ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2021
Просмотров: 673
Скачиваний: 1
В процессе творчества актер выращивает в самом себе требуемые качества души будущего образа. Он «высвечивает» одни стороны своего характера и «затемняет» другие. В итоге он становится другим, оставаясь при этом самим собой. Если актер не может поставить себя на место действующего лица, то в этом случае нужно с помощью «если бы» К.С. Станиславского изменить свое отношение к обстоятельствам и к партнерам.
Как бы я поступил в таком-то конкретном жизненном случае, если бы, предположим, с детства был избалован родителями, не привык преодолевать трудности? И согласно, уже измененной логике, действовать, руководствуясь авторским замыслом. Возникает перемена отношений (пример со старым другом: чувства, мысли, действия к реальному другу, появляется вера в то, что партнер – это близкий мне человек).
«Каждый из нас напрасно воображает себя «одним», неизменно единым, цельным – в то время как в нас «сто», «тысяча» и больше видимостей… В каждом из нас сидит способность с одним быть одним, а с другим - другим!»
Размышляя о путях к перевоплощению, мы неизбежно приходим к таким понятиям, как «характер» и «характерность».
Штамп был и остается сегодня главным признаком ремесла. Штампом называется поверхностное представление о том или ином явлении жизни, внешний прием, лишенный внутреннего, духовного содержания.
Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности, проявляющихся в поступках человека, в его отношении к себе, к другим людям, к труду. Характер – внутренняя сущность человека, индивидуальный склад его мыслей и чувств. В понятие «характер» входит темперамент человека.
Характер выражается в характерности. Характерность есть способ выявления характера, его внешняя форма.
Характер и характерность взаимно влияют друг на друга.
Даже ничтожно мелкие импульсы в коре головного мозга человека откликаются в его мышцах. Но существует и обратная реакция: мышечная деятельность человека влияет на его психику. Этим, видимо, и объясняется влияние внешнего облика, поведения, манер человека на его внутреннее состояние, характерности – на характер.
Характерность – та же маска, скрывающая самого актера-человека. В таком замаскированном виде он может обнажать себя до самых интимных и пикантных душевных подробностей.
Но нельзя забывать, что характерность сама по себе, не направленная на поиски нужного сценического образа, только вредна. Такая характерность не перевоплощает, а лишь выдает вас с головой предоставляет вам повод к ломанию.
Актер должен не изображать чувства, а жить ими. А так как жить можно только своими, а не чужими ощущениями и чувствами, то, значит, без затраты своих человеческих чувств и мыслей невозможно создать реалистический образ.
Это относится ко второму способу творческого перевоплощения.
Чем больше мы думаем о том, что же определяет талант актера, тем все более и более утверждается в мысли, что решающее значение имеют фантазия и воображение.
Воображение – способность человека воссоздавать в памяти образы прошлого (пережитого) опыта и сочетать или претворять их в новые образы; «воображать, фантазировать, мечтать» означает, прежде всего, смотреть, видеть внутренним зрением то, о чем думаешь, то есть создавать видения внутреннего зрения.
в каждый момент своего участия в спектакле артист видит или то, что делается на сцене (внешнее зрение), или то, что происходит «внутри него» (внутреннее зрение). Пока длится сценическое творчество актера, непрерывно тянется и кинолента его видений жизни роли.
Итак, во время изучения роли, выстраивания логики действия актера возникает зрительно-чувственное представление будущего сценического образа. Значение его в творческом процессе перевоплощения для различных актерских индивидуальностей разное.
Логика сценического действия.
«Надо обладать достаточно зоркими глазами, знанием жизни и широтою кругозора, чтобы уметь видеть большое в малом».
В.Гете
«Какой сложный механизм заключен в простоте и как много нужно уловок, чтобы быть правдивым».
Г.Флобер
«Действующим лицам нельзя подсказывать, как они должны вести себя. У каждого из них есть своя биологическая и социальная логика действия, своя воля».
М. Горький
В одних и тех же внешних условиях разные люди совершают разные действия. Но уж раз человек выбрал данную цель, он вынужден совершать те движения, каких она требует в данных условиях. Конкретная цель и условия, в которых она осуществляется, диктует состав и порядок движений. Их общеобязательность делает действие понятным.
Угадывание по движениям их цели – определение действия – есть результат сопоставления, во-первых, движений с условиями, в которых они совершаются, и, во-вторых, того и другого вместе с данными своего собственного опыта в действовании и в наблюдении действий других людей.
Ближайшую цель данных движений определить легче, более отдаленную труднее; первая может быть совершенно очевидна как бесспорный факт; о последующих можно высказать лишь более или менее вероятные предположения.
Ближайшая, очевидная цель может быть подчинена либо той, либо другой, либо третьей, более отдаленной цели, а любая из них в свою очередь подчинена какой-то, еще более отдаленной, еще более общей цели. Эти общие цели обнаружить в отдельно взятом действии как объективный бесспорный факт обычно бывает трудно, а чаще всего даже невозможно. Они, эти общие цели, обнаруживаются (иногда с полной очевидностью) лишь в последовательном ряде действий как их единая целенаправленность.
Установление целесообразности или целенаправленности в поведении человека есть определение логики его действий.
Природа логики действий двойственна: в ней всегда есть нечто объективное и общеобязательное, хотя логика действий каждого реального человека индивидуальна и присуща только ему. Если нормальный человек стремится к таким-то целям и находится в таких-то условиях, он должен совершить такой-то ряд действий; отсюда – объективная общеобязательность. Но жизненный опыт, а значит, и интересы его не могут быть совершенно тождественны жизненному опыту и интересам другого, поэтому и внешние условия он будет воспринимать не так, как другой, и конкретные цели у него будут не те, что у другого. Отсюда – индивидуальные особенности поведения каждого человека.
Практическая логика действий выступает, конечно, как индивидуальная логика данного человека. Но вместе с тем в ней всегда есть нечто общее с логикой действия других людей.
Поэтому в логике действий каждого человека можно видеть нечто самое общее, самое общеобязательное, нечто сугубо индивидуальное, присуще только этому человеку и отличающее его от всех других.
Благодаря тому, что в поведении всякого нормального человека содержится общая логика, его субъективный мир делается доступен пониманию окружающих.
Умение «читать поведение» может быть различно по степени совершенства. Зависит оно от своеобразного «словарного запаса» каждого данного человека – от его жизненного опыта, наблюдательности, общего развития. Но умение это свойственно всем людям. Супруги, друзья, сослуживцы точно и тонко подмечают душевное состояние близкого человека, даже если он тщательно скрывает свои чувства. Чрезвычайная зоркость у влюбленных, ревнивцев, заботливых родителей.
«Чтение поведение» объективно происходит примерно так: непосредственно я ощущаю (либо зрением, либо слухом) движения, совершаемые в определенных обстоятельствах; движения эти продиктованы определенной целью, поэтому для меня они сигнализируют цель наблюдаемого мною человека; цель эта вытекает из столкновения с окружающей средой его интересов, связанных с тем, что можно назвать общим словом – переживание. Поэтому цель сигнализирует о переживании. Если меня интересуют именно переживания, то я слежу за ними, и мне кажется, что я их непосредственно вижу, хотя в действительности я добрался до нихдовольно сложным путем. Когда эти «видения» (впечатления) накапливаются, создается общий вывод об интересах, характере, вкусах, привычках, душевном состоянии и настроении наблюдаемого человека.
«Чтение поведения» осуществляется при помощи общей логики действий – все это подтверждается тем фактором, что люди понимают не только переживания других людей, но и «переживания» животных, а животные «понимают» переживания людей.
Вы N влюблен в Z. (Будите перечислять действия N, подчиненные цели - понравиться Z)
Оппонент (Будет доказывать, пользуясь общей логикой действий, что поведение N нелогично для влюбленного, что логика действий его иная)
Переживания человека, его «жизнь человеческого духа», и его логика действий суть две стороны одного и того же процесса К.С. Станиславский говорил: «Переживания переводите на действия».
Возможность создавать строить «жизнь человеческого духа» и воплощать ее для зрителей, основана на том, что логика действий делима.
Деля логику действий, мы тем самым разбираем и конкретизируем и субъективную ее сторону – переживания, и это единственный способ их конкретизации.
В понятие «логика действий» умещается много понятий, терминов и выражений системы К.С. Станиславского; они обозначают тот или иной объем логики действий.
Так, логику действий, взятую в объеме всей жизни артиста, называют обычно «сквозным действием жизни артиста», устремленным к его «сверхзадаче».
Цель, которой подчинено исполнение данной роли данным артистом и его логику действий в объеме исполнения всей роли в целом – для чего он ее играет – называют «сверхзадачей» и «сквозным действием» артиста в данной роли.
Главную цель, к которой на протяжении всей пьесы стремится действующее лицо, и соответствующую этой цели логику действий в объеме пьесы и роли называют «сверхзадачей и сквозным действием роли».
Цель, к которой стремится в течение акта, сцены, эпизода действующее лицо, и соответственно этому логику действий в объеме акта, сцены, эпизода называют обычно «задачей» и «действием» этих акта, сцены, эпизода.
Логика действий в объеме мельчайшего отрезка поведения называется «простым физическим действием», а цель его – «элементарной задачей», «физической» или «психологической» в зависимости от ее конкретного содержания, от того, какое значение имеет в данном случае ее внешняя и внутренняя обусловленность.
Работа над ролью.
Знакомство с пьесой.
Некоторые режиссеры, педагоги не придают особого значения первому чтению пьесы. Пьесу нередко читают кое-как, урывками, в автобусе, в метро, во время еды и перед сном... Читается не столько пьеса, сколько свою роль в пьесе.
Совершенно иначе к первому знакомству с ролью подходил Станиславский. Он сравнивал этот момент со встречей будущих супругов, которую организует сваха- режиссер, а конечный момент творчества - рождение сценического образа-с рождением нового живого существа, сочетающего в себе черты породивших его актера и драматурга.
Первая читка пьесы - волнующее событие в жизни актера, его первый шаг к творчеству. Это повод для объединения усилий для исполнительского коллектива на выполнение общей художественной задачи. Поэтому чтение пьесы должно быть организованно так, чтобы внушить будущим актерам уважительное отношение к творчеству драматурга, чувство ответственности при знакомстве с новым литературным произведением. Не случайно Станиславский обставлял первую читку с некоторой торжественностью, задавая тем самым тон всей дальнейшей работе.
При работе над хорошо известным классическим произведением нелегко преодолеть инерцию традиций и прочитать пьесу своими глазами, по-сегодняшнему, а не глазами предшественников и школьных учителей. Только при этом можно рассчитывать, что образ будет новым, самостоятельным художественным созданием, а не повторением ранее созданных образов.
Под современным прочтением пьесы иногда ошибочно понимают подход к ней с позиции модных в данное время театральных концепций и вкусов. Но подлинное современное прочтение предполагает свободное отношение к авторскому тексту, преодоление всяких предвзятостей. Надо даже хорошо знакомую пьесу уметь воспринимать как бы впервые, создать собственное о ней. О свободном отношении к пьесе говорил и Немирович-Данченко. Свободно, без всякой наносной предвзятости подойти сегодня к классическому театру - в этом заключается и трудность и удовлетворение.
Обычно проводится коллективное прослушивание пьесы, которое дает возможность создать благоприятную атмосферу для серьезного, вдумчивого ее восприятия.
Читка пьесы не должна быть художественным ее исполнением, чтобы не навязывать актерам ни трактовки ролей, ни интонаций, ни характерностей. Это должен быть грамотный доклад содержания, позволяющий улавливать ход авторских мыслей и следить за всеми поворотами сценических событий.
Хорошо если сразу после знакомства с пьесой актер увлечется ролью, а воображение и жизненный опыт подскажут ему верное ее решение.
Чтобы уяснить содержание пьесы, после чтения проводится обычно свободный обмен мнениями.
Каждая новая роль ставит перед исполнителем множество вопросов, на которые он должен ответить.
В первый момент может родиться лишь предощущение будущего замысла спектакля, требующее тщательной проверки на практике. В дальнейшем сложится более точное представление об ее идейном содержании, определится «прицел» на сверхзадачу.
Необходимо актеру бережно вырастить образ по законам органической природы.
Пока актер не оживит поступки действующего лица своими эмоциональными воспоминаниями, не определит своего отношения к будущему образу, он неспособен критически оценивать мнения других.
Протокол внешней жизни роли.
Процесс познавания пьесы К.С. Станиславский сравнивал с постепенным проникновением в недра земли, где под глубокими пластами скрыты ее богатства.
С начала снимается верхний растительный слой, затем-скрытые от глаз различные геологические наслоения почвы, через которые человек все более проникает в глубь земной коры, познавая ее строение.
А недра земли, где бурлит и клокочет огненная масса, Станиславский сравнивал с областью творческого подсознания, до которого удается добраться немногим.
Самый верхний видимый и осязаемый слой-это фабула, факты, внешние события пьесы. Именно они составляют объективную основу драматургического произведения. Еще Аристотель считал, что при анализе трагедии самое важное - определить «состав происшествий», а потом уже все остальное. Словесное выражение мыслей, характеры, сценическую обстановку и т.п.