Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9336

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ЗShape89 начительное время посвящается и другим культурам. При этом основным средством знакомства с ними служит комплексное «погружение» в инородные культурные пласты через обращение к сказочному материалу и его музыкально-игровой драматургии, изобразительную деятельность, пение, танцы, игру на различных детских музыкальных инструментах.

Педагоги в школах США, Англии и ряда других западных стран на собственном опыте убеждаются в эффективности поли­культурного образования в уменьшении разногласий между уча­щимися разных национальностей и в устранении проблем в обще­нии. Например, во многих американских школах появились учеб­ные классы африканской и индонезийской музыки, накапливается обширный дидактический материал в виде литературы, магнито-записей и видеофильмов.

Характерный факт приводился на музыкально-этнографической конференции в г. Сиэтле (США). В классе уча­щихся десятилетнего возраста при первом прослушивании афри­канской музыки у детей возникали ассоциации типа «дикари в джунглях», «праздник людоедов» и т.д. Накопив в течение не­скольких месяцев опыт музицирования на африканских нацио­нальных инструментах, учащиеся изменили подобное отношение к африканской музыке, к самим африканцам как создателям этой музыки.

Ученые и практики отмечают важную роль социально-культурного посредничества в достижении взаимопонимания ме­жду культурами. Посредники, выступающие в качестве многочис­ленных субъектов социально-культурной деятельности, являются по существу связующим звеном между культурными системами, давая людям возможность познакомиться с иной культурой, пере­водя её ценности на язык, доступный восприятию.

Особое внимание привлекают специфические социальные группы, обозначенные в базовых концепциях доктрины культуры мира и ненасилия: дети, женщины и молодежь; пожилые лица, ве­тераны труда и инвалиды; многодетные и неполные семьи; биз­несмены и предприниматели и другие. Степень интенсивности и эффективности социально-культурных акций и миротворческих мероприятий среди данных групп субъектов далеко не равнознач­на. В документах ЮНЕСКО это объясняется чрезвычайной распы-

270

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

лShape90 енностью и чрезмерным уровнем политизированности одних, ориентацией на экономические интересы других, влиянием тен­денций к сегрегации у третьих и т.д.

В проекте «Декларации прав культуры», предложенной академиком Д.С.Лихачевым, говорится: «Участие в культурной жизни есть неотьемлемое право каждого гражданина, поскольку человек является творцом культуры и её главным творением. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры» (статья 5).

Для реализации концептуальных положений культуры мира исключительно важное значение имеет активная позиция человека и семьи как полноправных субъектов культуры, постоянных но­сителей социальных ролей и культурных ценностей в процессе социально-культурной деятельности. В то же время культура рас­полагает незаменимыми средствами для того, чтобы глубоко про­никнуть в человеческую природу, понять истоки конфликтов и страданий, сосредоточить усилия по совершенствованию лично­сти.

Попытки утвердить концепцию культуры мира в глобальном масштабе останутся бесплодными, пока не будет достигнуто гар­моничное воспитание альтернативных культур каждым человеком и в каждой отдельно взятг й семье. Сама идея культуры мира ста­нет всеобщей только поел того, как её примет значительная часть людей, образующих мировое сообщество.

Достижение этой цели, что следует подчеркнуть особо, во многом зависит от влияния такого традиционного социально-культурного института, как семья. Вся история развития мирового сообщества - это история развития семьи как социального инсти­тута, инструмента гуманизации и консолидации общества, социа­лизации личности, преодоления межнациональных конфликтов и достижения гражданского согласия.

Формируя общемировую межнациональную культуру, необхо­димо иметь в виду, что основополагающую роль в этом процессе играют такие социальные институты, как семья и школа

Культура мира начинается с культуры в собственном доме Семейная политика становится неотъемлемой частью политики



271

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

гShape91 осударств мира, а культура брачно-семейных отношений - ча­стью мировой культуры.

В недрах семьи как социально-культурного института таится масса проблем, нуждающихся в обсуждении на уровне честного и предметного межкультурного диалога. Так, представителей вос­точных народов приводит в недоумение то пренебрежение, с кото­рым люди Запада относятся к семейным ценностям. С точки зре­ния «азиатских культур», взращенных на глубоких эмоциях, оди­ночество и отсутствие семейного тепла для человека гораздо более мучительно и страшно, чем несоблюдение прав человека .

По существу, социально-культурная деятельность не исчерпа­ла всех своих возможностей для того, чтобы привести в действие огромный и пока полностью не востребованный воспитательный и образовательный потенциал, заключенный во внутрисемейных и межсемейных отношениях - как вертикальных (между дедушками, бабушками, родителями, детьми и внуками), так и горизонтальных (между сверстниками, супругами, отдельными семьями и т.д.).

Не менее важная роль в обеспечении гармонизации национальных культур с идеей общемировой культуры принадлежит современной шко­ле, социально-культурному институту образования. Определяющим ори* ентиром деятельности государства по реализации этнокультурных обра­зовательных интересов становится гармоничное сочетание дифферен­циации и интеграции в обучении, совмещение этнонационализма и пат­риотизма. Все этносы должны получить равные возможности для удов­летворения образовательных потребностей, в то же время каждый этнос и этническая группа требуют особого внимания, специфического диффе­ренцированного подхода.

Необходим такой тип образования и такая школа, которые бы учи­тывали и использовали этнокультурные особенности учащихся: этниче­ски различные структуры восприятия, этническое начало эмоций, памя­ти, внимания, пространственной ориентировки, мышления. Стержнем воспитания в такой школе является патриотизм, основанный на нацио­нальной идентичности каждого, диалоге и взаимопроникновении куль­тур народов, их взаимном обогащении.

Решение проблем национального и общечеловеческого в содержа-

1Shape92 Фиплипс Т. Универсальный эталон равенства и человеческих прав в свете се­мейной ЭТИКИ//Установление культуры мира... С.53.

272

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

нShape93 ии воспитательной работы учреждений образования приобретает в на­стоящее время приоритетное значение.

Интенсивное развитие международного обмена в области искусства, спорта, туризма, образования потребовало выработ­ки адекватных основ и технологий межкультурной информа­ции и коммуникации. Проводятся регулярные исследования проблем межнационального и межкультурного общения, разра­батываются рекомендации по конкретным вопросам адаптации к инокультурным явлениям.

Осмысление понятия «культура мира» предполагает изу­чение механизма так называемой «культурной экспансии». Под этим термином подразумевается проведение определенной со­циально-культурной деятельности с целью навязывания своей культуры обществу, потенциалу которого она не соответст­вует или соответствует не полностью1.

В практике социально-культурного маркетинга факты культурной экспансии представляют собой весьма частое явление. К механизму культурной экспансии относятся: внедрение как высокой, так и массовой культуры определенного образца (например, западной культуры); неод­нократное использование необходимого демонстрационного давления с помощью рекламы, средств массовой информации, выставочной дея­тельности, многих других социально-культурных институтов; соответст­вующая ориентация института образования; создание ангажированного в определенном смысле слоя интеллигенции.

Принадлежа к семейству широко применяемых инструментов международной конкуренции, культурная экспансия подчинена завое­ванию рынков сбыта для носителей определенного типа культуры в виде конкретных продуктов или услуг социально-культурного назна­чения.

К характерным чертам культурной экспансии исследователи от­носят: перенесение образа жизни и потребительских ориентации стран-«агрессоров» на другие территории; насаждение «своей» куль­туры как универсальной, исключающей вклад других культур; стремление достичь политических целей, используя культурные свя­зи; развитие одностороннего потока    информации - от «центра» к

ПShape94 рактика глобализации: игры и правила новой эпохи/Под ред. М.Г. Деляги­на. -М: Инфра-М, 2000.- С. 122.

273


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

«периферии», от крупнейших монополий в области социокультурного бизнеса (шоу-бизнес, СМИ, индустрия развлечений и т.д.) к много­численной аудитории зрителей, слушателей, читателей в других странах; формирование в этих странах социально-культурной элиты, которая способствует утверждению ориентации и укреплению влия­ния стран-«агрессоров»1.

Практика социально-культурной деятельности на мировом уровне наполнена проявлениями культурной экспансии. Они связаны, в част­ности, с межкультурной коммуникацией. Ряд стран, особенно колоний, постоянно прибегают к использованию чужого языка из-за политиче­ских и экономических причин. Некоторые из языков в силу разных причин приобретают статус межнационального (например, русский язык на территории бывшего СССР или английский как средство общения на международном уровне и в Интернете). Однако в данном контексте факт «культурной экспансии» следует воспринимать как объективную закономерность.

Межкультурное сотрудничество, таким образом, не может не затрагивать ментальной сущности и суверенитета национальных традиций каждого народа. В рамках концепции культуры мира нуждается в корректировке и определенном переосмыслении роль социально-культурной деятельности в освоении, сохранении и обогащении национальных этнокультурных традиций. Под влиянием энергичного натиска современных информационных технологий национальные традиции, этот один из самых поч­тенных социально-культурных институтов, в последние годы все чаще воспринимается как синоним отсталости, косности, консерватизма, неспособности к восприятию нового.

Существует определенное объективное несоответствие большин­ства национальных традиций тем требованиям, которые заключены в самой природе современных социокультурных, в первую очередь информационных, технологий.

В рамках общемирового культурного и информационного про­странства эти технологии отличаются повышенной мобильностью, отсутствием жесткого закрепления кадровых и финансовых ресурсов за каким-либо одним объектом, динамичным перемещением с одной

1Shape95 Ерасов КС. Социальная культурология. - М.: Аспект-пресс, 2000. - С.433. 274

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

тShape96 ерритории на другую. Не имея однозначной территориальной «привязки», современные социокультурные, информационные техно­логии в сравнительно сжатые сроки могут быть эффективно освоены любой страной, входящей в мировое сообщество.

Именно такие процессы характерны сегодня для многонацио­нальных государств, внутренняя нестабильность которых обусловлена огромной пестротой национальных традиций образующих их народов. Успешное развитие экономики любой страны объективно зависит от единообразного применения всех используемых технологий, а это единообразие, в свою очередь, неизбежно переносится и на культуру, и на психологию межнациональных отношений. Эрозии обычно под­вергаются те этнические культуры, которые испытывают массиро­ванное воздействие извне и не имеют достаточно устойчивых и раз­витых видов социально-культурной деятельности, способных адекват­но противостоять внешнему натиску и отвечать новым жизненным требованиям. Примерами подобного рода могут служить культура племени айнов в Японии или культура американских индейцев.

Распространение в пределах той или иной страны чужеродного для неё типа культуры, которая никак не интегрируется с собствен­ной культурой, не обогащает ее и остается обособленным придатком, существенно ослабляет культурную конкурентоспособность данной страны в мировом культурном пространстве. Существенно ослабля­ются её возможности для вывода своих этнокультурных технологий на общемировой уровень.

Страны, располагающие в мировом культурном масштабе поис­тине сверхмощными информационными ресурсами, обретают право на выработку собственных культурных доктрин, далеко не всегда и не по всем позициям согласующихся с концепцией гуманитарно -направленного развития культуры мира.

Возникает естественный вопрос: каким образом можно защититься от подобной культурной экспансии, уберечь самобытные националь­ные традиции и виды социально-культурной деятельности отдельных стран и народов от наступления внешнего «духовного агрессора»?

Ответ на этот вопрос может выглядеть парадоксально. Культура мира в силу многоликости самой своей природы содержит весомые гарантии противостояния культурному монополизму, тотальному под­чинению, культурному диктату одной, наиболее информатизирован-ной страны.

275


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

В противном случае станет невозможной реализация самой идеи международного культурного сотрудничества и конкуренции. К сча­стью, это в принципе неосуществимо из-за наличия неустранимых, преимущественно объективных отличий культуры каждой страны, которая автоматически отстаивает минимальный интеллектуальный, духовный, информационный суверенитет своего народа.

Эту закономерность никак нельзя игнорировать в условиях гря­дущей постепенной «автоматической» интеграции культур в одну общемировую. Процесс глобализации сферы культуры, который вы­зывает много споров в настоящее время, вовсе не означает стандар­тизацию по американскому или какому-либо другому образцу. Это должно быть слияние различных культур в союзе высшего порядка, который будет представлять собой нечто большее, чем просто сум­марное выражение ряда составляющих.

Тем не менее, такая закономерность неоднократно наруша­лась. Как известно, до Октябрьской революции 1917 года пра­вославие (восточное христианство) было официальной религи­ей Российского государства, при этом другие конфессии, кро­ме некоторых сект, не испытывали идеологического давления. После революции коммунистические идеи оказались несовмес­тимыми ни с какой религией, поскольку сами, по сути, были «новой религией». В течение последующих семи десятилетий религиозная идентификация грозила гражданам страны распра­вой, смертью, арестом, лишением права устроиться на работу, учебу и т.д.

В таких условиях естественный путь передачи религиозных культурных традиций, воззрений и устоев от поколения к поколению, от родителей к детям был затруднен. В школе, в клубе, в пионерской или комсомольской организации дети и подростки должны были идентифицировать себя как «атеи­сты». То же касалось и взрослых: учителей, клубных и биб­лиотечных работников, деятелей искусства и других. Фильмы, художественные произведения, публицистика антирелигиозной направленности получали значительную финансовую и полити­ческую поддержку государства. В начале 60-х годов прозвучат, ло торжественное обещание Н.С. Хрущева в скором времени; «показать по телевизору последнего попа». В результате такому г мощному социально-культурному институту национальной иден-

276

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

тShape97 ификации, как религия, еще на многие годы было уготовано своеобразное «отлучение» от активного участия в духовной жизни своего народа.

Многочисленная сеть социально-культурных институтов пред­ставляет собой фундаментальную базу для разработки и реализа­ции региональных программ в рамках доктрины культуры мира и ненасилия, расширения контактов в информационном и образова­тельном пространстве (телевидение, радио, пресса, международ­ный книгообмен, Интернет, школы, средние специальные и выс­шие учебные заведения и др.). Культурное сотрудничество воз­можно в различных видах и жанрах искусства в области досуга и развлечений (туризм, спорт) и т.д.

Распространение идей межкультурного сотрудничества в рам­ках доктрины культуры мира и ненасилия должно осуществляться с помощью средств массовой информации, учреждений образова­ния, широкой общественности. Каждый из регионов (области, края, республики) участвует в разработке и реализации планов информационного обеспечения (медиапланов) кампаний и про­грамм, направленных на широкое распространение идей миро­творчества в сфере культуры, искусства, образования, спорта, раз­вития межэтнических и межконфессиональных связей.

Кампании и программы, как правило, базируются на исполь­зовании многочисленных социально-культурных институтов: на­ционально-культурных центров и центров культуры мира на мес­тах, кафедр по преподаванию культуры мира как учебной дисцип­лины в образовательных и академических учреждениях. Они опи­раются на центральную и местную прессу, радио- и телеканалы, специальные веб-сайты в сети Интернет, библиотеки, культурные и творческие ассоциации, музеи и выставочные комплексы, на­ционально-культурные центры, издательства, многочисленные неправительственные, общественные организации и др.

Важную роль в этой системе занимает институт национально­го образования, представляющий одну из важнейших сфер соци­ально-культурной деятельности. Здесь наиболее эффективным средством решения проблемы приобщения учащейся молодежи и студентов к культуре мира является изменение содержания препо­давания и воспитания через создание и систематическое обновле­ние учебных предметов, программ, учебников и учебных пособий,

277


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

пронизанных идеями культуры мира и ненасилия, сотрудничества и партнерства.

В качестве субъектов и партнеров в сфере международного культурного сотрудничества выступают международные органи­зации и прежде всего Организация Объединенных Наций по во­просам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), созданная в 1945 году, множество международных, межгосударственных, межрегиональных ассоциаций, союзов, советов, обществ и других организаций, работающих в области культуры, науки, образова­ния, туризма, спорта, искусства, а также правительственные и не­правительственные учреждения и организации в каждой из стран.

Вопросы для проверки и самоконтроля к IIIразделу

  1. В чем опасность проявления стереотипов у людей, принад­
    лежащих к одной культурной группе (футбольных фана­
    тов, поклонников «звезды» эстрады или кино, любителей
    экстремальных видов спорта, коллекционеров и других)?

  2. К какой группе функций относится деятельность педагогов
    и тренеров, занимающихся выявлением и поддержкой де­
    тей с признаками одарённости: а) социальные функции, б)
    воспитательные функции; в) обучающие функции; г) мето­
    дические функции; д) другое?

  3. То же самое        определите в отношении специалиста-
    хореографа, проводящего мастер-класс.      Педагога, зани­
    мающегося иппотерапией в группе детей с нарушениями
    опорно-двигательного аппарата. Студентов, собравших
    трудных подростков в летнем спортивно-оздоровительном
    лагере.

  4. Приведите примеры из исторического и современного со­
    циально-культурного опыта России, когда культурные раз­
    личия между отдельными группами не разделяли людей.
    Почему это происходило? Какие выводы можно сделать из
    этого?

  5. Назовите основные структурно-функциональные компо­
    ненты, характерные для каждой из следующих сфер обще­
    ственной социально-культурной практики: досуга, искус­
    ства, образования, физкультуры и спорта, реабилитацион-

278

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

ной работы, межкультурного обмена и сотрудничества. Что у них общее, а что отличает друг от друга?

  1. Чем отличаются учреждения дополнительного образования
    от учреждений профессионального образования: а) про­
    граммами; б) профилем деятельности, в) добровольностью
    участия, г) уровнем подготовки; д) приемами и методами
    обучения; е) другое?

  2. Каким образом представителям двух российских культур,
    отчужденных друг от друга на протяжении почти всего XX
    века,    удалось    сохранить    ментальность    и    ценностно-
    смысловую идентичность в своей социально-культурной
    деятельности?

  3. На социально-культурном опыте российского общества
    приведите примеры      конвергенции - слияния, интеграции
    - разнородных духовных норм и ценностей, взаимоисклю­
    чающих друг друга позиций и тенденций в рамках единой
    российской культуры.

  4. Каким образом, по вашему мнению, дети и взрослые с аль­
    тернативным физическим и умственным развитием (инва­
    лиды) формируют свою культуру?    Что в данном случае
    требуется от социального педагога, организатора досуга?

  5. Почему некоторые люди проявляют больше сострадания к
    больным ангиной, гриппом, бронхитом, чем к детям и
    взрослым с альтернативным физическим или умственным
    развитием (церебральный паралич, полное или частичное
    отсутствие зрения и слуха, синдром Дауна, шизофрения)?

Виды учебной деятельности

В течение 1-2 недель обращайте особое внимание на объекты (здания, офисы, помещения учреждений культуры, спортивные сооружения и т.д.), которые вы посещаете; улицы, которые вы пе­ресекаете; виды досуга и творчества, которыми вы занимаетесь. Насколько они доступны ребенку или взрослому человеку без ног, слепому или слабослышащему? Как отсутствие доступа к соци­ально-культурной среде влияет на развитие их менталитета, само­оценку? Как сделать эту среду более доступной для инвалидов или лиц пожилого возраста?

279

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ПShape98 риведите конкретные факты и примеры социально-культурной дискриминации детей и взрослых-инвалидов, лиц по­жилого возраста в окружающей нас среде. Разработайте несколько практических стратегий для преодоления подобной дискримина­ции.

Сделайте анализ, каким образом окружающая среда, включая учреждения культуры, образования, досуга, спорта, приводит к социально-культурной дискриминации детей и взрослых с альтер­нативным физическим и психическим развитием. Какие барьеры здесь существуют и как их можно устранить?

Сравните культурные различия детей и взрослых из семей с низким и высоким доходами. Подготовьтесь к обсуждению на семинаре вопросов, каким образом эти различия могут повлиять на восприятие этих людей и отношение к ним в тех или иных постоянных и временных социально-культурных общностях -например, в группе туристов, в коллективе кружка или студии, на дискотеке, среди отдыхающих в пансионате или детском летнем оздоровительном лагере.

Возьмите интервью у человека пожилого возраста. Спросите, как часто он/она проводит свой досуг в кругу ровесников, какие чувства и эмоции испытывает при этом, с какими проблемами сталкивается. Поде­литесь результатами интервью на семинаре или практическом занятии.

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

РShape99 аздел III.

СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Система субъектов и межсубъектных отношений

Социально-культурную деятельность правомерно рассматривают как исторически сложившийся процесс педагогически организованного взаимодействия и сотрудничества множества субъектов, являющихся не только носителями определенных проблем в сфере культуры, образова­ния, искусства, досуга, но и генераторами конкретных идей, традиций, инициатив, технологий, направленных на решение этих проблем.

Социально-культурную деятельность характеризуют многообразие субъектов и специфика мотивов и проявлений их межсубъектных обще­ственных отношений - политических, экономических, социальных, куль­турных.

Понятие «субъекты социально-культурной деятельности» отлича­ется многозначностью. Это обусловлено тем, что сама социально-куль­турная деятельность тоже многозначна: индивидуальная и социальная (коллективная) культурная деятельность; профессиональная и непрофес­сиональная (любительская) деятельность; деятельность неформальная (нормативная), исторически сложившаяся на использовании сущест­вующих в обществе социальных норм (обычаев, нравов) вокруг какой-либо цели, ценности или потребности, и деятельность формализованная (учрежденческая), обладающая самовоспроизводством и имеющая опре­деленное общественное назначение.

Обобщенным субъектом социально-культурной деятельности явля­ется сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в том числе специалистов, ученых, управленцев, воспитателей и т.д.), которые в индивидуальном и группо­вом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участ­вуют в производстве, распространении и освоении культурных ценно­стей - культурных продуктов, благ и услуг. В современной парадигме социально-культурной деятельности в этом сообществе в качестве субъ-



280

281

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

еShape100 ктов выступают практически все - и создатели, и потребители культур­ных ценностей.

Многозначность субъектов социально-культурной деятельности объясняется еще и тем, что они как общественная и педагогическая сис­тема функционируют в различных сферах общественной практики.

К субъектам социально-культурной деятельности относятся много­численные социально-культурные институты, учреждения и организа­ции, с помощью которых прямо или косвенно осуществляются накопле­ние и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культуро­логических знаний. Классификация субъектов производится по целому ряду типологических признаков - территориальному, отраслевому, по виду принадлежности (собственности). Вот, например, как выглядит в обобщенном виде классификация субъектов по типологическому виду - форме принадлежности (собственности):

Классификация субъектов социально-культурной деятельности по типологическому признаку (форме принадлежности)



Формы принадлежности (собственности)

Виды коллективов                      ,

Государственная

Государственные (муниципальные) со­циально-культурные учреждения, орга­низации и предприятия

Кооперативная, акционер­ная

Акционированные социально-культурные учреждения, предприятия и организации

Частная, индивидуальная, семейная

Частные (приватизированные) социально-культурные учреждения, предприятия и организации, осуществляющие социально-культурную деятельность на условиях аренды, индивидуальной или семейной основе

Смешанная

Совместные (смешанные) социально-культурные учреждения, предприятия и организации

С точки зрения влияния на характер и содержание социально-куль­турной деятельности наиболее значимы такие социальные и культурные общности, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведе-

282

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

нShape101 ия досуга, а также различные социальнскгерриториальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т.д.). Например, семья осуществляет социализацию детей и подростков в ходе освоения ими нормативов общественной жизни, формирует у них чувство безо­пасности, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных пе­реживаниях, предотвращает психологическую неуравновешенность, по­могает преодолеть состояние изолированности и т.д.

Территориальная общность, ее состояние также влияют на характер поведения ее членов, в особенности в сфере неформальных контактов. Профессиональные группы, кроме возможности решения чисто профес­сиональных вопросов, формируют у их членов чувство трудовой соли­дарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, кон­тролируют поведение людей с позиций профессиональной морали.

Таким образом, массу и официально «узаконенных», и стихийно сложившихся общественных институтов неправомерно делить либо на только социальные, либо на только культурные. По своей сути они одно­временно и социальные, и культурные структуры.

Взаимодействие субъектов социально-культурной деятельности предполагает их единство в решении тех или иных острых проблем, как, например, социальная реабилитация инвалидов средствами культуры и искусства. Это взаимодействие четко просматривается и в процессе реа­лизации социально-культурной политики, которая осуществляется на нескольких уровнях. Первый из них — государственный, поскольку в осуществлении этой политики участвуют госбюджетные массовые и специализированные учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта — клубы, парки, музеи, библиотеки, школы, театры, ста­дионы и др. Второй уровень - негосударственный, неформальный -многочисленные общественные организации и движения, проводящие в жизнь социально-культурные проекты и программы главным образом по месту жительства. Третий уровень — семья, на которой лежит нелегкая, но святая обязанность, связанная с досугом и духовным ростом людей больных, с физическими недостатками.

Несовершенство социально-культурной политики часто справед­ливо объясняют тем, что в обществе пока не сложилась четкая система межсубъектных отношений в сфере культуры и искусства, оптимального распределения сил, средств и полномочий субъектов на федеральном, региональном, местном (локальном) уровнях.

Организационные формы взаимодействия субъектов социально-

283