Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9348

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

тор (или группа авторов) должны знать эстетические законы, владеть художественными средствами и техническими приемами, а также обла­дать фантазией.

Поскольку искусство является не самоцелью, а средством приоб­щения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально- культурные функции.

Как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, искусство — один из важнейших способов эстетического освоения мира. Оно несет специфическую функцию удовлетворения эс­тетических потребностей людей путем создания произведений, могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его и вме­сте с тем пробудить в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельности творить по законам красоты. Через эстетическую функцию искусства проявляется его познавательное значение и осущест­вляется его идейно-воспитательное воздействие на людей.

Социально-культурная деятельность в том или ином виде искусства выступает по преимуществу как художественно-творческая деятель­ность, как художественное творчество со своими правилами.

Художественная культура, берущая свое начало в искусстве древних цивилизаций, прошла сложный, многоступенчатый и длительный путь. Он сопровождался постепенным размежеванием художественного и на­учного сознания, накоплением великого духовного наследия во всех об­ластях социально-культурной деятельности, утверждением ценности человеческой личности. Всё это служило и служит основой историче­ской преемственности и духовной близости античной и современной культуры.

В первобытном обществе возникает и развивается протохудожест-венная или первичная культурная деятельность. Она была представлена различными видами изобразительного творчества (наскальные изобра­жения, орнамент, скульптура, украшения и др.), театрального и танце­вального искусства (охотничьи маскировка и пляска, пантомима, актер­ское искусство), использованием основных групп музыкальных инстру­ментов (ударных, духовых, струнных) во время обрядовых действий. Для первоначальной формы существования искусства характерны его тесная связь с повседневной трудовой и общественной деятельностью людей, стремление к художественному оформлению всех практических дейст­вий, обрядов, ритуалов.

200

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Три типа тесно взаимосвязанных друг с другом социально-куль­турных систем обусловили постепенный переход от первобытной куль­туры к античной художественной культуре (культуре Древнего Востока Древней Греции, Древнего Рима):

  1. Превращение собирательства даров природы в искусственное разве­
    дение плодоносных растений, появление      сельскохозяйственного
    производства, которое привело людей к оседлому образу жизни не­
    большими поселениями, постепенно объединившимися в мощные
    государственные образования.

  2. Преобразование охоты в приручение диких животных и их разведе­
    ние, возникновение скотоводческого кочевого образа жизни, которое
    сопровождалось ростом военной активности племен.

  3. Профессионализация ремесленного производства и рост производи­
    тельности труда, породившие широкий торговый и денежно регули­
    руемый обмен, который потребовал концентрации ремесленников и
    торговцев в крупных и защищенных городах.

Каждая из этих социально-культурных систем сопровождалась раз­витием новых, цивилизованных форм общественного бытия - письмен­ности, профессиональных ремесел, городов и монументальной архитек­туры, профессиональной армии, денежного обращения, государственной власти, зарождением наук и философии, внекультового искусства и др Первобытная художественная культура постепенно преодолевала свой консерватизм, установки на традиционные художественные стереотипы.

Социально-куль-гурная природа искусства (как первоосновы худо­жественной культуры) убедительно подтверждается историческим опы­том древних цивилизаций. Так, например, феномен «греческого чуда» -культурных достижений Древней Греции - объясним не только наличи­ем благоприятных природных факторов (климат, почва, рельеф местно­сти, горы, море), но в большей мере является следствием расцвета антич­ной демократии, торжества идеи о главенстве человеческого разума. Глубочайший гуманизм, основанный на вере в человека, признании за каждым гражданином полиса права на инициативу, неограниченную свободу слова, пронизывает всю социально-культурную деятельность древнегреческого общества.

Являясь социально-культурным продуктом демократии, искусство древних греков и «на миру», и в повседневном быту каждой семьи по­стоянно испытывало благотворное воздействие двух принципиальных в содержательном плане парадигм -калокагатии и агонистики.

201


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Одна из них, калокагатия, строилась на объективной необходимости сочетания внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств личности. Она органично дополнялась агонистикой - жившим в крови каждого грека неудержимым стремлением к любым состязаниям почти во всех сферах общественной, социально-культурной жизни. Двуедин-ство обеих        парадигм определяло духовный склад нации, социально-культурный образ жизни народа. Наиболее ёмкую и полную свою реа­лизацию эти парадигмы получали в крупнейших по своим масштабам социально-культурных акциях - спортивных (гимнастических), художе­ственных (поэтических и музыкальных) и конных соревнованиях.

В содержании культуры Древнего Востока (Древнего Египта, Асси­рии, Хеттской державы) постепенно меняются главный объект творчест­ва и нравственные ориентиры, возрастает влияние религии и магии, уси­ливается информативное и утилитарное назначение искусства, его спо­собность сохранять и сообщать представления, впечатления, ощущения. Доминирующими видами искусства являются архитектура, росписи и рельефы (Древний Египет), где ведущими становятся принципы ан­самбля на основе пропорциональности, ритмического равновесия и по­рядка, монументальности и декоративности.

Далеко не адекватно выстраивался и социальный статус субъектов, участников как индивидуального, так и коллективного творчества - ре­месленников, живописцев, скульпторов, архитекторов, ученых, поэтов, актеров, музыкантов. Представители этих становившихся массовыми социально-культурных, по существу, профессий, выходя на рынок услуг, вынуждены были заниматься поиском потенциальных заказчиков, по­требителей своей продукции, а также покровителей в лице знатных гра­ждан, крупных торговцев, меценатов. С одной стороны, в общественной среде они воспринимались как талантливые мастера, учителя жизни, а с другой - их занятия наукой, искусством нередко считались «недостой­ными», уделом выходцев из низших слоев.

Социально-культурные функции искусства в различные периоды развития общества отличались большим разнообразием. Например, му­зыка (часто вместе с пением) была обрядовой, развлекательной, культо­вой, сценической, застольной, аккомпанирующей, концертной. Также безгранично велико было число музыкальных инструментов.

Большим социально-культурным смыслом наполнялось и словесно-музыкальное искусство. Благодатной почвой для формирования и разви­тия словесных видов деятельности служили сказки, легенды и мифы. В

202

Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

сShape48 ловесном творчестве складывался свой сюжетный язык, который не только явился предтечей будущего художественного повествования, но и способствовал воспитанию, формированию мировоззрения вступавших в активную жизнь поколений.

С древних времен своим утилитарным назначением отличалась ар­хитектура. Этот вид социально-культурной деятельности и раньше, и в наши дни тесно связан с системой жизненных ценностей и практиче­скими нуждами. Архитектура Древнего мира, начиная с египетских пи­рамид, поражает способностью выдерживать любое масштабное увели­чение, поиском лаконичных изобразительных формул, выработкой язы­ка, отвечающего идее пространства, языка экономного графического зна­ка, строгой ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обоб­щенных объёмов. Прочность, суровость, простота, монументальность, высокоразвитость утилитарного строительства - вот что характеризует вклад многих поколений зодчих в мировое социально-культурное насле­дие.

Характерным свидетельством созидательной социально-культурной деятельности служит творчество великого итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), автора сорока дворцов и царских рези­денций в Санкт-Петербурге, а также Странноприимного дома, Гостиного двора, Екатерининского дворца в Москве. Здания, построенные по про­ектам Кваренги, знаменовали эпоху «неоклассицизма» в русской архи­тектуре XVHJ-XIX веков. Отголоски творческих идей Кваренги прозву­чали в лучших образцах архитектуры советского и постсоветского пе­риодов, в частности высотных зданий 40-50-х годов XX столетия.

Своей многожанровостью и массовостью отличались зрелищные искусства - театр, цирковые представления, культовые торжества, цере­монии почитания богов, гонки на колесницах, гладиаторские бои, ярма­рочные балаганы и др.

Результаты социально-культурной деятельности находят отражение в произведениях мастеров декоративно-прикладного искусства: издели­ях из камня и стекла, мозаике, керамике, ювелирных украшениях, посуде из серебра и бронзы, мебели и тд.

Таким образом, даже сравнительно краткий исторический экскурс свидетельствует о глубоких социальных корнях художественной куль­туры и искусства. На протяжении столетий суть культурной деятельно­сти составляли исторически изменчивые и социально детерминирован­ные способы организации художественной жизни, связанные с произ-

203


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

вShape49 одством, хранением, потреблением, распространением произведений искусства. Но на каждом этапе истории общества изменялись не только организационные (институциональные) формы этой деятельности, меня­лось и её духовное содержание, творческое видение окружающего мира и человека в этом мире. В самом искусстве как сфере общественной со­циально-культурной деятельности постоянно менялось конкретное со­отношение видов, родов и жанров художественного творчества.

Современная художественная культура и искусство: мониторинг проблем и практика их разрешения

Сегодня народная художественная культура и профессиональное искусство России относятся к числу наиболее значимых сфер общест­венной социально-культурной практики, постоянных объектов культур­ных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоев населе­ния. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государст­венных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того, чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и самодеятельного искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства - кредиты, спонсорство, собственные средства от платных ус­луг, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний.

Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведе­ние мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художест­венного предложения, государственная поддержка гастрольной деятель­ности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные.

С помощью ученых осуществляется творческий мониторинг худо­жественного процесса - исследование и анализ предложения в области исполнительского искусства, жанровых и тематических тенденций фор­мирования репертуара. Государство заботится о развитии исторически сложившихся форм и явлений сценического искусства, являющихся на­циональным достоянием российской культуры и традиционно опреде­ляющих её статус в мировой культуре. Ежегодно расширяется практика

204

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

оShape50 рганизации международных и внутрироссийких художественных вы­ставок, выставочных программ, музыкальных и драматических фестива­лей, направления столичных и периферийных художественных коллек­тивов на крупнейшие международные фестивали.

Особое место отводится созданию необходимых условий для выяв­ления, становления и развития талантов, самореализации мастеров ис­кусств и расширения сферы их востребованности. Постоянной поддерж­кой и целевым поощрением пользуются новые авторы, художники, представители постановочных и исполнительских профессий, а также инновационные проекты в различных видах и жанрах искусства. Обеспе­чиваются благоприятные возможности для художественного совершен­ствования молодым деятелям искусств, их участия в конкурсах, фести­валях, творческих лабораториях, мастерских, семинарах

По мере сил государство стремится укрепить ресурсную базу худо­жественной культуры и искусства. Министерство культуры принимает долевое участие в финансировании спектаклей и художественных про­грамм, в том числе создаваемых в театрально-концертных учреждениях.

Развивается и совершенствуется практика приобретения произве­дений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, госу­дарственных и социальных заказов (на конкурсной основе) на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок, на реализацию разномасштабных комплексных проектов. Всё это делается в целях уси­ления влияния на художественно-репертуарную политику коллективов и организаций. Государством ежегодно выделяются средства целевым назначением и в порядке долевого участия на создание произведений общественно значимой тематики. Особой целевой поддержкой государ­ства пользуется создание произведений различных жанров для детей, подростков и молодежи. С целью расширения творческих предложений для этой категории Министерство культуры использует различные фор­мы финансовой поддержки.

Реализуется государственная программа в области монументального искусства, в рамках которой осуществляется проектирование и соору­жение памятников, монументов, мемориальных досок, памятных знаков (ежегодно до 15-20 проектов в Москве и регионах Российской Федера­ции), финансируется создание отдельных произведений монументально­го искусства.

205


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

О сложности и масштабности проблем, существующих в профес­сиональной художественной сфере, свидетельствует пример циркового искусства.

С большими материальными и финансовыми затратами связано обеспечение высокого творческого уровня создаваемых современных произведений циркового искусства (тематических шоу-представлений, спектаклей, программ), техническое и материальное переоснащение экс­плуатируемого циркового конвейера - аттракционов, исполнительских номеров, отдельных цирковых групп и коллективов. В активном продю-серстве, оказании материально-финансовой помощи нуждается деятель­ность по выявлению, подготовке и продвижению молодых исполните­лей, спортсменов, участников любительских студий, выпускников обра­зовательных цирковых учреждений при постановке новых программ и номеров.

Высокому престижу отечественного цирка способствуют внутрен­ние и зарубежные гастрольные поездки коллективов, организация уче­ничества в цирковых номерах и стажировки молодых артистов у веду­щих мастеров цирка, участие в международных и российских цирковых фестивалях, смотрах, конкурсах, где не обойтись без привлечения спон­соров и меценатов.

Постоянного внимания требует совершенствование материально-технической базы стационарных и передвижных цирковых комплексов и организаций, оснащение их необходимым современным оборудовани­ем - свето- и звукокомплексами, музыкальными инструментами, аттрак­ционами и т.д., автотранспортными средствами различного назначения, специально оборудованными кемпингами для эксплуатационных и бы­товых нужд, содержания животных и т.д.

Характерной сферой реализации социально-культурной деятельно­сти является музыка. Она занимает одно из главных мест в подростковой, молодежной субкультурах. Преобладающее число форм молодежного досуга прямо или косвенно связано с восприятием музыки, удовлетворе­нием музыкально-развлекательных потребностей. По данным социоло­гов, музыкальные предпочтения подростковой аудитории распростра­няются на такие жанровые категории, как: 1) модные направления со­временной молодежной музыки; 2) эстрадная музыка; 3) джазовая музы­ка; 4) народная музыка; 5) классическая музыка; 6) духовная музыка.

Современная музыка выступает группообразующим фактором в мо­лодежной среде, благодаря ей активно заявляют о себе молодежные клу-

206

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

бShape51 ы, объединения, студии, массовые движения, другие так называемые «подвижные структуры», которые вырабатывают свой, пусть и неписа­ный, устав, свои законы, свой стиль, своих лидеров. Специфика этого «музыкального» вида социально-культурной деятельности молодежи связана с её стремлением в какой-то степени компенсировать свою со­циальную незащищенность и ущемленность в правах, «разнообразить» свои отношения с обществом посредством демонстрации своего образа жизни, внешней атрибутики, нередко вызывающего поведения и других.

В современной музыке в конце XX столетия огромную популяр­ность у молодежной аудитории завоевал рейв - танцевальное направле­ние электронной музыки. Рейв-движение объединило сотни тысяч фана­тов как на Западе, так и в России, о чем свидетельствуют многочислен­ные фестивали, гала-концерты, смотры, конкурсы.

Творчество - процесс социально-культурной деятельности, который всегда обязательно связан с созданием, преобразованием, порождением нового, качественно оригинального результата, так как предполагает всегда творца, субъекта творческой активности.

Кратко остановимся на характеристике таких видов культурно-творческой деятельности масс в условиях свободного времени, как социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество.

Под социальным творчеством понимается общественная, ос­нованная на демократических, добровольных началах деятель­ность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в культурно-досуговой сфере. Сюда мы отнесем уча­стие в различных формах общественного самоуправления сферой культуры, досуга, спорта; работу в составе инициативных комис­сий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуго-вых программ; выполнение эпизодических общественных поруче­ний. Отметим большое влияние социального творчества на разви­тие активности, инициативы не только взрослых, но и детей.

Обширную сферу представляет самодеятельное художествен­ное творчество, предполагающее непрофессиональную, индивиду­альную и коллективную деятельность в области театрального, во­кального, инструментально-оркестрового, изобразительного, эст­радного, циркового и других видов искусства. Следует подчерк­нуть, что самодеятельное творчество характеризуется сегодня сложными и противоречивыми процессами, существенными дис-

207


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

пShape52 ропорциями в развитии различных видов и жанров художествен­ной самодеятельности.

Кризисные тенденции, проявляющиеся в значительном сокра­щении числа коллективов и занятых в них участников, коснулись традиционных и ранее популярных жанров - любительских теат­ров, академических хоров, оркестров народных инструментов, ду­ховых оркестров, агитбригад и т. д. В то же время резко возрос престиж целого ряда современных, в первую очередь молодежных, течений в сфере музыкального, хореографического, нетрадицион­ных видов любительского, авторского, прикладного творчества.

Трудно переоценить социальную значимость и такой особой сферы творческой деятельности, как научно-техническое творче­ство. В стране функционирует сеть учреждений и организаций, активно стимулирующих развитие научно-технического творчест­ва школьников, учащихся техникумов и профтехучилищ, студен­тов, других социальных групп населения. Это клубные объедине­ния юных техников и юных натуралистов, постоянно действую­щие выставки научно-технического творчества, существующее до сих пор движение, объединяющее изобретателей и рационализато­ров, научно-технические общества, центры культуры и техники, сеть периодических изданий, система конкурсов по профессиям и т. д. Среди конкретных проблем, связанных с дальнейшим разви­тием научно-технического творчества людей в условиях досуга, следует назвать обеспечение материально-технических условий, подбор руководителей, поиск оптимальных форм организации занятий.

Прикладным творчеством являются фольклор, различные виды народных промыслов и ремесел.

Основной акцент в фольклорно-этнографической деятельности делается на создание и развитие в регионе сети центров и пунктов (мастерских, артелей, кооперативов), работающих на материале местных культурных традиций и ремесел и опирающихся на мест­ные ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность является результатом такой регио­нальной социально-культурной политики, которая вместо демон­страции и трансляции готовых образцов культуры и искусства на­правлена на активное культуротворчество самого населения. Это культуротворчество          характеризуется          ростом          социально-

208

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

кShape53 ультурной активности детей, подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, этнические нормы и оценки, укрепле­нием социальных связей и формированием культурного облика, самобытного «культурного лица» своего края, города, селения.

Фольклорное движение, объективно связанное с повышением престижа местных культурных традиций (особенно среди подро­стков и молодежи), охватывает многочисленные слои населения.

Одним из приоритетных направлений культуротворческой дея­тельности является и работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел. Под художествен­ным ремеслом обычно подразумевают изготовление материальных вещей (предметов), которые обладают особыми, часто неповтори­мыми эстетическими качествами и содержанием. Наряду с народ­ными обычаями и обрядами, фольклором, традиционными нацио­нальными и местными праздниками ремесла относятся к памятни­кам культуры, представляют собой органичную часть социально-культурного потенциала населения, проживающего на территории конкретного региона.

Народная педагогика и самобытное народное творчество

Исторический опыт России и других стран свидетельствует о бога­тейших социокультурных и этнокультурных истоках духовного наследия каждого большого и малого народа.

Народная художественная культура генетически связана с воз­никновением и развитием таких традиционных социально-культурных институтов, как семья, школа, община, других социо­культурных общностей и движений. В свою очередь, само понятие «социально-культурная деятельность» не может не ассоциировать­ся с понятиями народного искусства, фольклора, народных про­мыслов и ремесел, народной педагогики и семейного воспитания. По существу, накопленный здесь социально-культурный опыт яв­ляется и средством, и результатом обширной общественной прак­тики.

Творческая деятельность художника в искусстве раскрывается в его непосредственном взаимодействии со зрителем, слушателем, потребите­лем. Для того, чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступ­ления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руководителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя,

209