Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9337

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

сShape81 оциальная коммуникация, рекреация, социализация не могут быть привнесены извне, благодаря чьим-либо субъективным же­ланиям, по шаблонным схемам. Любые социально-культурные реабилитационные проекты, программы, технологии, чтобы оп­равдать свое целевое назначение, не могут игнорировать особен­ности естественной культурной среды, духовные ценности, по­требности и интересы этих групп, их культурную самобытность, в которой отражается их взгляд на мир.

Дети и взрослые - инвалиды, представители старшего поколе­ния во многих случаях являются организаторами и непосредст­венными участниками творческих мероприятий, субъектами мно­гих культурных инициатив, носителями и хранителями общена­ционального культурного наследия, социально-культурного опыта и традиций. В своей интеграционной политике по отношению к людям с ограниченными возможностями государство и общество основной акцент переносят на их активное социально-культурное позиционирование, самодеятельность, самоутвер­ждение и самореализацию.

Такая интеграционная политика существенно отличается от практики государственного попечительства и патронажа, в кото­рой отсутствует активное деятельное начало. Во все времена ин­теграция помогала и помогает успешно противостоять элементам сегрегации в среде инвалидов и пожилых, их обособлению, отчу­ждению от контактов с окружающим миром.

Трудности, переживаемые в процессе экономических и соци­альных реформ, в первую очередь оказывают негативное воздей­ствие на социально-незащищенные группы населения. Социаль­но-культурная сфера существенно расширяет возможности для са­моопределения, социальной активности этой части населения в сфере культуры и досуга - это и развитие предпринимательской деятельности, индивидуального и семейного подряда.

Возрастает роль креативной педагогики, формирования у лю­дей с социальной недостаточностью желания и готовности участ­вовать в социально развивающих акциях, образовательных, худо­жественных, развлекательно-игровых, оздоровительных и других досуговых программах, в различных культурных движениях и инициативах. При этом необходима координация действий множе­ства параллельных структур, участвующих в реабилитационной

260

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

рShape82 аботе самостоятельно, но нередко дублирующих друг друга. Возникающее многообразие организационных субъектов, умелое использование их ресурсов и возможностей позволит обеспечить качественное обогащение форм и содержания социально-культурной реабилитации и поддержки людей с ограниченными возможностями.

6. Межкультурное сотрудничество

К одной из наиболее динамичных и перспективных сфер реа­лизации социально-культурной деятельности относятся междуна­родное культурное сотрудничество и межкультурный обмен.

Актуальность этого вида общественной практики особенно возрастает в период проведения по инициативе ООН «Междуна­родного десятилетия культуры мира и ненасилия» в интересах на­родов планеты (2001 - 2010). Сама суть такой инициативы за­ключается в налаживании диалога между цивилизациями, в недо­пущении того, чтобы объективно развивающиеся процессы глоба­лизации носили неуправляемый характер и наносили ущерб со­хранению культурной самобытности и цивилизационного разно­образия народов.

Культурное разнообразие столь же необходимо современному миру, как и обеспечение его политической многополюсности, пре­дотвращение притязаний на гегемонизм или национальную ис­ключительность .

Для более полного понимания сущности межнационального культурного сотрудничества и международного культурного об­мена как области общественной практики, в которой реализуется социально-культурная деятельность, остановимся на ключевых понятиях, а также принципах, субъектах, формах и нормативно-правовом регулировании, характерных для этой сферы.

Впервые термин «общее культурное наследие человечества» стал общепринятым в середине XX века. Конференция ООН в Думбартон-Оксе (1945г.) предложила рассматривать культуру как общее наследие человечества и приняла решение о создании в рамках ООН специального органа - ЮНЕСКО, на который были возложены координация и руково­дство вопросами интеллектуального сотрудничества на международном уровне. В Уставе ЮНЕСКО (ст. 1) записано, что эта организация преж-

261


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

дShape83 е всего заботится о сохранении и об охране всеобщего наследия чело­вечества - книг, произведений искусства и других памятников историче­ского и культурного значения. На признании ценности культурного на­следия человечества основаны практически все концептуальные доку­менты ЮНЕСКО.

Термин «общемировое культурное наследие» используется практически во всех документах ООН и ЮНЕСКО, касающихся взаимоотношений государств в области культуры. Так, например, в Гаагской конвенции ЮНЕСКО 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта говорится, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, явля­ется ущербом для культурного наследия всего человечества, по­скольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру». В том же документе содержится определение и такого ключевого понятия, как «культурные ценности каждого народа», входящие в общемировое культурное наследие. Этим термином обозначается совокупность культурных явлений, движимых и недвижимых культурных объектов, которыми обладают отдельно взятые стра­ны и народы.

В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст.27), каж­дый человек имеет право на пользование достижениями культуры как своего народа, так и других стран и народов. Следуя широкой трактовке этого права, его можно рассматривать как право на пользование дости­жениями мировой культуры, а не только культуры в рамках одного го­сударства. Для обеспечения этого права государства обязаны сотрудни­чать в области культуры, создавать для своих граждан самые благопри­ятные возможности и необходимые условия.

Социально-культурная деятельность является эффективным инст­рументом осуществления межрегиональных и международных связей в области культуры. Эта деятельность реализуется сегодня по определен­ным направлениям и формам. Среди них - культурные обмены как про­дуктами социально-культурной деятельности (фильмами, спектаклями, предметами живописи и скульптуры и т.д.), так и художественными кол­лективами, делегациями, отдельными исполнителями; защита культур­ных ценностей с помощью различных форм и способов как в мирное время, так и в периоды военных конфликтов; совместная деятельность представителей различных стран по созданию культурных ценностей, по проведению научных исследований в библиотеках, архивах, музеях, на

262

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

рShape84 аскопках историко-культурных памятников; организация разномас­штабных фестивалей, конкурсов, традиционных праздников в честь зна­менательных дат и юбилеев; экспортно-импортная деятельность, связан­ная с покупкой и продажей произведений искусства и литературы через аукционы или на основе межгосударственных договоров.

Методологически важным для общественной практики соци­ально-культурной деятельности является понятие принципов как фундаментальных положений и правил, на которых основываются многочисленные акции и контакты в области межнационального культурного сотрудничества и международного культурного об­мена.

Как правило, здесь выделяют общие (базовые) и частные принципы. К общим (базовым) относятся зафиксированные в Дек­ларации Генеральной Ассамблеи ООН (1970) принципы междуна­родного права, распространяющиеся не только на политические и экономические, но и на социальные и культурные отношения и связи между государствами: запрещение угрозы силой и исполь­зования силы; уважение государственного суверенитета; невмеша­тельство во внутренние дела; равенство и право на самоопределе­ние; мирное разрешение споров; обязательное исполнение обяза­тельств.

Частные (специальные) принципы сформулированы в Декла­рации принципов международного культурного сотрудничества ЮНЕСКО (1996) и включают в себя: равенство культур госу­дарств, народов, наций, народностей, национальных и этнических групп; служение культуры делу мира; взаимовыгодность культур­ного сотрудничества; обязательность защиты культурных ценно­стей во время мира и во время войны.

Реализации перечисленных принципов подчинена вся социально-культурная деятельность, направленная на международное взаимодей­ствие и сотрудничество в таких областях духовной жизни, как художест­венная культура, политическая культура, бытовая культура, мораль, пра­во, наука и т.д.

В настоящее время множество акций, связанных с межгосударствен­ным культурным сотрудничеством и межкультурным обменом, прово­дится в рамках развития идеи общемировой межнациональной культу­ры, широко известной в последние годы под термином «культура ми­ра». Организация Объединенных Наций объявила 2002-2010 годы

263


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

«Shape85 Международным десятилетием культуры мира и ненасилия». В самом понятии «культура мира» подчеркивается многозначность множества факторов, которые могут как содействовать, так и препятствовать ук­реплению мира. В этой связи существенную роль приобретают кон­цепции, выводы, предложения и рекомендации по использованию практического потенциала социально-культурной деятельности как средства реализации доктрины культуры мира.

Сама идея культуры мира станет всеобщей только после того, как ее воспримет и осмыслит значительная часть стран и индивидов, обра­зующих мировое сообщество. Любые попытки утвердить концепцию культуры мира в глобальном масштабе останутся бесплодными, пока в качестве основы не будет достигнуто равновесие альтернативных культур внутри каждой страны, каждой семьи, каждого взятого в от­дельности человека.

В самом обращении к термину «культура мира» подчерки­вается многообразие социальных, конфессиональных, этнокуль­турных и других факторов, которые могут как содействовать, так и препятствовать укреплению мира, эффективно противо­стоять проявлениям экстремизма, насилия, неуважительного от­ношения к правам и свободам граждан.

Государствам- членам ООН предложено в ходе десятилетия уделять больше внимания деятельности по пропаганде культу­ры мира и ненасилия, содействовать любым поощряемым формальным и неформальным её проявлениям, на местном, ре­гиональном, национальном и международном уровнях разви­вать партнерские отношения и обмен информацией, участво­вать в проведении специальных крупномасштабных мероприя­тий, отвечающих интересам человечества, грядущих поколе­ний.

Миротворческая деятельность как профилактическая превен­тивная работа, направленная на устранение или хотя бы смягчение конфликтообразующих моментов, приобретает все большее число сторонников. По существу программа культуры мира как антипода логики войны и насилия предполагает установление такого со­стояния общества, при котором при решении любых спорных во­просов на всех уровнях общения будет доминировать отказ от лю­бого военного противостояния, от насилия, от нанесения ущерба возможным оппонентам. Человечеству предлагается единственно

264

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

вShape86 озможный альтернативный путь перехода от логики силы и стра­ха к логике разума и доброжелательности во всех сферах об­щественной деятельности.

Проблема выстраивания и реализации программных положе­ний требует серьезной теоретической разработки, развития кон­кретных технологий, формирования специальных знаний, умений и навыков.

Вместе с тем концепция культуры мира не является возвраще­нием к практике бытовавшего во второй половине XX века массо­вого движения защитников мира, выступавших за предотвращение третьей мировой войны и угрозы использования оружия массового уничтожения в глобальном масштабе. Ничего общего эта концеп­ция не имеет с предпринимавшимися несколько десятилетий назад попытками развернуть в различных, главным образом слабораз­витых, странах деятельность волонтеров из так называемого меж­дународного «Корпуса мира». И, наконец, в корне неверно ото­ждествлять концепцию культуры мира с якобы модернизирован­ной формой пацифизма, начисто отвергающего любую войну ис­ходя из идеи «непротивления злу насилием».

Укажем на несколько характерных черт, отличающих про­грамму культуры мира и ненасилия от предшествующего практи­ческого опыта в области миростроительства. Во-первых, это не просто кратковременная кампания, а длительный, рассчитанный на многие годы процесс, требующий продолжительной, разнооб­разной по форме и содержанию настойчивой работы. Во-вторых, миротворческая деятельность, в отличие от многих других обще­ственных практик, характеризуется полисубъектностью, много-уровневостью, вторжением в самые сокровенные секторы общест­венных отношений - экономических, политических, культурных, социальных. В-третьих, программу культуры мира и ненасилия нельзя эффективно реализовать в одной, отдельно взятой стране, в отрыве от процессов, происходящих в регионе или мировом со­обществе в целом.

Актуальность и гражданская востребованность программы культуры мира и ненасилия определяются тем, что коренные во­просы, касающиеся будущего развития мира в XXI столетии, ос­таются и по сей день открытыми, что мир по-прежнему сохраняет биполярность, что сегодня как никогда становится актуальной

265


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

идея предупреждения конфликтов через воспитание, особенно для стран и народов, раздираемых гражданскими войнами, межэтни­ческими и межконфессиональными столкновениями, идеологиче­ской конфронтацией.

Реализуя концепцию культуры мира, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью разрешения противоречия, возникающего перед представителями разных стран и народов: с одной стороны, стрем­лением сохранить свою включенность в общемировой социокультур­ный контекст и сотрудничество, а с другой -желанием не порывать с истоками своей национальной культуры. Сутью и смыслом док­трины культуры мира может и должна стать выработка такой систе­мы, которая с максимальной полнотой и в реальных масштабах времени могла бы обеспечить возможность представителям различ­ных национальностей: во-первых, самоидентифицироваться как носи­телям своей национальной культуры, уклада жизни своего народа, его традиций, норм и ценностей; во-вторых, создать условия для их вступления в равноправный диалог с инокультурным окружением; в-третьих, включиться в современные общемировые культурные про­цессы.

На протяжении последних лет ведутся поиски наиболее эффективных средств и способов использования социально-культурной деятельности как инструмента межкультурного общения и взаимопонимания. Всё более очевиден тот факт, что наряду с экономикой и политикой социально-культурная сфера есть и остается важным фактором регулирования не только внутренней жизни, но и взаимоотношений между странами.

Следует особо подчеркнуть практическую значимость двух понятий, принципиально важных для осуществления воспитатель­ной работы в рамках программы культуры мира и ненасилия. Речь идет об утверждении в качестве доминирующих и об адекватном восприятии на всех языках и континентах таких терминов, как «диалог» и «взаимная толерантность».

В широком смысле, опираясь на изначальную емкость и зна­чимость этих понятий для реализации программы, нам предстоит в долгосрочной перспективе определить те опасные для всего циви­лизованного человечества рубежи, за которыми любовь перераста­ет в ненависть, вера - в безграничный фанатизм, а толерантность -в безразличие и равнодушие; за которыми интерес к культурному

266

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

нShape87 аследию перерастает в культурную ограниченность, а историко-патриотическая работа превращается в почву для взращивания на­ционализма и нетерпимости.

Как постоянно функционирующий социальный институт, культура мира не подлежит какому-либо искусственному конст­руированию либо директивному введению с помощью решения законодательного или исполнительного органа власти. Институт культуры мира нельзя культивировать в приказном порядке. Его можно терпеливо взращивать, опираясь на инициативу разных со­циальных слоев населения, обеспечивая государственную и обще­ственную поддержку распространению идей и практического опы­та отдельных лиц и организаций.

Именно поэтому инициаторы проекта программы культуры мира и ненасилия не пошли по пути создания формализованных структур - организации официального межведомственного коми­тета - и разработки соответствующего плана или программы ме­роприятий. Они совершенно справедливо полагали, что такой шаг с самого начала существенно ограничил бы участие неправитель­ственных, гражданских организаций, сковывал инициативу парт­неров, особенно неформальных организаций, отдельных групп добровольцев. Такая ситуация вступает в явное противоречие с целевой установкой проекта, делающей его «пилотным», - пробу­дить к жизни миротворческие устремления рядовых граждан, сде­лать их восприимчивыми к духу и ценностям культуры мира.

Более продуктивным подходом представляется рассмотрение культуры мира не как учебной дисциплины, рассчитанной на пре­подавание в образовательных и академических учреждениях (1), не как системы региональных центров на местах, осуществляю­щих принятые ими собственные локальные программы мероприя­тий по культуре мира (2), не как ограниченной временными рам­ками информационно-просветительной кампании, обладающей мощными средствами и каналами трансляции (3), а прежде всего в качестве крупнейшего межнационального социально-культурного института нормативного типа, который представляет собой сово­купность норм, идей, взглядов, традиций, принципов, отношений, которыми руководствуются отдельные страны и народы в своей общественной практике в области миротворчества и мирострои-тельства.

267


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красипъников. Социально-культурная деятельность

Суть и смысл общественного назначения такого института культуры мира достаточно четко отражены в документах третьей консультативной встречи партнёров по реализации проекта в ре­гионах России. Как социально-культурный институт, культура ми­ра строится на «принципиально иной этике отношений, основан­ной на взаимном уважении, толерантности и диалоге как между разными этническими, религиозными и социальными группами, так и внутри этих групп, равно как и на формировании особого внутреннего мира и равновесия в душе каждого отдельного чело­века».

Полисубъектность культуры мира как современного межна­ционального института определяется целым рядом её характерных черт и особенностей.

Здесь прежде всего следует подчеркнуть включенность этого института в многочисленные виды общественных практик и куль­турных правоотношений, в которых, собственно, и реализуется сегодня социально-культурная деятельность большинства юриди­ческих и физических лиц как внутри каждой страны, так и за её пределами. Сегодня сферами реализации принципов и идей куль­туры мира и миротворческой деятельности являются образование,) культура и искусство, досуг и досуговая деятельность, физическая культура и спорт, средства массовой информации и общественные связи, социально-культурная реабилитация незащищенных групп населения и др.

Это, в свою очередь, означает, что широкомасштабная задача реального воплощения бытующих в мировом сообществе норм и принципов культуры мира и ненасилия, осуществления эффектив­ного миротворческого воспитания может быть решена усилиями многочисленных субъектов социально-культурной деятельности начиная с отдельной личности и института семьи и кончая широ­кой сетью учреждений и организаций, связанных с изучением, ос­воением, развитием и трансляцией огромных информационно-образовательных потоков, конкретизирующих цели и задачи по­строения культуры мира и ненасилия на уровне сообщества.

Решение этой поистине глобальной задачи невозможно без ввода в действие научно обоснованного комплекса методов и тех­нологий межсубъектного взаимодействия и сотрудничества этни­ческих, конфессиональных и социальных групп, межкультурного

268

Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

дShape88 иалога и партнерства, развития культурного обмена, межлично­стных и межнациональных коммуникаций, охраны всемирного культурного и природного наследия.

Одной из разновидностей культуры мира как социально-культурного института является поликультурная среда, исполь­зуемая в качестве инструмента поликультурного общения и обра­зования. Педагоги разных стран настойчиво говорят о необходи­мости баланса в популяризации и освоении традиций и опыта раз­ных культур.

Подрастающему поколению, незнакомому с иными культура­ми, кроме своей, грозит вкусовой эгоцентризм, склонность судить о других культурах по собственным стандартам. Само наличие полиэтнического, многокомпонентного в культурном отношении населения в крупных городах (например, в таком мегаполисе, как Москва) заставляет подчинить поликультурное образование и вос­питание созданию условий для взаимопонимания различных групп, общин и этносов, формированию терпимости и взаимного уважения, выявлению общих ценностных ориентиров и культур­ных универсалий. Отсутствие взаимопонимания, связанное с эле­ментарной поликультурной неграмотностью, может обернуться проявлениями культурной нетерпимости, враждебности и даже действиями антикультурного агрессивного характера.

Поликультурная среда создает благоприятные возможности для «кросс-культурного» художественного восприятия и мышле­ния. Большинство исслед' вателей приходит к выводу о необходи­мости следования трем главным принципам, обеспечивающим благоприятное течение и результативность межкультурного взаи­модействия и взаимопонимания: равный статус участников, их действительно тесное, а не формальное и не поверхностное, взаи­модействие, наличие у них общей цели.

Например, педагоги московского Центра творческо-эстетического центра «Гармония» считают, что поликультурное воспитание и образование детей можно начинать с раннего возрас­та, но при этом доминирующими должны быть отечественные культурные традиции. Основное время в работе Центра отводится освоению фольклора, сказок, истории христианства, проведению детских праздников музыкально-поэтического и изобразительно-театрального характера.

269