Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9343

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

восполняют криминальные группы. Третий пример - это создание раз­личных детско-взрослых производств: индустриально-промышленного типа и коммерческого типа, где готовят специалистов для работы в циви­лизованном бизнесе.

И здесь крайне важны такие наукоемкие и ресурсоемкие задачи, как: а) разработка «региональных требований к уровню подготовленности выпускников начальной, основной и полной общеобразовательной шко­лы», б) создание «единой информационной системы и региональной электронной сети образования», в) внедрение «единой системы монито­ринга образования». И, наконец, в рамках превращения образования в механизм формирования общественной жизни ставится принципиальная задача создания «сети экспериментальных площадок по отработке но­вого содержания образования, образовательных технологий и моделей образовательных и управленческих систем, реализующих новые стандар­ты образования». Решение этой задачи закладывает механизм регионали­зации образования и перманентного обновления и повышения его уровня

и качества.

Сама установка на разработку содержания образования обусловлена вполне определенными теоретическими представлениями о том, какой должна быть современная практика образования. Ее главные социокуль­турные задачи видятся прежде всего в том, чтобы, с одной стороны, ор­ганизовать для подрастающих поколений включение в осмысленную культуросообразную деятельность на любой территории вне зависимо­сти от места получения образования, а с другой, обеспечить возможность неограниченного личностного развития в соответствии с индивиду­альными целями, интересами и склонностями.

Но чтобы успешно решать данные задачи, общественная практика образования должна иметь три взаимосвязанных, уровня организации, каждый из которых имеет свои особые деятельностные механизмы и вы­полняет свои вполне определенные функции. Исходный (базовый) уро­вень имеет отношение к государственному стандарту образования. Сле­дующий, надстраивающийся над исходным и превышающий его уро­вень, связан с региональным компонентом образования. И, наконец, са­мый верхний уровень задается культурно насыщенными образователь­ными средами.

Базовый уровень образования - это тот исходный уровень обра­зованности, который государство обязано обеспечить всем своим граж­данам. Этот уровень - минимальный, поскольку без него нет образо-

180

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

вShape34 анного человека и полноправного гражданина. Это предел, не достигнув которого, нельзя останавливаться в образовании человека, не рискуя вы­звать процессы деградации личности. Ниже этого уровня опускаться нельзя, а подниматься выше него - сколько угодно и в каком угодно на­правлении. Этот уровень образованности - исходный. Он призван обес­печить человеку возможность активно включаться в разнообразные сфе­ры и формы организации социально-культурной деятельности; это тот уровень, который должен позволять любому человеку самостоятельно определять свой жизненный путь и направления продолжения своего образования. .Данный уровень образованности не является личным делом каждого - за его достижение именно государство отвечает перед общес­твом. Государство получает в свои руки мощнейший инструмент - меха­низм образования - для подготовки людей к общественной жизни, свя­занной с решением мировых социокультурных проблем. Главная задача государственной системы образования - обеспечить по крайней мере процессы сохранения и воспроизведения тех культурных форм жизни и деятельности, которые были созданы предшествующими поколениями.

В базовом уровне образования выделяется так называемый регио­нальный компонент. Он обозначает более высокий уровень образованно­сти по сравнению с исходным уровнем, задаваемым государственным стандартом. Этот новый уровень может быть достигнут за счет организа­ции дополнительного образования, надстраивающегося над государст­венным образованием и привносящим в общее образование региональ­ную специфику. Благодаря региональной системе образования люди по­лучают возможность беспрепятственно включаться в те области и формы организации социально-культурной деятельности, которые традиционно сложились в том или ином регионе. При этом важно учитывать, что ре­гион - это не просто административно-территориальная единица. Регион характеризуется: а) исторически сложившимся на данный момент време­ни общим для некоторой территории укладом жизни (системой разделе­ния труда и подготовки кадров, своей управленческой структурой и ин­фраструктурой, отношениями между различными слоями населения и т.п.); б) наличием программ развития этих исторически сложившихся форм организации жизни и деятельности; в) общностью людей, прожи­вающих на данной территории, являющихся носителями и реализатора­ми данных программ развития и обладающих самосознанием субъекта исторического действия.

Таким образом, за достижение регионального компонента в уровне

181


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красшъников. Социально-культурная деятельность

образованности ответственность несет уже не государство, а та или иная региональная общественная система, ставящая перед собой задачу само­воспроизводства. Под региональной общественной системой понимается человеческое объединение в лице определенной социокультурной общ­ности. Она имеет: а) уникальные культуросообразные целевые ориенти­ры, определяющие их историческую миссию и будущее, б) собственное мировоззрение, задающее систему ценностей и оснований для самоопре­деления и действия общности в целом и входящих в ее состав личностей, в) неповторимые исторические традиции, которые позволяют непрерыв­но наращивать культурный потенциал общности, совершенствуя высшие образцы человеческого мышления и деятельности, созданные прошлыми поколениями, и принимая на себя задачи, далеко выходящие за пределы отдельной человеческой жизни.

Понятие образовательная среда вводится для обозначения всей со­вокупности различных систем мыследеятельности, в которые оказывает­ся «погружено» подрастающее поколение и где происходит его «встре­ча» и присвоение им ценностных ориентиров, проблемно-целевых уста­новок, способов и методов мышления и деятельности, которые были ха­рактерны для той или иной региональной общественной системы. Обра­зовательной среде противостоит продукгно ориентированная педагоги­ческая технология (своеобразная «обучающая машина»), которая рассчи­тана на поточную унифицированную работу со стандартным ребенком. Однако в условиях технологизированного обучения невозможно форми­ровать мировоззрение, подводить к видению проблем и постановке лич­ных целей, организовывать освоение культурных образцов мышления и деятельности.

Множество образовательных и социально-воспитательных техноло­гий оказывают на ребенка точечное (локальное) и прямое воздействие с жестко требуемым результатом, которое не всегда соотносится с индиви­дуальными возможностями и ориентациями ребенка. В отличие от них образовательная среда имеет как бы размытое влияние (то есть дейст­вующее сразу по многим каналам), с непредсказуемым результатом, по­являющимся после длительного латентного периода и возникающим на пересечении уникальных трасс саморазвития ребенка. Можно даже ска­зать, что образовательная среда одновременно имеет дело с множеством различных зон ближайшего развития, специфичных для каждого ребен­ка, попавшего в эту среду. С этой точки зрения, образовательная среда представляет собой сложнейшую систему неповторимых по результатам

182

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

иShape35 по способам их достижения линий индивидуального развития разных детей, хотя, возможно, и пересекающихся внутри единого пространства-времени (хронотопа).

С другой стороны, образовательная среда - это множество разнооб­разных и уникальных по-своему личностных моделей мышления и дея­тельности человека. Эти модели тесно связаны друг с другом тем, что они реализуются в рамках социально-культурного занятия, и тем, что в них включены дети, и через них проходят трассы их индивидуального развития. Такой индивидуальный для каждого ребенка, подростка тип мышления и деятельности («мыследеятельный» тип) не является игру­шечным - в нем все по-настоящему, а не понарошку.

И тем не менее в нем всегда есть место для ребенка и окружающих его детей - и это место не внешних наблюдателей, а реальных участни­ков живого творческого, интерактивного процесса. При этом включен­ность ребенка в деятельность не означает его использование как бессло­весного исполнителя воли окружающих. Дети включаются в совместную со взрослыми поисково-разработческую деятельность одновременно и как ее проектировщики, и как исполнители своих же замыслов.

Профессиональное образование

Профессиональная траектория движения будущего специалиста к осуществлению своей карьеры предполагает наличие нескольких опре­деленных уровней его образовательно-профессиональной подготовки. Каждый из этих уровней жестко ограничен минимумом знаний, умений и навыков, выдачей подтверждающего этот минимум сертификата ди­плома и предоставлением вероятной возможности занять соответствую­щее этим документам рабочее место на рынке труда.

Сущность проблемы подготовки и переподготовки специалистов со­циально-культурной сферы состояла в преодолении ярко выраженных противоречий между: объективными потребностями социально-культурной сферы и отсутствием учебных заведений, обеспечивающих подготовку такого специалиста; долго господствующей в учебном про­цессе авторитарной педагогической и нарождающейся, но недостаточно разработанной педагогической системой, включающей народную педа­гогику, педагогику формирующего развития и коррекции; схоластичной монологической методикой, которая обеспечивала «букет» трафаретных умений и навыков, и прогрессивными технологиями, основанными на диалоге, на педагогике сотрудничества, обеспечивающими гибкость и

183


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

эластичность приемов с учетом современной социальной ситуации, ин­дивидуальных особенностей обучаемого и требований новой профессии; огромным количеством социально значимых задач, возникающих в ус­ловиях социума и его открытой среды, и некомпетентностью многих платных работников, персонально отвечающих за их решение и др.

Развитие процессов трансформации содержания и технологии соци­ально-культурной деятельности предъявляло новые требования к систе­ме подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Требовалось обеспечить усиление гуманистического содержания образо­вания, повышение общего культурно-образовательного и профессио­нального уровня выпускников высших и средних учебных заведений культуры, развитие способностей ориентации и менеджмента в досуго-вой сфере, навыков сбора, анализа и оценки источников разнообразной культурной, социологической, экономической информации, социально-педагогическую и социально-психологическую подготовку к практиче­ской работе с различными группами населения.

Воспроизводство необходимого кадрового ресурса в социаль­но-культурной деятельности неразрывно связано с интеграцией в различные отрасли этой сферы представителей различных облас­тей научного знания, в частности общей и социальной педагогики, возрастной и социальной психологии, теории и истории мировой культуры, этики и эстетики и т.д.

Культурологическое образование - социально задействован­ная, а не изолированная система. В ней целесообразно использо­вать ряд технологических решений, в частности широко распро­страненный на Западе метод коалиций, когда вокруг наиболее ост­рых проблем объединяются усилия представителей разных науч­но-педагогических коллективов.

Культурологическое образование сегодня в перспективе -важнейший социально-инфраструктурный и социально-педагогический ресурс. Он должен не только затрачиваться, но и постоянно наращиваться, выступать в качестве эффективного ин­струмента проводимых социальных реформ, рычага экономиче­ской, культурной, социальной политики.

Программа подготовки специалиста социально-культурной сферы зависит от степени обоснованности трех главных условий: цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить) и принципов организации учебного процесса (как учить).

184

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

НShape36 апример, образовательно-профессиональная подготовка по специ­альности «Социально-культурная деятельность» включает в себя систему последовательных ступеней, открывающих перед будущим специали­стом возможность осуществления траектории его профессионального роста в сфере культуры, искусства, досуга, спорта, социальной защиты и др. Это: 1) профессиональное образование; 2)среднее профессиональное; 3) высшее профессиональное образование; 4) послевузовское профес­сиональное образование.

Кроме того, внутри вузовского образования и на его базе функцио­нируют параллельно и такие системы профессиональной подготовки специалиста высшей квалификации, как: 1) бакалавриат (с выдачей по­сле четвертого курса диплома бакалавра- специалиста по работе в соци­ально-культурной сфере); 2) магистратура (с выдачей после шестого курса диплома магистра, научного работника-исследователя социально-культурной сферы); 3) аспирантура по специальности ((Социально-культурная деятельность» с трех-четырехлетним сроком пребывания и последующим присвоением ученой степени кандидата наук; 4) докто­рантура по специальности «Социально-культурная деятельность» с двух-трехлетним сроком пребывания и последующим присвоением ученой степени доктора наук.

Аналогичным образом выстраивается занимающая приоритетное место в профессиональной карьере система стажировок, повышения квалификации и переподготовки специалистов социально-культурной сферы. Вот, например, в каком виде предстает технологическая схема этого процесса в Институте дополнительного профессионального обра­зования МГУКИ1. Для каждого из семи предметных технологических модулей («Менеджмент в социально-культурной сфере», «Маркетинг в социально-культурной сфере», «Правовое обеспечение в социально-культурной сфере», ((Современные информационные технологии», «Практическая психопедагогика», «Досуговедение», ((Сохранение мате­риальной культуры мира») предусмотрены четыре инвариантных ступе­ни обучения слушателей с количеством часов соответственно 36 час., 72 час., 150 час. и 500 час.

Обратим внимание, что на каждой ступени видоизменяются цель

1Shape37 См. подробнее: Гуманитарные технологии: программы профессиональной пе­реподготовки. - М.: МГУКИ, 2003. - 237 с.

185


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

обучения, форма итоговой аттестации и характер сертификата, подтвер­ждающего результаты обучения.

На первой ступени обучения (36 час.) целью обучения является сти­мулирование интереса к инновационному проектированию в социально-культурной сфере, итоговая аттестация проводится в форме защиты ин­новационных предложений, а видом сертификата служит справка о пройденном курсе обучения.

На второй ступени (72 час.) соответственно: формирование навыков в создании инновационного проекта; защита инновационного проекта; сертификат в виде удостоверения.

На третьей ступени (150 час.): овладение технологиями инновацион­ной деятельности; защита инновационной программы; сертификат в виде свидетельства.

На четвертой, высшей ступени (500 час.): создание авторского инно­вационного проекта или программы; защита аттестационной работы: сертификат в виде диплома о профессиональной переподготовке.

Если сопоставить ступени обоих образовательных блоков, закреп­ляющих профессиональный карьерный рост специалиста - базового (семь ступеней) и дополнительного (четыре ступени), то в их содержа­тельном наполнении обращает на себя внимание прежде всего преемст­венность социально-культурного образования, тенденция к овладению всеми фундаментальными, составляющими это образование элементами: а) системой профессиональных знаний; б) практическими и интеллекту­альными умениями и навыками; в) компонентами творческой деятельно­сти; г) эмоционально ценностным отношением к окружающей среде.

Профессиональное социально-культурное образование как средство и результат профессиональной траектории продвижения специалиста, обеспечения его профессиональной карьеры, правомерно в качестве ос­новы этого процесса избрать парадигму разведения содержания между четырьмя укрупненными элементами внутри базового блока (среднее специальное образование - незаконченное высшее - бакалавриат - маги­стратура) и между вышеприведенными ступенями блока дополнитель­ного (технологической сетки процесса переподготовки, повышения ква­лификации специалистов социально-культурной сферы).

Сам смысл подобной парадигмы разведения содержания заключает­ся в достижении, по крайней мере, двух существенных целей. Во-первых, достаточно четко вычленяется содержательное наполнение каждого уровня или этапа образовательной деятельности вначале студента, а

186

Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

пShape38 озднее - занятого на своем рабочем месте специалиста. Во-вторых, в содержании образовательного процесса на различных его стадиях и в практике различных обучающих структур преодолеваются линейность, параллелизм, дублирование и другие негативные стороны, которые от­рицательно сказываются и на профессиональном росте специалиста, и на эффективности социально-культурного образования в целом.

Образование относится к числу уникальных и наиболее эффектив­ных социокультурных сфер, сдерживающих антидуховные и асоциаль­ные процессы в среде подростков и молодежи.

Ведущими принципами реформы системы образования становятся принципы непрерывности и гуманитаризации, которые влияют на удов­летворение этнокультурных запросов. Непрерывность образования (в качестве сверхзадачи - превращение образования в образ жизни) означа­ет удовлетворение этнокультурных потребностей на всех стадиях обра­зования. Особое значение приобретают дошкольное обучение и семейное воспитание, поскольку этническая идентификация приходится на самые ранние годы жизни.

Непрерывное образование и самообразование

Система образования, как и другие разновидности социально-культурной практики, направлена и на разрешение противоречия между процессами социализации и индивидуализации. Суть его состоит в том, что общество в силу множества как объективных, так и субъективных причин пренебрегает «интересами индивида», относится к нему как к «средству», а не как к «цели».

Это противоречие отнюдь не случайно. Его четко сформулировал в своей лекции «Педагогика и социология», прочитанной в 1902 году в Сорбонне, французский социолог Э. Дюркгейм: «Воспитание не имеет единственной или главной целью индивида и его интересы, оно есть прежде всего средство, с помощью которого общество постоянно вос­производит условия своего собственного существования... Оно (воспи­тание) состоит в целенаправленной социализации молодого поколения»'.

Историческая миссия преодоления этого противоречия во многом зависит от эффективности использования всех возможностей и резервов системы непрерывного образования.

ДShape39 юркгейм D. Педагогика и социология //Дюркгейм Э. Социология. Ее предмег, метод, предназначение. - М., 1995. - С. 254.

187


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красшъников. Социально-культурная деятельность

ИShape40 нститут непрерывного образования охватывает школу и внешколь­ные учреждения культуры, базируется как на образовании, так и на само­обучении. И в том, и в другом случае учащимися осуществляется учеб­ное познание, т.е. освоение некоторой части общественного знания (от­личие «учебного» познания от «неучебного» в том, что объектом позна­ния является не реальная действительность (природа, Бог, общество, че­ловек), а знания об этой действительности, уже добытые людьми. Отли­чие познавательной деятельности в этих двух случаях заключается в том, что при обучении педагогом преподносится учащимся учебный матери­ал, заранее отобранный, систематизированный и обработанный для наи­лучшего восприятия (учебная и популярная литература, кино, лекция), причем предусматривается соответствующая система контроля и атте­стации обучаемых; самообучение предполагает самостоятельный отбор и осмысление учащимися соответствующих фрагментов общественного знания, часто без помощи каких-либо специально подготовленных «учебных материалов».

Граница между образованием и самообразованием не является жест­кой. Любое образование включает элементы самообразования, ибо пред­полагает самостоятельное осмысление учащимся учебного материала (например, домашние задания), а самообразование редко обходится без рекомендаций со стороны сведущих людей (консультантов, библиогра­фов, коллег). Обучение и самообразование дополняют друг друга как две формы учебного познания. При этом следует учитывать, что формальное обучение включено в игру (учащиеся мысленно переносятся в ту или иную проблемную ситуацию, анализируют ее, пытаются найти решение и т.д.), а самообразование включено в практическую (как правило, произ­водственную) деятельность, которая ставит свои отнюдь не вымышлен­ные проблемы. Поэтому самообразование выше обычного обучения, оно, по словам ученых, «конечная истина образования».

Структура института непрерывного образования включает те учреждения образования, культуры и науки, которые обеспечивают обучение и самообразование в наши дни. Их можно классифицировать, во-первых, по уровню передаваемого учащимся знания: необходимые всем первоосновы знания и знания специально-профессиональные; во-вторых, по формам обеспечиваемого учебного познания: обучение и самообучение (см. табл. 1).

Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Таблица 1



^-^^^                                  Уровни ^^общественного Формы                ^""^----~^знания учебного познания          ^~~^~--^^

Необходимые всем первоосновы науки и культуры

Специально-профессиональные знания умения, навыки

ОБУЧЕНИЕ (формально-регламентиро-ванное учебное познание)

Базовое

Дошкольные убеждения, средняя школа

Средняя специальная и высшая шкала

Дополнитель­ное

Углубленное изучение отдельных предметов

Системы повышения квалификации, произ­водственное обучение, профессиональные курсы

САМООБУЧЕНИЕ (неформальное учебное познание)

Культурно-досуговые учреждения (библиотеки, клубы, музеи, лектории и т.д); Средства массовой коммуникации

Службы научно-технической информации; Специальные научные библиотеки; Профессиональные общества, Научные общества

Практически службы научно-технической информации доводят об­щественное знание до сведения своих абонентов в двух режимах: 1) те­кущее информирование посредством создания информационных сайтов, реферативных журналов, библиографических бюллетеней, экспресс-информации, периодических обзоров и других информационных изда­ний или посредством избирательного (индивидуализированного) распре­деления текущей информации; 2) справочное обслуживание (режим «за­прос-ответ», ретроспективный поиск), где предусматривается выдача не только текущей, но и ранее поступившей информации. Именно текущее информирование представляет собой не что иное, как средство обновле­ния и поддержания квалификации специалистов на современном уровне, оно всеми своими формами работает на образовательную функцию служб НТИ. Конечно, и справочное обслуживание, обращение к базам и банкам данных информационных служб расширяет и обогащает круго­зор специалистов, служит незаменимым инструментом самообразования специалистов.

Таким образом, правомерно сделать ряд следующих выводов. В рос­сийских условиях институт непрерывного образования не оформился, но