Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9331

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

кShape102 ультурной деятельности разнообразны. Это заключение на региональ­ном уровне договоров, контрактов, соглашений по «освоению» соци­ально-культурной сферы, проведение совместных мероприятий, широкое представление общественных организаций в административных и обще­ственных органах руководства культурно-просветительной работой, бла­готворительная помощь нуждающимся организациям со стороны госу­дарственных органов и учреждений культуры в реализации их куль­турно-просветительных, воспитательных функций.

Однако уровень этих взаимосвязей и взаимоотношений в житейской среде далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны; связи содержа­тельны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают обособленно.

Многочисленные социальные институты, действующие в обществе, тесно связаны не только с экономической, социально-политической, но и духовной сферой жизни людей. Чрезвычайно важная сторона их дея­тельности - социально-культурная функция, осуществляемая ими как в общегосударственном, так и в местном, локальном масштабе — в произ­водственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговых сферах.

Одни социальные институты и объединения по характеру своей деятельности целиком или в большей степени связаны с социально-куль­турной сферой, другие - косвенно или в меньшей степени. Каждый из субъектов, имея свое назначение, действует в социально-культурной сфере в рамках функций, только ему присущих, отличающих его от дру­гих. Однако эта обособленность относительна. Субъекты, непосредст­венно или опосредованно входя в социально-культурную сферу, всегда обладают широкими возможностями доя творческих связей и сотрудни­чества с государственными, общественными, частными, кооператив­ными структурами.

2. Человек как субъект социально-культурной деятельности

Личность, выступающая в роли субъекта социально-культур­ной деятельности, - это человек, который благодаря своей актив­ности практически реализовал все элементы своего участия в этой деятельности, а именно: определил и тщательно осмыслил цель, осознал мотивы своего участия, подобрал необходимые средства,

284

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

мShape103 етоды и      приемы, осуществил соответствующие практические действия, оценил полученные результаты.

В обиходе ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, пси­хологии, социологии и культурологии, постоянно встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Если под инди­видом понимается отдельный, конкретный человек как единичный пред­ставитель рода человеческого, то индивидуальность можно определить как совокупность черт и свойств, отличающих одного индивида от дру­гого.

В социальной психологии индивидуальность человека, полностью обусловленная его социальной жизнью, ассоциируется с понятием «лич­ность».

В контексте нашего предмета понятие личности используется, по крайней мере, в двух значениях.

Первое - личность как нормативный тип человека, соответствую­щий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам, и совокупность свойств, присущих данному человеку и составляющих его индивидуальность, мировоззрение, способность выступать самостоя­тельно, от своего имени, открыто демонстрировать свои устремления, интересы.

Второе - личность рассматривается прежде всего как носитель оп­ределенных социальных характеристик, целая система социальных от­ношений, а с точки зрения культурологии, еще и носитель определенных духовных традиций, обычаев, норм и ценностей, доминирующих в куль­туре данного общества, член определенной социально-культурной груп­пы, посредством своей деятельности включенный в различные виды со­циально-культурной общественной практики.

В различных научных, главным образом культурологических, кон­цепциях человек рассматривается как субъект и объект социально-куль­турной деятельности. При этом сама деятельность, в которой человек выступает в качестве субъекта, характеризуется различными уровнями. Социально-культурная деятельность отдельно взятого человека может быть индивидуальной, коллективной (групповой) и массовой; профес­сиональной и непрофессиональной (любительской); по своему содержа­нию элементарной и сложной; конструктивной (созидательной) и дест­руктивной (разрушительной); духовной и материально-преобразователь­ной. Между всеми этими перечисленными разновидностями культурной деятельности существует диалектическая взаимосвязь и взаимозависи-

285


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

мShape104 ость. Например, результатом духовной деятельности всегда является воплощение духовной продукции (знаний, умений, личного опыта) в конкретный материальный предмет, преобразуемый в овеществленную культурную ценность; творческий процесс создания культурных ценно­стей неизбежно предполагает их коммуникацию, передачу во времени и

пространстве.

Личность - это неповторимый сплав мировоззрения, характера, способностей. Личностные свойства и в области культуры, образования, искусства, досуга имеют относительно устойчивое проявление. В пове­дении и внутреннем мире человека срабатывает, часто подвергаясь в той или иной степени трансформации, характерный тип социально-культур­ных ориентации и предпочтений. Именно личностные свойства в наи­большей степени подвержены воздействию окружающей социально-культурной среды и одновременно служат необходимым средством творческой самоактуализации и самореализации в этой среде. Другими словами, свойства личности не ограничиваются её социальной или куль­турной принадлежностью, а самым непосредственным образом обна­руживают себя в контактах с окружающей действительностью.

Человек на всем протяжении длительного исторического времени пережил эволюционное развитие на пути своего превращения в актив­ного субъекта социально-культурной деятельности. Диалектически это развитие носит ступенчатый характер: от биологического индивида (пер­вая ступень) через социализацию к члену общества, способному выпол­нять определенные социальные роли (вторая ступень) и далее - к форми­рованию личности как уникальной индивидуальности (третья ступень), проявляющей себя как полноправный субъект культуры и социально-культурной деятельности.

Выполняя функцию постоянного носителя социальных ролей и творца культурных ценностей в процессе социально-культурной дея­тельности, человек занимает ярко выраженную активную позицию, ко­торая составляет одну из ее характерных личностных черт.

Социализированная личность реализует свою активность в различ­ных видах индивидуальной и групповой социально-культурной деятель­ности: познавательной, направленной на познание окружающей действи­тельности и самопознание; преобразовательной, связанной с изменением окружающей среды, саморазвитием и самореализацией; ценностно-ори-ентационной (личностный выбор духовных и материальных ценностей для мотивации жизнедеятельности); аффективной (получение положи-

286

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

тShape105 ельных эмоций, включая эстетические переживания); проективной (предвосхищение желаемого будущего посредством проектов); комму­никационной (хранение, распространение и освоение культурной ин­формации.

Как реальность особого рода, уникальная в своей основе, личность в разные эпохи привлекала внимание многих философов, психологов, социологов, педагогов. Дискуссионные точки зрения по поводу общей модели личности и ее параметров мы находим в трудах Фрейда. Юнга, Олпорта, Салливена, Роджерса, отечественных ученых (С. Иконниковой, А. Ковалева, И. Кона, А. Леонтьева, К. Платонова, Э. Соколова, В. Дцова и др.). Анализ позиций, высказанных исследователями, еще раз свиде­тельствует о несостоятельности одномерной характеристики личности, например, в виде «сгустка» сексуальной энергии или в качестве продукта сосредоточения всей совокупности общественных отношений.

Что является абсолютно бесспорным, так это бесконечная и совер­шенно естественная зависимость структуры личности от той страты (со­циального слоя), к которой она принадлежит. Именно этой принадлеж­ностью обусловлены органичная взаимосвязь важнейших компонентов личности, её психофизическая адаптация в среде обитания (гомонизация, приобщение к роду), общественная сориентированность (социализация), уникальность восприятия среды и ее взаимодействие (индивидуализа­ция).

В различных областях жизнедеятельности - производственной, гражданской, отчасти семейной - нередко преобладает нивелирование личности, подчинение ее общепринятым нормам, правилам, стандартам мышления и поведения. В отличие от них социально-культурная сфера, в частности сфера досуга, открыто отдает приоритет творческой индиви­дуализации личности. К сожалению, в процессе ориентации на массовые формы социально-культурной деятельности эта существенная законо­мерность досуга нередко игнорируется. Подавление самобытности лич­ности, насаждение массовых стереотипов в музыке, зрелищах, играх под видом коллективизма - результат подобной ориентации.

В педагогических характеристиках среды обитания и жизнедея­тельности личности ведущее место неизменно отводится анализу соци­ально-культурного контекста этой среды. Содержание социально-куль­турного контекста зависит от соответствующего ему уровня - федераль­ного, регионального и муниципального (местного), но в каждом кон­кретном случае обязательно предполагает наличие необходимого для

287


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

развития личности образовательного, информационного, профессио­нального, общекультурного и досугового пространства.

Предметом многих педагогических исследований служит уровень включенности личности в социально-культурный контекст жизнедея­тельности своего региона (области, города, района), а также совокуп­ность условий, которые обеспечивают включение личности ребенка,, подростка, взрослого человека в общемировое культурное, образова­тельное, информационное, профессиональное пространство.

Более глубокому пониманию роли и места личности в социально-культурных процессах способствует классификация лиц, выступающих в качестве субъектов профессиональной и непрофессиональной (люби­тельской), индивидуальной и коллективной социально-культурной дея­тельности. За основу градации здесь могут быть приняты характер и сте­пень сопричастности человека к потребительскому рынку в социально-культурной сфере.

В соответствии с данной классификацией в число субъектов соци­ально-культурной деятельности входят: лица, занятые производством культурного продукта, ценностей, благ, услуг (1); лица, занятые отбором, сохранением и распространением социально-культурных ценностей (2); лица, занятые управлением процессами отбора, сохранения, производ­ства и распространения культурных ценностей (социально-культурным менеджментом) (3); лица, занятые воспитательной и образовательной деятельностью в сфере культуры (4).

Говоря об активной роли личности в духовных процессах, необхо­димо подчеркнуть ведущую роль поколения как субъекта социокуль­турной деятельности. Само понятие поколения (лат.генерация) как кате­гории, отражающей различные аспекты родственной или возрастной структуры людей на каждом из этапов исторического развития общества, подтверждает это.

Поколения и их отношения между собой - одна из самых главных действующих энфгетических и информационных сил общества. Каждое очередное поколение убедительно демонстрирует свои силы и возмож­ности в качестве относительно самодостаточного социально-культурного института, реализующего свойственные ему социальные функции. При­оритетной функцией поколений, главенствующей в их отношениях друг с другом, является передача культурных ценностей. Непрфывность, преемственность и всеобъемлющий характер отличают этот процесс

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

наследования социально-культурного опыта, делают духовную жизнь общества богатой и неповторимой.

Лидер культуры XXI века

Широкое поле деятельности в социально-культурной сфере создает самые благоприятные условия для самоутверждения и самореализации личности в роли лидера. Выступая в качестве активного участника и ор­ганизатора социально-культурной деятельности, личность берет на себя необходимые полномочия в самых различных неформальных досуговых и творческих ситуациях.

В современной социологии и психологии широко известны различ­ные типы лидерства: политическое и социальное, экономическое и ре­сурсное, интеллектуальное и чисто физическое, нравственное, статусное и половозрастное. Социально-культурная деятельность является благо­датной почвой для практической демонстрации всех преимуществ ли­дера как вдохновителя и генератора идей, мотиватора, диспетчера, коор­динатора. Наиболее полно эти качества лидера проявляются в учрежде­ниях культуры, в основном в инициативных объединениях, где лидер, как правило, - наиболее активная, самобытная и духовно интересная личность. Органичное сочетание у одного или нескольких лидеров орга­низаторских качеств с эрудицией и высокой деловой или коммуника­тивной культурой служит цементирующим фактором для большинства объединений в сфере досуга и творчества.

Памятуя о необходимое та стремиться к тому, чтобы было больше лидеров - «хороших и разн .к» - в самых различных видах социально-культурной деятельности, один из видных теоретиков клубного дела В.В.Туев предостерегает организаторов клуба от вредного отождествле­ния самоуправления в клубе с псевдодемократичной анархией в органи­зации клубной жизни' Демагогический принцип, согласно которому в клубной практике часто патетически провозглашают: «Здесь все равны, у нас нет начальников, каждый в своем деле - лидер», приводит к аморфности, неуправляемости многих культурно-досуговых общностей. к безынициативности, пассивности их участников - и, как следствие, к хаосу и дезорганизации.

Как известно, к основным функциям лидера относятся умение про­анализировать и оценить ситуацию, довести до сведения окружающих

ТShape106 уев В.В. Как организовать свой клуб? - Кемерово, 1994. - С. 20-21.



288

289

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

свое понимание таковой, определить программу совместной деятельно­сти, найти и мобилизовать все ресурсы на достижение поставленной це­ли. Исполнение функций во многом зависит от личностных качеств ли­дера, однако вопрос о том, каковыми должны быть эти качества, часто остается открытым, поскольку возникающая конкретная социально-культурная ситуация часто может востребовать любое из качеств лидера.. Это означает, что лидером в принципе может являться любой из участ­ников социально-культурной общности - клубного объединения, студии, самодеятельного коллектива и т.д.

С понятием лидерства тесно связана и другая черта личности как субъекта социально-культурной деятельности - её способность к самоменеджменту, умению рационально организовать свою по­вседневную жизнь, естественно включая в свой быт досуг, творче­ство. Любой личности, претендующей на роль лидера культуры XXI века, присущ широкий набор черт, характерных для самоме­неджмента. Исходным здесь служит самосознание, познание са­мого себя, своего места и своей роли в данной социально-культур­ной ситуации Кроме того, необходим целый комплекс таких ка­честв, как: стремление к самоуправлению (самоуправлению со­бой), самоорганизации (организации своей жизни и повседневной деятельности), саморегуляции (поддержанию внутреннего равно-вестия), самовоспитанию (формированию у себя приоритетных качеств), самоконтролю (оценке и корректировке своей деятельно­сти и поведения), рационализации мышления, планированию лич­ного времени, самообразованию (повышению качества жизни), заботе о здоровье и обеспечении трудоспособности. Самоуправ­ление и самоорганизация дают лидеру и организатору возмож­ность воспроизвести три важнейшие свои способности: познава­тельную («Что я могу знать?»), оценочную («Что я должен знать?») и волевую («На что я вправе рассчитывать?»).

Начинающему специалисту социально-культурной сферы -менеджеру, педагогу, технологу - свойственны выбор целей жизни и работы, стремление к общению и постоянному информацион­ному поиску, наличие определенного жизненного ритма и гармо­ния с окружающей средой, вкус к работе в группе, риск творче­ского мышления, умение преодолевать конфликты.

Таким образом, лидерство выступает как характерный признак и компонент социально-культурной среды. В процессе анализа любой со-

290

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

цShape107 иально-культурной общности (студии, коллектива любительского объе­динения, спортивной команды и т.п.) лидерство является отличительной чертой данной малой группы, так же как и обязательным качеством мно­гих распространенных явлений в практике социально-культурной дея­тельности - инновационных подходов, создания эмоциональной атмо­сферы в коллективе и других.

3. Социально-культурные институты

Социально-культурные институты - одно из ключевых поня­тий курса. В самом широком смысле оно распространяется на все сферы общественной и социально-культурной практики, рассмот­ренные нами в предыдущем разделе, а также относится к любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.

Социальные институты

Родовым для данного понятия является термин «социальный». В Большом толковом словаре русского языка он определяется как: «товарищеский, относящийся к обществу, связанный с жизнью, отношениями людей в обществе, общественный»1. Философы оп­ределяют его как элемент социальной структуры, исторические формы организации и регулирования общественной жизни, в со­циологической литературе им обозначаются организованные объ­единения людей, выполняющих определенные социально значи­мые функции, обеспечив ющие совместное достижение целей на основе выполнения членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения

Как общественная структура, социальные институты явля­ются социальной организацией, наиболее полно отражающей взаи­модействие людей с учетом их потребностей и интересов, их ценностных ориентации и социальных установок.

Другой тип социальных систем складывается на основе общ­ностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институцио­нальными, а социальные системы - социальными институтами.

БShape108 ольшой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норикг, 2000. - С. 1243

291


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красипьников. Социально-культурная деятельность

ПShape109 оследние действуют от имени общества как целого. Институцио­нальные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удов­летворения потребностей его членов в тех или иных сферах обще­ственной жизни

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как од­ного из элементов управления. Социальный контроль дает воз­можность обществу и его системам обеспечить соблюдение нор­мативных условий, нарушение которых наносит ущерб социаль­ной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные реше­ния и т.п. Действие социального контроля сводится, с одной сто­роны, к применению санкций в отношении поведения, нарушаю­щего социальные ограничения, с другой - к одобрению желатель­ного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребно­стями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспита­ние и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Социальные институты руководят поведением членов общно­сти через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сво­дится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины до­хода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т.д. На­пример, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и спе­циалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществ­лять поиск новых технических решений и т.д. Социальные инсти­туты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внеш-

292

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

нShape110 ей, формальной («материальной»), структуры, так и внутренней, содержательной.

Важнейшими социальными институтами являются политиче­ские. С их помощью устанавливается и поддерживается политиче­ская власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения ме­жду родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. На­ряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как системы образования, здра­воохранения, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональные связи, как и иные формы социальной свя­зи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную соци­альную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в оп­ределенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возни­кающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние и равновесие между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае, когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезор­ганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные дей­ствия и т.п.).

Сущность и типология социально-культурных институтов

Значительная часть социальных институтов прямо или кос­венно задействована в социально-культурной сфере. Им присуща определенная направленность их общественной практики и соци­альных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, обще­ния и поведения. Их возникновение и группировка в систему зави-

293