Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9342

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

плату. Широко распространенные в свое время турбазы трансфор­мировались в тургостиницы, кемпинги, обладающие довольно ог­раниченными экскурсионными ресурсами.

Исследуя категорию, называемую досугом, многие ученые ус­танавливают его связь с потребностями личности и общности, группы. Досуг определяется как поиск состояния удовлетворения - состояния, которое можно охарактеризовать как самоцель. По­иск удовлетворения, удовольствия, развлечения - одна из фунда­ментальных характеристик досуга в современном обществе.

На содержании досуга как социально-культурного явления серьезно сказались негативные последствия остаточного принци­па, связанные с ним жесткое администрирование и чрезмерная регламентация. Это привело к неприятию гедонистической приро­ды досуга, гедонистической трактовки его пути. Более того, среди некоторых ученых утвердилось мнение о гедонистической функ­ции досуга как чисто потребительской по своему содержанию. Этого оказалось достаточно, чтобы объявить несостоятельность1 гедонистической трактовки досуга.

Подобная ограниченность сказывается и в трактовках понятий «общение», «творчество», «отдых» и других, относящихся к ха­рактерным процессам социально-культурной деятельности. На­пример, термин «общение», хотя и употребляется весьма часто, характеризуется однозначно как средство достижения какой-либо цели (обучения, воспитания) и значительно реже - как самоцель, как огромная ценность сама по себе.

Никто не привязан к досуговой деятельности материальными или моральными нуждами, юридическими обязанностями, как, на­пример, в процессе образования, зарабатывания на жизнь или вы­полнения гражданских и религиозных церемоний. Социальное давление или привычка могут препятствовать решению бросить какой-то вид досуговой деятельности. Но вопрос «доволен ли че­ловек?» является здесь наиболее важным по сравнению с любой другой формой деятельности.

Главное условие досуга — поиск состояния удовлетворенно­сти. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, кон­центрации умственной деятельности, но достигается оно благода­ря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направлен­ности на вознаграждение.

170

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

ПShape28 оиск разнообразия также относится к фундаментальным ха­рактеристикам досуга. Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг для него теряет смысл, пере­стает быть полноценным, обедняется.

Традиционное понимание досуга необходимо постоянно соот­носить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Оснований для этого достаточно хотя бы пото­му, что, во-первых, значительная часть людей (например, пенсио­неры) вообще не работает, во-вторых, для некоторых досуг пред­ставляется более важным и существенным делом, чем работа, в-третьих, существуют виды досуга, которые тесно переплетаются с работой.

На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлежность человека. Отсюда большие различия в этом вы­боре у разных социально-демографических групп. Одни предпо­читают активные виды спорта, экскурсии, поездки за город, куль­турные мероприятия. У других на первом месте телевизор, посе­щение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и др.

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др.

Справедливо рассматривать современный досуг как социально открытую систему. Мы г греживаем период перехода от господ­ствовавших долгое время в этой сфере административно-командных стереотипов к многообразию альтернативных моделей досуга и досуговой деятельности. На практике утвердилось мно­жество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, для сотрудничества с другими социальными службами.

Для досуга как социально-культурной категории характерно динамичное развитие процессов, одновременно охватывающих и различные социальные слои населения, и огромную сферу, назы­ваемую культурным пространством. К этим процессам относятся, во-первых, непрерывная дифференциация групп населения в сфере свободного времени по интересам, которая обусловливает неиз­бежное размежевание, интеграцию, здоровую конкуренцию досу-

171


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

говых общностей; во-вторых, рост или стагнация досуговой ква­лификации.

В то время как способность и умение части населения само­стоятельно организовывать свой собственный досуг ярко проявля­ется и в семейной сфере, и при создании социально-культурных обществ и объединений (в том числе и любительских), у большин­ства взрослых и детей уровень знаний и навыков рационального и разнообразного использования свободного времени в рекреацион­ных, восстановительных целях явно недостаточен. По данным многих исследователей, рекреативный досуг не обрел прочную и широкую социальную основу. Многие группы населения, в пер­вую очередь молодежь и подростки, не владеют необходимой до­суговой квалификацией, культурой использования свободного времени. Действующие учреждения культуры, в свою очередь, на протяжении многих лет часто сводили рекреативный досуг, актив­ный отдых, развлечения, восстановление физических и духовных сил человека лишь к своей вторичной функции, выдвигая на пер­вое место производственные, сугубо профессиональные пробле­мы.

Вот почему среди главных принципов, лежащих в основе кон­цепций современного социально-культурного досугового центра, выделяются требования целостности, полноты, доступности и не­прерывности сферы досуговой деятельности. Главной целью этой деятельности было, есть и остается воспроизводство человека, его творческих способностей, социально-культурной активности и физических сил, необходимых для его основной жизнедеятельно­сти.

Длительное время, пока досуг еще не был актуальной пробле­мой и не привлекал широкого общественного внимания, вопросы социально-культурной деятельности населения, выбора тех или иных форм досуговых, любительских занятий решались преиму­щественно в рамках заданных стереотипов, практически без ак­тивного участия самих людей.

Досуговая ситуация в нашей стране во многом определялась пережитыми обществом социальными сдвигами и потрясениями — процессами урбанизации и индустриализации, коллективиза­ции, войной, послевоенными тенденциями, в ходе которых наблю­дался значительный разрыв традиционных (в том числе общин-

172

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

нShape29 ых, семейных) связей. Существенно изменялся и сам субъект до­суга, досуговой деятельности в лице конкретной общности (со­циума) и, прежде всего, семьи. Социальные институты сегодня во многом утратили свои возможности и способности в таком важ­ном деле, как сохранение и развитие культуры и искусства, при­умножение общенародных и местных социально-культурных, в том числе досуговых, традиций.

Эти стереотипы сложились и в наибольшей мере проявились в 20-30-х годах, связанных с реализацией задач культурного строи­тельства и естественным расцветом просветительства. Основную часть активного «досугового поля» занимала достаточно жесткая и унифицированная система школ, курсов, кружков, позднее - на­родных университетов и лекториев. И даже тогда, когда задачи культурного подъема были в значительной степени решены, эта мощная система, базируясь на фундаменте субъектно-объектных отношений, массовом охвате населения, наборе традиционных ме­роприятий, по инерции продолжала господствовать в культурно-досуговой сфере. Преобладающее место по-прежнему отводилось усредненному и часто безликому объекту в лице массовой аудито­рии, группы или отдельной личности, которые постоянно нужда­лись в педагогической опеке, обучении, перевоспитании.

Рано или поздно процессы роста духовных потребностей лю­дей и демократизации общественной жизни, широкого проявления общественных инициатив в культурно-досуговой сфере должны были прийти в противоречие с ограниченной субъектно-объектной схемой. Именно такая ситуация наблюдается в настоящее время: существующие в сфере культуры и досуга структуры постепенно адаптируются к современному состоянию социально-культурной деятельности.

Анализ концепций досуга и досуговой деятельности последних десятилетий позволяет судить о большой разноголосице в пред­ставлениях о досуге как объекте научного исследования. В науч­ной литературе 60-80-х годов самотолкование понятия «досуг» напоминает смесь самых различных и часто не поддающихся на­учной классификации терминов: отдых, развлечение, удовольст­вие, игра, свободное время, нерабочая (непрофессиональная) дея­тельность, свобода, рекреация и т.п. Проводившиеся дискуссии по поводу дефиниций досуга отражали и по сей день отражают поис-

173


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ки наиболее адекватного выражения в понятии «досуг» тех или иных исследуемых реальных процессов. Гуманизация науки в 60-70-х годах в целом побудила к постепенному переходу от тради­ционного понимания досуга как времени к пониманию досуга как деятельности.

В тот же период активно развивающаяся «деятельностная» концепция досуга в значительной мере была сориентирована на профессиональное развитие личности. Она исходила из представ­ления, что досуговые занятия служат продолжением профессио­нальной деятельности, непосредственно способствуют повыше­нию ее эффективности.

Но социальная значимость досуга не может сводиться только к утилитарным результатам. Сегодня в связи с движением нашего общества к духовному обновлению досуг помимо своих узко­рекреационных и профессиональных целей служит сферой духов­ного возвышения человека, его нравственного и эстетического со­вершенствования, активного участия в культурном творчестве.

Вообще всякие попытки преувеличения, абсолютизации какой-либо одной стороны досуга неизбежно приводят к обесцениванию сложившихся досуговых традиций и видов занятий, появлению множества альтернативных, в основном неформальных, стихийно возникающих досуговых форм (главным образом, в молодежной сфере), которые демонстративно противопоставляются общеуста­новленным, общепринятым.

2. Образование и карьера

Важной сферой общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность, является образование как необходимое усло­вие формирования дальнейшей профессиональной карьеры специалиста. В структуру данной категории общественной практики включаются сле­дующие составляющие ступени образования: дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, профессиональное, вузовское, послевузовское (повышение квалификации), второе (дополнительное).

Наиболее актуальным для наступившего XXI века является вопрос о функциях образования в социально-культурной жизни современной Рос­сии и в целом мирового сообщества. Наиболее четкий ответ на этот во­прос даёт представление об устройстве самого образования как общест-

174

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

вShape30 енной социально-культурной практики.

Среди целевых ориентации российского образования выделяется несколько уровней: федеральный, региональный, местный (локальный).

На федеральном уровне это цели государственной образовательной политики. Они четко обозначены в важнейших федеральных докумен­тах, где, по сути, разработаны стратегические направления модерниза­ции образовательной сферы: Закон РФ' «Об образовании», проект «На­циональная доктрина образования Российской Федерации», «Федераль­ная программа развития образования в России на 2000 - 2005 гг.», прави­тельственная «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001). В основе государственной политики в об­ласти образования лежат два определяющих тезиса: «Образование - не­отъемлемое условие и инструмент современных рыночных отношений» и «Главным гарантом доступности, качества и эффективности образова­ния является государство».

В «Национальной доктрине...» достаточно емко и последовательно обозначены главные ориентиры отечественного образования.

Это обеспечение исторической преемственности поколений, воспи­тание исторической памяти, сохранение, трансляция и развитие нацио­нальных культур народов России; воспитание граждан правового, демо­кратического, цивилизованного государства, уважающих права и свобо­ды личности и обладающих высокими нравственными принципами.

Это разностороннее и своевременное интеллектуальное развитие мо­лодого поколения, культиви; ование навыков самообразования для твор­ческой самореализации лич юсти. Это формирование у детей и молоде­жи целостного миропонимания, мировосприятия и современного науч­ного мировоззрения, развитие у них культуры межличностных и межэт­нических отношений. Это систематическое обновление содержания об­разования, прежде всего гуманитарного, в том числе художественного, направленного на гармоническое, эстетическое воспитание молодого поколения. Качественный рост профессионального образования отража­ет изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий.

Образование ставится в один ряд с последующей профессиональной карьерой специалиста, оно является необходимой предпосылкой обеспечения профессионального роста кадрового пополнения, приходящего в различные отрасли народного хозяйства, науки и культуры. Не случайно так много внимания обращается на преодоление одного из существенных недостатков системы образования, особенно высшей школы, - ее недостаточной прикладной направленности.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

таточной прикладной направленности.

Отсюда так велика практическая значимость принципа непрерывно­сти образования в течение всей жизни человека, обеспечения многообра­зия типов и видов образовательных учреждений и вариативности образо­вательных программ, личностно-индивидуального подхода в образова­нии.

При характеристике образования мы исходим из его сути как творче­ской деятельности, рассчитанной на адресата, на диалог, на усвоение зна­ний, предполагающее личностное открытие, создание мира культуры в себе, сопереживание и сотворчество, где каждый вновь приобретенный элемент культуры не перечеркивает предшествующий её пласт. В науч­ной литературе образование трактуется как «специализированный способ трансляции культуры и освоения культурного опыта, а также компонента социализации, характеризующаяся приобретением культурной компе­тенции»1.

Элемент аккультурации становится преобладающим в современных образовательно-педагогических стратегиях и технологиях. Целью обра­зования становится не обеспечение «человеческим фактором» матери­ального производства, как это было в недавнем прошлом, а формирова­ние человека, умеющего ориентироваться в проблемных и кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству, имеющего навыки ра­боты с разными типами мышления, с разными уровнями культур, готово­го к поликультурному диалогу.

Нельзя не согласиться с мнением ученых о том, что новая образова­тельная парадигма подразумевает наличие необходимого уровня эруди­ции, творческих начал и культуры личности, поскольку именно в этом состоит «её главное отличие от парадигмы обучения, ведущими лозунга­ми которой были знания, умения, навыки и общественное воспитание» (Голубева О.И., Суханов А.Д. Проблемы целостности в современном об­разовании //Философия образования. - М., 1996. - С.58).

Переориентация образовательной парадигмы, характерной для всей совокупности образовательных учреждений, образовательных методов и технологий, с когнитивно-информационной на аккультурирующую, объ­ективно превращает образование в одну из ведущих общественных сфер социально-культурной деятельности.

1Shape31 Морфология культуры. Структура и динамика. -М., 1994. -С. 396. 176

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

ЭShape32 то овладение осуществляется либо посредством обучения - комму­никационного управления, состоящего в целенаправленном воздействии учителя на учащихся (субъект-объектное отношение), либо посредством самообразования (самообучения), где в качестве субъекта выступает сама личность.

Институт народного образования относится к категории социально-культурных институтов, преобладающей функцией которых является транслирование духовных ценностей и предоставление образовательных услуг. Он включает обширную систему учреждений, обеспечивающих дошкольное, школьное, профессиональное, среднее специальное, выс­шее, дополнительное образование. По состоянию школы, не столько как идеологического инструмента, сколько как современного социально-культурного института, судят об уровне развития воспитания, просвеще­ния, культуры в истории и сегодняшней жизни каждой отдельно взятой страны.

Однако педагогическая, воспитательная, просветительная деятель­ность не является исключительной миссией системы народного образо­вания. В той или иной степени неисчерпаемый образовательный потен­циал свойствен практически всем социально-культурным институтам. Образовательный компонент заложен в самом феномене клуба и библио­теки, музея и филармонии, планетария и театра, в имманентно присущих им качествах, проявляющихся в реализации их социально-культурных функций. Не случайно многие из них в различные исторические периоды традиционно назывались и продолжают именоваться учреждениями внешкольного образования.

В историческом прошлом институту народного образования было свойственно стремление целиком взять на себя формирование личности учащегося, исключив влияние других социализирующих факторов. Под­тверждением тому может служить распространенный в свое время в Рос­сии институт благородных девиц.

Современные реалии объективно приводят к закономерному пре­вращению образования из изолированной системы в важнейшую сферу социально-культурной деятельности. Сегодня образовательная отрасль закономерно рассматривается как общественная практика воспитания, жизнеобеспечения, социализации, коммуникации и рекреации, как сис­тема дифференцированных культурно-образовательных услуг, как меха­низм формирования и развития духовно-нравственной культуры и со­циокультурного потенциала каждого региона.

177


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

КShape33 оличественные и качественные изменения, происходящие в струк­туре и профиле специальностей, в первую очередь определяются требо­ваниями и запросами рынка образовательных услуг Ценностные ориен­тации детей и подростков в условиях рынка постоянно изменяются, по­этому так необходим их учет в системе как базового, так и дополнитель­ного образования.

Если 25-30 лет назад в классификаторе специальностей содержалось не более 320 наименований, то сегодня эта цифра превышает 500. Среди 25 новых специальностей, открывшихся в последние годы в вузах куль­туры и во МГУКИ, появились «Социальная педагогика», «Культуроло­гия», «Социально-культурная деятельность», «Реклама», «Связи с обще­ственностью», «Журналистика» и другие. С расширением рынка образо­вательных услуг связано возникновение и распространение негосударст­венного (коммерческого) сектора в области среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Центральной проблемой было и остается организационное и содер­жательно-методическое обеспечение преемственности и непрерывности образования как в среднем и высшем звеньях, так и в поствузовском про­странстве - то есть там, где непосредственно осуществляется профессио­нальная карьера специалиста

Образовательное пространство как сфера социально-культурной дея­тельности отличается многофункциональностью и разноуровневостью. Сегодня в этой сфере разрабатываются и реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно-нравственные, про­фессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы. Объектами их осуществления являются учреждения до­школьного, школьного, профессионального, среднего профессионально­го, высшего и особенно дополнительного профессионального образова­ния.

Общественной практикой накоплен богатейший опыт взаимодейст­вия и интеграции учреждений базового, профессионального и дополни­тельного образования с другими учреждениями социально-культурной сферы, с семьей, семейными клубами, детскими и юношескими соци­ально-культурными организациями и объединениями. Такой диалог или полилог служит источником множества продуктивных идей и проектных инициатив в области превентивной и семейной педагогики, социально-культурной экологии, профилактики наркомании, алкоголизма, право-

178

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

нарушений в молодежной среде.

На рубеже XX-XXI веков для практиков и ученых, представляю­щих современную педагогику и культурологию, одним из наиболее ак­туальных стал вопрос: насколько продуктивно современное образование реализует свои функции в современном социально-культурном сообще­стве, каким образом следует полнее раскрыть неисчерпаемый социаль­но-культурный потенциал отечественного образования, позволяющий ему внести эффективный вклад в социально-экономическое и духов­ное развитие России.

Существует несколько концептуальных предположений. Для приме­ра остановимся на одном из них. Можно дать ответ на вопрос через пред­ставление самых разнообразных (от общеобразовательных до очень спе­циализированных) проектных идей, направленных на устройство или переустройство общественной практики образования.

В образовании, как одной из наиболее фундаментальных социально-культурных систем, выделяются три среза. Первый - это образование как повседневный процесс непрерывного удовлетворения образовательных потребностей и интересов населения, реализация учебных, воспитатель­ных и социализирующих услуг. Второй срез - образование выступает как уникальная социально-культурная технология, направленная на воспита­ние и социализацию личности. И третий - образование рассматривается как механизм общественной жизни, призванный обеспечить подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйст­ва и культуры.

В самом этом членении образование предстает как сложно организо­ванная система общественных практик, имеющих ряд важных стратеги­ческих эффектов воздействия на общество. Образование и отвечает на образовательные потребности населения, и задает определенный уровень социализации подростков, и влияет на развитие общественной жизни. В этом заключаются общественные функции образования.

Выполняя эти функции, образование никогда не будет изолировано от общества. Практическая работа над проблемами, поставленными в образовательных программах, на деле показывает значение образования для нынешнего общества, например, проблему экологического воспита­ния и образования. То же можно сказать и о разработке новых форм ра­боты с детьми, которые находятся на грани риска и имеют отклоняю­щиеся формы социального поведения. Сейчас их активность никак об­ществом не востребована, а последствия очевидны - именно эти дети

179