Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9338

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I IIMillI

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Величина свободного времени далеко не однородна у различ- j ных социальных групп. Большая часть забот по домашнему хозяй­ству ложится на плечи женщин. По всем социальным группам (кроме учащихся) женщины имеют собственно свободного време­ни на треть меньше мужчин. Для некоторых социальных групп (работающие женщины с детьми, сельские жители, маятниковые мигранты) фонд свободного времени, особенно в нынешней эко­номической ситуации, оказывается меньше социально необходи­мого, что ведет к опасной деформации их образа жизни в целом. Значительное свободное время есть у пенсионеров, женщин с взрослыми детьми, подростков, бездетной молодежи, одиноких людей. Досуговый потенциал этих групп значительно превосходит их досуговую квалификацию. Не будучи в состоянии культурно освоить это время, многие представители этих групп прибегают к деструктивным - в социальном, психологическом и личностном плане - формам его освоения.

Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семей-но-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.

В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного времени.

В суточный период, присущий обычному трудовому дню, включены компактные периоды нерабочего времени — до работы, во время обеденного перерыва, после работы.

Недельный период, кроме этих интервалов нерабочего време­ни, включает в себя время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботне-воскресного отдыха.

Годичный цикл включает еще один-два интервала компактно­го нерабочего времени — это отпускное время. Для учащихся вме­сто отпуска выделяется время каникул (от двух до четырех интер­валов в год).

Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве, — детство, пен­сионный период. Каждый из этих этапов отличается разнообрази­ем использования свободного времени, досуговых занятий.

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

СShape19 оотношение между продолжительностью рабочего и нерабо­чего времени в течение дня, недели, года в условиях рыночной экономики определяется не государственными актами или реко­мендациями ученых, а в результате договора, соглашения между работодателем и исполнителем работы.

Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время -это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интел­лектуального совершенствования. Наибольшими объемами досу-гового времени обладают дети и пенсионеры - весьма многочис­ленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хо­зяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.

Проблема досуга как социально-культурной категории не от­носится к ряду извечных проблем человечества. Она возникла в определенную историческую эпоху в связи с распадом традицион­ного ритуализированного отношения к работе и отдыху, праздни­кам и будням1.

Мы не ставим своей задачей дать полный анализ развития по­нятия «досуг». Заметим лишь, что осмысление историко-культурных основ просветительства и досуга в России, теории со­циально-культурной деятельности, в том числе культурно-досуговой, ориентирует нас на исследование этого явления в его историческом аспекте, на поиски исходного значения понятия «досуг».

Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу - по умению, при случае) употреблялось на Руси еще в середине XV века.

В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей слово «досуг» трактуется довольно широ­ко и означает время, достаточное для достижения какой-либо це-

СShape20 м.: Бакштейн ИМ. Социальные функции досуга и проектирование учрежде­ний культуры. Дис.канд.филос.наук (ИСИ АН СССР). М, 1985; Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Автореф.дис.докт. философ.наук - Л., 1981; Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. - Изд. 2-е. - М: МГУКИ,2003.-296с.



150

151

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность -

ли, праздное, свободное от нужных дел, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безде­лье.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Да­ля читаем: «Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Следовательно, уже в XIX веке слово «до­суг» имело современное нам толкование. Об этом говорят и упот­реблявшиеся в то время пословицы, приводимые В. И. Далем: «Был бы друг, будет и досуг»; «Работе время, а досугу час» и др.

Но здесь же мы находим и производное от этого слова: «Досу­жий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки». Здесь досуг предпола­гает не безделье, а самодеятельную активность в свободное время. У древних славян слово «досуг» происходило от глагола «дося­гать» - достигать чего-либо, на что требуются усилия.

Близкое толкование слова «досуг» мы находим и в современ­ном словаре русского языка СИ. Ожегова: «Досуг - свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (в св. вр); досужий - сво­бодный от дела, праздный. Досужее время. Появляющийся на до­суге, от безделья. Досужие мысли. Досужие сплетни».

Многие исследователи, высказывая различные взгляды на ис­торию досуга, размышляют и о его природе. Они утверждают, что в древние времена, еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью ритуала, через который люди искали возмож­ность общения с духами предков. Эти два вида деятельности, хотя их функции различались на практическом уровне, имели одинако­вое значение в жизни сообщества. Религиозные празднества охва­тывали как работу, так и игру. Более того, работа и игра часто со­четались, конфликт между ними был несуществен, поскольку игра входила в работу и становилась ее частью.

Что касается термина «досуг», то, по мнению целого ряда уче­ных, его нельзя ассоциировать ни с древними, архаичными, ни с более поздними, аграрными периодами истории человека. В аг­рарный период трудовой год проходил под знаком каждого прохо­дящего дня или времени года. В хорошую погоду работали упор­но, в плохую - работали меньше либо совсем не работали. Работа имела свой естественный цикл, прерываемый отдыхом, песнями, играми и обрядами; это была естественная часть ежедневного бы-

152

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

тShape21 а. Нередко работа начиналась с восходом солнца и заканчивалась только на закате. После работы наступало время отдыха, и трудно сказать, где заканчивалось одно и начиналось другое. В централь­ных и северных районах с континентальным климатом в течение долгих зимних месяцев период работы сменялся своеобразным полуактивным существованием, во время которого продолжалась борьба за выживание.

Предопределенность содержания и форм досуга сменой вре­мени года является господствующей чертой традиционной культу­ры каждого народа. Досуг подчинен логике народного календаря. И хотя сегодня мы менее зависим от природных явлений, необхо­димо в процессе социально-культурного проектирования и реали­зации досуговых программ постоянно учитывать вековые тради­ции ориентации на календарь природы, профессионально глубоко освоить этот принцип «календарного» функционирования тради­ционных народных культур, находить соответствующие календа­рю виды и формы социально-культурной деятельности, досугово-го культуротворчества.

Смена времен года обычно сопровождалась серией религиоз­ных и чисто бытовых праздников, ритуалов и церемоний. Так, на­пример, наряду с существованием семейной обрядности, характе­ризующей огромный культурно-воспитательный потенциал семьи - этой самой устойчивой социокультурной общности, широкое распространение имеет и общекультурная обрядность, коллектив­ное общение «всем миром», иначе сказать, «общемирская обряд­ность». В то же время между этими двумя видами обрядности из­давна располагалась своеобразная цепь общественно-семейных обрядов.

Общих, «мирских» обрядов было, как правило, не более трех-четырех в году. У славян это, к примеру, масленица, святки и т.д. Однако такой обряд, как свадьба, проистекающий из семейной об­рядности, как известно, и сегодня часто охватывает все село или его часть. К числу переходно-промежуточных досуговых традици­онных форм относились посиделки и «вечерки», где собирались не только взрослые, но и молодежь.

Характерно, что с давних пор многие обрядово-ритуальные мероприятия своими корнями уходили в религию, а не в досуг. Соответственно этому большинство, например европейских, циви-

153


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность -

лизаций имело более 150 свободных от работы дней в году. Ана­лизируя это свободное время, ученые отнюдь не ассоциируют его с досугом. Дело в том, что многие из этих праздников и, по суще­ству, нерабочих дней часто навязывались церковью против воли крестьян и ремесленников для того, чтобы выполнять духовные обязательства. Бедняк в одной из басен известного французского поэта XVII века Ж. Лафонтена, например, жалуется: «...Монсеньор кюре всегда нагружает нас проповедью о каких-то новых святых». К концу XVII века французские крестьяне и ремесленники, со­ставлявшие 95% рабочей силы, должны были мириться со 164 свободными днями в году, которые не были добровольно избран­ными, а были навязаны либо религиозными требованиями, либо отсутствием работы. Что касается аристократических кругов, то их свободное времяпрепровождение не может быть охарактеризовано термином «досуг». Финансово и социально привилегированные классы оплачивали собственное безделье работой своих рабов, крестьян или слуг. Подобное безделье никак не ассоциируется с досугом, поскольку такой «досуг» не является ни результатом, ни вознаграждением за работу, а, скорее всего, занимает место самой работы.

В осмыслении досуга как социального явления с полным осно­ванием можно положиться на народные культурно-педагогические идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, сте­пени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельно­стью. Словом, только хорошо, плодотворно поработавший человек способен полноценно, с полной самоотдачей веселиться, отдыхать, расходовать свое досуговое время. Пословица «Рукам работа -душе праздник» убедительно подчеркивает, что всякая досуговая деятельность - некоторого рода продолжение радости труда.

Вряд ли правомерно отождествлять досуг с бездельем. Если «безделье - мать всех пороков», то досуг несет в себе через осо­бым образом организованное общение глубокий социальный, час­то педагогический, смысл, имеет культурно-образовательное, раз­вивающее назначение. Досуг позволяет раскрыть физический, ду­ховно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокуль-

154

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

тShape22 урного наследия. Об этом свидетельствует опыт изучения тради­ционных национальных культур.

В досуговой сфере всегда зримо или незримо присутствует трудовое начало. «Не учи безделью, учи рукоделью» - эта запо­ведь указывает на возможность соединения труда и развлечения, например, на посиделках и «вечерках». За этим тезисом, по суще­ству, стоит один из наиболее важных принципов народной культу­ры: органическое сочетание в одном действии двух начал - утили­тарно-практического и досугового, часто художественно-творческого, эстетического.

Наиболее характерный признак овладения традиционной куль­турой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов. «Мешай дело с без­дельем - проживешь век с весельем», - гласит пословица.

Современные исследователи отмечают необходимость ряда условий в самом обществе для обеспечения досуга в жизни боль­шинства занятого населения. Отметим два наиболее существен­ных.

Во-первых, общество перестает управлять организацией досу­га посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней ме­ре, некоторые из видов досуговой деятельности не должны попа­дать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминироваться социальной необходимостью.

Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. В самом деле, она и сегодня организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия характерны для образа жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. Их отсутствие в древней и средневековой аграрной формациях многие ученые склонны рассматривать как отсутствие досуга. Проникновение концепции досуга в современный сельский (аг­рарный) социум они объясняют тем, что, во-первых, аграрный труд развивается по промышленной модели, а во-вторых, тем, что сельская жизнь уже пронизана и насыщена традиционными город­скими ценностями. То же самое можно сказать и о досуге в аграр-

155


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ных обществах развивающихся стран, входящих сегодня в пре-диндустриальный период.

Таким образом, досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития обще­ства. Именно в рамках этого периода сократилось рабочее и уве­личилось свободное время, оказались четко разделенными, регла­ментированными досуг и труд, досуг и учеба.

Крушение социально-культурной программы и парадигм орга­низации досуга, характерных для периода господства администра­тивно-командной системы, в директивном порядке насаждавшей в области культуры и досуга идеологический диктат, привело к сти­хийному формированию новой парадигмы досуга «снизу», плюра­листичное™ процесса. Первые позитивные результаты народного творчества в этой области (выявление и раскрытие истинных досу-говых потребителей во всем их разнообразии, гуманизация досуга и т.д.) послужили основой для теоретического осмысления акту­альных проблем свободного времени.

К негативным явлениям в спонтанном формировании новой социокультурной парадигмы досуга относятся эмпиричность, эпи­гонское воспроизводство зарубежных образцов, в том числе тех, которые создаются исключительно в коммерческих целях и рас­считаны на массовую аудиторию стран «третьего мира», нигили­стическое отношение ко всему опыту прошлого, с одной стороны, и попытки возрождения явных анахронизмов - с другой.

Для социально-культурного опыта крайне важен учёт такого психологического феномена, как досуговые заблуждения, харак­терные для массовой потребительской, главным образом моло­дежной, аудитории. К сожалению, этому в большой мере способ­ствуют субъективизм и групповой эгоизм целого ряда новоявлен­ных объединений, союзов, партий, включая группировки, извра­щенно трактующие социальное назначение свободного времени.

В настоящее время многие зарубежные модели досуга, не все­гда включающие и шоу-бизнес, и компьютерные игры, и моду, и спорт, и модели антидосуга, порой активно вытесняют отечест­венный, национальный досуг. Они особенно быстро приживаются в молодежной среде, становятся ненатуральным заменителем об­щественно значимого досуга. Сам этот процесс разрушения нацио­нального менталитета в социально-культурной сфере и возможные

156

Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

сShape23 пособы его нейтрализации нашей наукой пока не изучены и не осмыслены до конца.

Внесение научной основы в процесс формирования новой со­циокультурной парадигмы массового досуга является насущной потребностью и отражает коренные интересы общества.

В последние десятилетия мы являемся свидетелями опреде­ленной автономизации свободного времени, отделения его от «внешней целесообразности», прагматических установок, превра­щения в одну из самоцелей жизнедеятельности общества, в сферу гедонистического восприятия действительности, «возвышенной деятельности».

Свободное время правомерно называют социально-культурным фе­номеном. Чтобы подтвердить справедливость этого положения, остано­вимся вкратце на характеристике и градации досуга и досуговой деятель­ности.

Досуг предполагает определенную реализацию в поведенческой сфе­ре социокультурного потенциала свободного времени, «материализацию» этого потенциала в общественной практике.

Досуг выступает как вид деятельности, подразумевающий не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность, «ки­нетическую» сущность субъекта. Универсальность досуговой деятельно­сти обусловлена, прежде всего, богатством ее предметного и видового разнообразия. Огромные возможности этой деятельности заключаются в обеспечении рекреации путем смены одного вида занятости, утомившего человека, на другой, отличный от прежнего. Именно в этом, в частности, состоит компенсаторная функция досуга, его роль в расширении диапазо­на жизнедеятельности людей, а следовательно, и их всестороннем разви­тии. Особое значение это свойство приобретает в условиях узкоспециали­зированных производственных процессов, характерных для современно­сти. Досуг является сферой многогранного восприятия действительности, удовлетворения гедонистических потребностей, пользования широким спектром природных благ, ценностей цивилизации, культуры, общения. Активность досуга способна эффективно стимулировать включение лич­ности в культурно-творческий процесс, обеспечить переход от потреби­тельства к производительной конструктивной деятельности в ситуации свободного выбора ее конкретных видов, отвечающих способностям, за­даткам и увлечениям человека.

157


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Если обратиться к типологизации досуга, то определяющими ее ин­дикаторами являются: видовое разнообразие, активность досуговой дея­тельности, степень включенности в культурно-творческие процессы. Пер­вый тип, характеризующий отношение личности к своему досугу, клас­сифицируется как инертный, второй - потребительский, третий (высший) - творческий. Среди объективных и субъективных факторов, формирую­щих эти типы, назовем социально-экономические, политические, духов­ные, бытовые, ситуационные, личностно-психологические и др. Как сви­детельствует практика, существует объективная необходимость в общест­венной оценке данных типов и тех последствий, которыми каждый из них чреват для социокультурного развития общества, его духовного и физиче­ского здоровья, снятия и нейтрализации проблем и кризисных ситуаций или, наоборот, их обострения.

Самодеятельный характер досуга влечет за собой естественное разви­тие самоуправления досуговой деятельностью. Для этой сферы характер­но соотношение «легального (формализованного, бюрократического) господства», «господства традиционного» (т.е. основанного на вере в свя­тость и незыблемость установленных некогда порядков) и «характерного господства» (добровольного признания массой людей лидера). Важно отметить доминирование в досуге последнего типа самоуправления. В условиях административно-командной системы организация массового досуга осуществлялась без учета указанной выше тенденции.

Досуг - это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлеж­ность личности в определенной мере «размывается». Здесь происходит интеграция интересов, главным образом, по возрастному принципу в со­четании с принципом включенности личности в общественное производ­ство, гражданскую жизнь. К трем основным досуговым социовозрастным стратам можно отнести: учащихся (т.е. лиц, готовящихся вступить в пол­ноценную производственную и общественную жизнь), самодеятельное население (производительная сила общества), поколение, по возрасту вышедшее «на заслуженный отдых». Взаимоотношения этих страт в сфе­ре досуга (по типологии Маргарет Мид) подразделяются на постфигура­тивные (старшие учат младших), префигуративные (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них), конфигуративные (равнение на сверстников). В досуговой деятельности нарастает тенденция к домини­рованию конфигуративных взаимоотношений, их абсолютизации, осо­бенно в молодежной субкультуре.

158

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

ДShape24 осуг постоянно был и остается сферой возникновения и развития спонтанных социокультурных инициатив, самоорганизации отдельных социокультурных слоев и групп в рамках досуга. Именно в этой сфере происходит интенсивное воздействие социальных, возрастных, профес­сиональных, этнических субкультур на содержание досуга и досуговой деятельности.

Социокультурные свойства досуга нуждаются в постоянной регуля­ции, поскольку проявлениям социокультурных закономерностей (при-роднозаданных свойств досуга) присуща широкая вариативность в зави­симости от национальных, экономических, социальных факторов, других внешних условий. Целенаправленно влиять на досуговую сферу означает содействовать проявлению ее закономерностей в наиболее полном вы­ражении.

К основным регуляторам досуга относятся, прежде всего, админист­ративные методы, направленные на блокировку асоциальных явлений, правовое упорядочение досуга, охрану физического и духовного здоро­вья людей. Экономические способы регулирования способствуют преду­преждению «обвальной» коммерциализации сферы свободного времени, нейтрализации ее негативных последствий через государственные целе­вые программы, спонсорство общественно значимых инициатив, направ­ленное использование свойств рынка. Педагогическое воздействие также выступает в роли регулирующего фактора, влияет на процесс досуговой общности, готовой в силу своей духовной и волевой развитости, социо­культурной ориентированности самостоятельно реализовать в наилуч­шем варианте потенциал свободного времени.

В современной социально-культурной теории и практике существу­ют различные досуговые концепции - точки зрения, трактовки, способы понимания досуга как досуговой (рекреационной) деятельности. Они от­ражают разные подходы к досугу как жизненно важной сфере челове­ческого бытия. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиций не только культурологии, но и других наук: медицины, экологии, социоло­гии, культуры, экономики, педагогики, психологии.

Остановимся на основных концепциях досуга, которые в на­шем курсе являются базовыми, наиболее существенными, помо­гают познать суть данного социального явления.

К ним прежде всего относится деятельностная концепция до­суга, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свобод-

159