динамичны. На наших глазах складывается богатейший опыт хозяйственной и культурно-творческой деятельности, меняются условия функционирования отдельных типов организаций, здесь, как и в сфере производственной деятельности, получают развитие бригадные и семейные подряды, арендные отношения, внедряются маркетинговые концепции деятельности и управления, набирают силу международные культурные связи, возрождаются забытые промыслы и ремесла и т.д.
Возвращаясь к понятию «организация», попытаемся провести грань между организациями формальными и неформальными:
Формальные организации |
Неформальные организации |
Декретируются государственными органами или создаются с их ведома |
Никем не декретируются |
Являются юридическими лицами |
Не являются юридическими лицами |
Функционируют продолжительное время |
Функционируют непродолжительное время |
Имеют органы управления |
Отсутствуют официальные органы |
Стабильный состав членов |
Нестабильность личного состава |
Более полное представление об организациях, функционирующих в социально-культурной сфере, мы получим, «проникнув» в их внутреннюю среду.
Глава
III.
Маркетинговая
среда и учреждения культуры.
В современных условиях организации социально-культурной сферы, независимо от воли и желания их руководителей, оказываются в определенной маркетинговой среде.
Как совершенно справедливо отмечает В. Элбинг, «внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций – деловых, образовательных, государственных – под влиянием событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организаций» (11).
В теории менеджмента дается определение внешней среды организации:
Внешняя среда организации – это ее ближайшее и отдаленное окружение, это совокупность факторов прямого и косвенного воздействия, влияющих на протекающие в ней внутренние процессы, а в конечном счете на качество выполнения организацией своих целей и задач, своей миссии.
В классической теории маркетинга принято различать микросреду и макросреду. Так, микросреда, по мнению Ф. Котлера, может быть представлена силами, имеющими отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию: собственно клиентами, посредниками, поставщиками и контактными аудиториями.
Нетрудно заметить, что обобщенный (управленческий) и конкретизированный (маркетинговый) подходы к пониманию внешнего окружения организации по сути своей совпадают.
Руководители учреждений культуры и искусства и прежде понимали свою высокую общественно-воспитательную миссию и в меру имевшихся возможностей стремились к сотрудничеству и взаимодействию с промышленными предприятиями, учебными заведениями, воинскими частями, многочисленными партнерами и смежниками. Доброй традицией была культурно-шефская работа городских учреждений культуры над сельскими, профессиональных коллективов над любительскими, опытных мастеров сцены и экрана над творческой молодежью. Именно на почве многолетнего сотрудничества «клубов с клубами» выросли и вошли в жизнь ЦКС – централизованные клубные системы; именно на основе партнерства и взаимопомощи созданы и работают многочисленные ЦБС – централизованные библиотечные системы. Именно стремлением объединить организационные и материально-финансовые ресурсы было продиктовано создание всевозможных комплексов: культурно-спортивных, социально-педагогических, культурно-бытовых и т.п. Стремление к сотрудничеству, к творческому взаимодействию является в наши дни решающим фактором в создании социально-культурных объединений, ассоциаций, арендных предприятий и акционерных обществ. Происходило и происходит это, главным образом, потому, что каждому отдельно взятому учреждению культуры и искусства сложно выжить, сохранить свое творческое лицо, выполнить свою высокую социально-культурную миссию.
В условиях развития рыночных отношений сотрудничество различных культурных организаций обретает качественно иной уровень, иное содержание. Ведь в целом ряде случаев учреждениям культуры приходится буквально приспосабливаться к окружающей среде с тем, чтобы выдержать «испытание рынком».
Мы не поймем и не оценим должным образом роли и значения интернального маркетинга, если не будем достаточно ясно представлять себе внешнюю среду организации.
Потребители
Трудно представить себе даже на мгновение организацию в сфере культуры, функционирующую… без потребителей культурных услуг. Это театры и концертные залы, где только репетируют. Это кино-видео залы, где фильмы смотрят… сами сотрудники. Это музеи и выставки без посетителей, экскурсионные агентства без туристов, детские музыкальные и художественные школы без учеников. Уже из одного приведенного ряда видно, сколь вариативно и полифункционально это понятие – потребители для организаций,функционирующих в сфере культуры.
В маркетинге потребителей иногда называют клиентами.
Клиенты в социально-культурной сфере – это посетители и участники массовых культурных акций, члены культурно-досуговых объединений, пользователи в библиотеках, экскурсанты в музеях, туристы в кемпингах и гостиницах, слушатели всевозможных курсов, наконец, просто зрители на концертах, спектаклях и киносеансах. Но это еще и покупатели книг, сувениров, изопродукции, а также арендаторы помещений, заказчики сценариев, профессиональные артисты, нуждающиеся в посредничестве культурно-досуговых учреждений и т.д. и т.п.
В реальной практике реальная и потенциальная аудитория подразделяется на ряд социальных слоев и групп .Культурные услуги, все равно платные они или бесплатные, оказываются сориентированными на детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков, старшеклассников. В других случаях выделяют такие группы, как рабочая молодежь, студенчество, военнослужащие, техническая и творческая интеллигенция, допризывники, домохозяйки, ветераны труда и пенсионеры, верующие и т.п.
Иногда возникает необходимость дифференцировать потребителей культурных услуг по национальному или профессиональному, а также по половому признаку. Случается, что та или иная услуга заранее ориентируется на людей определенного культурного уровня, а в ситуации с платными услугами на потребителей с желательным уровнем обеспеченности, покупательской способности.
Для того, чтобы состав реальных и потенциальных потребителей знать, а знать его совершенно необходимо, его надо постоянно изучать. С этой целью планируются и осуществляются специальные маркетинговые мероприятия. Маркетинговая деятельность в сфере культуры имеет свои особенности, которые будут рассмотрены нами в соответствующей главе.
Посредники
Посредниками в сфере культуры могут выступать работники рекламных служб, распространители билетов, организаторы экскурсий, культорганизаторы трудовых и учебных коллективов, транспортные конторы, работники связи, журналисты и др.
Следует прямо заметить: руководители, возглавляющие различные организации в сфере культуры ценили прежде и ценят теперь, в порой неблагоприятных для сферы культурно-творческой деятельности условиях, усилия своих коллег из соседних, сопредельных с ними организаций по совместному осуществлению каких-либо культурных акций: смотров, фестивалей, массовых гуляний, театрализованных праздников и т.п. К такого рода сотрудничеству и взаимодействию наши руководители приучены, можно сказать, всем предшествующим развитию рыночных отношений опытом. Как уже отмечалось, клубы давно и традиционно сотрудничали с общеобразовательными и музыкальными школами, библиотеками, парками культуры и отдыха, театрами и музеями. Находились «точки касания» у театров и школ, библиотек и книжных магазинов, туристических агентств и спорткомитетов. К сожалению, рынок внес нежелательные коррективы в эти отношения сотрудничества. Однако это вовсе не означает, что с этой поры все организации в сфере культуры и досуга должны работать исключительно в автономном режиме. К счастью, сохраняются покуда культурно-спортивные комплексы, объединяющие организационно сопредельные очаги досуга и просвещения, успешно функционируют сохраняющиеся в современной практике библиотечные системы, работают объединения музеев, создаются социально-культурные объединения, ассоциации и т.п.
Поставщики
Поставщики в социально-культурной сфере тоже имеются. Одни поставляют ресурсы, другие – кадры, третьи – информацию, четвертые – транспорт, пятые – продукты питания. Понятно, что названными субъектами их возможный список не исчерпывается.
Поставщиками в теории управления называют тех, кто обеспечивает организацию ресурсами. А поскольку организация в сфере культуры получает и перерабатывает самые разнообразные ресурсы, ей приходится иметь дело с самыми различными поставщиками. Так, поставщиками информации будут выступать социологические службы, статуправления, руководители трудовых, учебных, воинских и иных коллективов, средства массовой информации (радио, печать, телевидение), научно-методические центры народного творчества, культактив других предприятий и учреждений, всевозможные общества, объединения, ассоциации, союзы и т.п. – словом, все, кто так или иначе обеспечивает учреждение культуры необходимыми данными политического, экономического, социально-демографического, социально-культурного и иного характера. С каждым из таких и подобных им поставщиков устанавливаются приемлемые для обеих сторон способы взаимосвязи и общения, формы передачи и получения информации.
Поставщиками кадровых ресурсов выступают, прежде всего, учебные заведения, готовящие кадры для отрасли: университеты и академии культуры, консерватории, институты культуры и искусства, училища культуры, библиотечные техникумы и т.п. Поскольку в настоящее время фактически отсутствует практика государственного распределения специалистов, учреждениям культуры и искусства приходится самостоятельно устанавливать контакты с учебными заведениями и решать вопросы подбора персонала. Собственно, с этого и начинается интернальный маркетинг в организациях социально-культурной сферы.
Косвенно роль поставщиков кадровых ресурсов выполняют также бюро по информации и трудоустройству населения, курсы и факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров, отделы и управления культуры, биржи труда для творческих работников сферы искусства.
Еще важнее для нормальной жизнедеятельности организаций – финансовые ресурсы. Поставщиками капитала выступают бюджетные финансовые органы, коммерческие банки, акционеры, инвесторы, спонсоры, отдельные организации – соучредители и частные лица. Идет ли речь о плановом финансировании учреждений культуры или о дотациях профсоюзных органов, о «прямых вливаниях» местных администраций или перечислениях от организаций, оплачивающих те или иные культурные услуги – во всех случаях важно свободно ориентироваться в финансовых вопросах, уметь своевременно привлечь дополнительные средства для развития деятельности и повышения эффективности управления организацией.
Конкуренты
Еще каких-нибудь десять лет назад само слово «конкуренция» не безопасно было произносить вслух. Считалось, что в социалистическом обществе, а тем более в развитом, т.е. почти в коммунистическом, конкуренции нет и быть не может. Не должно! Еще бы: ведь конкуренция рассматривалась не иначе как «борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров», а то и еще определеннее и жестче: «борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли».
Между тем, в словаре под редакцией С. И. Ожегова слово «конкуренция» объясняется, прежде всего, как «соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще». Стало быть, на поприще культурно-творческой деятельности можно и должно конкурировать, причем из самых добрых и гуманных соображений.
Принято различать прямую и косвенную конкуренцию. С той и другой приходится встречаться в сфере культуры. Упрощая ситуацию, скажем, что прямыми конкурентами для библиотек будут другие библиотеки, для театров – другие театры, для видеозалов – другие видеозалы. Если, конечно, в зоне деятельности конкретной организации таковые имеются. В ряде случаев учреждение культуры является единственным в своем роде в «акватории» влияния на потенциальных потребителей .Такому учреждению, казалось бы, не с кем конкурировать. На самом деле это не так. Для любого учреждения культуры и искусства, функционирующего в сфере досуга, конкуренцию может составить учреждение иного типа, например, ресторан, общеобразовательная школа, специальное учебное заведение, даже военкомат, решивший провести какое-либо массовое мероприятие для допризывников, заполнив тем самым их свободное время. Борьба здесь идет даже не за качество «культурного обслуживания», а за потребителя как такового, за его свободное время.